Об элементарных формах творческого воображения глухих школьников



Под творческим воображением обычно понимают преднамеренное преобразование представлений и самостоятельное создание новых представлений, образов, воплощаемых в продукты деятельности.

Принципиальное значение имеет четкая дифференциация по­нятий «творческое воображение» и «творческое мышление», од­нако не менее важна ясная позиция и в отношении понятий «творческое воображение» и «представление». Отождествлять их неверно. Творческое воображение как важнейший познаватель­ный процесс заключается в создании новых образов на основе преобразования представлений памяти. «Строительным мате­риалом» для воображения является наш прошлый опыт (данные восприятий, памяти), продуктом воображения являются новые образы — представления воображения. Такие виды учебной дея­тельности, как составление геометрических задач, придумывание примеров к грамматическим правилам, написание сочинений, чер­чение и конструирование, требуют от учащихся умения опериро­вать представлениями и в соответствии с условиями задачи пе­рерабатывать и оформлять их в виде определенного результата, продукта деятельности. Естественно, что уровень творческого воображения, его продуктивность зависят от объема информа­ции, от богатства опыта.

Особый интерес представляет исследование творческого вооб­ражения у глухих детей, так как ограниченность общения со взрослыми и слышащими сверстниками лишает их необходимого объема информации и знания приемов, способов реконструкции имеющихся представлений. В целях изучения особенностей твор­ческого воображения глухих школьников рассмотрим подробнее результаты некоторых экспериментальных исследований.

Творческая реконструкция басни глухими школьниками. В ис­следовании М. М. Нудельмана выяснялись возможности пере­работки представлений у глухих школьников VI и VIII классов. Опыты проводились также со слышащими учащимися VI класса.

Во время обычных школьных занятий дети изучали и запо­минали наизусть известную басню И. А. Крылова «Ворона и лисица». Через три дня, после проверки прочности усвоения этой басни, ученики должны были передать своими словами ее содер­жание, но при этом следовало заменить действующих лиц дру­гими по выбору детей. Предполагалось выяснить, в какой мере глухие школьники сумеют реконструировать басню, какие труд­ности возникнут у них при этом, будут ли выбранные замены героев басни соответствовать замыслу автора, не нарушится ли нравоучительный характер басни, наконец, какие изменения бу­дут внесены в ситуацию, где развертывается описываемое в бас­не событие.

Некоторые глухие учащиеся VI класса (10%) совсем не су­мели заменить действующих лиц. Эти дети не смогли передать  содержание басни своими словами и воспроизводили ее точно в такой же форме, как она была ими ранее выучена наизусть. Таким образом, у них реконструкция басни полностью отсутство­вала.

Другие учащиеся того же класса (20%) указали вначале, ка­кими животными они намерены заменить действующих лиц басни и пытались это делать, но в ходе изложения незаметно для себя возвращались к героям Крылова.

Рассмотрим теперь, каких животных выбрали дети для заме­длен и вороны.

Глухие школьники, как правило, ворону заменяли другой птицей, а лису млекопитающим. Так, ворона заменялась галкой, воробьем,, журавлем, соловьем, попугаем, а лиса — волком, кошкой, собакой, медведем и львом. Слышащие школьники обнаружили несколько большую свободу при выборе новых персонажей для басни. Большая часть слышащих детей (65%) также заменяла лисицу другими представителями класса млекопитающих (кошка, волк, рысь и др.), ворону — другими птицами. Вместе с тем в ряде случаев дети меняли ворону кошкой, белкой, мышью, а иногда даже представителями класса рыб,, земноводных или пресмыкающихся. знакомясь со сказками и баснями до школы, а также в школе дети узнают о характерных особенностях персонажей. Поэтому слышащие школьники -были озабочены тем, чтобы при замене действующего лица полностью сохранялось соответствие персонажу басни. Характерно, что если на место вороны они быстро и легко подбирали любую другую птицу, то замену для лисицы они искали медленно, тщательно взвешивая соответствие выбранной замены индивидуальным особенностям лисы. Приведем высказывания детей: «Вместо вороны я могу поставить гал­ета, журавля, курицу; все птицы глупые и легко идут на сами петь не умеют, а похвалишь их, что красиво поют, они и поверят. Не то лиса: она хитрая, умеет льстить, неискренняя, вечно обманывает. Среди животных трудно найти такую». «Волк будет лисицей — он такой же обманщик, как иона». «Вместо лисицы будет рысь, рысь тоже бессовестная

