Этническое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства.



 

Сегодня современная школа находится в разнообразной богатой культурной среде, которая может обеспечить каждому ребенку, независимо от происхождения и семейных традиций, пространства для развития в широком контексте. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности. Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры ученика.Актуальным становится воспитание эмоциональной отзывчивости и чувства уважения к культуре народа другой национальности параллельно с формированием осознания своего национального «я». Изучение регионального искусства является важным компонентом художественного образования. Именно через искусство и культуру своего народа, созвучие основных тем в искусстве разных народов, принципы народного и декоративно-прикладного искусства народов мира возможно эффективное приобщение детей к многообразной, интересной яркой сокровищнице мировой художественной культуры.Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне гармонически развитой личности, патриота своей Родины, человека высоко- нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.В настоящее время возрождается интерес к изучению народной культуры, традициям народного декоративного искусства. Приобщение к «народному искусству» происходит не только через восприятие, но и через практическую деятельность «единства» и взаимодействия искусства с жизнью. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. Моя семья – моя Родина - моя Земля. Этим трем этапам соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание. Если эти этапы пройдены с опорой на возрастные особенности школьника, выпускник школы найдет своё место в современном сложном многополярном мире, став достойным представителем своего народа и своей страны, не теряющим культурной самоидентификации на протяжении своей жизни.


22. Духовные ценности, формируемые на занятиях по изобразительному искусству, и их роль формировании личностных качеств учащихся.

 

Духовная культура учащихся, в пределах учебного предмета “Изобразительное искусство,” понимается нами как качество личности, сформированнное ценностыми знаниями и эмоционально-чувственными переживаниями эстетического многообразия реальной действительности, в том числе и природы, выражающее её способность различать эстетические, художественные, нравственные, этнические, экологические, патриотические и идеологические ценности, принятие их в качестве ориентиров личностного поведения, общения и деятельности.В следствие чего, сущность формирования компетентности педагогов-художников в области воспитания духовной культуры учщихся определяется наличием у них духовных ценностей, обеспечивающих возможность приобщать к ним подрастающие поколения

Набор свойств, качеств, уникальных особенностей предмета, указывающий на его универсальную социокультурную значимость в области искусства. Свойства художественной ценности – всё, что в картине (скульптуре, инсталляции и т.п.) нельзя взвесить, пощупать, измерить, т.е. они не материальны. С педагогической точки зрения ценность художественного произведения мы определяем, помимо его живописных, пластических и т. п. свойств, какие ценности оно пропагандирует, насколько оно значимо для формирования духовной культуры школьников.

Художественную ценность произведения искусства определяют его форма и содержание, сила эмоционального воздействия на зрителя пластического языка и идей, воплощённых в той или иной художественной форме

2.Ценности эстетические включают в себя: эстетическое, прекрасное, гармония, возвышенное, катарсис, трагическое, комическое, изящное.

В соответствие с нашим подходом, в ценности эстетические включаем выразительность объектов и явлений природы, обозначаемые как величественное, грациозное, берёза кудрявая, небо бездонное и т. п.

Выразительность – совокупность внешних чувственно-воспринимаемых признаков объекта действительности.

3. Нравственные ценности – честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надёжность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной форме собственности, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.

4. Экологические ценности.   Природа – первооснова красоты. Красота природы легко ранима и беззащитна перед хозяйственной и иной деятельностью человека в природе.

5. Этнические ценности.

Толерантность, терпимость любовь к Родине, справедливость трудолюбие, умение сообща решать все вопросы, миролюбие.

6. Патриотические ценности - любовь к Родине, к родной природе, бережное отношение к материальным и духовным ценностям этноса, его культуре, традициям, обычаям, самоценность культуры каждого народа, проживающего в Республике Беларусь, чувство ответственности, чувство долга перед своим народом.           

7. Идеологические ценности – идеалы государства, программы, лозунги, формы и способы их достижения и т.д.), государственные символы.


23. Методика работы над этюдом пейзажа.

 

Приступая к работе над этюдом необходимо найти главное в композиции пейзажа. Натурный мотив изучается с разных точек зрения, откуда выполняются пробные наброски, зарисовки. Выбирается наилучшая точка зрения, анализируются различные варианты этюда. В каждом намечаются высота горизонта, места пространственных планов, ритмический строй форм.

Графические и живописные поиски композиционных решений позволяют найти их линейные или тонально цветовые различия, контрастные отношения предметов по величине и удаленности, по цветовому оттенку насыщенности и светлоте. Далее путем отбора лучших «заявок» на композицию этюда выбирается необходимое решение.

Главное в подготовительной работе над этюдом — увидеть натурный мотив и найти его композицию. Затем выполняется рисунок под живопись, ведется цветовое построение этюда и его завершение в соответствии с композиционным замыслом. Вместе с тем, последовательность этапов этюда (композиция – подготовительный рисунок – живопись — завершение) довольно относительно.

Определенность состояния достигается в композиции этюда главным образом путем быстрого выбора и запоминания характерных качеств цветового состояния среды, ее больших отношений в определенном масштабе светлот и цвета, соответствующих конкретному состоянию натуры.

Таким образом, эскиз композиции этюда формируется в ходе созерцания натуры, в результате активного запоминания первого впечатления, путем чередования графических и живописных поисков в набросках, зарисовках и этюдах – нашлепках.

24. Методика работы над натюрмортом.

Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее удачную, обратив внимание на эффекты освещения, то есть с какой точки зрения более интересно выглядят формы предметов.

Начинать рисунок всегда нужно с композиционного размещения изображения. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно.

В большинстве случаев зрительный центр не совпадает с композиционным, зависящим от расположения главного предмета, вокруг которого группируются остальные. Ведь пространственное положение предметов относительно друг друга в изображении зависит и от выбора точки зрения, которая непременно влияет на компоновку натюрморта в задуманном формате.

Учителю следует также показать правильную и неправильную компоновку рисунка на листе.

Вначале, легко касаясь карандашом бумаги, намечаем общий характер формы предметов, их пропорции, а также расположение в пространстве.

 Вырисовывать и уточнять контур предметов сразу не следует; главное - определить размеры и пропорции каждого из предметов  Свето-теневая проработка, проработка цветом.

В конце урока педагог должен организовать повторение и закрепление теоретического материала по изобразительному искусству.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 546; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!