Концепция монистической сущности



Человека и социальная функция психотерапии

 

Клиническая психиатрия, как мы имели возможность убедиться, зиждется на дуалистическом представлении о человеке, согласно которому в норме его личностное раз-

303

 

витие определяется (также) социокультурными законо­мерностями, в патологии же – исключительно биологи­ческими. Независимо от степени осознанности и экспли­цированности этого представления в разные времена су­ществования клинической психиатрии, оно всегда оста­валось краеугольным камнем ее фундамента, обосновыва­ющим практику сегрегации и изоляции девиантных лич­ностей (принудительную госпитализацию людей, страда­ющих психическими расстройствами, помещение «дефек­тивных» детей в «школы для дураков» и т.п.) и наруше­ния их гражданских и человеческих прав.

В отличие от психиатрии психотерапевтическая дея­тельность базируется на монистической концепции соци­альной сущности человека, признании свободы воли и ответственности личности. Это, разумеется, не означает, что все психотерапевты являются сознательными после­дователями Канта, Гердера, Гегеля, Маркса, что они во­обще знают классическую европейскую философию, Пак, впрочем, и обратного. Люди часто занимаются разнообраз­ными видами деятельности, не зная закономерностей, которым она подчиняется1, не умея выразить их теорети­чески, или не ставя перед собой такой цели – психотера­певты в этом отношении не являются исключением.

Монистическая концепция природы человека, призна­ние свободы личности представляют собой действитель­ные, т.е. постоянно воспроизводимые в качестве условий собственного существования, предпосылки психотерапии. Эти предпосылки сложились в Новое время, с одной сто­роны, в результате буржуазных преобразований, обусло­вивших процесс индивидуализации человека, политичес­кое закрепление его «неотъемлемых» прав, а, с другой – в рамках европейской гуманистической традиции, преодо­левшей психофизиологический дуализм и выявившей

–––––––––––––––

1 Разве знали, например, древнерусские строители деревян­ных церквей законы сопротивления материалов, строительных конструкций и т.п. Но это не означает, что их деятельность не подчинялась этим законам, теоретически выраженным значитель­но позже в связи с потребностями промышленного строитель­ства.

304

 

противоречие между формальной свободой личности и ограничениями, налагаемыми на ее развитие принципом стоимости.

Поскольку даже при наличии органических дефектов психотерапия усматривает источник психических рас­стройств в противоречиях «неорганического» тела чело­века и помогает разрешать такие противоречия посред­ством социокультурных практик, формируя у пациентов способность ауторегуляции поведения – способность раз­решать конфликты в отношениях с окружающими, дей­ствовать сообразно ситуации, изменять условия и обстоя­тельства собственной жизни, а не быть ее рабом, постоль­ку ее действительной предпосылкой является монистичес­кая концепция социальной сущности человека. При этом психотерапевты, воспроизводящие эту концепцию в каче­стве условия своей деятельности, могут руководствовать­ся различными символами веры или даже принципиаль­но отказываться от таковых.

Принцип единства природы человека реализуется прежде всего в понимании психотерапией источника и объектив­ного смысла психических расстройств. Последние рас­сматриваются как «расстройства» системы отношений индивида с другими людьми, и именно эта система, а не физиология мозга пациента или (само по себе) значение его болезненных переживаний, становится предметом «эти­ологического» анализа психотерапевтов разных направ­лений. Стратегия такого анализ заключается в разверты­вании интрапсихического конфликта в интерпсихологи­ческое противоречие, в «ту драму, которая происходит между людьми» [39, с. 145]. Психическое расстройство рассматривается при этом не как «вещь», причинно и фатально обусловленная органическим дефектом (или об­щественной средой), а как процесс взаимодействия чело­века с его социальным окружением, процесс возникнове­ния и разрешения противоречий, в ходе которого склады­вается и изменяется уникальная психологическая систе­ма его личности. Органические аномалии и переживания пациентов обретают в этом контексте свое подлинное «па­тогенное» значение факторов, которые при определенных

305

 

условиях и обстоятельствах стали толчком к образованию защитных психологических механизмов, привели к от­ставанию в культурном развитии, асоциальному поведе­нию, т.е. обусловили возникновение и болезненное «раз­решение» противоречий «неорганической жизни» инди­вида.

