Все повторяется снова, только в более убыстренном варианте.



Огонек» знакомства   «Это первый «огонек» в отряде. Он определяет эмоциональный настрой и содержание взаимоотношений в первые дни существования отряда». Первый «огонек» принято называть «огоньком» знакомства. Но это «знакомство» особое, оно не ограничивается сведениями об именах, увлечениях, месте жительств и т.п. Цель «огонька» знакомства - сформировать у каждого ребенка представление об отряде и о себе в этом отряде, о предстоящей смене, о перспективах своего участия в программе смены. Именно на первом «огоньке» вожатый пытается обратить внимание ребят друг на друга, снять конфликт адаптации, мотивировать подростков на дальнейшее знакомство друг с другом, сплотить отряд. Вожатому необходимо учитывать ряд условий: - Вожатый готовит и ведет этот «огонек» сам, от начала до конца. Скажем так: это его подарок ребятам. - Вожатый комментирует высказывания подростков, контролирует темп и тональность разговора, следит за настроением и вниманием детей, обобщает сказанное, делает выводы.  - Вожатый предлагает форму проведения «огонька», показывает на собственном примере, как и что надо говорить, как вести себя на “огоньке”. - Вожатый произносит вступительную и заключительную речи. Методика построения «огонька» знакомства может быть, например, такой. Вечером отряд собирается на своем отрядном или костровом месте в лесу. (Место встречи готовит вожатый сам). Вожатый внимательно следит за тем, чтобы все сидели в кругу. Тихонько запевает песню, ту, которую все знают или разучили накануне. По окончании песни вожатый говорит о том, что сегодня впервые весь отряд собрался вместе у «огонька». Такие вечерние сборы в лагерях принято называть «огоньком». Ребята собираются вот так, все вместе, поют песни, разговаривают. Они обсуждают прошедший день, те дела, которые провели, те отношения, которые существуют в отряде. Ведут откровенный разговор о том, что их волнует.      В конце «огонька» вожатому вновь надо взять слово - обобщить все, что было сказано (и показано) на «огоньке», подчеркнуть, что отряд обязательно «получится», что каждый сможет проявить себя, реализовать свои мечты, желания. «Но на этом «огонек» знакомства не заканчивается. Необходим последний, завершающий эмоциональный аккорд, чтобы придать всему произошедшему оттенок лиризма и теплоты. Достигается это с помощью вечерней песни и вечерней речевки». Вот так заканчивается первый «огонек» в отряде. Итак, что в «огоньке» знакомства должно быть обязательно и чего не должно быть: а) выступление-представление каждого ребенка, но, если ребенок отказывается говорить, не заставляйте его делать это; б) рассказ вожатого о традициях лагеря; в) особый доброжелательный эмоциональный настрой. а) нельзя обезличивать «огонек», превращать его в знакомство делегаций или групп; б) нельзя подменять «огонек» пением песен или чтением стихов (всё должно быть строго дозировано); в) не нужно практиковать чаепития и угощения, это снижает особый эмоциональный настрой. «Огонек» прощания   Это последний «огонек» в вашем отряде. К нему мысленно готовятся и ребята, и вожатые за несколько дней до окончания смены. Особому эмоциональному состоянию способствует атмосфера предстоящей разлуки.  Прощальный «огонек» имеет свою специфику, отличающую его от всех других «огоньков», свои особенности: - «отряд находится на высшей точке своего развития как коллектив. Близкая разлука окрашивает взаимоотношения в теплые и трогательные тона»; - специфический, эмоциональный фон, на котором проходит «огонек» прощания. Последний «огонек» как «старт новой жизни отряда уже за пределами лагеря. Создание именно такого эмоционального настроя – одна из главных задач «огонька» прощания»; - содержание разговора. Это не просто ответы на вопросы: что было хорошего, плохого и прочее. Это разговор о том, что сделал каждый представитель отряда, каким он стал, что в нем изменилось, что и как будет у каждого из ребят после лагеря. Прощальный «огонек» вожатый готовит сам. Если «огонек» прощания проводится в виде тематического «огонька», то это могут быть формы «огонька-мечты», «огонька-фантазии». Все обсуждение строится в плане значения прошедших дней, проведенных дел для послелагерной жизни. На таком «огоньке» велик удельный вес песен, можно слушать музыку, читать лирические стихи, рассказывать легенды, притчи.     