Глава 1. Введение в психологию



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛЕСНОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С. М. КИРОВА»

 

Посвящается 60-летию

Высшего профессионального лесного образования

В Республике Коми

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Утверждено учебно-методическим советом

Сыктывкарского лесного института

В качестве учебного пособия для студентов всех направлений

Бакалавриата и специальностей и всех форм обучения

 

Сыктывкар

СЛИ

2011

УДК 159.9

ББК 88

П86

 

Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Сыктывкарского лесного института

 

 

Авторы-составители:

Е. В. Хохлова(ответственный редактор),кандидат психологических наук, доцент;

Н. Н. Мачурова,кандидат психологических наук, доцент

 

 

Рецензенты:

Кафедра общей психологии

(Коми государственный педагогический институт);

Н. В. Ильчукова, кандидат психологических наук, доцент

(Сыктывкарский государственный университет)

 

  П86 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА [Текст] : учебное пособие / авторы-составители Е. В. Хохлова, Н. Н. Мачурова ; Сыкт. лесн. ин-т. – Сыктывкар : СЛИ, 2011. – 256 с.  
  ISBN 978-5-9239-0312-6
   
  Учебное пособие состоит из двух частей и содержит основы психолого-педагогических знаний, необходимых для формирования личности будущего специалиста. Первая часть издания состоит из шести глав и затрагивает вопросы психической активности человека, где основными понятиями становятся «личность, деятельность и общение». Вторая часть состоит из четырех глав и рассматривает новые тенденции развития личности в условиях ее обучения, воспитания, образования и развития. В конце каждой главы приведен список рекомендуемой литературы и дано контрольное тестирование для проверки остаточных знаний студентов по рассмотренной теме. Кроме того, учебное пособие содержит персоналии, тезаурус и приложения. Предназначено для студентов всех направлений бакалавриата и специальностей и всех форм обучения.
  УДК 159.9 ББК 88

 

Темплан 2010/11 учеб. г. Изд. № 30.

 

ISBN 978-5-9239-0312-6 Ó Хохлова Е. В., Мачурова Н. Н., 2011 Ó СЛИ, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 5

 

ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ.. 7

Глава 1. Введение в психологию.. 7

1.1. Что такое психология. 7

1.2. Этапы развития психологии как науки. 14

1.3. Психика как предмет исследования психологии. 16

1.4. Основные направления психологии. 19

1.5. Методы современной психологии. 26

Глава 2. Развитие психики человека. 32

2.1. Развитие психики в филогенезе. 32

2.2. Становление человеческого сознания. 36

2.3. Измененные состояния сознания. 39

2.4. Развитие психики в онтогенезе. Периодизация психического

развития человека. 44

Глава 3. Познавательные психические процессы.. 54

3.1. Ощущение. 54

3.2. Восприятие. 57

3.3. Внимание. 59

3.4. Память. 61

3.5. Мышление. 65

3.6. Речь. 67

3.7. Воображение. 68

Глава 4. Личность и ее категории. 73

4.1. Понятие личности. 73

4.2. Структура личности. 75

4.3. Индивидуально-типологические особенности личности. 77

4.3.1. Темперамент человека. 77

4.3.2. Характер. 82

4.3.3. Способности. 86

4.4. Эмоционально-волевая сфера личности. 87

4.4.1. Эмоции и чувства человека. 87

4.4.2. Воля. Волевая регуляция поведения. 92

4.5. Теории личности. 95

Глава 5. Общение. Социально-психологический феномен.. 109

5.1. Понятие общения. 109

5.2. Структура общения. 112

5.3. Стадии и уровни общения. 113

5.4. Теории общения. 115

5.4.1. Перцептивная сторона общения. 115

5.4.2. Общение как коммуникация. 117

5.5. Виды общения. 124

Глава 6. Психология малой группы.. 128

6.1. Понятие группы. Малая группа. 128

6.2. Взаимоотношения в малых группах. 133

6.2.1. Конфликты.. 133

6.2.2. Способы разрешения конфликтов. 138

 

 

ЧАСТЬ II. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА О ВОСПИТАНИИ.. 142

