Проб истин в фил. Осн конц. Ис



Истина - это адекватная информ. о объекте, получаемая посредством чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ. как субъективная реальность в ее информ. и ценностном аспектах. Ценность знания определ. мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.

Знание есть отражение и сущ. в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж. наличного бытия, но также и прошлого. Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ. действия в настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективн. действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

Итак, заблуждения имеют и гносеолог. и психологические, и соц основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.. б. как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное мышление.

Научное познание по своей сути невозможно без столкнов. различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает,” - говорил Гете.

Гораздо сложнее все в обществ науках, в частности в истории. Тут и доступность источников, и их достоверность и политика.

Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад. множеством свойств и связан бескон. числом связей с окруж. миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относит. знаний закл. в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж. объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено верное знание о чем-либо.

К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д. Абс. истина - это такое содержание знания, кот. не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин абсолютное примен. и и к любой относит. истине: поскольку она объективна, то в кач. момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб. истины есть наращивание моментов абсолютного. Новые теории явл. более полными и глубокими по сравн. с предыдущими. Но нов. истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб. истин. (Теор. относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).

Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ. свойств, тенденций его развития. Так истинность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлена если не известны условия места, времени..., в кот. они сформулированы. Суждение, верно отраж. объект в данных условиях, становится ложным по отнош. к тому же объекту в иных обстоятельствах (кипение воды при100 град).

Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивид. особенностями. В силу этого наряду с обобщенным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстр. истины, она всегда конкретна. Истинны ли к примеру принципы клас. механики? Да, но в опред. пределах. И так для люб. истины.

Что дает людям гарантию истинности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц – крит. истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное.

Выдвигался и такой крит. истины, как общезнанчимость: истинно то, что соотв. мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

Сущ. и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот. хорошо работают (полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл. о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Крит. истины закл. в практике. Именно в практике должен чел. доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов мышления гласит: некое полож. явл. истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж. термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ. действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания.

В кач. критерия истины практика раб. не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованной форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованная практика. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ. действий и всей системе дух. культуры.

Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. “ Атом неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постоянно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

25. Пон прир в фил и наук. Проб взаим чел и прир.         Под природой в широком смысле понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм, в более узком смысле - совокупность естест­венных условий существования человеческого общества. В этом смысле понятие природы характеризует место и роль природы в системе истори­чески меняющихся отношений к ней человека и общества. Понятие при­роды употребляется также для созданных человеком материальных ус­ловий его существования - «второй природы».

Природа представляет объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания (с точки зрения идеалистов - наоборот). Природа находится в вечном развитии, не имеет ни начала, ни конца во времени и пространстве. Человек является частью природы, ее высшим продуктом, познавая законы природы, человек воздействует на нее, за­ставляет ее служить своим целям.

Взаимодействие общества и природы носит конкретно-исторический характер. В зависимости от характера деятельности чело­века во взаимоотношениях общества и природы можно выделить не­сколько этапов:

1) относительное единство человека с природой (период присваиваю­щей экономики), 2) отделение человека от природы, (период произ­водящей экономики), 3) противопоставление человека природе в связи с развитием научно-технического прогресса. Следствием этого является возникновение экологического кризиса, возникновение реальной угрозы всему живому на Земле.

Такая ситуация создает объективные предпосылки для складыва­ния нового подхода, основанного на идее сбалансированного и ответственного управления социальными и природными процессами и условиями.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!