Наука, метафизика, освобождающая практика?



 

Фрейд рассматривал психоанализ в качестве естествен­нонаучной дисциплины, подобной физиологии, биологии и даже физике. Именно так определял бихевиоризм его создатель Дж. Уотсон. Поведенческая терапия, кстати говоря, – единственное направление психотерапии, пред­ставители которого и в наши дни последовательно отстаи­вают эту позицию.

«Психология, – писал Уотсон, – ...представляет собой чисто объективную экспериментальную отрасль естествен­ных наук. Ее теоретической задачей является прогнози­рование поведения и управление поведением. ...Бихевио­рист в своем стремлении выработать унитарную схему реакций животного не видит никакой разделительной чер­ты между человеком и животным» [218, с. 282]. По убеж­дению Уотсона и его единомышленников, зная какие сти­мулы воздействуют на человека, психотерапия (поведен­ческая терапия) может совершенно объективно объяснить и изменить его реакции. В этом и состоит ее практичес­кая задача. «Нет больше необходимости обманывать себя измышлениями о том, что именно психические состояния являются предметом наблюдения» [там же, с. 283]. «Из­мышлением», с этой точки зрения, является не только интроспективная психология, которой адресовано заме­чание Уотсона, но и психоанализ.

Между тем, и Фрейд и Уотсон руководствовались од­ним и тем же критерием: то или иное положение являет­ся научным, если оно подтверждается фактами наблюде­ния. Фрейд настаивал на «фактичности» влечений, Уот­сон – стимулов и реакций. Продолжающийся до сих пор

29

 

спор между психоаналитиками и бихевиористами о «тео­ретической валидности» обоих направлений – наглядное свидетельство проблематичности позитивистского понима­ния научности. Некоторые авторы усматривают в позити­визме чуть ли не новую («сциентистскую») религию. На самом же деле он представляет собой лишь один из вари­антов эмпиризма, признающего в качестве единственного источника и критерия достоверного знания чувственно данное – «опыт». Позитивистское истолкование психо­терапии до сих пор преобладает в Великобритании и США – странах с сильной традицией эмпиризма.

Вопрос о том, является ли психотерапия наукой, нахо­дится в центре напряженной дискуссии по крайней мере полстолетия. Противоположные ответы на него – как в отношении отдельных направлений, так и в отношении психотерапии в целом – давались на основании всех выд­винутых в XX в. формальных критериев научности. Вот лишь несколько примеров. Эрнст Нагель критиковал пре­тензии психотерапии на научность как «не верифицируе­мые (не сводимые к чувственно данному), так как не су­ществует никаких строгих и однозначных корреспонди­рующих правил, которые бы связывали теоретические понятия с наблюдениями» [31, с. 38]. Другой логический позитивист Рудольф Карнап, признавая не соответствие психоанализа критерию научности, все же считал, что положение может быть исправлено переводом на физика­листский язык и формализацией его теоретических ут­верждений так, чтобы их можно было сопоставлять с протокольными предложениями [230, с. 85].

Карл Поппер был менее оптимистичен: с точки зрения принципа фальсификации психотерапия является наукой не в большей мере, чем астрология или гомеровская ми­фология. Подчеркивая невозможность опровержения ме­тапсихологических постулатов Фрейда, Поппер поражал­ся тому обстоятельству, что они подтверждается противо­положным поведением пациентов [147, с. 242].

Сторонник ослабленной версии фальсификационизма – так называемого исключающего индукционизма, Адольф Грюнбаум утверждает, что в отличие от «топических»

30

 

конструкций, патогенетические гипотезы Фрейда могут быть проверены в ходе эпидемиологических и экспери­ментальных исследований. «Согласно Фрейдовой эволю­ции паранойи, вытесненное гомосексуальное влечение, – пишет он, – необходимая причина возникновения пара­ноидального бреда. На основании этой гипотезы можно предположить так же, что это приводящее к болезни силь­ное вытеснение обусловлено, главным образом, жесткими социальными табу на гомосексуальность. А отсюда, в свою очередь, можно предположить, что значительное ослабле­ние социальных санкций против данной нетипичной сек­суальной ориентации приведет к заметному уменьшению числа заболеваний паранойей. Уже одно такое предсказа­ние опровергает утверждение Карла Поппера о непрове­ряемости психоаналитической теории» [62, с. 96]. А сле­довательно, эта теория является «условно», или «потен­циально», научной.

