Объясните почему производящее хозяйство уменьшило зависимость первобытного человека от природы



Оцените роль партии «Алаш» в национально-освободительном движении Казахстана

 

1.Богембай

Батыр Богембай (вар. – Богенбай) из рода канжигалы, племени аргын является, пожалуй, самым известным батыром времен казахско-джунгарских войн в героическом эпосе и произведениях жырау. В то же время, в письменных источниках он упоминается гораздо реже, что, прежде всего, связано было с его общественным положением. В отличие от других знаменитых батыров, он особой власти не имел и не принимал участия в управлении своим родом.

Бокенбай

Батыра Бокенбая из рода табын, союза жетыру, казахстанские историки очень часто путают с батыром Богембаем из рода канжигалы. В некоторых работах, оба персонажа сливаются в одного человека, который отличался необычайным долгожительством и отменной физической формой, позволявшей ему на протяжении шестидесяти лет принимать активное участие в сражениях.

На самом деле, Бокенбай из Младшего жуза родился несколько раньше своего почти тезки из жуза Среднего. По крайней мере, около 1710 г., когда в приаральских Каракумах состоялся знаменитый курултай, Бокенбай был уже избран главнокомандующим казахским ополчением. К этому времени он, потерявший в джунгарской войне четырех своих братьев, уже и сам успел прославиться своими подвигами. Как рассказывал тому же А. И. Тевкелеву сам Бокенбай, во всех сражениях он находился «в первых огнях и выездах». Батыр убедил всех казахских вождей продолжать борьбу, хотя многие уже предлагали признать себя поданными джунгарского хунтайджи, а другие призывали уходить на Кубань для объединения с ногайцами.

Кабанбай(настоящее имя Ерасыл)родился в1691годув нынешнем Уржарском районеВКО, умер в 1770году, похоронен там же . Каракерей Кабанбай-батыр – один из организаторов национально-освободительной борьбы казахов с джунгарскими завоевателями, полководец и поединщик. Известный востоковед и историк МашкурЖүсип Копей аулие говорил: «У казахов не было батыра как Каракерей Кабанбай". Кабанбай батыр происходит из ветви "Байжигит" племени "Каракерей" рода "Найман", удостаивался звания «Хан батыры» (Богатырь хана). Занимался миротворческой миссией, вершил суд в обществе степняков .

Наурызбай Куттымбетулы—герой войны против джунгар,один из трех знаменосцев(Кабанбай, Богенбай, Наурызбай) Абылай хана, полководец – глава тумена, десятитысячного войска. Родился он в местности Жалпактас-Сериктас (нынешняя территория Жамбылского района Атматинской области) в 1706 году, и происходил из рода толемис племенного союза шапрашты. Вся жизнь Наурызбай батыра прошла в войнах с джунгарами. Расцвет его полководческой и общественной деятельности пришелся на 30–40-е годы XVIII века. На всю казахскую степь были известны победы Наурызбая в 1729 году в поединках с Шамал ханом и Каскеленом. В 1750–1752 годах он вместе с батырами Малайсары, Кыстык Малаем и Шапрашты Каскары одержал победу над джунгарами, отбросив их за Турфан (нынешняя территория КНР) и освободив из плена множество казахов. В джунгарских войнах погибли три брата Наурызбая – Кудайберген, Шолпан и Дуйсен.

и Прогресс помог нам отстраниться от природы, обуздать ее и использовать ее уникальность в своих интересах. Все, что производит человек сегодня, это результат многовековых наблюдений и накопления опыта. На протяжении тысячи лет жизнь людей зависела от охоты и рыболовства. Благодаря этому человеку удалось сохранить свое превосходство и достичь новых эволюционных высот. Появление земледелия и скотоводства предопределили перерождение присваивающего натурального хозяйства в воспроизводящее, для которого характерно появление новых, более сложных орудий труда и новых способов их изготовления (огонь, полировка и шлифовка камня, сверление т. п.). Блага природы дополняются «экономическими благами», созданными трудом человека. Появляется гарантированный минимальный уровень потребления. Собирательство и охоту постепенно вытесняет производство.