Суть монистического подхода к анализу психических процессов человека замечательно выразил Фрейд: «...Глав­ный результат, к которому мы пришли на основании на­шего психоаналитического исследования [состоит в том, что] неврозы не имеют какого-либо только им свойствен­ного содержания, которого мы не могли бы найти у здоро­вого, или, как выразился К.Г. Юнг, невротики страдают теми же самыми комплексами, с которыми ведем борьбу и мы, здоровые люди. Все зависит от количественных от­ношений, от взаимоотношения борющихся сил, к чему приведет борьба: к здоровью, к неврозу, или к компенси­рующему высшему творчеству» [186, с. 378].

Принцип единства социокультурных закономерностей развития человека высвечивает источники и фонд психо­логической компенсации. Все высшие функции, деятель­ные способности, культурные умения и навыки первона­чально возникают в отношениях между людьми и лишь затем становятся психологическим достоянием отдельно­го человека. В этом заключается всеобщий генетический закон культурного становления человека. Из него следу­ет, что формы компенсаторных путей развития при стол­кновении с затруднениями индивид также черпает из от­ношений с окружающими людьми либо (стихийно-)имитативно, либо с помощью понятия, выражающего законо­мерные связи между явлениями. Осознание этого обстоя­тельства как раз и позволило И. Соколянскому и А. Ме­щерякову совершить «чудо» полноценного развития сле­поглухонемых детей.

Ко времени начала звенигородского эксперимента в мировой практике был лишь один успешный случай «оче­ловечивания» слепоглухонемого ребенка: американская девочка Элен Келер овладела речью и достигла достаточ­но высокой степени культурного развития. Работавшие с

306

 

девочкой психологи, также как и ее учительница Анна Салливан, считали, что ключом, открывшим для нее дверь в «царство человеческой культуры», был язык. «Однако повторить «чудо Элен Келер» на основе такого понима­ния не удавалось никому. Тогда уникальность этого фак­та, истолкованного как «акт пробуждения бессмертной души силой божественного глагола»... стали объяснять феноменальной гениальностью девочки, неповторимыми особенностями ее мозга, невоспроизводимой генетической одаренностью ее натуры...» [79, с. 351]. Иначе говоря, ис­следователи полагали, что источник и фонд психологи­ческой компенсации Элен Келер находятся в ней самой.

После множества, безуспешных попыток научить сле­поглухонемых детей языку с путем выработки у них ус­ловных рефлексов2 Соколянский продолжил исследова­ния на основе концепции культурно-исторического раз­вития психики. Совместно с Мещеряковым они предпри­няли анализ тех обстоятельств существования Элен Ке­лер, которые казались их предшественникам второстепен­ными и малозначительными, а именно – повседневных условий ее жизни на отцовской ферме, контактов с окру­жающими людьми и т.д. Эта стратегия дала возможность понять принцип «очеловечивания» Элен и успешно при­менить его в воспитании звенигородской четверки. Пер­вичным фондом компенсации девочки, как выяснили Со­колянский и Мещеряков, были ее отношения с малень­кой чернокожей служанкой, ставшей «вспомогательным я» Элен и практически обучившей ее «всем нехитрым де­лам, связанным с жизнью и бытом отцовской фермы» [там же, с. 37]. Во взаимодействии подруг и была стихийно найдена, точнее, изобретена искусственная культурная система, позволявшая им общаться и ставшая основой последующего освоения Элен английского языка.

Социальные отношения являются фондом также пато­генной компенсации. Суицидологам хорошо известно, что широкое освещение в средствах массовой информации какого-нибудь самоубийства приводит к скачкообразному

–––––––––––––––

2В 1920-е гг. И.А. Соколянский придерживался в работе со слепоглухонемыми детьми методологии бихевиоризма.

