Иррацион в фил. Фил идеи Шопенг. Фил жизни Ницше.



К середине ХIХ-го века в западноевропейской философии на передний план выдвигаются иррационалистические концепции. Одна из них - «философия жизни», - выступала за реабилитацию жизни, против ее обеднения рассудочным, политическим, экономическим, утилитарным подходом. «Жизнь» - центральное понятие этой философии - заменило понятие «бытие». Бытие - статика, жизнь - движение. Индивид подчинен потокам жизни. Жизнь как поток неуловима рассудочными методами познания. Ее познание осуществляется на основе переживания и сопереживания (понимания), интуиции, веры, любви.

Ницше дал этическую концепцию «философии жизни». Он заменил понятие «воли к жизни» «волей к власти». «Жизнь, - по его мнению, - стремится к максимуму чувства власти». Общепринятая мораль, по Ницше, парализует волю к власти, проповедуя любовь к ближнему. Поэтому, считал он, «воля к власти» превыше моральных, религиозных и иных норм. Мораль, согласно этому мыслителю, препятствует самовыражению человека, поэтому нужно провести переоценку ценностей. При этом сильный человек должен быть свободен от моральных ценностей, не связан моральными нормами. Субъектом морали он выдвигает сверхчеловека. Неверно истолкованный философский смысл этого понятия был заимствован нацистской идеологией. Но антибуржуазная направленность учения Ницше противоречила этой идеологии. Ницше был противником массового сознания. Его сверхчеловек – это гармонический человек, в котором достигается совершенство моральных, интеллектуальных и физических качеств. Сверхчеловек - это цель человечества. Обычный человек, по Ницше, это «мост» к совершенному сверхчеловеку.

 

Основн пробл в фил экзистенц.

Экзистенциализм или философия существования (Хайдеггер, Яс-перс, Сартр, Камю) выдвинул на передний план проблему человека. Экзистенциализм как философия человека выступал против философии вещей, против философии сущности. Человек, согласно экзистенциали­стам, не инструмент познания или производства. Человек не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие. Он должен занять в этом мире активную жизненную позицию.

Экзистенциализм в отличие от рационалистической, традиционной философии интересует индивидуальная, неповторимая личность. Личности присущи: индивидуальность, смысл, знания, ценности. Они образуют «жизненный мир» – мир духовности, субъективности. Это основное понятие экзистенциализма и является объектом философского осмысления.

Экзистенциализм радикально противопоставляет общественное и индивидуальное бытие. Человек, по их мнению, не определяется сущностью, которой нет ни в природе, ни в обществе. Имеет значение только существование человека. Существование предшествует сущности - это основная установка экзистенциализма. Это значит, что человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а только потом определяется сам как личность.

По экзистенциализму, человек это временное, конечное бытие, предназначенное к небытию. Небытие - это самоочевидная, абсолютная граница человеческого бытия. Эта тема представлена в экзистенциализме учением о «пограничных ситуациях». Пограничные ситуации – предельные жизненные обстоятельства – ставят человека перед выбором. Выбор обусловлен случайностью человеческого бытия, его заброшенностью в этот мир. Человеку нет опоры для выбора в чем-то помимо него самого. Человек сам себя определяет, он сам выбирает те или иные ценности и идеалы. Вместе с тем, он выбирает всех людей, утверждая своими действиями их ценность. Отсюда у человека тревога за все человечество. Человек способен творить себя и мир других людей потому, что он свободен. Свобода, согласно экзистенциализму – фундаментальная характеристика человеческого существования. От человека зависит очень многое и ему не надо ссылаться на «обстоятельства».

16. Особен руск фил. Осн темы рус фил.      Искания русской философской мысли ХVI-ХVШ вв. проходили в противоборстве двух тенденций. Первая основывалась на неповторимом своеобразии русской духовной жизни. Вторая - стремилась вписать Россию в европейскую культуру. В XIX в. первую тенденцию продолжили славянофилы, вторую - западники. Славянофилы (Хомяков, Киреевский, Самарин) опирались на православно-русское направление в общественной мысли России. Проблему свободы и необходимости, индивидуального и церковного начала они решали на основе понятия соборности. Это понятие означает стремление к единению на основе духовной общности. Они критиковали западноевропейскую культуру за распад общества на эгоистических индивидов. Общинное устройство русской жизни они считали особым путем в историческом развитии. В.С. Соловьев – основатель русской религиозной философии. На основе христианства он строил мировоззрение объединяющее религиозную и общественную жизнь. Исходя из идеи соборности Соловьев выдвигает идею всеединства.