Воспроизводящее хозяйство уменьшило зависимость человека от природной стихии, гарантируя постоянное возобновление определенного минимума материальных благ.

3.Самое значительное место в политической истории Казахстан досоветского периода и в первые годы коммунистического правления занимает партия «Алаш».

Первая буржуазно-демократическая революция в России дала толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию в крае национально-освободительного, рабочего, аграрного и других форм движения против колониального, социального и других видов угнетения. Отношение различных слоев населения края к событиям 1905-- 1907 гг. в России было неоднозначным. Из-за низкого уровня экономического, социального и политического развития края по сравнению с другими несколько шире развивалось рабочее движение поднявшееся в годы революции на качественно новую ступень.

Особо важно отметить значение казахской интеллигенции в национально-освободительном движении, которое тесно переплеталось с борьбой казахского населения за справедливое решение аграрного вопроса в крае. Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социалистических идей, сотрудничали с социал-демократами, эсерами.

Билет №4

 

1.Развитие политических процессов в Казахстане после февральской революции 1917г.

 

2.Анна Иоановна использовала сложившуюся историческую обстановку в Центральной Азии для осуществления одного из стратегических планов Петра 1.

 

3.Заполните таблицу «Первоначальные религиозные представления»

1. В феврале 1917 г. победила буржуазно-демократическая революция, свергнувшая царизм.

Своебразие февральской революции заключалось в установлении двоевластия в лице Временного правительства и Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Казахское население с самого начала Феральской революции приветствовало свержение царизма. Этому способствовали и некоторые меры Временного правительства по демобилизации «инородцев» на тыловые работы. 14 марта 1917 г. была приостановлена их мобилизация, а через месяц было принято решение об их демобилизации.

В марте 1917 г. в Казахстане повсеместно сформировались местные органы Временного правительства – областные, и уездные исполнительные комитеты, отражавшие интересы предпринимателей, купцов, чиновников.

Верной опорой Временного правительства в областях и уездах были казачьи комитеты. Татарские, узбекские и уйгурские купцы и торговцы объединились в «мусульманские» и «татарские» комитеты.

В Казахстане были образованы национальные казахские областные и уездные комитеты как третьей силы наравне с органами Временного правительства и местными Советами во главе с национальной интеллигенцией. Эти органы власти имели четкую национальную ориентацию, направленную на создание казахской национальной автономии, решение аграрного вопроса, проблемы образования и религии.

Полностью поддержав Временное правительство, национальная интеллигенция приняла активное участие в деятельности его органов. 7 апреля 1917 г. было опубликовано постановление Временного правительства об организации Туркестанского комитета в составе члена Государственной Думы Н.П. Щепкина, А.Букейханова, М.Тынышпаева и др. Кроме этого руководители алашской интеллигенции получили должности: А.Букейханов был назначен комиссаром Тургайской области,

М.Тынышпаев – Семиреченской области, Х.Досмухамедов – Уральской области.

7 марта 1917 г. Временное правительство издало указ об амнистии участникам восстания 1916 г. Для предотвращения межнациональных столкновений, переданных русской стороне беженцев размещали в отдаленных от крестьянских и казачьих поселений. В сентябре 1917 г. Временное правительство приняло постановление об отпуске из казны 11 млн. 150 тыс.руб. для оказания помощи русскому и туземному населению Семиреченскойобласти.

Из этой суммы 5 млн. предназначалось казахам, остальная сумма русскому населению. При этом на каждую кибитку по 100 руб; русскому населению предоставлялось право на получение из казны безвозвратно пособие по 500 руб.

Временное правительство с первых дней приступило к созданию органов власти на местах. В Казахстане стали создаваться областные, уездные и волостные комитеты. Основной задачей, которых была подготовка съездов.