307

 

росту их числа среди населения. Будучи осмысленным, словесно выраженным и растиражированным в качестве способа преодоления жизненных трудностей, суицид ста­новится (анти-)социальным образцом «разрешения» про­тиворечий, которому в кризисных ситуациях следуют имитативно. Или «модные» неврозы: редко кому из со­временных психотерапевтов приходилось наблюдать кар­тину главного невротического расстройства XIX в. – «боль­шой истерии», сопровождающейся парезом, гемианесте­зией, сужением полей зрения, диссоциацией, судорожны­ми припадками, в которых Шарко выделял четыре фазы3. Большие истерические припадки встречаются среди жи­телей современных западных стран настолько редко, что в наши дни классификация Шарко практически не при­меняется. В связи с этим в психиатрическом мире даже возникла «теория заговора», согласно которой Шарко пал «жертвой обмана со стороны больных», симулировавших истерические симптомы [212, с. 117]. Между тем «психи­ческие проявления заразительны, – пишут Шерток и Сос­сюр, – и больные-истерики часто подражают друг другу», так что провести «четкую грань между подражанием и бессознательной симуляцией очень трудно» [там же]. Ну а масштабы распространения в развитых странах пище­вых расстройств (анорексии, булимии) во времена куклы Барби, Мак-Дональдсов и конкурсов красоты решительно опровергают предположение о сугубо истероидном харак­тере патогенного подражания.

Кроме того, огромную роль в образовании путей как патогенной, так и позитивной компенсации играет отно­шение к ней других людей – подкрепляющее, индиффе­рентное, репрессивное, стимулирующее и т.п. Разве мог­ло бы сформироваться «истероидное расстройство лично­сти», если бы в детстве родители и воспитатели не под-

–––––––––––––––

3 «Эпилептоморфную» фазу с движениями, напоминающими эпилептические, фазу «большого двигательного возбуждения», сопровождающуюся судорожными поклонами, фазу «страстных поз», на которой пациент принимает позы, соответствующие его галлюцинаторным переживаниям, и, наконец, четвертую фазу «завершающего бреда» [212, с. 116].

308

 

крепляли плач и другие формы демонстративного поведе­ния ребенка выполнением его требований и/или «успоко­ительными» ласками? И разве могло бы оно развиться, если бы позже окружающие люди не позволяли истерику манипулировать своим поведением, исполняя его прихо­ти и желания под влиянием чувств вины, долга, тщесла­вия и прочих умело используемых им искусственных сти­мулов. В психотерапии проблема подкрепления нежела­тельного поведения была впервые теоретически осознана и методически разработана бихевиоризмом – она занима­ет центральное место уже в работах Дж. Уотсона.

Монистическая концепция сущности человека позво­ляет выявить социальную функцию психотерапии. Важ­нейшее условие преодоления психических расстройств заключается в социальной востребованности страдающих ими людей. Позитивная психологическая компенсация с необходимостью предполагает включенность индивида в систему человеческих отношений, которая формирует ее цели.

Это обстоятельство прекрасно осознавал Фрейд реши­тельно возражавший против больничного содержания сво­их пациентов4. Изоляция человека от общества делает его дефективным, т.е. не только не способствует, но пря­мо препятствует преодолению объективных затруднений и связанных с ними противоречий. Причем изоляция вов­се не обязательно предполагает заключение в психиатри­ческую больницу или под замок «дисциплинарных режи­мов», в не меньшей мере она является результатом стрем­ления следовать норме дефекта или расстройства.

На этом основании Л.С. Выготский выступал с резкой критикой специальных школ («для дураков»), отгоражи­вающих своих воспитанников от жизни. Поскольку та-

–––––––––––––––

4 «... Гораздо лучше, писал, в частности, Фрейд, – если боль­ные – поскольку они не находятся в состоянии тяжелого исто­щения – остаются на время лечения в тех условиях, в которых им предстоит преодолевать поставленные перед ними задачи. Только родные своим поведением не должны лишать их этого пре­имущества... Вы, конечно, догадываетесь также, насколько шансы; на успех лечения определяются социальной средой и уровнем культуры семьи» [189, с. 295].              