Зачастую на прощальном «огоньке» отряд договаривается о будущей встрече и о переписке. Это очень ответственный момент. По существу так обсуждается форма существования отряда после разъезда. Не каждому ребенку удается легко перенести момент расставания. А на прощальном «огоньке» в ребенке зарождается мысль, что он не останется один. Он сможет переписываться с ребятами и вожатыми, делиться мнениями и суждениями, жизненными планами и глубоко личными тайнами. Он может встретиться со своими друзьями, приехать в гости. Подобные мысли помогают легче отнестись к моменту расставания. Итак, что должно быть обязательно и чего не должно быть в прощальном «огоньке»: а) настрой оптимизма; б) атмосфера сдержанной грусти (иногда на прощальных «огоньках» дети тихо плачут, но вожатый не должен допускать громких рыданий и истерик); в) размышления над дальнейшей перспективой (договоренность о встрече, переписке, пожелания). а) поспешного разговора; б) нескончаемого потока слез. Елена Лаврентьева, «Солнечный» Мой дом «огонек» знакомства Давайте домами дружить! Кирпичными и крупноблочными, Кооперативными, прочными – Любыми, в которых нам жить! Давайте дружить! Цель: формирование позитивного отношения подростков друг к другу, расширение представлений подростков о себе, предоставление возможности всем участникам лучше понять других ребят, познакомиться с ними поближе. Оборудование: свечи, листы бумаги, мольберты или подставки, их заменяющие, разноцветные карандаши, фломастеры, маркеры, буквы «Мой дом – моя…», стулья по кругу. Фонограммы: «Дом» Е. Куменко, «Мой дом летает…» В. Долиной, «Пожелание» и «Песенка об открытой двери» Б. Окуджавы, «Маленький принц» М. Таривердива и Н. Добронравова. Ход дела: Вступительное слово ведущего о назначении встречи. Мы не будем говорить об обыкновенных домах, в которых живем, речь пойдет о «Я» каждого из нас. Давайте попробуем увидеть себя с непривычной точки зрения. Мы слишком часто навешиваем на себя ярлыки и с неудовольствием обнаруживаем, что играем надоевшие роли, что мы уже не живые люди, а удобные для окружающих типы, и это сильно осложняет нам жизнь и общение с людьми. Каждый участник рисует дом – видимый (внешний) образ своего «Я». Ведущий: У каждого человека есть свое представление о себе – снаружи и издалека – его представительский фасад для предъявления разнообразной публике. Как велико здесь разнообразие вариантов! Один дом – это набор праздничных огней, другой – настойчиво сер и, как в осажденном городе, накрыт маскировочной сеткой. Чей-то дом сделан добросовестно и со вкусом. А какой фасад у вашего дома? Он гармоничен, ярок, с хорошей отделкой? Или вял и невыразителен? Изобразите дом - образ «внешнего» себя, каким вы его представляете, какой он, на ваш взгляд, есть.                       Давайте нарисуем дом,                       Чтоб на окне свеча горела,                       Чтобы друзья пришли на свет,                       Чтоб песни радостные пели,                       Для нас без песен дома нет.                Давайте нарисуем дом,                Где б на окне цветы стояли,                Где все придумаем мы сами,                А вечером за крепким чаем                Беседу с вами проведем.                       Давайте нарисуем дом,                       Чтоб без замков там были двери,                       Чтоб если власть,                       То власть доверья,                       Иначе мы не проживем.                       Давайте нарисуем дом.