Эти съезды хотя и поддерживали Временное правительство и продолжение войны до победного конца, они стремились определить стратегические задачи широких слоев казахского народа в борьбе за национальное освобождение, решение земельного вопроса, религиозных и культурных проблем.

Областные съезды подготовили организацию 1 Всеказахского съезда ( июль 1917 г.).

Временное правительство устранило от власти военных губернаторов, царских чиновников. Вместо них появились областные комиссары. В волостях, аулах, селах оставались те же волостные, аульные управители, сельские старосты.

6 марта 1917 г. всем участникам восстания 1916 г. была объявлена амнистия.

Мартовские демонстранты и митинги послужили началом создания Советов рабочих депутатов в городах и на железнодорожных линиях. В марте 1917 г. Советы рабочих депутатов возникли в Перовске, Казалинске, Челкаре. Затем Советы рабочих депутатов объединились с Советом солдатских депутатов.

Таким образом, в Казахстане наряду с местными органами Временного правительства стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. К весне 1917 г. в Казахстане насчитывалось более 25 Советов.

2.Петр 1: Казахстан ключ к вратам Азии. Но смерть помешала ему осуществить свои планы, и Анна Иоановна решать закончить начатое им дело. Абулхаир на службе объективности Рубежным в подчинении Казахстана Российской империи стал 1731 год. Хан Абулхаир обратился к российской императрице Анне Иоанновне с просьбой о подданстве и покровительстве.

Действия Абулхаира получили весьма противоречивые оценки в исторической литературе. В качестве его сторон, подвергшихся осуждению, названы корыстные интересы борца за единоличную власть; предательство интересов казахского народа, поскольку он выступил от имени всех казахов; стремление Абулхаира и его окружения возвыситься над остальными соперниками благодаря покровительству могущественной державы. Эти оценки во многом отражают субъективные причины просьбы хана Абулхаира о российском подданстве.

Однако при подписании акта о присоединении Младшего жуза к России преобладали обстоятельства, оправдывающие действия Абулхаира.

Когда на юге активные завоевания вел иранский шах Надир, а с востока постоянно наступали джунгары, казахам нужен был сильный патрон, которого они и нашли в лице Петербурга. Кроме внешних факторов приход под скипетр российского императора помогал реализовать давнее стремление сильных казахских ханов (того же Абулхаира) образовать централизованное государство с госаппаратом и усмирить сепаратистов из числа родовой знати. А еще стабильность, которую приносил имперский протекторат, позволяла регулярно торговать.

В октябре 1730 года в Петербург прибыло казахское посольство во главе с батыром Сеиткулом Кайдагуловым и бием Котлумбетом Коштаевым, которые доставили русской императрице письмо хана Младшего жуза Абулхаира с изложением просьбы о принятии его с подвластным народом в российское подданство.

А 19 февраля 1731 года императрица Анна Иоановна подписала жалованную грамоту к хану Абулхаиру о принятии в российское подданство Младшего жуза. Уже в октябре вместе с Абулхаиром присягнули российскому престолу, поставив подписи, 56 человек, представлявших следующие роды: 17 из рода аргынов, 7 из найманов, 4 из кипчаков, 2 из рода тама, 3 из жагалбайлы, 1 - кердери, 4 - алаша, 2 - байбакты, 2 - жаппас, 2 - маскар, 10 - представителей табынов, 1 - шомекей, 1 - кете.

Состоявшийся в Оренбурге в 1740 году съезд представителей старшин и султанов Младшего и Среднего жузов способствовал закреплению первых результатов российского подданства. Хан Абулмамбет и султан Абылай, приехавшие на съезд, все еще опасались джунгарского нашествия, поэтому высказались за принятие российского подданства. Тогдашняя присяга группы султанов и страшин Младшего и Среднего жузов обусловила подчинение России лишь части Среднего жуза. Основные же регионы северо-восточного центрального Казахстана вошли в состав империи лишь в 1820-1840-е вследствие военно-политических акций царизма.