309

 

кие школы ориентированы на то, что отличает слепых, глухих, умственно отсталых детей от нормальных людей, и никоим образом не развивают способности и умения, обусловленные потребностями общественного существова­ния, они по самой своей природе антисоциальны и воспи­тывают антисоциальность [41, с. 74]. Трудовое обучение в них готовит либо к индивидуальному ремесленничеству – учит плетению безделушек и т.п., либо к выполнению простых механических операций. «Из него тщательно удаляются все элементы социально-организационного по­рядка» [там же, с. 75], детей не учат ни сотрудничеству, ни планированию своей деятельности, ни, тем более, ее изменению в соответствие с изменившейся ситуацией. Такое «трудовое воспитание» не только не формирует спо­собности, открывающие индивиду дверь в мир человечес­кой свободы, но атрофирует их. Оно культивирует «де­фективность», делает ребенка заложником собственного изъяна, превращает его в инвалида.

Поскольку органический дефект обусловливает откло­нение индивидуального развития ребенка от всеобщих форм культурного становления, специальное обучение должно быть направлено на устранение «зазора» между ними, на подчинение биологических предпосылок челове­ческого существования его социокультурной форме. Это необходимо не для того, чтобы сделать ребенка объектом управления «нормативной власти», но, чтобы освободить его от «кандалов» собственного дефекта. «Воспитание сле­пого, – пишет Выготский, – должно ориентироваться на зрячего. Вот постоянный «норд» нашего педагогического компаса. До сих пор мы обычно поступали как раз наобо­рот: мы ориентировались на слепоту, забывая, что только зрячий может ввести слепого в жизнь и что если слепой поведет слепого, то не оба ли они упадут в яму?» [там же, с. 76].

Критика Выготского имеет непосредственное отноше­ние к программам реабилитации и трудоустройства пси­хиатрических пациентов многих современных государств. Разработанные на принципах благотворительности и со­циальной поддержки инвалидности, эти программы чаще

310

 

всего оказываются мало успешными. Так в ходе реформы системы централизованных психиатрических больниц в ФРГ в 60– 70-е гг. прошлого столетия был предложен це­лый комплекс мер, направленных на социальную интег­рацию психиатрических пациентов, включая охрану их квартир, организацию психиатрических пансионатов, жилищных товариществ, центров и производств для про­фессиональной подготовки и переподготовки, мастерских для инвалидов (WfВ), охраняемых рабочих мест и фирм (GmbH) самопомощи. Однако осуществление этих мер в течение двадцати лет так и не привело к качественному изменению социального статуса душевнобольных, до сих пор остающихся объектом благотворительности, либо в качестве потребителей социальной помощи, либо как низко квалифицированная рабочая сила, крайне неохотно при­влекаемая работодателями, несмотря на предусмотренные Законом о тяжелых инвалидах субвенции и налоговые льготы. В некоторых крупных городах ФРГ возникли на­стоящие гетто для инвалидов, предоставляющие 500 и более рабочих мест и тем не менее критикуемые психиат­рическими пациентами за несправедливую оплату труда. Осуществить такую оплату труда в условиях конкурен­ции тем более обременительно, что «реабилитационные мастерские» превратились в места постоянной работы инвалидов [87, с. 398]. В качестве «особой трудности» профессиональной тренировки психиатрических пациен­тов в специальных центрах (в Визлохе, Саарбрюккене) Г. Газельбек указывает на то, что «даже успешно завер­шенные реабилитационные мероприятия не дают инвали­ду гарантии трудоустройства на длительный период» [там же, с. 397].

В огромной степени безуспешность реабилитационной программы ФРГ была предопределена заложенным в ее основание убеждением в том, что в психиатрические па­циенты обречены в силу собственной неполноценности («того, чего у них нет») на социальную изоляцию, усло­вия которой демократическое общество должно максималь­но смягчить. Именно поэтому программа изначально рас­считана на инвалидов, которых готовят производства и

311

 

центры профессионального обучения, и которые становятся бременем для работодателей5, конкурентами для рабо­чих и безработных. Ни о какой социальной интеграции, а следовательно, и позитивной компенсации, в таких усло­виях не может быть и речи.