Глава 1. Педагогика как наука о воспитании человека. 142

1.1. Понятие педагогики на современном этапе. 142

1.2. Основные категории педагогики. 144

1.3. История развития педагогики. 148

Глава 2. Обучение как процесс формирования научного мировоззрения. 155

2.1. Что такое обучение. Основные понятия. 155

2.2. Дидактические принципы обучения. 158

2.3. Закономерности процесса обучения. 162

2.4. Методы и формы обучения. 164

2.5. Студент (учащийся) как субъект учебной деятельности. 165

Глава 3. Образование как основная категория педагогики. 172

3.1. Тенденции развития современного образования. 172

3.2. Новые цели и ценности образования с позиции философии. 174

3.3. Гуманитаризация современного образования. 175

3.4. Образованный человек и непрерывное образование. 177

3.5. Новая педагогическая формула подготовки специалиста. 179

3.6. Сущность интеллектоемких педагогических технологий. 180

Глава 4. Образование и педагогика. 185

4.1. Образование и педагогика в современной России. 185

4.2. Педагогические идеи в интерпретации ученых. 187

4.3. Эффективная школа и эффективный учитель. 189

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 198

 

ПЕРСОНАЛИИ.. 199

 

ТЕЗАУРУС.. 219

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Организация воспитательной работы в учебном процессе. 250

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Ассертивные установки студентов вуза. 252

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТОВ.. 255

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Во все времена человечество интересовал конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных действий, поступков и поведения. Не менее важной казалась задача понять, как человек познает окружающий мир, что такое сознание и самосознание, мышление и творчество, их взаимосвязь. Ответы на все эти и другие вопросы дает психология, которая в нашей стране долгое время находилась под мощным идеологическим прессом.

Сегодня мы живем в бурное время перемен и видим, что идет активная перестройка всего уклада нашей жизни, нашего сознания. Поэтому введение в программу курса обучения психологии и педагогики поможет студентам понять закономерности работы своей психики, раскрыть ее возможности и скрытые ресурсы, необходимые для успешной практической деятельности, а с позиции педагогического воздействия – воспитать в себе Человека, Деятеля и Творца.

Курс «Психология и педагогика» рассчитан на студентов негуманитарных факультетов вуза в соответствии с принятым и утвержденным Госстандартом. Следуя заповеди известного отечественного педагога К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», учебное пособие выстроено таким образом, что первая часть пособия «Психология как наука о душе» посвящена общим вопросам психологии, закономерностям психического развития человека, а вторая часть «Педагогика как наука о воспитании человека» включает в себя вопросы педагогического руководства личностью в условиях ее обучения и воспитания. Особое внимание уделяется вопросам образования, эффективности ее построения в условиях современного общества. Предлагаемые в пособии материалы помогут студентам лучше ориентироваться в мире современного образования, в котором определяющую позицию продолжают занимать психология и педагогика.

Цель и задачи пособия – ознакомить:

– с основными понятиями и положениями психологии и педагогики;

– историей становления и развития психологических и педагогических концепций;

– методами исследования в психологии и педагогике;

– познавательными психическими процессами человека и их развитием;

– индивидуально-типологическими особенностями личности и т. д.

Кроме того, знания в области психологии личности и деятельности, общения и конфликтов, а также педагогическое руководство в условиях воспитания, обучения, образования, развития и формирования позволят будущему специалисту правильно ориентироваться в системе межличностных отношений, находить верное решение при достижении цели, стремиться к профессиональному и личностному росту.

В практическом цикле курса поставлена цель и задачи формирования некоторых навыков:

– элементарных приемов психологического исследования личности;

– анализа мотивов своего поведения и поведения других людей;

– неконфликтного общения и эффективной коммуникации;

– конструктивного решения психолого-педагогических задач.

Формы проведения практических занятий по психологии и педагогики разнообразны и определяются в зависимости от темы занятий, уровня подготовленности студентов, характера используемого материала, конкретной цели, которую следует достичь. Это и презентационные доклады, диалоги и практикумы, которые позволят не только наглядно изучить предмет, но и уметь выделять главное, работать с литературой, структурировать свой ответ и позитивно общаться.

В завершении следует отметить, что сегодня знания психологии и педагогики необходимы как никогда. Путь к успеху зависит не только от системы полученных знаний, умений и навыков, но и от способности самой личности эффективно их использовать, стремиться самостоятельно действовать и решать.

Уважаемые студенты, изучайте предмет с желанием, проявляйте интерес и творчество в познании данной дисциплины!