3. Тотемизм — некогда почти универсальная и ныне ещё весьма распространённая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употреблённый Лонгом в конце XVIII в. , заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ.

 

Аними́зм(отлат.anima,animus— «душа» и «дух» соответственно) — вера всуществование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют во всех религиях

Ма́гия(лат.magia,отдр.-греч.μᾰγείᾱ)— символические действия (обряды) илибездействие, направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путём[1].

Магия основана на системе мышления, при которой человек обращается к тайным силам с

целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи[2].

 

Билет №5

 

1.Антропологические характеристики людей раннего железного века

 

2. Классифицируйте действия Сырыма Датова по следующим критериям А)Отношение к ханской власти Б)Отношение к колониальной политике царской власти

 

3.Оцените роль казахской интелегенции в восстановлении целостности казахских земель в

20-е годы 20века

1. Эпоха позднего железа на территории Казахстана охватывает Период с III в. до н.э. до IV в. н.э. Каменные орудия труда были окончательно вытеснены из употребления в результате внедрения орудий из железа.САКИ.На территории Казахстана племена стали объединяться в союзы племен в эпоху железа. Сакские племена населяли территорию Казахстана и Средней Азии в 1 тысячелетии до н. э.Сведения о саках содержатся в надписях персидских царей. Персидские источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи саками. Слово саки по сведениям персов означало великие мужи. Иранские источники называют их также турами с резвыми конями. Саки были европеоидами однако в их внешнем облике появляются уже монголоидные черты.Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения грекоримских авторов. Саков в своих трудах описывали Геродот и Страбон. Греческие источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи азиатскими скифами. Геродот называл саков массагетами.Племена саковтиграхауда расселялись на территории Семиречья и в горах ТяньШаня. Племена саковпарадарайя расселялись на территории Приаралья и в низовьях Сырдарьи южнее них расселялись сакихаомаварга.Общественное устройство саков находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения воины жрецы общинники скотоводы и земледельцы. Основную массу населения сакского общества составляли общинникискотоводы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания.Женщины в сакском обществе находились в почетном положении. Источники свидетельствуют что правителями саков часто были женщины наиболее известна царица Томирис она управляла саками в VI до н. э.Источники сообщают о войнах саков за независимость в VI в. до н.э. с персами. В 530 г. до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала сакская царица Томирис.В 519 г. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. В войне с персидским царем Дарием I совершил подвиг сакский пастух Ширак. По условиям мирного договора с Дарием I саки должны были персам поставлять своих воинов. В составе персидских войск в войне с Египтом и Грецией были сакские воины.В IV в. до н.э. поход против саков предпринял Александр Македонский. Путь на восток грекомакедонским войскам преградили племена саков.Золотой человек найден в знаменитом сакском памятнике Иссыкском кургане. Одежда Золотого человека из сакского кургана украшена золотыми изделиями которых более четырех тысяч. С VIII в. до н. э. в искусстве племен населявших территорию Казахстана и Сибири формируется так называемый Звериный стиль. Украшения и изделия найденные в сакских курганах относятся к Звериному стилю. Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов.О том что сакам была известна письменность свидетельствует надпись нанесенная на серебряную чашу которую нашли в Иссыкском кургане.Городища Чирик Рабат и Бабиш Молда являются памятниками сакского периода. В крупном сакском городище Чирик Рабат которое находится в 300 км от города Кызылорда археологами найдены железные доспехи сакского война.Саки занимались кочевым скотоводством. Кочевали целыми родами по маршрутам родовых кочевий. Переносное жилище кочевников Казахстана юрта. Древнейший праздник который отмечали еще 3000 лет назад и дошел донаших дней Наурыз.УЙСУНИ.В раннем железном веке после саковтиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Уйсунам был характерен антропологический тип европеоидный. Памятники унсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье и относятся к периоду III в. до н. э. IV в. н.э.Название уйсун встречается начиная со II в. до н. э. в Китайских письменных источниках. Письменные сведения об усунях оставил древний историк Сыма Цянь. Источники свидетельствуют что правитель государства усуней именуется гуньмо что уйсунские племена имели государственное устройство а столица государства усуней город Чигучен находилась на берегу ИссыкКуля.Среди украшений созданных древними уйсунскими мастерами особый интерес представляет диадема найденная в Каргалинском ущелье. В уйсунском обществе в домашнем хозяйстве использовались рабы.