Германская программа реабилитации, без сомнения, уходит корнями в описанную Фуко капиталистическую практику исключения из общества «лишних людей» и представляет собой один из новейших ее вариантов. Меж­ду тем преодолеть «социальную дефективность» людей, страдающих психическими расстройствами, исходя из принципа «производство ради производства» вообще не возможно. Социальная помощь в этом случае направляет­ся не на позитивную компенсацию того или иного дефек­та (разрешение противоречия «неорганической жизни») личности, а на компенсацию экономического ущерба, ко­торый терпит работодатель, нанимая «дефективную» ра­бочую силу. Тем самым реабилитация сводится к произ­водству и воспроизводству такой рабочей силы, тогда как ее задача состоит в том, чтобы помочь человеку стать пол­ноценным и самодеятельным членом общества, способным найти свое место в жизни, справляться с трудностями, возникающими при взаимодействии людьми. А это – за­дача неизмеримо более сложная, чем обучение плетению корзин и стрижке газонов.

Проблема социальной восстребованности ни в коей мере не специфична для пациентов с органическими дефекта­ми. История психотерапии свидетельствует о ее общезна­чимости – достаточно вспомнить критику личностно ори­ентированного подхода в конце XX в. Оппоненты А. Мас­лоу, К. Роджерса, Р. Мэя, Я.Л. Морено указывали на противоречие между принципами гуманистической тера­пии и педагогики (эмпатии, поощрения личностного раз­вития, принятия, самореализации, конгруэнтности) и не­гуманистическими нормами современного общества, в

–––––––––––––––

5 По Закону о тяжелых инвалидах работодатели, предоставля­ющие инвалидам менее 6 % рабочих мест, выплачивают налог в фонд «выравнивания доходов», из которого получают субвенции фирмы, принимающие на работу инвалидов.

312

 

силу которого «прекраснодушные» питомцы этой терапии оказываются не приспособленными к реальной жизни, выбрасываются ею ad marginem и становятся «професси­ональными пациентами». «Один из... вопросов, приобре­тающих все большее значение, – пишет в этой связи уче­ница и соавтор К. Роджерса Р, Сэнфорд, – заключается в следующем: если мы больше всего внимания уделяем лич­ностному росту и духу общности, то уменьшает ли это вероятность социальных изменений в репрессивном обще­стве? (В Южной Африке нас спрашивали: «Но отведет ли это от нас назревающую социальную революцию?») Дру­гой оставшийся без ответа вопрос звучит так: «Отступит ли этот подход перед теми, кто делает ставку на агрессив­ное доминирование на основе власти»?» [76, с. 92], Иначе говоря, не является ли психотерапия sui generis социаль­ной утопией, утверждающей, что социокультурными сред­ствами можно изменить мир, и, подобно всякой утопии, относящей свои неудачи на счет несовершенства мира (в том смысле, что она личностно развивает своих клиентов, учит их понимать и принимать других людей, но обще­ство конкуренции и потребления в силу своей «дурной природы» не нуждается в них, что ее клиенты слишком хороши для этого общества)? Справедливости ради следу­ет сказать, что определенные основания для положитель­ного ответа на это вопрос имеются. Разработал же Морено в своей знаменитой книге «Кто выживет?» (1934) идею социометрического планирования общества; перу Б. Скин­нера принадлежит написанная в духе Т. Мора повесть «Будущее два. Образ свободного от агрессии общества» (1948), в которой помимо прочего он изображает армию, состоящую из обученных (средствами бихевиоризма, ра­зумеется) вести переговоры солдат. К. Роджерс не только использовал личностно ориентированный подход для ре­шения социальных проблем (в сфере образования, управ­ления и т.д.), но и считал его универсальным методом социального преобразования и т.д.