Ирина Головина, Кострома

Участники отождествляют себя с каким-либо домом, рисуя его на листе бумаги.  Можно при этом использовать абстрактные формы и краски (15-20 минут).

После этого участники вновь садятся в круг и располагают свои рисунки перед собой так, чтобы окружающим было их хорошо видно.

Ведущий: Получилась целая Улица. Улица наших достопримечательностей. Каждый дом зовет насладиться своей отделкой, манит внутрь. Так и каждый из нас интересует других людей, с нами хотят познакомиться, узнать поближе.

Каждый дом интересен по-своему, радует глаз своей красотой, изобретательностью архитектуры, живописной отделкой. Но пока окна этого дома темны, он пуст и чужд нам, в нем нет солнца, в нем нет жизни. Ведь без света, без солнца, мы не можем жить. Так давайте попробуем осветить наши дома, зажечь в них маленькое солнышко.

Около каждого изображения участники зажигают свечи.

Теперь, привлеченные фасадом, люди стремятся попасть внутрь дома, насладиться его загадочностью, открыть внутренние сокровищницы. Человек подошел к вам и соприкоснулся с вашим «Я» – останется ли он рядом с вами?

- Кому вы открываете свои Двери? И много ли людей рвутся к вам?

- Какой он, ваш Дом? Что находится в его комнатах, какая обстановка в них?

- Для кого вы готовы провести экскурсию по залам и комнатам, коридорам и каморкам своего Дома?

- Бывают ли двери Дома наглухо закрытыми?

- Расскажите о внутренних чудесах и тайнах вашего Дома. Пустите нас погреться у вашего солнышка.

- Стоит ли ваш Дом в одиночестве или рядом с другими домами? Чьи эти дома?

Каждый участник показывает всем свой рисунок и описывает себя от имени своего дома, в первом лице. Эта техника приводит к пониманию очень важных вещей: «Я - дом с крепкими мощными стенами. Но у меня много распахнутых окон, и мои двери никогда не запираются. Мне кажется, что в моем доме не хватает еще одного этажа…» Когда каждый расскажет о своем доме, то есть фактически о себе, начинается общий разговор.

 

- Какие Дома вам кажутся надежными, вызывают чувство защищенности и доверия?

- Что в этих Домах вас удивило и показалось необычным?

- Как вы ощущали себя, когда рисовали?

- Что вы чувствовали, когда отождествляли себя с Домом?

- Чей Дом произвел на вас особенно сильное и приятное впечатление?

- О ком вы узнали нечто новое? И т.д.

Ведущий: Дом ваш постоянно достраивается. Завтра он будет отличаться от вчерашнего, а за год его фасад и внутреннее убранство могут измениться до неузнаваемости. Но остов, фундамент, опоры вашего Дома всегда постоянны, и он не будет похож ни на какой другой Дом.

Ваш Дом не потеряет высоты и не покачнется, потому что построен он не на болоте, а на холме посреди мира. Небо над ним ясно, и прекрасные дороги расходятся во все стороны от него. Дом богат, и все, допущенные в него, получают от вас в дар столько, сколько они смогут унести! Спасибо!

Мой ладный, бедный, старый дом!

В твоих просторных коридорах

Молчание застыло в шторах –

Оно хозяйничает в нем.

В том зале, обращенном вдаль,    

Где много лет никто уж не был,

Стоит расстроенный рояль,

А утром в окнах входит небо.

А ваш Дом нельзя назвать бедным, ведь в нем побывало уже много людей.

КРИЧАЛКИ

Под кричалками подразумевают веселые выражения, которые отряд громко и хором повторяет за вожатым или запевалой, с каждым разом увеличивая скорость проговаривания. Любая общественно полезная (для вожатого) деятельность объединяет отряд. Полезность кричалок – оздоровление, супервентиляция легких, повышение эмоционального настроя.

Ярким историческим примером игр с повтором слов ведущего являются пионерские речевки. Когда вожатый, или командир пионерского отряда задавал настрой и ритм, а дети в ответ кричали заранее выученные слова.

Вожатый: Раз! Два!

Дети: Три! Четыре!

Вожатый: Три! Четыре!

Дети: Раз! Два!

Вожатый: Кто шагает дружно в ряд?

Дети: Пионерский наш отряд!

Вожатый: Кто шагает дружно в ногу?

Дети: Пионерам дай дорогу!

Вожатый: Кто не весел?

Дети: Нет таких! Мы – веселый коллектив!

Подобные речевки были обязательным требованием при участии отрядов в различных смотрах, при прохождении строем и так далее.

Но кроме требования со стороны, это ещё и являлось необходимым для самого коллектива.

Речевка сплачивала детей, позволяла продемонстрировать своеобразие отряда.

Очень важно правильно подарить кричалку вашему отряду! От того насколько грамотно вы это сделаете, будет зависеть приживутся ли они в вашем отряде.

Объясните ребятам, что вы кричите не просто для того, чтобы надорвать горло, соревнуясь, кто громче прокричит, а для того, чтобы почувствовать единство отряда.

Можете привести такой исторический пример, что раньше русские войны бросались в бой с громким победным криком, который помогал побороть им свой страх, почувствовать рядом с собой поддержку друзей, и, несомненно, был залогом успеха в битве.