 

2.Национально-освободительное движение казахов под предводительством Сырыма Датулы

 

(1723-1797)

Причины восстания.

 

Во-первых, ужесточились требования к казахам, временно пребывавших на внутренней стороне

пограничной линии. К примеру, на внутренней стороне могли задержать любого казаха за

противоправное деяние, совершенное его соплеменником. Во-вторых, не прекратились в степи

прежние «воинские поиски» со стороны казахов Уральского войска. В-третьих, с каждым годом

падал авторитет хана Нуралы и его окружения, которые постепенно становились марионетками в

руках царского правительства. Так, хан Нуралы ежегодно получал жалование в Оренбурге. С их

стороны шло открытое игнорирование проблем казахского населения. Ханская семья по-своему и

в свою пользу распределяла пастбищные угодья и собранные налоги.

Цель восстания.

Поддержка ханом Нуралы правительственной политики вызвала раскол среди высшей феодальной верхушки. В дальнейшем Нуралы хан и его окружение открыто содействовали казачьим карательным отрядам. В условиях усиления политической конфронтации между сторонниками и противниками восстания Сырым Датов пришел к выводу о необходимости устранения Нуралы с ханского престола. В своих стремлениях он не был одинок, так как значительная часть феодальной прослойки по достоинству оценивала личный авторитет и влияние Сырыма Датова, зная его популярность как организатора восстания и славного батыра, известного далеко за пределами Младшего жуза. К тому же Датов, сумевший создать крупные вооруженные отряды, выглядел в глазах ханской оппозиции единственным лидером, способным возглавить борьбу не только против правительственных сил, но и против Нуралы хана, дискредитировавшего себя в глазах народа как главного пособника царизма в реализации его политики захвата казахских земель.

3. момента свершения Февральской революции (1917 г.) начинается бурное развитие общественно-политической жизни. Первый всеказахский съезд состоялся в июле 1917 г. в г. Оренбурге. В повестке дня было 14 вопросов; система государственного управления,

автономия, земельный вопрос,- народная милиция, земство, образование,, суд, религиозные проблемы, женский вопрос, участие в учредительном собрании, образование политической партии и т.д. Съезд решил отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе демократической, парламентской и Федеративной Российской Республики. В резолюциях съезда особое внимание обращалось земельному вопросу о, необходимости прекращения изъятия земель, переселения в степь, возвращение конфискованных участков. В качестве депутатов в Учредительное собрание было выдвинуто 81 человек. На первом все казахском съезде произошло образование партии "Алаш". Это событие является знаменательной вехой в многовековой истории казахов. Общественная активность казахской интеллигенции, сплотившейся вокруг газеты "Казах" лод идейным руководством А. Байтурсунова, А. Бокейханова и М. Дулатова, спасла казахский этнос от неминуемого разорения и гибели, которые постигают неорганизованные народы в такие бурные, времена. (Создание Туркестанской. Казахской автономной республики." преобразование ее в союзную необходимо рассматривать в Этом .контексте).