Если бы дело психотерапии сводилось к созданию по­добных проектов, то ей, можно было бы, пожалуй, пере­адресовать замечание Гегеля о «Государстве» Платона:

313

 

«Если некая идея была бы слишком хороша для суще­ствования, то это было бы скорее недостатком самого иде­ала, для которого действительность слишком хороша» [50, с. 191]. Но психотерапия ни в коей мере не сводятся к социальному утопизму и вообще не предназначена для политических целей. Ее миссия заключается в формиро­вании у отдельного человека способности свободы воли, позволяющей ему преодолевать разнообразные трудности, находить единомышленников, способы и средства для преобразования общества в случае, если наличная его форма противоречит его интересам. Что же касается со­циального утопизма, то «никому... не запрещается выра­жать пожелания» [там же, с. 190], в том числе психотера­певтам.

Наконец, сам процесс психотерапии, как и обучение «нормальных» людей, основывается на межличностных отношениях, заменить которые не могут ни учебные по­собия, ни компьютерные программы, ни терапевтические мероприятия, проводимые в недобровольном порядке. В наши дни этот принцип является общепризнанным: он фигурировал в качестве главного «неспецифического» ус­ловия успешности терапии в психотерапевтических иссле­дованиях, его же мы находим в законодательных актах и профессиональных хартиях разных государств6. Это, ко­нечно, не означает, что отношения между терапевтом и клиентом или членами терапевтической группы лечат сами по себе, как полагают некоторые исследователи психоте­рапии, но они опосредствуют выработку позитивной ком­пенсации. Ж. Пиаже показал, что функция понятийного мышления формируется у ребенка в результате интерио­ризации спора с другими людьми, что мышление – это

–––––––––––––––

6 «Фактором – любой психотерапии, – утверждает, например, швейцарская «Хартия по образованию психотерапии», – являет­ся терапевтическое отношение, которое может возникнуть толь­ко между людьми» [29, с. 110]. «Под психотерапией, – уточняет комментарий, – следует понимать только такой метод, который в центр внимания ставит именно это отношение, то есть не усмат­ривает решающих факторов ни в медикаментозных, ни в меха­нических методах» [там же].

314

 

умение возражать самому себе. Точно так же и способ­ность к разрешению противоречий, соответствующим си­туации поступкам и чувствам формируется у индивида в ответ на сопротивление других людей его неадекватным действиям, иллюзорным представлениям и эфемерным чувствам. При том, однако, условии, что стимул не чрезмерен, что он не подавляет творческой активности и не провоцирует защитных реакций. Вот почему знание зако­номерностей развития («динамики») межличностных от­ношений столь важно для психотерапии и педагогики.

Специфика терапевтической ситуации заключается в том, что межличностные отношения подчинены в ней цели разрешения патогенного конфликта клиента и служат важнейшим инструментом профессиональной деятельно­сти психотерапевта. Впервые это обстоятельство было осоз­нано Фрейдом, который в начале 1890-х гг. зафиксиро­вал отличие терапевтических отношений от обычных че­ловеческих термином «перенос» («Übertragung»)7. Позже ученики и критики Фрейда показали, что перенос являет­ся одним из множества отношений, возникающих в про­цессе психотерапии. Контрперенос, суггестия, эмпатия, притяжение, отталкивание, теле-, тест на реальность, об­ратная связь, фазы групповой динамики – эти и другие понятия были выработаны психотерапевтами разных на­правлений для того, чтобы теоретически выразить осо-

–––––––––––––––

7 «Желание, испытываемое пациенткой в данный момент, – писал Фрейд в «Очерках истерии», – оказалось связанным со мной в силу некоей неизбежной навязчивой ассоциации. В этом «мезальянсе», который я называю ложным раппортом, возника­ющий аффект тождественен тому аффекту, который когда-то побудил пациентку вытеснить запретное желание. С тех пор, как я это понял, всякий раз при подобной вовлеченности в отноше­ния с пациенткой я могу предполагать существование трансфера и ложного раппорта» [цит. по: 212, с. 163]. Таким образом, при всей своей внешней ложности трансфер выполняет ключевую функцию обнаружения патогенного противоречия, которое и «пе­реносится» на психотерапевта. В последующих работах Фрейд выявил и другие не менее важные функции переноса, в том чис­ле доверие пациента аналитику, без которого «он бы и слушать не стал врача и его аргументы» [189, с. 285].