 

Часть I.
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ

Глава 1. Введение в психологию

 

Что такое психология

 

Психология (от греч. psyche – душа, logos – наука) – наука о душе. В научном толковании психология звучит так: психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Античность.С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит (V в. до н. э.), Лукреций (I в. до н. э.), Эпикур (IV–III в. до н. э.) понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Согласно, в частности, Демокриту, психика состоит из атомов, и душа и все тело есть движение атомов. Данная теория в психологии получила название атомизма.

Идеалист Платон, великий мыслитель из Афин, понимал душу человека как нечто божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения.

Платон – сторонник переселения души. Он считал, что душа с рождения вселяется в тело человека, а со смертью покидает его. Вне тела душа мудрее, богаче, она способна предсказывать события жизни и смерти человека. Кроме того, Платон считал, что у человека три души – разумная, аффективная (эмоциональная) и вожделе­ющая (чувственная), и в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей, делит людей на три разных типа. Если преобладает разум­ная, то это люди, которые стремятся созер­цать красоту и порядок идей, устремлены к высшему благу. Они привержены правде, справедливости и умеренности во всем каса­ющемся чувственных наслаждений. Их Пла­тон зовет мудрецами, или философами, и отводит им роль правителей в идеальном го­сударстве. При преобладании аффективной части души человек отличается благородны­ми страстями – храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу. Это качества, необходимые для воинов, или «стражей», которые заботятся о безопаснос­ти государства. Наконец, люди «вожделею­щего» типа должны заниматься физическим трудом, ибо они с самого начала принадле­жат к телесно-физическому миру – это со­словие крестьян и ремесленников, обеспечи­вающих материальную сторону жизни госу­дарства.


Это и есть «учение о государстве» Платона, согласно которому он делит общество на классы: аристократов, воинов и рабов.

Платон замечает, что душа, отделившаяся от тела, может думать и рассуждать более ясно, чем раньше и различать вещи гораздо отчетливее. В «Федоне» в драматической интерпретации выражена мысль, что тело есть тюрьма для души и что смерть является освобождением из этой тюрьмы. Более того, после смерти душа предстает перед судом Всевышнего, который показывает как хорошие, так и плохие ее дела и заставляет смотреть на них.

«После смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем, в зависимости от того, насколько добродетельную и праведную жизнь вела она в земном мире, вновь все­литься в какое-то другое тело (человека или животного). И только самые совершенные души, по Платону, совсем оставляют земной, несовершенный мир и остаются в царстве идей. Тело, таким образом, рассматривается как темница души, из которой последняя дол­жна освободиться, а для этого очиститься, подчинив свои чувственные влечения высше­му стремлению к благу. Достигается же это путем познания идей, которые созерцает ра­зумная душа.

Опустившаяся в этот мир душа рождается в образе человека, высшим из которых является образ философа, устремленного к высшему знанию. После того как знание философа достигает совершенства, он может вернуться на "небесную родину". Если же он запутался в материальных желаниях, он деградирует и в своем грядущем воплощении рождается в облике животного. Платон описывал, что в следующей жизни обжоры и пьяницы могут стать ослами, необузданные и несправедливые люди могут родиться волками и ястребами, а те, кто слепо следует условностям, вероятнее всего станут пчелами и муравьями. По прошествии какого-то времени душа в процессе духовной эволюции снова возвращается в человеческую форму и получает еще одну возможность обрести свободу» [1].

Платон предупреждает, что точное описание деталей мира после смерти является в лучшем случае вероятностью. Он настаивал, что объяснить будущую жизнь нельзя, потому что мы ограничены нашим физическим опытом. Зрение, слух, осязание, вкус и обаяние могут нас запутать. Наши глаза могут воспринять огромный предмет маленьким, если он находится далеко. Мы можем неправильно расслышать то, что кто-нибудь скажет нам. И в результате мы можем получить неправильное впечатление о природе вещей. Наши души не могут видеть реальность, пока они не освобождены от обманов и неточностей физических чувств. Также Платон считает, что человеческий язык не способен прямо выразить подлинные реальности. Слова, скорее, скрывают, чем раскрывают подлинную природу вещей. Это значит, что нет человеческих слов, которые могли бы прямо обозначить действительность. Это возможно сделать только при помощи аналогии мифа и другими косвенными путями.