 

Большим событием в общественно политической жизни казахской степи стали I и II общеказахские съезды. На 11-м общеказахском съезде, прошедшем в декабре 1917 г. в Оренбурге, были приняты важные документы, касающиеся политической судьбы Казахского народа. Так, было принято постановление об образовании казахских областей названием их «Алаш», и это должно было бы стать основой для образования Казахской государственности. В этом постановлении были отражены злободневные для той эпохи моменты:

Образовать территориально ~ национальную автономию областей Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Сырдарьинской, казахских уездов Ферганской, Самаркандской, Амударьинского отдела, Закаспийской области, смежных казахских волостей Алтайской губерний, представляющих сплошную территорию с господствующим казахским населением единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка.

 

Билет №6

 

1. Определите особенности целей восстания Кенесары Касымова

2. Охарактеризуйте сущность индустриализации в Казахстане

 

3. Отметье на контурной карте область где расположен Ботай, расскажите о находках найденных при раскопках данного памятника.

 

1. Причины восстания:

1.Создание округов по реформе 1822 г. привело к ухудшению скотоводческого хозяйства и разрыву родовых связей.

2.Строительство царским правительством новых крепостей в районе рек Иргиза, Тургая, Иртыша и др.

З.Военные       столкновения между казачьими войсками и казахскими родами.

4.Насильственная политика Кокандского и Хивинского ханств.

Цели восстания:

1.Сохранение самостоятельности не вошедших в состав царской России областей Казахстана;

2.Прекращение колонизации казахских земель, через постройку крепостей и новых

окружных управлений;

З.Освободить казахов из-под власти кокандцев.

2. Казахстан в период индустриализации По замыслам центральной власти, эта территория должна была стать одним из ключевых районов ускоренной экономической политики. Активно проводил политику Москвы Ф. Голощекин. Он выступал за формирование в республике добывающей отрасли и железнодорожного транспорта, обеспечивавшего вывоз сырья. Индустриализация в Казахстане, кратко говоря, была направлена на создание материальной базы для передовых промышленных районов

СССР. Некоторые представители местной власти во главе с Садвакасовым выступали против такой политики. Они предлагали свой курс на индустриализацию Казахстана. Их идея состояла в создании предприятий обрабатывающей и легкой промышленности. При этом должны были учитываться интересы самой республики. Местные власти стремились, таким образом, предотвратить превращение региона в колонию. Но перевес был на стороне Голощекина. Развитие индустриализации в Казахстане приобрело неоколониальную форму.

 

Билет №7

 

1.Межнациональные отношения и депортация народов в 30-40е годы 20 века.

 

2.Охарактеризуйте влияние таяния ледника на жизнь древнего человека

 

3.Установите отличительные особенности устава 1822 года от устава 1824 года.

 

и Политика специального переселения в Казахстан усилилась в 30-х годах, когда Казахстан превратился в край переселения целых народов. Депортация - насильственное переселение группы людей или народов в виде наказания применялась еще до войны. Cплошное переселение отдельных народов в Казахстан началось в 1937г. Согласно секретным документам, принятым ЦК ВКП(б) и Советом Народных Комиссаров, в НКВД и других органах государственной безопасности, в связи с угрозой вторжения со стороны соседних капиталистических государств и "усилением шпионажа", в целях "очистки приграничных территорий" было решено депортировать в Казахстан курдов, турок, греков, поляков и др. В 1938г. в адрес ЦК партии и Президиума Верховного Совета стали поступать сфабрикованные "предложения" о роспуске районных и сельских Советов в национальных районах. Сталин и другие руководители партии и правительства такие вопросы никогда не обсуждали с руководящими органами союзных республик. Соответствующее решение было принято без их согласия и участия. Каждая депортация осуществлялась по заранее составленному плану, секретно, для этого выделялись специальные средства. Все эти мероприятия, проведенные в целях обеспечения безопасности государства, глубоко нарушали все права и свободы граждан, провозглашенные в программных документах Коммунистической партии, конституциях СССР и союзных республик. Первыми были депортированы поляки, проживавшие на приграничных территориях Украины. 28 апреля 1936г. было принято постановление СНК об их депортации в Казахстан. В 1937г. с Дальнего Востока было депортировано около 96 тыс. корейцев. К концу 1937г. такая же участь постигла курдов, ассирийцев, иранцев и турок. Эти народы, проживавшие на приграничных территориях, были объявлены "ненужными". Самой крупной национальной группой среди депортированных народов были немцы. Депортация осуществлялась на основе постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О депортации немцев, проживающих в районах Поволжья". 28августа 1941г. в Казахстан было депортировано 361тыс. немцев. В целом в течение 1941-1942 гг. было переселено около 1,5 млн. немцев, половина из них - в Казахстан. Увсех депортированных были ограничены права и свободы. Они работали на шахтах, строительстве, предприятиях оборонной промышленности, на лесозаготов-ках и содержались как лагерные заключен-ные. Накануне войны, в мае 1941г., началась самая крупная массовая депортация народов Латвии, Литвы, Эстонии и Молдавии. Вцелом репрессии в отношении некоторых народов наций, проведенные в 30-40-х годах, были составной частью общей политики Компартии и советской власти. Насильственная депортация, ликвидация национальных автономий отдельных народностей во многих случаях осуществлялись на основе решений Сталина.