315

 

бенности терапевтических отношений. В связи с подоби­ем этих последних реальным человеческим отношениям, психотерапию нередко обвиняют в том, что, помещая ин­дивида в центр искусственно сконструированного мира, целью, формой и источником движения которого он яв­ляется, она отвлекает его от действительной (непредска­зуемой, жестокой и очень сложной) жизни, ставит в зави­симость от себя и т.п. Однако психотерапия не заменяет жизнь и не конкурирует с нею. Она лишь помогает чело­веку посредством искусственных стимулов, одним из ко­торых как раз и являются терапевтические отношения, овладеть ситуацией и собственным поведением, что, прав­да, в случае успеха позволяет ему активно формировать свою жизнь. «Как метод развития тренинг спонтаннос­ти... совершеннее школы жизни, – писал, отвечая на уп­реки подобного рода в адрес психодрамы, Я.Л. Морено. – Пройдя через обучение поведению в различных потенци­альных ситуациях, ролях и функциях, которые возмож­но ему придется исполнять по отношению к самым раз­ным людям в различных ролях, человек обретает способ­ность реагировать на жизненные ситуации более адекват­но. Тренинг делает его более находчивым и гибким» [281, с. 195].

* * *

В первобытные времена люди, не способные в силу тех или иных обстоятельств (органических дефектов, напри­мер) участвовать в производстве, были обречены на смерть8. В докапиталистических обществах их судьба оп­ределялась главным образом принадлежностью к опреде­ленной социальной группе (роду, касте, слою, сословию и т.п.). У представителей низших слоев (рабов античности, городских низов средневековых городов и т.п.) практи­чески не было шансов – они погибали. Часть девиантов интегрировалась институтом религии в качестве провид-

–––––––––––––––

8 Поражающая воображение современных людей своей жес­токостью легенда о спартанцах, умерщвлявших слабых младен­цев, передает отношение к девиантам в древности.

316

 

цев, пророков, блаженных и прочих «божьих людей»9. Часть – включалась в «мы» общин, строившихся по се­мейно-профессиональному принципу, и содержалась ими, по крайней мере в относительно благополучные времена. Существовала и практика изгнания из общества девиан­тов, отождествлявшихся с «они» (одержимых, колдунов, ведьм, и т.п.). Однако во всех этих случаях участь людей, страдавших психическими расстройствами решалась, ис­ходя из групповых обычаев, устоев, религиозных пред­ставлений, их индивидуальность не играла при этом ни­какой роли.

В ходе буржуазных преобразований традиционная структура общества была разрушена, и возникли реаль­ные предпосылки становления человеческой индивидуаль­ности, а, следовательно, и признания развития личности важнейшей общественной ценностью. Но этой тенденции, нашедшей выражение в европейской гуманистической традиции, противостоял принцип стоимости, в соответ­ствии с которым ценность отдельного человека тождествен­на цене его рабочей силы, а индивидуальные особенности, снижающие эту цену, являются аномалиями, превраща­ющими их обладателя в (потенциально) антиобществен­ный элемент. Именно этот принцип, вызвал к жизни го­сударственную практику изоляции девиантов в XVII-XVIII вв., трансформировавшуюся в XIX в. в институт клинической психиатрии. Концепция душевной болезни, как было показано выше, и является не чем иным как псевдонаучным оправданием этой антагонистической и бес­человечной практики.

Гуманистический подход к проблеме психических рас­стройств был реализован значительно позже – в XX сто­летии. Его экономической основой стало увеличение

–––––––––––––––

9 «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небес» – так начинается нагорная проповедь (Матфей 5:3). «Нищие духом» приравниваются в ней к праведникам, миротворцам и называют­ся «солью земли». Характерно также следующее место пропове­ди: «31 Итак, не беспокойтесь и не говорите «Что нам есть?», или «Что нам пить?», или «Во что нам одеться?» 32 Ибо всего этого ищут язычники. Ибо ваш небесный Отец знает, что Вы нуждае­тесь во всем этом».