Платон является родоначальником дуализма в психологии, т. е. учения, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала. Эта идеалистическая теория Платона положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» (322 г. до н. э.) выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: 1) питающей, 2) чувствующей, 3) движущей и 4) разумной, где высшие способности возникают из низших и на их основе. Первая способность характерна для растений (рост и размножение), вторая и третья – для животных (способность ощущения, желания и движения), а четвертая – для человека (способность теоретического и практического мышления).

Познавательная первичная способность человека – ощущение – принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения оставляют след в виде представлений образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях – по сходству, смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциаций психических явлений.

Аристотель выделял, дифференцировал теоретические формы освоения действительности в древнегреческой философии. В частности, он отличал:

– логику – как науку о правильном поведении;

– психологию – науку о душе;

– физику – науку о природе;

– метафизику (собственно философию) – учение о первопричинах, самых общих началах бытия.

Таким образом, идеалистические взгляды Аристотеля в психологии получили название анимизма (от лат. anima – душа), т. е. одухотворенность мира. Аристотель считал, что каждое живое имеет душу и что она неподвластна практическому изучению и познанию. А это было на руку религии, которая подвергала уничтожению всякого, кто пытался познать суть психического, духовного и душевного. И на изучение душевного был наложен запрет вплоть до XVII века. Однако этот древнегреческий философ-естествоиспы-татель заложил первые камни в основании многих научных дисциплин.

Сократ сконцентрировался на проблематике Человека. Он говорил о воспитании человеческой души. «Все беды от невежества», – говорил Сократ. По Сократу, человек – это его душа. А душа для Сократа – это «Я‑сознающее», т. е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. Если сущность человека – это его душа, то в особой заботе нуждается не только его тело, сколько душа. Высшая задача воспитателя – научить людей взращивать душу. Истинные ценности не те, что связаны с вещами внешними (богатства, сила, слава), но лишь сокровища души могут быть истинными ценностями человека. Сократ считал, что счастье проистекает не из тела, а из души. И душа счастлива тогда, когда она упорядочена и добродетельна. И, по Сократу, добродетельный человек не может страдать от зла «ни в жизни, ни в смерти». Человек может быть счастлив только в этой жизни, какой бы она не была.

Итак, добродетель, по Сократу, не может быть ничем иным, как тем, что делает душу благой и совершенной, т. е. тем, что она есть по своей природе. Известный ныне афоризм Сократа «Познай самого себя» означает осознание своих способностей и возможность постижения своего внутреннего мира, понимание того, что осмысленная жизнь, духовное здоровье, гармония внутренних сил и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее благо, высшую ценность Человека. Таким образом, данная формула означала обращенность не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему миру субъекта, к его убеждениям и ценностям.

Кроме того, Сократ был мастером устного общения. Со своими учениками он затевал беседу с целью заставить их задуматься, с помощью слова обнаружить то, что скрыто за покровом сознания. И собеседник должен был размышлять в поисках своего ответа. В таком плане работа ума носила характер диалога.

После Сократа понятие о душе наполнялось новым предметным содержанием. Открывались совершенно новые реалии, которых физическая природа еще не знала.

*     *     *

О ценности науки судят по ее открытиям. На первый взгляд летопись открытий античности немногословна, но если пристальнее взглянуть, вчитаться в достоверность этих открытий, то можно увидеть, что истоки развития психологии в широком смысле слова заложены еще там, в глубокой древности.

 

Психологическая мысль Нового времени (XVII век). На этом этапе развития в психологии был сделан переход от души к сознанию человека.

Рене Декарт (1596–1650) – французский философ, математик, физик и физиолог, основатель новоевропейского рационализма и один из влиятельнейших метафизиков Нового времени. «Я мыслю, следовательно, существую» – философское утверждение Декарта. Мыслящая субстанция – это мышление, а материальная – тело. По Декарту, началом всех начал в философии как в науке является сомнение. Поэтому следует сомневаться во всем – и в естественном, и сверхъестественном, но только не в мышлении. Декарт использует термин «мышление», чтобы охватить всю сознательную духовную деятельность. Поскольку мышление – это единственный атрибут души, она всегда мыслит, всегда знает о своих переживаниях, зримых изнутри. В дальнейшем это «внутреннее зрение» стали называть «интроспекцией» (смотреть внутрь себя).

