Взгляды на роль личности представителей романтизма



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный технологический институт

(технический университет)» (СПбГТИ(ТУ))

КАФЕДРА              Философии

УГС                               18.03.01

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  Химическая технология

НАПРАВЛЕНИЕ        Химическая технология органических веществ (красители)

ДИСЦИПЛИНА         Философия

Реферат

НА ТЕМУ: Роль личности в истории

       Выполнил студент 2 курса, группы 265Кузнецова Полина Андреевна

                                                                             Фамилия, Имя, отчество

Принял доктор философских наук, профессор Карпухин Сергей Васильевич                        Должность, звание                   Фамилия, Имя, Отчество

Признать, что работа    

выполнена и защищена с оценкой

     
         

«__» _________________ 2018 г._________________

                                                                                             подпись

 

 

Санкт-Петербург

2018


Содержание

Введение……………………………………………………...…………………3

1. Представление о роли личности в истории…………………………..4

1.1 Античность……………………………………………………………..4

1.2 Средние века……………………………………………………………4

1.3 Эпоха Возрождения…………………………………………………..5

1.4 XVI – XVIIвека………………………………………………………..5

1.5 Эпоха Просвещения…………………………………………………..5

 

2. Взгляды на роль личности…………………………………………….7

2.1 Взгляды на роль личности представителей романтизма…………..7

2.2 Взгляды на роль личности Г. В. Ф. Гегеля………………………….7

2.3 Взгляды на роль личности Л. Н. Толстого………………………….8

2.4 Взгляды на роль личностиТомаса Карлейла………………………8

2.5 Взгляды на роль личности представителей марксизма………………8

2.6 Взгляды на роль личности У. Джеймса……………………………..9

2.7 Взгляды на роль личности Михайловского………………………...10

 

3. Сила личности в разных ситуациях…………………………………11

4. Современные взгляды на роль личности……………………………12

5.  Исследование проблемы роли личности в истории………………13

Заключение…………………………………………………………………..18

Список использованной литературы………………………………………19


Введение

При изучении истории мы часто задаемся вопросом о роли в ней той или иной личности: насколько она повлияла на ход истории?..

Довольно часто человек не в состоянии предвидеть даже ближайшие события, не говоря уже о более отдаленных результатах своей деятельности, на которые могут оказать влияния огромное число случаев (некоторые из них не ведут к большим переменам, другие могут стать решающими в той или иной ситуации). Таким образом, нельзя точно утверждать от чего зависит роль человека в истории: от него самого, случайностей или же от исторической картины.

С точки зрения провиденциализма, человек рассматривается как «орудие истории», выполняющее предопределенную программу. С одной стороны существенное влияние на ход истории оказывают действия лидеров, но с другой стороны роль личности зависит от общественного строя и исторического периода: в одни периоды много выдающихся людей, в другие – мало.

На значимость роли того или иного человека не всегда оказывает влияние уровень интеллекта или моральные качества. Как писал К. Каутский: «под такими выдающимися личностями не обязательно нужно подразумевать величайших гениев. И посредственности, и даже стоящие ниже среднего уровня, а также дети и идиоты могут стать историческими личностями, если им попадает в руки большая власть». В таком случае ход истории становится зависимым от личностных качеств человека, стоящего у власти.

В настоящее время наука отказалась от принципа предопределенности исторических событий, то есть будущее можно изменить действиями различных групп людей.


Представление о роли личности в истории

Античность

Древние греки и римляне в основном считали, что судьба и жизнь человека предопределены заранее. Тем не менее, существуют греко-римские историографии, в которых внимание уделяется не только вере в судьбу человека, но и его сознательной деятельности. Это подтверждают труды Плутарха и Ксенофонта, в которых описываются деяния полководцев и политиков.Таким образом, для греко-римской общественно-исторической мысли характерна двойственность. С одной стороны, какая бы причина исторических событий ни выдвигалась тем или иным античным историком, все они в конечном итоге склонялись к признанию высшей причины, часто отождествляемой с понятием судьбы, которой подчиняются даже боги и которую невозможно познать. Но, с другой стороны, для античной мысли важнейшими движущими силами истории выступали также и вполне земные причины.