 

2. Около 12 тысяч лет назад на земле произошли громадные перемены. Изменилась природа, изменилась и жизнь людей. Начал таять ледник, постепенно потеплело, на месте тундры выросли густые леса. Казалось, такие изменения были на пользу человеку. Однако многочисленное население вдруг исчезает. Раньше считали, что люди вообще вымерли или ушли тогда из Европы и Сибири. Позднее следы людей этого периода (он называется мезолитом) здесь все-таки обнаружили. Но вместо крупных палеолитических стоянок теперь появились мелкие поселения небольших групп людей.

Все дело в том, что вначале ушли на север вслед за отступающим ледником, а затем и вовсе вымерли главные кормильцы людей — мамонты и другие крупные животные (шерстистые носороги, мускатные быки и другие). Людям пришлось бродить в поисках охотничьей добычи. Они долго не задерживались на одном месте. Вместо остатков домов археологи находят в мезолите остатки шалашей. Поэтому-то так сложно найти поселения мезолита.

Человеку в новых условиях пришлось проявить весь свой разум. Были изобретены первые механизмы. Главным и наиболее долговечным из них стал лук со стрелами. Он появился еще в конце палеолита, но широко распространился в мезолите как самое совершенное оружие. Еще 200 лет назад в войнах и на охоте лук вполне конкурировал с огнестрельным оружием. Для древнего человека лук открывал громадные возможности.

Существовало много видов лука. Простой лук делали из целого куска дерева. Сложный изготовляли из дерева, кости и рога, укладывая их слоями. Из тяжелого лука можно было выстрелить на 400 м. Простой лук особенно эффективно стрелял на 80-100 м. Хорошо тренированный стрелок может выпустить до 20 стрел в минуту.

Другими изобретениями мезолитического человека были бумеранги, различные ловушки на основе принципов действия лука. Широко использовались и изобретенные еще в палеолите копьеметалки и метательные шары с веревками (болы). Помощником охотников мезолита стало и первое прирученное человеком животное — собака.

Теперь можно было успешно охотиться на всех животных, как крупных, так и мелких, а также на птиц. Наступал новый этап в истории человечества. В то время как на севере продолжали жить за счет охоты, в некоторых южных районах произошли события, изменившие жизнь человечества

3. Цель:реформ1822-1824гг-ликвидация ханской власти в Младшем и Среднем жузах.

