Основ фил идеи эпохи Возрож. 



Филос и миров. Функ фил. В сист культ.Мировоззрение - это наиболее общая система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации Субъектом мировоззрения выступает как отдельная личность, так и социальная группа. В состав мировоззрения входят обобщенные знания (повседневные, профессиональные, научные), ценности (нравственные и эстетические), на основании которых человек вырабатывает свою программу поведения. В мировоззрении необходимо различать такие понятия как мироощущение и миропонимание. Мироощущение человека зависит от эмоционального настроения (оптимистическое и т п). Миропонимание состоит из жизненно-практического и теоретического. Выделяют три основных типа мировоззрения мифологическое, религиозное и философское. Мифологическое мировоззрение возникает на ранних стадиях развития общества и представляет собой способ антропоморфного понимания природных и социальных явлений Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответст­вующее поведение, которое основывается на вере в сверхъестественное Религия возникает тогда, когда появляется теоретическое мышление, отрыв мысли от действительности. Долгое время религия была основой того мировоззрения из которого люди черпали моральные и общемировоззренческие установки. Но она сменяется третьим типом мировоззрения - философией, которая поставила на передний план интеллектуальные аспекты мировоззрения. В центре миропонимания – разум. По-новому осмысливаются мифы, в объяснении явлений используются логический анализ, обобщения, выводы, доказательства Философия рассматривается как теоретически обоснованное мировоззрение. Философия как мировоззрение тесно связана с искусством и наукой. Искусство - одна из форм общественного сознания, которая специфически осваивает духовный мир человека. Философские идеи выражаются в таких видах искусства как литература, кино, живопись, театр.

ОВП Онт и гнос стор ОВП

Основной вопрос философии сформулировал Энгельс , - есть вопрос об отношении мышления к бытию. Суть: как соотносятся материальное и идеальное, дух и природа.

Выделяют две стороны этого вопроса: 1) Что является первичным 2) Познаваем ли мир. В зависимости от ответа на первую сторону вопроса философы подразделяются на материалистов и идеалистов. 

Материалисты за первичность берут материю, сознание рассматривается ими как отражение материального мира в их понимании.

В практике нельзя абсолютно разграничить материальное и идеальное. Идеалисты считают за первичное духовное, идеи. АНТОЛОГИЯ - раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие понятия и категории сущего. Проблема бытия активно разрабатывается в древнегреческой философии. Элеаты, в частности Парменид, считал, что бытие есть, а небытия нет, что бытие вечное и неизменное единство. ГНОСЕОЛОГИЯ- раздел философии, изучающий природу познания и его возможности, отношение знания к реальности.

Станов древ греч фил Гр-я нат фил

Др. гр. Ф. (дгф.) возникла в ионийских городах зап побережья мал Азии, основ. греками. Первые учения - г. Мелет 7-6 в. днэ. - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практ деятельностью.

ФАЛЕС.  

Все произошло из некоего влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все произошло из нее, вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движ. др. вещи - они имеют душу.

АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещество из которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.

АНАКСИМЕН. Время завоевания Милета персами. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух - это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддержив. воздухом.

Они создали солнечные часы, были естествоиспытателями.

Элиаты искали неподвижную сущность, закон развития материального мира, но не нашли ее в идеальном мире бытия. Зенон доказал, что движение - кажущееся явление.

Атомисты восприняли эту идею (Демокрит,.). Бытие – это атомы, мельчайшие, неделимые до бесконечности материальные частицы различающиеся по форме и порядку расположения . Сочетание этих частиц рождает вещи. Движение атома объясняется их тяжестью и столкновением с др. атомами. Мир, космос – движение атомов. Солнце – в центре космоса, вокруг них вращаются планеты.

Атомистическая теория оказалась плодотворнее – законы Ньютона, таблица Менделеева.

Гераклит и его стихийная диалектика (учение развития, Ф-кий метод V вднэ)открыл причины движения, усмотрев их в борьбе противоположности всего сущего; борьба движет и определяет количественные изменения вещей, процессов, к-рые нарушают меру предмета и вызывают его новые качества.

Фил идеи Сократа и Платона

Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Сократ -- принципиальный враг изучения природы. Работу разума человека в этом направлении он считал безбожеством. Он считал, что мир есть творение “божества” великого и всемогущего. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли.

Получается, что основной вопрос философии Сократ решает как идеалист: природа - это нечто не стоящее внимания философа, важнейшимдля него является дух, сознания. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.

Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенных задач. Цель: глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Задаче нахождения "всеобщего" должен был, способствовать его особый философский метод. "Сократический" метод, его задача обнаружение "истины" путем беседы, спора В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины".      Плат:

Основной вопрос философии он решает однозначно – идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является лишь “тенью” и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинного истинного познания. Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой, материей в себе) существует по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия.

По Платону душа – бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует вечно. Тело подчиняется ей. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей:

1. разум,

2. воля и благородные желания

3. влечение и чувственность.

Платон считает искусство лишь подражание материальному миру, т. е. неподлинному бытию. А так как чувственно воспринимаемый мир он считает подобием идей, то искусство для него лишь подражание подражанию.

