Из телеграммы председателя делегации на мирных переговорах с Польшей А. А. Иоффе в НКИД. 14 декабря 1920 г.



«В польских лагерях все военнопленные разбиты на 4 группы… Эти подразделения вызваны официальным польским распоряжением и всюду одинаковы, устанавливая следующие 4 категории. “Категория русских”. Это группа, поддающаяся белогвардейской агитации. Они живут в сносных условиях, в их распоряжении находятся школы, библиотеки, у них имеются кровати. Это переходная ступень на дороге в белогвардейские формации (не этих ли показывали британскому послу? – Авт.). Вторая группа: “поляки”, т. е. бывшие наши красноармейцы польской национальности. Они также в более хороших условиях. Часто они переливаются в польские национальные части. Третья категория: “большевики”, самая многочисленная – это красноармейцы, взятые в плен в Красной Армии и не подходящие ни под одну из других категорий. (“Украинцев” уже нет – по-видимому, с окончаниемвойны исчезла надобность в армии Петлюры. – Авт.) Четвертая категория – это красноармейцы, о которых есть доказательство, что они коммунисты. Их положение самое тяжелое. В то время как первые три категории имеют возможность двигаться в пределах лагеря, коммунисты заключены в отдельные бараки, окруженные отдельными проволочными заграждениями каждый, причем жители одного барака не имеют права сноситься с другим. Они содержатся в тюремном режиме, и только с трудом удалось добиться разрешения для них коротких прогулок два раза в день… В таком же режиме, как коммунистов, держат всех пленных красноармейцев евреев, содержа их в отдельных бараках. Их режим ухудшается вследствие культивируемого в Польше антисемитизма».

 

Из письма представителя Российского общества Красного Креста Ст. Семполовской в Польское общество Красного Креста. 6 декабря 1920 г.

«В лагерях в Стшалково, Тухоли, Домбе евреи и «коммунисты» содержатся отдельно и лишены целого ряда прав, которыми пользуются другие категории пленных. Они содержатся в самых плохих помещениях, всегда в “землянках”, совершенно лишены подстилки из соломы, хуже всего одеты, почти разуты (в Тухоли евреи почти все были босыми 16/XI, когда как в других бараках преобладают обутые…)…Эти две группы сидят взаперти, т.е. почти без движения. Имеют прогулки по 10–20 минут[77]

 К этим двум группам самое плохое моральное отношение – больше всего жалоб на побои, плохое обращение… В Стшалково начальство просто заявило, что лучше всего было бы эти группы расстрелять, что этим группам предлагаемую мною помощь не передадут…

Из Доббе ко мне поступают также жалобы на третирование евреев – избиение евреев мужчин и женщин и нарушение норм приличия солдатами при купании евреек. В Стшалково “коммунисты” жаловались также на приказ петь “Боже, царя храни”… также жаловались, что во время короткой прогулки офицеры командуют им по 50 раз лечь – встать… Офицер объяснил, что это “гимнастическое упражнение для лишенных возможности двигаться”…

Из доклада вернувшихся из плена коммунистов П. Н. Рыжакова и В. Володина в ЦК РКП(б) и ВЦИК. 12 апреля 1921 г.

 «Жизнь коммунистов… была особенно ужасной. Это один сплошной кошмар, пытка. Коммунистов избивали, гоняли работать и били, заставляли петь “Боже, царя храни”. Врывались солдаты ночью и устраивали инквизицию, вбегали с криком: “Вставай, збюрка”, и били каждого и всякого чем попало и как попало. Было время, когда коммунисты… не спали по неделям. И только по заключении мира и приезде разных польских комиссий эти зверства прекратились».

Еще любопытный момент из быта лагеря в Стшалково.

 «Большой ненормальностью в лагере является то, что комендантами бараков, секций и отделов назначены казаки, бывшие балаховцы и бредовцы[78], которые для того, чтобы выслужиться, жестоко издеваются над военнопленными-красноармейцами, избивают, заставляют бегать, работать, сажают под арест и т.д. На кухне, в разных складах, цейхгаузах то же… Характерен мой разговор с польским генералом в Барановичах (во время следования для обмена). К нам в казарму, в которой находилось около 50 человек, предназначенных в Россию, пришел генерал, говорящий хорошо по-русски. Он спросил, как нам жилось в лагере… На одну из причин скверного житья указали на избиение, тогда он ответил: “Мы тут ни при чем, вас бьют свои же русские, казаки, это ваше дело”. Я ему сказал, что не следовало бы поощрять их в этом, что делает лагерная администрация».

Скажите честно – вам это ничего не напоминает? Как вы думаете, сходство польских и гитлеровских лагерей – это передача опыта или просто внутреннее сродство? 

А вот случай и вовсе из ряда вон – поляки перепутали своих и чужих. Правда, это газетная статья с характерным заголовком: «Правда ли это?» – но все же…


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!