Остроумно решают проблему Эмми Ван Дойрцен-Смит и Дэвид Смит. По критерию эмпирической подтверждае­мости они, также как Карнап и Грюнбаум, считают пси­хотерапию «потенциально» научной дисциплиной [31, с. 55], по социально-историческому критерию Т. Куна – «допарадигмальной» наукой, в виду плюралистичности ее на­правлений и отсутствия общей теории [там же, с.33], а по третьему – их собственному «прагматическому» критерию выполнения «минимальных требований как ученого-ес­тественника, так и испытателя-герменевтика» [31, с. 41] – самостоятельной наукой, отличной от медицины и пси­хологии [там же, с. 55]. «Даже если до сих пор и не суще­ствует общей науки психотерапии, нет убедительных при­чин, почему она в принципе не могла бы появиться» [там же, с. 56], – резюмируют они.

Такой способ аргументации напоминает старый анек­дот о том, как в ответ на требование вернуть взятый взай­мы кувшин, габровец заявляет, что, во-первых, не имеет ни малейшего представления, о каком кувшине идет речь, во-вторых, в позапрошлом году проситель брал у него та­релку и не отдал, а, в третьих, кувшин – такой старый, что требовать его назад просто неприлично, тем более что (в-четвертых) разбился он по сущей случайности.

31

Исходя из социологических критериев, заимствован­ных главным образом из системно-функциональной тео­рии Н. Люмана, Людвиг Рейтер и Эгберт Штейнер утвер­ждают, что «психотерапия, так же, как и медицина, является не наукой, а профессией, причастной к науке» [156 с. 183]. Наука и психотерапия представляют собой авто­номные функциональные системы общества, каждая из которых имеет собственную семантику, «бинарный код» (истина/ложь и здоровье/болезнь), средства коммуника­ции и программы действия [там же, с. 184]. Как любая профессия, в повседневной практике психотерапия руко­водствуется имплицитным «знанием-в-деятельности». Даже, будучи экспертным (т.е. позволяющим находить решения в сложных нестандартных ситуациях), такое знание с трудом вербализуется и не предусматривает кри­тического осмысления. «И лишь при возникновении незнакомых ситуаций или трудностей включается рефлек­сия» [там же, с. 195], которая, однако носит прикладной характер. Иными словами, при столкновении с новой про­блемой психотерапевт не обращается в поисках решения к научным теориям, а находится, по выражению Л. Грин­берга, «скорее в положении детектива, пытающегося раскрыть то, что уже произошло» [там же, с. 192]. Рейтер и Штейнер разделяют распространенное в среде психотера­певтов убеждение в существовании неустранимого зазора («inevitable gap») между теоретическими исследованиями и практикой. Вместе с тем, они указывают на то, что во второй половине XX столетия сформировался новый тип психотерапевтической рефлексии, который с полным ос­нованием можно назвать научным. Осуществляющие его психотерапевты работают преимущественно в универси­тетах, делают успешную академическую карьеру, облада­ют учеными степенями и званиями, терапевтическая же практика занимает в их жизни второстепенное значение. Свои исследования они проводят и излагают в соответ­ствии со стандартами академической науки, критериями защиты диссертаций и назначения на преподавательские должности.