Глухие школьники при выборе действующих лиц для замены не всегда

задумываются над тем, отвечает ли замена характеру персонажа басни, обладает ли качествами, свойственными вороне и лисице. Они большей частью ограничиваются внешним сходством между выбранными героями и персонажами. Это подтверждается высказываниями глухих о мотивах выбора опреде­ленных животных. Так, одна девочка заменила ворону галкой, мотивируя это тем, что «галка тоже летает, у нее черные перыш­ки». Другие глухие дети лису заменяли волком или медведем потому, что «волк живет в лесу и лиса живет в лесу», «у медве­дя шерсть и у лисы шерсть, теплая шуба».

В изложениях слышащих школьников обращает на себя вни­мание еще то, что одновременно с заменой действующих лиц ис­пытуемые вносят изменения и в ситуацию. Когда в качестве пер­сонажей басни ими выбираются домашние животные, дети опи­сывают и соответствующую ситуацию. Тогда ель заменяется кры­шей, лестницей, балконом, забором. Кроме того, слышащие де­ти, учитывая вкус выбранных ими животных, называют вместо сыра мясо, рыбу, колбасу, сало и т. п. В этих случаях вместо фразы «Сырный дух ее остановил..,» дети говорят: «Почуял ры­бу», «Запах колбасы его остановил», «Увидел у нее во рту бу­терброд с маслом».

Анализ экспериментального материала показал, что глухие школьники VI класса, заменяя действующих лиц басни, оставля­ют без изменения ситуацию, в которой развертывается описы­ваемое событие: «На ель попугай взгромоздясь», «Лев сырный дух пленил». Следовательно, дети, производя замену действую­щих лиц басни, существенно нового в нее не вносят и по сути де­ла мало ее реконструируют. Они продолжают оперировать обра­зами хорошо известной им басни И. А. Крылова.

Таким образом, глухие учащиеся VI класса обнаружили ряд особенностей, отличающих их от слышащих сверстников (скован­ность ранее усвоенными представлениями, трудности при заме­не действующих лиц и особенно ситуации, в которой разверты­ваются события). Глухие же учащиеся VIII класса, т. е. проучив­шиеся на два года больше в школе, смогли переименовать героев и переосмыслить ситуацию, проявили способность к творческому  воображению.

Особенности творческих описаний картин. Как известно, при  разглядывании картины среди других познавательных процессов определенное место занимает и воображение.. В самом деле, в  воспринимаемой картине наше внимание фиксируется не только на видимых объектах, но и на объектах, непосредственно не воспринимаемых, часто возникают ассоциации, которые «уводят» наше сознание от зрительных восприятий в область «идеального» (например, в будущее)

В период от5  к 8году обучения воссоздающее и творческое воображение у глухих школьников совершенствуется. Необходимо отметить, что воображение развивается лишь в тесном единстве со словесной речью. Овладев ею, глухой ребенок благодаря воображению может ясно представить себе содержание рассказа собеседника или описанное в прочитанной им книге событие. Развитие словесной речи содействует обогащению воображения, формированию адекватных читательских образов, что помогает пониманию сути прочитанного.  

Поэтому на уроках развития речи учителям важно специально заботиться о развитии воссоздающего и творческого воображения . Для этого следует применять драматизацию читаемого в классе,  иллюстрировать прочитанное рисунком, лепкой. Очень интересным обучающим приемом являются сочинения по картине или по серии картин. При этом необходимо в одних случаях ставить

 задачу на описание именно того, что изображено, в другой - на изложение воображаемой ситуации, к которой картина является лишь иллюстрацией какого-либо отдельного момента.

Чтобы понимать чужое субъективное состояние, нужно обладать достаточно высоким уровнем наблюдательности, умением

замечать и фиксировать еле заметные детали в жестах, мимике других людей. Важно отметить, что социальная ситуация, в ко­торой находятся глухие школьники, содействует такой наблюда­тельности (чтение с губ, стремление понять собеседника в ходе общения).

Однако, чтобы представить себе внутреннее состояние друго­го человека, одной наблюдательности недостаточно: необходим высокий уровень развития воображения. М. Теплов писал; «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому го­рю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в поло­жение другого человека, мысленно стать на его место. Подлин­но чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображение»

В целях выявления способности глухих детей проникать во внутренний мир другого человека нами был проведен следую­щий эксперимент с учащимися V, VII и IX классов школы глухих.