Декарт ставит вопрос о постижении достоверности самой по себе. Он считает, что на чувства полагаться нельзя, т. к. они могут обманывать человека. Ученый считал, что научные открытия совершаются не вследствие опытов, а вследствие деятельности ума, который направляет сами опыты (человек-рационалист). Декарт отмечает, что нельзя доверять авторитету, т. к. возникает вопрос – откуда возникает достоверность открытий. В связи с этим Декарт вводит четыре правила:

1. Никогда не принимать за истинное то, что я не познал.

2. Делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, насколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления.

3. Придерживаться определенного порядка в мышлении.

4. Составлять всегда перечни полные, общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.

Бенедикт Спиноза (1632–1677) – нидерландский философ. Согласно Спинозе, человек – целостное, природное существо, у которого душа и тело как атрибуты единой субстанции нераздельны и определяются одними и теми же материальными причинами (богом, природой). Чем активней человек, тем в большей степени он свободен. В природе человека заложено стремление к самосохранению. Оно выражено в особом духовно-телесном акте – влечении, которое совместно с двумя первичными эмоциями – радостью и печалью лежит в основе всего многообразия мотивов и чувств человека. Радость увеличивает способность тела к действию, а печаль ограничивает ее. В познавательной деятельности Спиноза выделял следующие уровни:

– I (самая низшая ступень) – это чувственное познание, которое неадекватно отражает предмет и часто ведет к заблуждению, хотя и содержит в себе зерно истины;

– II (более высокий) – это понимание, основывающееся на рассудке и разуме (рациональное знание). Эта ступень есть единственный источник достоверных истин;

– III (высший) – интуиция, которая является фундаментом достоверного знания. Истины, получаемые посредством интуиции, наиболее ясны и отчетливы.

Готфрид Лейбниц (1646–1716) – немецкий философ. Он представил психический мир в виде монад (от греч. единое). Это учение о монадах получило название монадология. Любая монада воспринимает и переживает весь мир в самой себе. Однако не все монады обладают светом разума. Лейбниц различал три вида монад в зависимости от степени развития.

Первая ступень включает монады, которые характеризуются перцепцией, т. е. пассивной способностью восприятия. Они образуют низшую ступень всего развития и способны только формировать неясные представления.

Вторая ступень указывает на способность монад обладать ощущениями и образовывать явные представления. Их Лейбниц называет «монады-души».

Третья ступень подтверждает способности монад к апперцепции, т. е. эти монады наделены сознанием. К ним он относил души людей, обладающих сознанием.

Таким образом, перцепцией, восприятием обладают все монады, но только монады высшей степени владеют самосознанием. Монады I ступени находят свое выражение в телах неживой природы. Монады II ступени содержатся в телах биологической природы. Монады III ступени объективизируются в человеке, наделенном сознанием и самосознанием.

В философии Лейбница впервые в эпоху Нового времени была выдвинута идея универсальности развития, т. е. каждая монада – это источник движения и развития, т. к. она обладает активной силой. Монады, действующие целесообразно, образуют такой мир, который постоянно развивается к все более совершенным образованиям. Это постоянное совершенствование мира достигает своего пика в познающем человеческом духе.

Лейбниц признает наличие врожденных способностей к мышлению. Чувственное познание – низшая ступень познания, и только рациональное познание в состоянии дать картину всеобщности и необходимости, существующих в мире.

Как и Спиноза, Лейбниц выделил тот факт, что в составе интеллектуальной деятельности человека есть истины, которые ум обнаруживает не на основе логического доказательства, рассуждения, а путем своеобразного «интеллектуального видения» (интуиции). Таким образом, идеи Лейбница изменили и расширили представление о психическом человека.

Томас Гоббс (1588–1679) – английский философ XVII века. В центре внимания ученого находились вопросы человека. Его основные труды – трактаты «О теле» (1655) и «О человеке» (1658). В мире нет ничего, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, открытым Галилеем. Геометрия и механика, используемые Галилеем для анализа и предсказания явлений, в физическом мире переносятся Гоббсом на исследование человеческой деятельности. «Люди должны быть изучаемы и представлены как один из аспектов физического мира. Человеческие страсти и склонности можно анализировать на основе физических движений и их причин». Следовательно, все вещи и их изменения происходят вследствие движения материальных элементов вследствие механического перемещения. Движения тел передаются посредством толчка, в результате которого в теле возникает усилие, переходящее в движение. Через движение и усилие Гоббс объясняет и духовную жизнь животных и людей, которая состоит из ощущений. В теории Гоббса проявляется механодетерминизм, а это значит, что во всем царит строжайшая причинность.