32

 

Апеллируя к Люману, подчеркивавшему, что соци­альная ценность продуктов науки устанавливается их по­требителями в других подсистемах общества, а также к собственному тезису о психотерапии как профессии, при­частной науке, Рейтер и Штейнер заявляют о необходи­мости установления «некоего посредничества («моста»)» между теоретическими исследованиями психотерапии и практикой [там же, с. 200]. «...По сути здесь возможно достижение мира, – пишут они, – если бы конфликтую­щие партии только этого захотели или, по крайней мере, осознали то обстоятельство, что они сами этому миру ме­шают» [там же]. Но поскольку ранее Рейтер и Штейнер обосновывали автономность науки и психотерапии и не привели ни одного аргумента, свидетельствующего о необ­ходимости их сотрудничества, остается загадкой, что мо­жет заставить «конфликтующие партии» желать заключе­ния мира. Кроме того, без ответа остается вопрос о причи­нах «войны» между теоретиками и практиками психотера­пии – ссылки на «групповые интересы» и «личные моти­вы» («болезненное стремление к власти») не убеждают.

Между тем, единогласно принятая 27 психотерапевти­ческими организациями и союзами швейцарская «Хар­тия по образованию психотерапии» не только провозгла­шает психотерапию наукой без каких бы то ни было ого­ворок, но и совершенно игнорирует «неустранимый за­зор» между теорией и практикой. «Психотерапия как наука и научно обоснованная практика включает в себя исследовательскую деятельность («психотерапевтические исследования») и рефлектированное привлечение факто­ров влияния (психотерапия как практика)», – говорится в ней [29, с. 110].

До сих пор речь шла о дискуссии, участники которой, по-разному отвечая на вопрос, является ли психотерапия наукой, придерживались общего убеждения в существо­вании универсальных критериев научности, приложимых к любой дисциплине независимо от специфики ее предме­та. Многочисленные сторонники феноменолого-герменев­тического подхода подвергают это убеждение критике. При этом они опираются, главным образом, на аргументацию,

33

 

восходящую к В. Дильтею и В. Виндельбанду: поскольку предметом психотерапии является внутренний мир чело­века – психические переживания, субъективные смыслы и ценности, постольку по самой своей природе она отли­чается от естественных наук, изучающих объективные процессы и явления. «...В практической работе, – пишут, адепты неокантианской оппозиции «наук о духе» и «наук о природе» Альфред Притц и Хайнц Тойфельхарт, – ста­новится все более очевидным, что метод естественных наук не пригоден для контакта с пациентом. Возможно, физи­ку и легко сохранить необходимую дистанцию с объектом исследований во время наблюдения за движением атомов, но для психотерапевта самым важным является именно отличное от общих принципов субъективное содержание смысла, ибо без него уж никак не обойтись. Представле­ние о том, чтобы поставить исследуемого человека, слов­но атомы, камни, органические и неорганические субстан­ции, в отношение подопытности к другому человеку, ис­следователю, оказывается неуместным» [152, с. 20].

Медицина принадлежит кругу естественных наук, тог­да как психотерапия является типичной «наукой о духе», наряду с философией, историей, литературоведением, и даже теологией, поскольку последняя выработала тради­цию практической (исповедь) и теоретической герменевтики [там же, с. 22]. В самом деле, в фундаментальных медицинских исследованиях широко используются экс­перименты над животными, что возможно благодаря био­логическому сходству между ними и человеком, но для душевных расстройств аналогов в животном мире просто не существует. «У крысы можно искусственно вызвать ожирение печени, – замечает Элизабет Вагнер, – но не шизофрению» [30, с. 257]. В силу этого, считает она, эм­пирические критерии научности – принципы верифика­ции и фальсификации и производные от них гипотетико-дедуктивные процедуры проверки – к психотерапии не применимы.

Приверженцами феноменолого-герменевтического под­хода психотерапия трактуется как освобождающая прак­тика, заключающаяся в истолковании «интенциональ-

34

 