В первой серии эксперимента испытуемым демонстрирова­лась картина, на которой была изображена плачущая девочка 12 — 14 лет, сидящая в вагоне метро. В руках у нее небольшая сумочка. Одна рука у запястья перевязана белой марлевой лен­точкой. Пассажиры с недоумением смотрят на девочку.

Одновременно с показом картины испытуемому предлагалось прочесть следующий текст: «В метро ехала девочка. Она сидела на скамейке у окна и держала в руках сумочку. Девочка плака­ла. Все смотрели на нее и думали: «Что с ней случилось? Почему она плачет?» После пятиминутного рассматривания картины и двукратного прочтения текста ученик должен был подумать и со­ставить подробный рассказ о том, что произошло с девочкой, ка­кова причина ее плача, о чем она думает, что переживает.

В первую очередь представляет интерес анализ ответов детей о причинах плача изображенной на картине девочки.

Значительная часть глухих детей (главным образом пяти­классники) объясняли причину плача девочки якобы испытывае­мой ею болью, потерей денег, вещей. Зачастую такое объяснение было спровоцировано некоторыми деталями, изображенными на картине (марлевая повязка на руке, сумочка). Можно предпола­гать, что глухие дети, отличающиеся достаточно высоким уров­нем наблюдения, в поисках объяснения поведения девочки цеп­лялись за видимое, были связаны непосредственно воспринятым на картине.

Другая часть ответов имела большое сходство с воспоминанием, с актуализацией образов, имевших место в жизни детей,  одни учащиеся были уверены, что девочка заблудилась (особенно мальчики) считали, что девочка плакала потому, потеряла собаку :— «белого щенка».

 

 

№ 10

      Особенности сюжетно – ролевой игры.

 

   Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. В процессе этой деятельности дети берут на себя роли взрослых людей и в специальной, создаваемой самими детьми ситуации воссоздают деятельность взрослых и их отношения между собой. Выделяются следующие структурные компоненты игры : сюжет и ее содержание; использование предметов- заместителей; т.е. игровое использование предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой и последний используется в связи с приданным ему значением; роль взрослого, которую берет на себя ребенок.

В развитии сюжетно-ролевой игры у детей с нарушениями слуха наблюдается ряд особенностей.

Сюжет и содержание -  два взаимосвязанных компонента. Играя, дети отражают окружающую действительность; чем шире сферы действительности, с которой они сталкиваются, тем разнообразнее сюжеты игр. Содержанием ролевой игры является то, что реб-к выделяет как основной момент деятельности взрослых. Поэтому за одним и тем же сюжетом может скрываться разное содержание. Выделяют три этапа в развитии содержания игры: в младшем дошкольном возрасте содержанием игры оказывается воспроизведение действий взрослых с предметами (предметно-процессуальная игра); в среднем дошкольном возрасте содержанием игры становятся отношения между людьми, их внешняя сторона; в старшем дошкольном возрасте содержанием игры является подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли, отражение внутренней стороны социальных отношений.

По своему содержанию сюжетно-ролевые игры глухих дошкольников обнаруживают известное сходство с играми слышащих сверстников (Г.Выгодская). Они также воспроизводят отдельные эпизоды из жизни взрослых, их деятельность и взаимоотношения при этом. Глухие дети играют, используя круг впечатлений, получаемых из окружающей жизни. Но поскольку восприятие мира осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, невозможно ожидать полного сходства в содержании игр глухих и слышащих детей. Игры глухих дошкольников дольше, чем у слышащих задерживаются на этапе предметно-процессуальных, их игры однообразнее и упрощеннее, чем у слышащих. Без специальной работы, направленной на расширение опыта глухих детей, задерживается становление мотивационного плана игры. Преобладают бытовые игры, воссоздающие лишь немногие отношения между людьми.

Вследствие того, что глухие дети менее обобщенно, чем слышащие отражают ту или иную сторону действительности, они не умеют самостоятельно вычленить в воспринимаемом основное, существенное и сосредотачивают внимание на особенностях, которые имеют второстепенное значение. так, игра «в магазин» прекращается, если нет бумаги для того, чтобы завернуть покупки, при игре «в доктора» больному отказывают в медицинской помощи, если он не постучал в кабинет или не поздоровался. Глухие дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытые отношения, зато наглядные предметные действия отражают в играх детально и педантично. Сюжет заслоняется детально выполняемыми предметными действиями.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 713; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!