317

 

свободного (от производства необходимых условий жиз­ни) времени, а социальным воплощением – психотерапия, институциализация которой происходила в рамках част­ной (врачебной) практики. В отличие от психиатрии, де­лающей ставку на сегрегацию и изоляцию, психотерапия преодолевает психические расстройства путем возвраще­ния страдающих ими людей в мир культуры и социально­го взаимодействия. Она не разрешает противоречий «не­органической» жизни, лежащих в основании психичес­ких расстройств, а формирует у «пациентов» способность самостоятельно разрешать такие противоречия – способ­ность ауторегуляции поведения, позволяющую им раз­решать конфликты в отношениях с окружающими, пре­одолевать трудности, изменять условия и обстоятельства своей жизни. Говоря языком классической философии, психотерапия содействует развитию такой человеческой способности как свобода воли. В этом и заключается ее социальная функция.

«Клиентом» клинической психиатрии является госу­дарство, «клиентами» психотерапии – личность и обще­ство. Миссия психиатрии заключается в том, чтобы на основании оперативных классификаций «эмпирических» признаков аномального поведения выявлять девиантов и отделять их от «нормальных» людей – посредством пси­хологического тестирования, психиатрического обследо­вания, освидетельствования, экспертизы, помещения в специальные учебные заведения, госпитализации, присво­ения статуса инвалидности и т.п. Миссия психотерапии состоит в том, чтобы помогать людям, страдающим пси­хическими расстройствами (девиантам), преодолевать разнообразные преграды, препятствующие их социально­му взаимодействию с окружающими, развивать у них спо­собность разрешать возникающие в ходе такого взаимо­действии противоречия и конфликты, находить свое мес­то в жизни, а также единомышленников и эффективные способы ее изменения. Для достижения этой цели психо­терапия использует различные социокультурные практи­ки, играющие роль вспомогательных психологических орудий, посредством которых формируется позитивная социально-психологическая компенсация.

318

 

Социокультурные практики

В разрешении противоречий

«неорганической» жизни

 

Универсальный закон психологического развития заклю­чается в том, что человек овладевает своими натуральными (низшими) функциями и системой поведения в целом с по­мощью искусственных стимулов, знаков. Знак направляет психические операции по обходным путям, выработанным в ходе социальной истории, заставляя индивида осваивать всеобщие формы человеческой деятельности.

Однако для психотерапевтических целей «стандартные» социокультурные практики не пригодны. Ведь потому и возникает психическое расстройство, что индивид в силу тех или иных обстоятельств не может преодолеть препят­ствия обычными для его общества, времени, социальной группы культурными средствами; в его личностном раз­витии происходит сбой, его «болезнь» и есть не что иное, как психологическая система, образовавшаяся в резуль­тате неудачных попыток справиться с первичным и про­изводными от него экзистенциальными противоречиями. Для разрешения таких противоречий нужны особые, учи­тывающие специфические закономерности патогенной компенсации культурные формы, причем разнообразные. Ведь полноценное развитие умственно отсталого ребенка и устранение социальных страхов требуют не просто спе­циализированных, но различных обходных путей. Имен­но этим обусловлено как многообразие видов психотера­пии, так ее развитие10.

Поэтому множественность и прогрессирующая дивер­генция направлений психотерапии ни в коей мере не слу-

–––––––––––––––

10 «...Эволюция в психотерапии всегда следовала за симпто­мом, – пишет Дж. Хилман. – Терапия никогда не порождала идеи, чтобы потом применять их для лечения людей. Ее теории являются ответным откликом на симптомы. Именно симптомом определяется тот или иной путь. Необходимость срочного вме­шательства и загадочность симптома направляет эволюцию пси­хотерапевтических изысканий, выталкивая исследовательский интерес в новые неизвестные области» [201, с. 129].

319

 

чайны, но вытекают из ее сущности: разные школы со­здают особые социокультурные средства, опосредствую­щие позитивную компенсацию при различных расстрой­ствах поведения. И в этом деле у психотерапии имеются весьма разветвленные исторические предпосылки.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 330; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!