Эмпир в фил нов врем (Ф Б, ДЛ)



В конце 16 - нач. 17 в. возник. капит. отн-я, что изм. дух. жизнь о-ва.. Религия утрач. господств. вл-я на р-е науки и ф., возн. нов. мир-е, отвеч. интересам р-я науки о прир. Усилия ученых концентр. на собир., опис. и классиф. фактов. На целое смотрят как на мех. сумму частей, а отд. части нередко надел. св-вами целого. Такие приемы распр. и на ф., что прив. к созд. эмпиризма. В Новое вр. перед ф. на одно из первых мест выдвин. задача создания и обосн-я методов науч. позн-я. Одним из первых, кто сознат. приступил к разраб. науч. метода на осн. наблюд-я и поним. природы - Бэкон. Гл. произв. Б. “Новый Органон”: матер. взгляды на прир. и обстоят. обоснов. индуктив. методу и его роли в позн. (2я важн. раб. - утопия “Новая Атлантд.” - важн. роль науки и техники для р-я пр-ва и о-ва в целом). Высш. задачей ф. Б. считал завоевание прир. и соверш-е чел. жизни. Знание станов. силой, если оно опир. на иссл. явл-й природы и руководств. познанием ее законов. Предметом ф. должна быть материя, а т ж. разл. и многообр. ее формы. Б. - родонач. материл-ма Н. вр. В поним. материи он не был типич. механицистом и гов. о качеств. разнородности материи, имеющ. многообр. формы движ-я (19 видов, в т.ч. сопротивл, колеб.). Вечность материи и движ-я не нужд. в обосновании факт. Б. остаивал познаваемость прир., считал, что этот вопр. реш. не спорами, а опытом. Процесс обобщения есть индукция. И. исх. из ощущений, отд. фактов, шаг за шагом без скачков подним. до общ. полож. Гл. задача - созд-е нов. метода позн-я. Суть: 1) наблюдение фактов; 2) их системат. и классиф.; 3) отсечение ненужн. фактов; 4) разлож-е явл-я на сост. части; 5) проверка фактов на опыте; 6) обобщение. Б. эмпирик: позн-е нач. с чувств. данных, кот. нужд. в эксперим. проверке и подтвержд., следоват. судить о явл. природы следует лишь на осн. опыта. Б. так же. считал, что позн-е должно стрем. к раскрытию внутр. прич. - следоват- связей и законов прир путем обраб. данных орг. чувств и теор. мышл.. Поставил вопр. о необх. единства чувств. и рац-го. Однако недооценивал роль теор. мышл., полагался на индукт. метод. В целом ф. Б. предс. собой попытку создания эффект. способа позн-я природы, ее причин, законов.

Рационал в фил нов врем (Р Дек)

Д. родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную “протяженную субстанцию”.

Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исх. пункт он принимает сомнение в общепринятом знании (так как такого тезиса он не нах. в схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т. о. сомнение - достов. факт, то оно сущ. лишь поскольку сущ. мышление, лишь поиск я сам сущ в качестве мыслящего. (Я мыслю следов. я сущ) Это положение и есть искомая достоверная опора знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он есть р-т интуиции ума.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум.

В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд. дедукции.

Вооруженный интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в случае если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4 требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот. предсавл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.; 4.не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования.

Фил учен И Канта

Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник классической немецкой философии. Он осуществил творческий синтез эмпиризма и рационализма, создав теорию познания, которая подчеркивает, что человеческое познание не пассивно копирует внешний мир, а конструирует познаваемые объекты. Кант признавал реальное существование «вещей в себе», однако считал их непознаваемыми. Ощущения, вызываемые действием этих «вещей в себе» упорядочиваются человеческим сознанием с помощью доопытных форм чувственности (пространства и времени), благодаря чему выстраиваются образы познаваемых предметов. Эти образы подвергаются исследованию человеческим рассудком с помощью доопытных универсальных форм мышления - категорий, что позволяет сформировать законы, которым подчиняются явления природы. Опираясь на чувственный опыт и доопытных (априорных) формы чувственного и рассудочного познания, человек выстраивает картину природы, которой все причинно обусловлено, подчинено законам. Попытка выйти за пределы опыта и определить, каков мир сам по себе, ведет по Канту, к неубедительным выводам или к неразрешимым противоречиям.

Человек, по Канту, принадлежит не только к миру природы, но и к миру свободы, поскольку он сам, опираясь на свой разум, определяет себе закон. Кант признает человека как мыслящее существо высшей ценностью. Абсолютный закон нравственности, по Канту, состоит в том, что человек всегда есть цель и никогда не должен выступать средством, поэтому человек должен действовать так, чтобы правило, которому подчиняются его поступки, могло служить принципом деятельности всех людей.

12. Фил сист Гегеля.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1801) - создатель наиболее цельного и масштабного учения объективного идеализма, основу которого составляет идеалистическая диалектика. По Гегелю, подлинное и всеобъемлющее бытие есть абсолютная идея, толкуемая как саморазвивающееся понятие. Развитие идеи вызывается ее внутренними противоречиями. Три части философского учения Гегеля - «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». В «Науке логики» изображается саморазвитие идеи от ее самой начальной, абстрактной ступени понятия о бытии и вплоть до высшей, наиболее богатой содержанием: ступени, когда понятие становиться конкретным. Достигнув полноты своего понятийного содержания, идея по Гегелю, превращается в природу. В природе, как считал Гегель, нет развития, а есть лишь многообразие предметов, процессов. Природа есть среда, чуждая для идеи, и если природа есть отрицание идеи в форме понятия, то отрицание природы есть дух. Только человек есть мыслящий дух, и субстанция духа - это свобода. В своей философии духа Гегель дает идеалистическое изображение мировой истории как процесса, восхождения ко все более высоким ступеням свободы. Идея, мышление выступают по Гегелю как подлинный субъект; отдельные личности и даже целые народы - это лишь проявление саморазвивающейся идеи.

Гегелевская диалектика как учение о саморазвитии, вызываемом внутренними противоречиями, и системы категорий, раскрывающая логику этого развития, оказали огромное влияние на последующее развитие философии.

Основ пол марксист уч об общ

К.Маркс - создатель философии диалектического материализма. Как социальный философ он доказывал, что свободный человек в реальной практической жизни доказывает действенность и могущество своего сознания. Диалектический материализм утверждает: 1) все в мире есть движущаяся материя; 2) сознание - свойство человека и человечества, развившееся для отражения объективной реальности; мир познаваем, возможно установление объективных истин; 3) материальный, в том числе и социальный, мир закономерно изменяется. Люди, знающие законы саморазвития мира, способны сознательно участвовать в практическом преобразовании природы и общества. Исходя из этих посылок, марксизм заложил основы материалистического понимания истории. Маркс описал строение буржуазного гражданского общества. В «Капитале» он показал, как на основе объективно складывающихся экономических отношений между людьми в современном ему обществе возникают класс буржуа - эксплуататоров и класс наемных рабочих - пролетариев. По Марксу, все антагонистические общества - рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое - рождаются и исчезают по объективным законам, создаются и гибнут в борьбе классов. Он утверждал возможность сознательного построения людьми бесклассового общества - коммунистического. Методология материалистического диалектического мышления вооружает людей методами познания закономерностей развития природы и общества. Социальные воззрения марксизма подверглись жесточайшей ревизии и критике со стороны, как его последователей, так и противников.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!