Всеединство имеет у него не только общественное, но и всеохватывающее, космическое значение. Истина для него есть сущее всеединое. Т.е. истина должна быть, существовать, быть всем, множеством и быть единым, охватывающим все множество. Активная идея всеединства получает у Соловьева название Софии-мудрости. Поэтому его учение называется софиологией. София у него есть связующее звено между Творцом и творением. Эта связь сближает Творца и человечество. На этой основе Соловьев создает учение о богочеловечестве. Целью и смыслом истории для него является одухотворение человечества, т.е. осуществление богочеловечества. Идея всеединства в познании предстает как принцип цельного знания, объединяющего научное, философское и религиозное знание.

Интеллектуализму Соловьева в русской религиозной философии противостояло антиинтеллектуалистическое направление. (Шестов, Булгаков, Флоренский). Оно отстаивало несовместимость веры и разума. Действительность в нем представлялась как иррациональная, абсолютно непознаваемая. Антиинтеллектуализм обосновывался им с помощью принципа антиномизма. Антиномизм, по их мнению, указывая на противоречия разума, обнаруживает его недостаточную силу в познании конечных тайн бытия. Религиозный антиинтеллектуализм пришел со временем к откровенному мистицизму.

Белор философия.

В своем становлении и развитии белорусская философия прошла ряд этапов:

1. Эпоха Средневековья (кон. Х-ХV вв.). Христианизация общества обусловила теоцентризм мышления. Философия понималась как «муд­рость вообще», преобладали религиозно-этические и социально-политические проблемы. Философское осмысление мира свойственно работам К.Туровского, К.Смолятича, житийной литературе, флорилегиям. Историософия представлена в общерусском ("Повесть временных лет") и белорусско-литовском летописании.

2. Эпоха Возрождения и Реформации (ХVI-нач.ХVII вв.), когда получили развитие идеи гуманизма, антропоцентризма, свободомыслия, веротерпимости. Они были свойственны Ф.Скорине, С.Будному, В.Тяпинскому, М. Литвину, А.Волану, др. В предисловиях к издаваемым книгам Библии Скорина сформулировал идеал национальной жизни. Его составляющие - идеи интеллектуализма, просветительства, патриотизма, общественного согласия, толерантности, высокой нравственности, родного языка и культуры, диалога Востока и Запада. В трактате К.Лыщинского «О несуществовании бога» наиболее ярко были выражены идеи материализма и атеизма. Ренессансное развитие было прервано Контрреформацией и введением Брестской церковной унии (1596 г.). В развернувшейся полемике вокруг унии главное внимание уделялось историческим судьбам славянства, перспективам национальной культуры.

3. Философия Нового времени (сер.ХVП-нач. XX вв.), в которой доминировали проблемы гносеологии, антропологии и социальной философии. Еераспространение происходило в условиях политического кризиса Речи Посполитой, феодально-католической реакции. Реставрация схоластики соседствовала с развитием эклектического мышления (А.Скорульский, С.Шадурский, Б.Добшевич). Во вт.пол.ХУШ - нач.ХVII вв. формируются просветительские идеалы, значительное развитие получает натурфилософия, логика, теория познания (филоматы, А.Довгирд, др.). Идеи материализма и деизма выявляются в трудах К.Нарбута. В XIX - нач. XX вв. формируется либерально-демократическая мысль (В.Дунин-Марцинкевич) и революционно-демократическая философия (К.Калиновский, Ф.Богушевич, Я.Купала, Я.Колас и др.). Центральное место занимают темы народа, национального возрождения, свободы и социальной справедливости, освобождения человека труда. На рубеже столетий распространяется марксизм.

4. Философия 20-90 гг. XX в. В этот период формируется профессиональная философская школа, центрами которой становятся Академия Наук и Белгосуниверситет. Доминирующее положение занимает марксистская философия. В 1921 г. издается первый учебник по диалектическому материализму. Главное внимание советские философы уделяли онтологии, гносеологии, логике, научному атеизму. С 60-х гг. самостоятельный статус приобретает проблема истории философской мысли в Беларуси (А.Майхрович, С.Подокшин, Е.Прокошина и др.). В связи с общественными преобразованиями 90-х гг. происходит деидеологизация философской науки. Как наиболее значимые разрабатываются проблемы философии науки и образования, истории философии, национального самосознания, правового государства и демократизации общества.