Важной для будущей психологии стала критика Т. Гоббсом «о врожденных идеях Декарта». По Гоббсу, никакая идея не может быть врожденной, внешние чувства – источник не только идей, но и всего нашего познания. Содержание же идей не зависит от сознания человека. Все идеи благодаря активной деятельности ума перерабатываются посредством сравнения, сочетания и разделения.

Другая проблема – это вопрос о свободе воли. По Гоббсу, хотеть что-то – значит стремиться к тому, что хочется. Если мое стремление беспрепятственно, тогда я действую свободно, а если мое движение задерживается чем-то или кем-то, тогда я не способен действовать свободно. Эти внешние препятствия суть ограничения моей свободы. А если я не могу достичь желаемого вследствие своего физического недостатка, тогда это не ограничение моей свободы, а естественный недостаток способности во мне.

Т. Гоббс подчеркивал эгоистическую природу человека, который действует ради пользы, славы, ради любви к себе самому, а не к другим. Философ подчеркивал, что люди мало отличаются по своим способностям друг от друга. Природа создала людей развитыми в отношении физических и умственных способностей. И человек сам по себе не является ни добрым, ни злым. В естественном состоянии каждый индивид всеми правдами и неправдами стремится сохранить свою жизнь и избежать смерти, т. е. человек постоянно ведет борьбу с другими. Гоббс называет это «войной каждого с каждым, когда человек человеку волк».

Таким образом, значение учения Т. Гоббса велико для будущей психологии, а некоторые его теории, в частности роль личности в общественной жизни, представляют определенный интерес на современном этапе.

Джон Локк (1632–1704) – английский философ. Основное внимание уделял теории познания. Концепция знания Дж. Локка основывается на сенсуалистических (от лат. «сенс» – чувства) принципах: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Ум человека представляет собой «белую бумагу без каких-либо знаков и идей». А единственный источник идей – это опыт, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний опыт – это ощущения, которые заполняют «чистый лист» различными письменами и которые мы получаем посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и других органов чувств. Внутренний опыт – это идеи о своей собственной деятельности внутри себя о различных операциях нашего мышления, о своих психических состояниях – эмоциях, желаниях и пр. Все они называются рефлексией.

Дж. Локк и в самом опыте выделил два источника – ощущение и рефлексию. Идеи, получаемые из этих двух источников опыта, составляют фундамент дальнейшего процесса познания.

Развитие психики происходит благодаря тому, что из простых идей создаются сложные. Это есть проявление активности человеческого ума.

Дж. Локк по степени сложности выделяет следующие виды знания:

1) интуитивное знание;

2) демонстративное знание – это выводы, доказательства, они образуют дедуктивный вид познания;

3) сенситивное знание – основывается на ощущениях и чувствах.

Локк отмечает, что первые два вида знания обладают качеством бесспорности, а третий вид по своей достоверности ниже первых двух. Подходы Дж. Локка оказали огромное воздействие на развитие психологии, а также повлияли на всю интеллектуальную мысль современной психологии.

Таким образом, объяснение психических явлений зависело от знания, от того, как устроен физический мир и какие силы правят живым организмом. Для ученых XVII века характерно обращение к телесному устройству психики. Но представления об устройствах и функциях организма были еще крайне скудными и во многом фантастическими.

*     *     *

Кратко проанализировав Античность, Новое время, сложно найти корни психологии как науки в данных философских воззрениях. Однако философы – это и первые психологи, учителя мудрости, основоположники психологической мысли. Самое главное – это то, что ими были сделаны первые попытки выделить психологию в самостоятельную науку на основе имеющегося эмпирического материала.

Впервые термин «психология» появляется лишь в XVI веке в западноевропейских текстах (писаниях) и первоначально относится не к науке как таковой, а лишь к методу интроспекции («смотреть внутрь себя»). В XVIII веке в философии появляется раздел «Психология». Автором такого нововведения становится немецкий философ Христиан Вольф. Как самостоятельная наука психология появляется только в XIX веке.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 429; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!