ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОТЕРАПИИ



В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРНО-

ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

(Л.С. ВЫГОТСКОГО)

 

В работах Л.С. Выготского и его коллег (А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, P.E. Левиной, Н.Г. Моро­зовой, Ж.И. Шиф и др.) антропология немецкой класси­ческой диалектики1получила психологическое развитие и экспериментальное подтверждение. Период с 1924 по 1934 г. без малейшего преувеличения можно назвать звез­дным десятилетием отечественной психологии. На базе Психологического института при Московском универ­ситете, Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, Экспериментального дефектологического института, клиники нервных болезней 1-го Московского медицинского института Выготский и его сотрудники раз­работали концепцию культурно-исторического развития психики, а также ее применения в различных областях, к числу которых относится психиатрия и психотерапия.

Тем не менее, научная судьба учения Л.С. Выготского весьма неоднозначна. С одной стороны, оно считается – причем и официально, и фактически – классикой психо­логии, входит в ее «золотой фонд». Экспериментальные исследования Выготского, разработанные им методики и в наши дни широко используются психологами всего мира, что само по себе «необычно для XX в., которому свой­ственны бурные темпы развития науки», и «многие идеи устаревают на другой день после того, как они были выс­казаны» [109, с. 9]. В связи с развитием семиотики, фи-

–––––––––––––––

1 Глубокое – на уровне автоматизмов мышления – знание немецкой диалектики бросается в глаза уже в ранних работах Л.С. Выготского. По свидетельству А.Н. Леонтьева, он изучил классическую немецкую философию и марксизм «на профессио­нальном уровне» еще, будучи студентом (1913-1917).

255

 

лософии языка и структурализма переживают нечто вро­де ренессанса исследования Выготского, посвященные речи, проблеме знака и значения, хотя до популярности М.М. Бахтина их автору далеко.

Гораздо хуже обстоит дело с теоретическим наследием ученого: несмотря на общепризнанную классичность, в большинстве западных учебников по психологии культур­но-историческая концепция либо отсутствует вообще, либо излагается в усеченно-формализованной манере. Напри­мер, в своей почти тысячестраничной монографии по пси­хологии развития Г. Крайг уделяет Л.С. Выготскому пол­торы страницы, на которых речь идет преимущественно о зоне ближайшего развития [96, с. 81-82]. В фундамен­тальном труде по истории психологии Д. и С.Э. Шульц (526 с.) [218] Выготский не упоминается вовсе, точно так же как и в «одном из лучших в мире» учебников по пси­хологии личности Л. Первина и О. Джона [136], «воспи­тавшем не одно поколение американских студентов» учеб­нике Д. Майерса «Социальная психология» (685 с.) [114]. Парадоксальность этой ситуации заключается в том, что применяемые сегодня как нечто само собой разумеющее­ся экспериментальные, прикладные, семиотические и дру­гие исследования Выготского являются лишь «первым этапом» и подтверждением его «теоретико-методологичес­кой программы» [109, с. 10]. Использование их в «сня­том» виде, в отрыве от этой программы и стоящей за ней антропологической теории немецкой диалектики носит исключительно технический характер и вряд ли имеет научную ценность. Нельзя не согласиться с А.Н. Леонть­евым, писавшим еще 20 лет назад: «Как один из крупней­ших психологов-теоретиков XX в., он поистине опередил свое время на десятилетия. Именно в теоретико-методо­логическом плане сегодняшняя актуальность работ Вы­готского» [там же]. Увы, этот план до сих пор остается задним...

Однако печальнее всего, на наш взгляд, судьба дефек­тологического наследия Л.С. Выготского: западной пси­хотерапией оно так и не открыто, отечественной – глубо-

256

 

ко вытеснено2. В итоге в напряженный поиск самоопре­деления психотерапии второй половины XX – начала XXI вв. это наследие не вовлечено, во всяком случае, сколько-нибудь заметным образом. Между тем, психотерапевти­ческое значение работ Выготского по дефектологии труд­но переоценить, и заключается оно прежде всего в «тео­ретико-методологическом плане». Применяя теорию куль­турно-исторического развития психики в области дефек­тологии, Выготский фактически открыл закон психоте­рапии, или функцию, которую многообразными способа­ми выполняют ее различные направления. В изложении этого закона мы будем придерживаться логики его откры­тия: начнем с важнейших положений культурно-истори­ческой теории, затем рассмотрим в ее свете случаи биоло­гически обусловленных (и по этой причине кажущихся сугубо медицинскими) проблем развития высших психи­ческих функций и их распада, и, наконец, перейдем пред­мету и задачам психотерапии.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!