Онтолог как фил учен о бытии

Учение о Б. - онтология - одна из центр. проблем Ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде. Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли чел. Природа, чел., мысли, идеи, общество сущ; различные по формам своего сущ-я, они обр. единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (чел., идеи, мира в целом), а более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди, состояния) вместе с их св-вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в мире. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме.

19.Диал как фил конц разв. Осн зак диал.        Как философская концепция диалектика есть учение о всеобщей связи и развитии в материальном мире и познании. Отсюда два ее прин­ципа: всеобщая связь и развитие через противоречие. Из первого прин­ципа следует, что все связано со всем, и мир, познание имеют систем­ную организацию. Общие, существенные, необходимые и устойчивые связи получили название законов. Из второго принципа следует, что мир и познание - саморазвивающиеся системы. Развитие осуществляется пу­тем преодоления количественных изменений качественными, новым старого. Саморазвитие возможно в силу присущей материальному миру и познанию внутренней противоречивости. Наиболее полно его выражают три закона. Закон противоречия («ядро диалектики») раскрывает причину, источник развития, отвечая на вопрос, почему возможно развитие. Закон отрицания отрицания характеризует развитие со стороны изменчивости и в то же время преемственности, что и определяет на­правление развития. Снятие (в терминологии Гегеля) представлений о развитии в виде стрелы и круга приводит к образу спирали. На новых витках спирали отдельные стороны, свойства, черты развивающегося объекта повторяются.

Принципы, законы и категории диалектики взаимопроникают, предполагают друг друга, образуя целостную теоретическую, исторически развивающуюся систему. В ее развитии можно выделить ряд этапов. Первый этап — античная диалектика со свойственной ей стихийностью. Второй - идеалистическая диалектика Гегеля со свойственной ей ограниченностью. Третий этап - марксистская материалистическая диалектика. В ней снята ограниченность гегелевской диалектики.

Диалектика как философский метод требует подходить к изучению любого объекта всесторонне, системно, в конкретных обстоятель­ствах, а также рассматривать его в развитии со свойственными ему про­тиворечиями. Основные альтернативы диалектики - догматизм (абсолютизация устойчивости) и релятивизм (абсолютизация изменчивости).

20. Фил пон мат. Прост и время как формы сущ материи.             Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, кот. дана ч-ку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается, нашими ощущениями, существующая независимо от них. В этом определении выделено 2 признака материи:

1) Признание первичности материи по отношении к сознанию (объективность ощущения)

2) Признание принципиальной познаваемости мира. Ленин разграничивает философское

понимание материи и естественнонаучные знания о существующем мире.

Ленин способствовал преодолению кризиса в физике, связанного с включением принципа структурности материи и делимости атомов в научную картину мира.

Пространство - это взаимное расположение материальных объектов, их способность занимать объем, иметь протяженность, их свойство иметь определенную структуру, форму. Время - это длительность существование процессов, продолжительность изменения, смена состояний объектов.

Ритмичность - это всеобщее свойство пространства и времени:

- объективность

- безграничность

- бесконечность

- единство прерывности и непрерывности

Особенные свойства пространства:

- трех мерность и симметричность

Особенные свойства времени:

- одномерность

- одно направленность

- необратимость

В истории философии существовали две основные концепции пространства и времени:

1) Субстанционная. Пространство и время понимается как субстанции,

т.е. самостоятельное существование независимо от материальных тел. Пространство - это пустое вместилище тел, а время как вместилище событий. Естественнонаучное обоснование этой концепции механическая картина мира.

2) Реляционная. Пространство и время понимается как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Естественнонаучное обоснование - это теория относительности Эйнштейна. Общая и специфическая теории относительности Эйнштейна подтверждают связь пространства и времени между собой и с материальными носителями.

Пространство и время абсолютны как всеобщие, бесконечные вечные формы бытия материи. Они относительны, т.к. их свойства зависят от отдельных материальных систем. Пространство обладает количественной бесконечностью. Это не имеющая ни начала ни конца связь существующих материальных предметов, процессов. Качественная бесконечность пространства - это бесконечное многообразие различных уровней организации материи и их пространственных свойств. Бесконечность времени связана с вечностью материи. Конечность пространства - это прерывность, дифференцированность материи. Конечность времени - это конечность существования отдельных материальных систем. Конкретные представления о пространстве и времени меняются с развитием познания. Различают структурные уровни организации материи характеризующиеся специфическим, пространственно-временными особенностями.

21. Пробл созн в фил. Осн фил подх к анал созн.            Сознание изучают многие науки: Философия, кибернетика, логика, медицина и т.д.