Если вы все это им расскажите, то они будут с удовольствием не только повторять ваши кричалки, но и придумают много своих, новых кричалок, по которым все вокруг будут узнавать вас по первым строчкам.

Здесь собран небольшой набор игр-кричалок, которые с удовольствием кричатся детьми-подростками.

 

****

ведущий дети

Чика-бум - крутая песня - Чика-бум - крутая песня

Будем петь её все вместе - Будем петь её все вместе

Если нужен классный шум - Если нужен классный шум

Пойте с нами - чика-бум - Пойте с нами - чика-бум

Пою я - бум-чика-бум - Пою я - бум-чика-бум

Пою я - бум-чика-бум - Пою я - бум-чика-бум

Пою я - бум-чика-рака-чика-рака-чика-бум

- Пою я - бум-чика-рака-чика-рака-чика-бум

О-о-о - О-о-о

А-а-а - А-а-а

Ещё раз - Ещё раз

Побыстрее - Побыстрее

Все повторяется снова, только в более убыстренном варианте.

 

                                       ведущий - дети

На берегу - На берегу

Большой реки - Большой реки

Пчела ужалила - Пчела ужалила

Медведя прямо в нос - Медведя прямо в нос

Ой-ой-ой-ой - Ой-ой-ой-ой

Вскричал медведь - Вскричал медведь

Сел на пчелу - Сел на пчелу

И начал петь - И начал петь

А вот здесь кричалку можно продолжить какой-либо песней. Особенно хорошо поются песни на повторение: “Нити-параллели”, “Голубые паруса”, “Алые паруса” и так далее.

 

* * * * *

                                       ведущий- дети

Сидели два медведя - Сидели два медведя

На тоненьком суку - На тоненьком суку

Один сидел как следует - Один сидел как следует

Другой кричал "ку-ку" - Другой кричал "ку-ку"

Раз ку-ку - Раз ку-ку

Два ку-ку - Два ку-ку

Оба шлёпнулись в муку - Оба шлёпнулись в муку

Рот в муке - Рот в муке

Нос в муке - Нос в муке

Оба в кислом молоке - Оба в кислом молоке

* * * * *

        Далее читаются стихи А. Барто построчно: одну строку произносит

ведущий, вторую - дети.

ведущий- дети

Зайку бросила хозяйка – Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не смог – Весь до ниточки промок

 

 Между стихами произносится данная кричалка:

                                              ведущий - дети

Бала-бала-ми - Хей

Чика-чика-чик - Хей

Чик - Хей

Чик - Хей

Чик-чирик-чик - Хей – Хей

В этой игре можно с ребятами поспорить, кто больше знает стихов Агнии Барто и ни разу не собьется – ведущий или игроки. Обычно дети плохо помнят стихотворение про лошадку:

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей челку гладко.

Гребешком расправлю хвостик.

И верхом поеду в гости.

А уж стихотворение про киску не знают вообще:

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе.

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

В случае этих стихов ведущий может читать всю фразу без последнего слова, а дети пусть по смыслу догадаются и вставят необходимое слово. А вообще-то ведущему будет не лишним заглянуть в книжки А. Барто и освежить свою память.

 

****

«ОБЕДЕННАЯ»

Мы проголодались страшно,

 Что поесть уже не важно!

Мы съедаем все подряд!

Вот такой у нас отряд!

 

****

Вот сигнал наш прозвучал,

Час обеденный настал,

Собираемся все вместе,

Нам друг с другом интересней!

С аппетитом все съедаем,

За едой мы не зеваем!

Руки-

Чистые!

Лицо-

Умытое!

Всем, всем приятного аппетита!

 

 

****

Кто шагает дружно в ряд?

Это 5 наш отряд!

Кто шагает дружно в ногу?

Уступите нам дорогу!

Кто устал?

Не уставай!

Кто отстал?

Не отставай!

А девиз наш…

Повторяй!

И далее произносится отрядный девиз.

 

ЧТО ТАКОЕ ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК?

Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок — это творчество Ваше и детей, но тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:

а) Уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться.

б) Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

в) В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети.

В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

• соревнования,

• подготовка к отрядным делам, празд­никам,

• участие в творческих конкурсах, смотрах.

• жизнь отряда

• поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представ­лена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели за­крепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с над­писью «А напоследок я скажу…», а дети пишут на проща­ние друг другу и лагерю пожелания.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!