Задания для практической работы



 

Составить таблицу для сравнения видов манипуляторных устройств ввода.

 

Таблица 14.1 – Сравнение манипуляторных устройств ввода

Наименование Принцип действия Достоинства Недостатки Возможности применения
Трекбол        
Джойстик        
Трекпоинт        
Тачпад        

 

Контрольные вопросы

 

1 Каким образом осуществляется ввод информации при помощи манипуляторов?

2 На какие типы делятся манипуляторы? Какие устройства относятся к каждому типу?

3 Какие из рассмотренных манипуляторов обеспечивают высокую точность указания позиции курсора?


Практическое занятие № 15

«Изучение способов оцифровки звука»

 

Цель работы:изучить способы ввода звуковой информации в компьютер.

 

Студент должен

уметь:

эксплуатировать и обслуживать средства вычислительной техники;

 

знать:

основные периферийные устройства и их работу.

 

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Для преобразования звукового сигнала в цифровой код используются специальные устройства ввода, расположенные на звуковой плате. Поскольку ЭВМ работает с дискретными сигналами-импульсами, а звук представляет собой непрерывно изменяющийся сигнал, для ввода звуковых сигналов необходимо их преобразовать их в аналоговый электрический сигнал и оцифровать.

Выделяют три способа оцифровки звуковых сигналов:

1 Аналого-цифровое преобразование по принципу измерения напряжения;

2 Время-импульсное кодирование аналогового сигнала (клиппирование);

3 Спектральный анализ.

 

Рисунок 15.1 – Принцип действия измерительного АЦП

Амплитуда аналогового сигнала измеряется через определенные промежутки времени – кванты. Полученные числовые значения являются цифровыми величинами, характеризующими аудиосигнал. Величина промежутков времени, через которые производится измерение амплитуды аудиосигнала, называется шагом квантования.

Клиппирование аналоговых сигналов заключается в фиксации моментов времени, когда акустический сигнал, увеличиваясь, достигает верхней критической (заранее определенной) амплитуды (ВКА) и, уменьшаясь, – нижней критической амплитуды (НКА).

Значения верхней и нижней критических амплитуд подбираются экспериментально. Весь процесс клиппирования выполняется по строгому алгоритму:

- при достижении увеличивающимся аналоговым сигналом уровня верхней критической амплитуды фиксируется время, и цифровой выход включается в 1;

- при достижении уменьшающимся аналоговым сигналом НКА фиксируется время, а цифровой выход переключается в 0.

 

Рисунок 15.2 – Формирование выходного сигнала при клиппировании

 

Временные параметры аналогового сигнала: длительность импульсов и длительность пауз, являются цифровыми значениями аналогового сигнала.

Аналого-цифровое преобразование на основе спектрального анализа заключается в том, что звуковые колебания сложной формы раскладываются на ряд гармоник. Частоты и амплитуды, характеризующие гармонические составляющие аудиосигнала, и являются оцифрованным звуком.

Для хранения оцифрованного звука, особенно полученного при помощи аналого-цифрового преобразования, требуется сжать информацию. Различают сжатие с потерями и без потерь.

На данный момент самым известным и популярным из распространённых форматов цифрового кодирования звуковой информации с потерями является MP3.

В формате MP3 используется алгоритм сжатия с потерями, разработанный для существенного уменьшения размера данных, необходимых для воспроизведения записи и обеспечения качества воспроизведения очень близкого к оригинальному. Принцип сжатия заключается в снижении точности некоторых частей звукового потока, что практически неразличимо для слуха большинства людей. Данный метод называют кодированием восприятия. При этом на первом этапе строится диаграмма звука в виде последовательности коротких промежутков времени, затем на ней удаляется информация не различимая человеческим ухом, а оставшаяся информация сохраняется в компактном виде.

MP3 файлы могут создаваться с высоким или низким битрейтом, который влияет на качество файла-результата. Битрейт (Bit Rate) – количество бит, используемых для кодирования одной секунды звукового файла. Степень сжатия можно варьировать, в том числе в пределах одного файла. Интервал возможных значений битрейта составляет 8 — 320 кбит/c. Для сравнения, поток данных с обычного компакт-диска формата Audio-CD равен 1411,2 кбит/c при частоте дискретизации 44100 Гц.

Существует три режима сжатия:

- CBR расшифровывается как Constant Bit Rate, то есть Постоянный битрейт, который задаётся пользователем и не изменяется при кодировании произведения. Таким образом каждой секунде произведения соответствует одинаковое количество закодированных бит данных (даже при кодировании тишины). CBR может быть полезен для потоков мультимедиа данных по ограниченному каналу; в таком случае кодирование использует все возможности канала данных. Для хранения данный режим кодирования не является оптимальным, так как он не может выделить достаточно места для сложных отрезков исходного произведения, при этом бесполезно тратя место на простых отрезках. Повышенные битрейты (выше 256 кбит/c) могут решить данную проблему, выделив больше места для данных, но зато и пропорционально увеличивая размер файла.

- VBR расшифровывается как Variable Bit Rate, то есть Изменяющийся Битрейт или Переменный Битрейт, который динамически изменяется программой-кодером при кодировании в зависимости от насыщенности кодируемого аудиоматериала и установленного пользователем качества кодирования (например, тишина закодируется с минимальным битрейтом). Этот метод MP3-кодирования является самым прогрессивным и до сих пор развивается и улучшается, так как аудиоматериал разной насыщенности может быть закодирован с определённым качеством, которое обычно выше, чем при установке среднего значения в методе CBR. Плюс к тому, размер файла уменьшается за счёт фрагментов, не требующих высокого битрейта. Минусом данного метода кодирования является сложность предсказания размера выходного файла. Также минусом является то, что VBR считает «незначительной» звуковой информацией более тихие фрагменты, таким образом получается, что если слушать очень громко, то эти фрагменты будут некачественными, в то время как CBR делает с одинаковым битрейтом и тихие, и громкие фрагменты.

- ABR расшифровывается как Average Bit Rate, то есть Усредненый Битрейт, который является гибридом VBR и CBR: битрейт в кбит/c задаётся пользователем, а программа варьирует его, постоянно подгоняя под заданный битрейт. Таким образом, кодер будет с осторожностью использовать максимально и минимально возможные значения битрейта, так как рискует не вписаться в заданный пользователем битрейт. Это является явным минусом данного метода, так как сказывается на качестве выходного файла, которое будет немного лучше, чем при использовании CBR, но намного хуже, чем при использовании VBR. С другой стороны, этот метод позволяет наиболее гибко задавать битрейт (может быть любым числом между 8 и 320, против исключительно кратных 16 чисел метода CBR) и вычислять размер выходного файла.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 926; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!