Фил. пытается обобщить все имеющиеся знания о сознании. Дает целостное представление о нем. Попытка решения проблемы сознания в истории фил. сопровождалась противопоставлением материализма идеализму, метафизики диалектике, естествознании религии. 1-ая попытка решить проблему сознания проявл. в анимизме (вера в душу). Идеи о бессмертии души стали основой идеалистических воззрений. 2-ая - гелозоизм приписывает психологические процессы всем телам природы. 3-я многие философы и особенно естество испытатели, враги отождествляли психическое с его физиологической основой. Идеалистическое направление в фил поставило проблему активности сознания, но сознание выделялось из матер. мира и понималось как самостоятельная созидательная сущность (сознание творит мир). Материалисты до Маркса недооценивали активную роль в сознании.

Дуализм объясняет материю и сознание как самостоятельные сущности, независимые друг от друга. Сегодня материалистическая диалектика опирается на все предыдущие достижения философии и считает, что сознание отражает мир, но твори его. Не допустимо, как отождествлять материю и сознание, так и противопоставлять их. Они находятся в сложном взаимодействии и диалектическом единстве. Основой такого взаимодействия явл. материя. Сознание можно рассмотреть в четырех аспектах:

1) сознание, как продукт общественно исторического развития (истор. аспект)

2) сознание как функциональное св-во мозга.(антологический аспект)

3) сознание, как идеальное отображение действительности (гносиологический)

4) знание как регулятор деятельности ч-ка. (праксиологический аспект)

Все эти аспекты анализа сознания рассматривают отношения материи и сознания. М/у сознанием и материей сущ. различия и единства. Различие:

1) сознание - не материя, одно из его св-в, кот. возникает на опр. ступени развития.

2) образы внешних объектов, которые составляют содержание сознания отличаются от

самих объектов, как их идеальные копии.

Единства:

1) сознание и мозг тесно связаны как свойства и субстрат, которому св-ва принадлежит.

2) идеальные образы сходны с вызывающими их объектами. Абсолютное противопоставление материи и сознании возможно только в рамках основного вопроса фил., когда речь идет о мировоззренческой ориентации в понимании сознания. В др. случаях противопоставление теряет смысл:

1) Сознание - несамостоятельная субстанция, а атрибут материи

2) Сознание включено во всеобщее взаимодействие, что исключает всякое первичное или вторичное.

3) Вторичность сознания имеет генетическую обусловленность.

Проблема познан в филос.

В основе познания лежит отражение объективного мира в мозгах в форме идеальных образов.

Основные принципы познания:

1. объективность рассмотрения познаваемого предмета

2. наши восприятия, представления - идеальные образы

предметов

3. проверка этих образов, отделение истинных от ложных

даётся практикой

Познание - высшая форма отражения и обладает своей спецификой.

1. познание - сущностное отношение к миру

2. познание - творческое отражение окр. мира

3. познание регулирует преобразующую деятельность

человека

Основная проблема гносеологии - вопрос о соотношении объекта и субъекта познания. В истории Ф. долго не учитывалась активность субъекта познания.

Субъект познания - представитель общества, включённый в систему различных общественных отношений с др. людьми, использующий инструменты, предметы и средства духовной и материальной культуры.

Объект познания - совокупность предметов и процессов окр. действительности, которая была или будет вовлечена в деятельность общества как коллективного

субъекта познания.

Познание - активный творческий процесс.

23. Наука и ее соц культ статус. Спец науч позн.    Научное познание - это специализированная исследовательская деятельность, направленная на получение объективного, достоверного, систематического знания о явлениях действительности, их законах.

Научное познание отличается от обыденного, результаты которого фрагментарны и поверхностны, и от художественного, осуществляюще­гося в эмоционально-образной, а не понятийно-логической форме.

Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания.

Классификация методов научного познания:

I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного познания

II. с учётом уровней познания выделяют методы

эмпирического и теоретического исследования

III. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания.

Методы эмпирического исследования:

- наблюдение

- эксперимент

- сравнение

- измерение

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов.Измерение - даёт количественную сторону явления.Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов.

Методы теоретического исследования:

1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть законы его развития. Выделяют 2 этапа теоретического анализа:

1).образование абстракций, в которых фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному;

2).движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление сущности явления

2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве

3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. Логики

4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковые

Обще логические методы познания:

- анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части

- синтез - воссоединение целого из частей

- индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер

- дедукция - рассуждения от общего к частному

- аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах

- абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств

- обобщение - установление общих признаков ряда объектов.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!