ных актов» (переживаний) пациентов в ходе межличност­ного взаимодействия с терапевтом, которое расширяет их самопонимание и устраняет служившее источником не­вроза вытеснение. «Только те познания, которые могут быть осознаны и поняты на уровне переживания, для пациента настоящие познания. Психотерапевтическое позна­ние всегда субъективно и никогда не объективно», – пи­шут А. Притц и X. Тойфельхарт [152, с. 13]. В связи с близостью этой концепции традиционному для медицины определению психотерапии в качестве «лечения посред­ством бесед врача с пациентом», «лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного» и т.п., ее адептами часто становятся психиатры. Что же касает­ся технологий истолкования переживаний пациентов, то в теоретических размышлениях на эту тему преобладает влияние трех направлений философии XX в. – феномено­логии, герменевтики и философии языка. Феноменологи­чески ориентированные авторы апеллируют к свободному от предварительных гипотез, исходящему из жизненного мира пациента интуитивному схватыванию значений его интенциональных актов (переживаний). Сторонники гер­меневтики призывают к прояснению и поэтапному рас­ширению предпосылок, определяющих представление пациента о себе самом. Приверженцы лингвистической философии полагают, что ключом к успеху является обнаружение и переформулирование правил его «языковых игр», семантический анализ и т.п.

Иногда идиографический («феноменологический», «по­нимающий», «герменевтический») и номотетический («каузальный», «позитивистский») и подходы7 противо-

–––––––––––––––

7 Деление наук на номотетические (греч. Nomos – закон) и идиографические (греч. Idios – своеобразный, уникальный) было предложено неокантиантиацем В. Виндельбандом. «Науки о при­роде» изучают объективные причинно-следственные зависимос­ти между явлениями внешнего мира, их задача – объяснять на основе принципа детерминизма. «Науки о духе» исследуют пе­реживания субъекта – будь то отдельный человек или целый на­род – сферу его сознания и воли. Их миссия – понять и описать своеобразный и неповторимый смысл переживаний, мотивов и ценностей, определяющих поведение субъекта.

35

 

поставляются как взаимоисключающие, но гораздо чаще рассматриваются в качестве альтернативных и не подле­жащих сравнению познавательных перспектив («концеп­туальных горизонтов», «дискурсов»). Каузальный и феноменологический подходы, разъясняет Э. Вагнер, пред­ставляют собой независимые уровни познания, а посколь­ку любая теоретическое объяснение должно отвечать тре­бованию непротиворечивости, постольку исследователь вынужден выбирать между ними. «...Пусть психолог-ис­следователь откажется от желания охватить человека во всех его измерениях одновременно, к тому же в рамках одной исследовательской программы» [30, с. 260]. Того же следует требовать и от номотетически мыслящего пси­хиатра.

Феноменолого-герменевтическое понимание психотера­пии положено в основу законодательных актов некоторых стран. Вот, к примеру, как определяет миссию психотера­пии комментарий к австрийскому Закону о психотерапии:

«...Психотерапевтическая практика базируется на по­знании субъективного мира переживаний пациента, стрем­лении вникнуть в этот мир с доброжелательностью при помощи методически обоснованного стиля терапии...» [цит. по: 152, с. 11].

 

* * *

 

Итак, последовав совету специалиста и обратившись в поисках ответа на вопрос «Что такое психотерапия?» к учебникам, руководствам, законодательным актам, науч­ным сборникам, журнальным публикациям и даже пере­писке (Фрейда), мы обнаружили множество различных определений психотерапии. Причем их анализ и сопос­тавление не позволили достичь ясности ни в отношении профессиональной идентичности психотерапии, ни в том, что касается специфики ее лечебного воздействия, ни по вопросу о ее дисциплинарном и научном статусе. Всякий раз мы сталкивались с противоположными мнениями об одном и том же. Значит ли это, что на нынешнем этапе существования психотерапии ее научное осмысление не­возможно? Ни в коей мере.