 

 

Средние века

В Средние века церковь оказывала огромное влияние на общество. Поэтому исторический процесс рассматривался как реализация божественных идей: Бог избирает некоторых людей для осуществления своего замысла. Таким образом, возник зародыш будущего расхождения в понимании исторических законов и роли личности: с одной стороны, исторический деятель - человек, так как все, что происходит в истории, происходит по его воле; с другой стороны, человек изначально не способен предвидеть результаты своих действий, он является лишь средством осуществления божественных предначертаний. Это принижало гуманистический аспект истории, но поиск более глубоких причин, чем желания и страсти человека, объективно способствовал развитию философии истории (в которой эта воля Бога либо оставалась в той или иной интерпретации, например Абсолюта, как у Гегеля, либо заменялась неумолимыми законами истории).Проблема роли человека в истории была очень актуальна, так как понимание роли человека в истории означало понимание замысла Бога

 

 

Возрождение

В период Возрождения интерес к биографиям и деяниям великих людей был очень высоким. Не смотря на то, что роль Провидения по-прежнему признавалась ведущей в истории, в качестве важнейшей движущей силы признается и деятельность выдающихся людей. В качестве примера можно привести работу Н. Макиавелли «Государь», в которой он считает, «что от целесообразности политики правителя, от его способности использовать нужные средства, включая самые аморальные, зависит успех его политики и в целом ход истории».[1] Макиавелли был одним из первых, кто подчеркнул, что в истории важную роль играют не только герои, но нередко и беспринципные деятели.

 

 

XVI – XVII века

С развитием науки роль Бога в судьбе человека сильно ограничивается.Считалось, что Бог создал законы и дал Вселенной первотолчок, но поскольку законы вечны и неизменны, человек свободен действовать в рамках этих законов. Проблема роли личности в истории в XVI – XVII веках не являлась актуальной. Рационалисты не формулировали свой взгляд на нее достаточно определенно, но с учетом их представлений о том, что общество есть «механическая сумма индивидов», они признавали большую роль выдающихся деятелей и их способность изменить ход истории, ноне формулировали свой взгляд на эту проблему достаточно определенно.

 

 

Эпоха Просвещения

В период Просвещения возникла философия истории. Одна из ее важнейших идей заключалась в том, что существуют естественные законы общества, которые базируются на вечной и общей природе людей. Вопрос о том, в чем заключается эта природа, решался по-разному. Но господствовало убеждение, что общество можно перестроить согласно этим законам на разумных началах. Отсюда признавалась высокой и роль личности в истории (например, считалось, что выдающийся правитель может изменить ход истории, просто придя к мысли о необходимости этого и имея достаточно воли и средств). Просветители не понимали, что личность не может возникнуть ниоткуда, что она должна в какой-то мере соответствовать уровню общества. Следовательно, личность может быть адекватно понята только в той среде, в которой она могла появиться и проявить себя. В противном случае напрашивается заключение о слишком большой зависимости хода истории от случайного появления гениев. Но в плане развития интереса к теме роли личности просветители сделали много. Именно с периода Просвещения она становится одной из важных теоретических проблем.


Взгляды на роль личности

Взгляды на роль личности представителей романтизма

В началеXIX в. господствовало такое направление, как романтизм. Представления об особой исторической роли правителя  сменились подходами, которые ставили личность в соответствующее историческое окружение. Романтики в отличие от просветителей, которые объясняли состояние общества законами, издаваемыми правителями, выводили правительственные законы из состояния общества, а изменения в его состоянии объясняли историческими обстоятельствами. Романтики почти не интересовались ролью исторических личностей, основное внимание они уделяли «народному духу».Разумеется, в таком подходе было весьма много верного, но налицо оказывался недоучет творческой роли личностей, в частности отдельных законодателей.

Французские историки-романтики времен Реставрации (Ф. Гизо, О. Тьерри, А. Тьер, Ф. Минье и более радикальный Ж. Мишле) считали, что великие исторические деятели могут только ускорить или замедлить наступление чего-то неизбежного и необходимого. И по сравнению с этим необходимым все усилия великих личностей выступают лишь как малые причины развития. Фактически такой взгляд был усвоен и марксизмом.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 502; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!