Фил идеи Аристотеля

По Аристотелю, мир вещей , воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно существующего: чувсвенные вещи непрерывно рождаются и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего постоянного, прочного, совершенного и истинного. И все же вещи не полностью отделены от истинно существующего, они все каким-то образом причастны ему.

По Аристотелю, движение является такой же основной категорией, как и материя и как форма. Аристотель ставит вопрос о возможности самой категории движения. Он выделил четыре принципа существования всякой вещи как организма: материя, форма, действующая причина. Последним принципом существования всякой вещи по Аристотелю является цель. Цель - специфическая категория, ни на что другое не сводимая. Аристотель своей теорией четырехпринципной структуры вещи исходил исключительно из того, что каждая вещь есть результат творчества.

По Аристотелю Ум и есть высшая степень бытия. Никакие философы до Аристотеляне допускали в Уме существование материи. Никто так остро и принципиально не противопоставлял материю и Ум, как это сделал Аристотель. Аристотель создал три концепции Ума - перводвигателя. Первая концепция - чисто платоническая. Она сводится к тому, что Ум является наивысшим и окончательным бытиём. Ум - есть не что иное, как царство богов. Во второй

концепции, Ум у Аристотеля есть мышление, и мышление самого же себя, т.е. "мышление мышления". Ум содержит в себе свою собственную умственную материю, которая даёт ему возможность быть вечной красотой. Третья концепция Аристотеля - Ум, который движет решительно всем , и поэтому он есть жизнь как вечная энергия.

Аристотель говорил: "Платон мне друг, но истина дороже". И вся жизнь Аристотеля состояла в бесконечном стремлении найти, проанализировать, схватить истину, докопаться до смысла окружающего мира.

6. Поздн ант фил. Скепт, Эпикур, стоики        3 этап связан с развитием эллинистической философии, меняется проблематика философствования: больше внимания уделяется самому процессу познания (стоики, скептики), они пытаются выделить такие впечатления, которые бы соответствовали истинному познанию, но, в большинстве своем, сомневаются и не доверяют чувственному познанию. Этическая проблематика выступает на переднем плане (Эпикур, стоики). Римская философия продолжает традиции эллинистической: больше внимания науке, этике, логике. Роль античной философии в развитии духовной культуры человечества заключается в том, что античная философия поставила практически все проблемы онтологии, гносеологии, антропологии, которые развивались в дальнейшем.

7. Осн проб средн фил. Патр, схол.Средневековая христианская философия развивалась в период господства феодализма (V-ХV вв.).

В развитии средневековой философии следует выделить два основных периода - патристики и схоластики. Патристика (учение отцов церкви) представляет собой совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских писателей и религиозных авторитетов 2-8 вв. н.э. Патристика прошла два этапа своего развития. Первый этап Наиболее известными представителями патристики в это время являются Юстин, Афинагор, Климент Александрийский, Ориген. Для данного этапа характерна апологетика. Видной фигурой второго этапа является Августин Блаженный. В IV-VIII вв. патристике присуще развитие идей единства веры и знания, союза философии и теологии.

В VIII веке начался период схоластики (школьной философии). Ее основы были заложены Иоанном Дамаскиным. В развитии схоластики выделяется три этапа: ранний - VШ-ХП вв., расцвета - XIII в., поздний -ХIV-ХУ вв. Схоластика усматривала цель философии в обосновании христианской догматики. 

Основ фил идеи эпохи Возрож. 

Эпоха становления раннебуржуазной культуры в Европе 14-16 вв. получила название Возрождения. В этот период на новом, более высоком уровне возрождается духовное наследие, образ жизни античности. На базе этой культуры формируется противоположное средневековому ренессансно-гуманистическое мировоззрение. Гуманизм как ведущий принцип философии Возрождения утверждал достоинство и права человека, его ценность как личности. В центре внимания оказывается не бог с идеей загробного спасения, а человек и его земное предназначение (антропоцентризм). Развивается идея об абсолютной духовной свободе человека, его неограниченных возможностях по отношению к самому себе, познанию, творчеству, миру.

Важная черта Возрождения - ориентация на искусство, саму эпоху можно назвать художественно-эстетической. Утверждается идеал всесторонне развитой личности, человека-Творца, Мастера. Крупнейшие гуманисты - Петрарка, Данте, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Коперник и др. сыграли огромную роль в становлении светской культуры, искусства, передового естествознания. Высший итог в развитии философии Возрождения - натуралистический пантеизм Дж. Бруно. Он отверг религиозно-идеалистическое учение и развивал материалистическое представление о мире, закономерностях его бытия и развития. Согласно его концепции о бесконечности Вселенной, космос един и многообразен, существует по тем же законам, что и Земля. В эпоху Возрождения также возникла социальная утопия (Т.Мор, Кампанелла), развивалась политическая мысль (Н.Макиавелли). История начинает трактоваться как результат целенаправленной деятельности людей, а не как "божественный промысел". Социально-политические философы считали необходимым совершенствование существующего общества, государства, права. Видоизменилась и религиозная мысль. В реформаторских учениях М.Лютера и Ж.Кальвина основная роль отводилась уже не свободной воле человека, а личной вере, предопределенности человеческой деятельности.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!