36

 

Если бы слова прямо и непосредственно выражали суть дела, «природу вещей» в терминологии Нового времени, то в науке вообще не было бы надобности. Однако в реаль­ности, находящейся за пределами сослагательного накло­нения, все гораздо сложнее: логика слов и логика дела, увы, весьма часто не совпадают. Между вербальными оп­ределениями предмета, фиксирующими различные пред­ставления о нем, и понятием, воспроизводящим – опять-таки в словесной форме – закон его существования – ди­станция воистину огромного размера. Более того, само это расхождение имеет закономерный характер (а вовсе не является результатом чьей-то недобросовестности или оп­лошности). Практическое освоение или производство пред­метов (природных явлений, вещей, социальных отношений, технологий и т.п.) предшествует их научному позна­нию. Вначале движимые потребностью люди присваива­ют наличные или создают новые предметы, не сознавая форм собственной деятельности и законов, которым она соответствует, а затем... сталкиваются с ними как с внеш­ней, независимой от них объективной действительностью, различные стороны которой они выражают в вербальных дефинициях. Ну а разделение труда в современном обще­стве, в силу которого теоретическое мышление является. особой профессией (ученых), приводит к тому, что прак­тическая деятельность в той или иной области и постиже­ние «необходимости ее происхождения» (Гегель), т.е. си­стемное познание ее единичных и особенных моментов в их закономерной (функционально-генетической) связи, осуществляются разными людьми. В этом положении дел и коренится парадокс профессиональной компетентности, заключающийся в том, что специалист, успешно занима­ющиеся своим делом, не может выразить это дело в сло­ве, имеет о нем смутное (одностороннее, поверхностное и т.п.) представление и до поры до времени – пока гром (кризис) не грянет – не испытывает особой нужды в поня­тии своего предмета.

Психотерапия в этом смысле – типичный предмет по­знания, специфическая притягательность которого для теоретической рефлексии в том, что его становление в

37

качестве особой дисциплины и профессиональной сферы деятельности происходит на наших глазах. Но это, равно как и очевидность социальной потребности в психотера­пии, – родившись в венской приемной Фрейда, в течение столетия она завоевала полмира, – не означает, что «не­обходимость ее происхождения» понять легче. Как раз наоборот. И уж во всяком случае наивна надежда выяс­нить суть дела путем обращения к дефинициям учебных пособий – в них, как мы убедились, любопытствующий не найдет ничего, кроме широкого спектра не только раз­личных, но и противоречащих друг другу представлений о предмете. На каком из них остановиться? На том, что звучит наукообразнее? На том, что высказано признан­ным авторитетом? А может соединить их все союзом «и», или ... нет, лучше – поставить учебники на верхнюю пол­ку и, решив, что всякое знание, действительно (прав Ницше, сто раз прав!), относительно, заняться привыч­ным делом. Большинство практикующих психотерапев­тов останавливаются в теоретическом исследовании свое­го предмета именно на этой – скептической (постмодернистской) стадии, что, впрочем, не мешает им реализовы­вать в собственной деятельности всеобщие закономернос­ти этого предмета.

Однако в иные времена само существование психотера­пии в качестве самостоятельной сферы деятельности за­висит от ясного и четкого ответа на вынесенный в загла­вие этого параграфа вопрос, и тогда он приобретает практическую значимость для всех членов профессионального сообщества.

 

Эмпирическое обоснование

Психотерапии

 

Наиболее масштабным, организованным – в бэконовс­ком смысле, коллективным научным проектом, посвящен­ным выяснению того, что представляет собой психотера­пия, являются психотерапевтические исследования. Они осуществлялись учеными разных стран в течение несколь-

38

 

ких десятилетий, их результаты отражены в сотнях пуб­ликаций, диссертациях, монографиях и научных сборни­ках. Но вот, что странно: практикующие психотерапевты не только не используют эти результаты в своей профес­сиональной деятельности, но и относятся к исследовате­лям психотерапии с нескрываемой враждебностью. Еще в середине 70-ых гг. прошлого века Дэвид Ольсон назвал отношения между теоретиками и практиками (семейной) психотерапии «холодной войной». Как уже подчеркива­лось, среди психотерапевтов бытует убеждение в существо­вании «неустранимого зазора» между теоретическими ис­следованиями и практикой, в силу которого первые не оказывают сколько-нибудь существенного влияния на клиническую практику [156, с. 130].

В чем причина такого – скажем прямо – неутешитель­ного положения дел? Ответ на этот вопрос важен как для исследователей, так и для практиков психотерапии.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!