В 1822 году был разработан "Устав о сибирских кигризах",разработанный

Сперанским,которому помогал Батеньков(будущий декабрист).Согласно уставу Сибирь была разделена на 2 части – восточную с управлением в Иркутске, западную с центром в Тобольске, с 1839 – в Омске. В западную Сибирь вошли Тобольская, Томская, Омская области и территории кочевий Среднего и части Старшего жузов – эта часть называлась «областью сибирских киргизов». Согласно уставу «область сибирских киргизов» была разделена на округи, округи делились на волости, волости на аулы. В округ входило от 15 до 20 волостей, в волость – от 10 до 12 аулов, аул – от 50-70 кибиток.Округами управляли ага-султаны(старшие султаны).Старший султан избирался на собрании одних только султанов сроком на два года.Старшему султану присваивалось военное звание «майора российской службы». После трехлетней службы они имели право просить диплом на «достоинство русского дворянина». Во главе волостей стояли волостные управители. По своему положению они приравнивались к чиновникам 12-ого класса.Аулами управляли аульные старшины. Аульные старшины избирались каждые 3 года и утверждались окружным приказом. По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские.Принятие "Устава о сибирских киргизах" означало ликвидацию ханской власти в Среднем жузе и фактическое его включение в состав Российской Империи. В 1824 году правительством России был принят «Устав об оренбургских киргизах», разработанный оренбургским генерал-губернатором П.К.Эссеном. В Младшем жузе отменялась ханская власть. Последний хан Младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург и оставлен там на постоянное жительство с жалованием в 150 рублей серебром месяц. Ему присвоено звание "первоприсутствующего в Оренбургской пограничной комиссии".По Уставу Младший жуз был разделен на три части - Западную, Среднюю и Восточную, во главе которых стояли султаны-правители

 

Последствияреформ:отменена ханская власть в Среднем и Младшем жузах

 

Билет № 8

1. Бегазы – дандыбаевская культура (территория, хозяйство, культура).

 

2. Докажите, что в социально-экономическом развитии Казахстана во второй половине XIX в. произошли крупные изменения.

 

3. Оцените вклад казахстанцев в победу в Великой Отечественной войне.

 

1.

Бегазы-Дандыбаевская культура культура племён Центрального Казахстана последнего периода бронзового века (IX—VIII вв. до н. э.).. Особенностями этой культуры было: 1. Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве, 2. Преобладающим видом занятий было пастушковое скотоводство. 3. Зарождался яйлажный (полукочевой) тип скотоводства. Хозяйство было смешанным: скотоводческо – земледельчиским, землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. Постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад овец и лошадей. Важную роль в жизни племён играла металлургия. Бронза из сплава меди и олова отличалась твёрдостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Руду добывали простым «кайлованием». Плавили руду в печах типа горна. Развивалось ремесло, ткачество, изготавливались керамическая посуда ручной лепкой, ленточной техникой, посуда орнаментировалась, обжигалась. Развивалось ювелирное искусство. Произошли изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытно общинные отношения разлагались, усиливалась имущественная дифференциация т.е. появились богатые и бедные. Были выделены три сословные группы: военная аристократия, жрецы и родовые общинники. Люди поклонялись небу, солнцу, огню, верили в загробную жизнь.

 

2. Укрепление и расширение экономических позиций России особенно интенсивно происходило в Казахском крае во второй половине XIX века. Осуществление административных реформ 60 – 80-х годов обеспечило здесь России возможность полнее использовать в своих интересах богатые ресурсы края. Колониальная хозяйственная структура Казахстана сложилась во второй половине XIX века. Политика царизма вызвала существенные перемены и новые явления в хозяйственной жизни казахов.

В последней трети XIX в. в Казахском крае зародилось промышленное производство. Уже в середине XIX в. было известно о наличии здесь многих видов полезных ископаемых. Российские предприниматели, начиная с 60-х годов XIX в., стали ввозить сюда капиталы и создавать на базе ряда месторождений полезных ископаемых промышленные предприятия. В 70–80-х годах довольно интенсивно развивалась промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья: маслодельная, кожевенная, мукомольная и др. Российская промышленность получала полезные ископаемые: медь, цинк, свинец, каменный уголь, нефть все в более возрастающих размерах. Так, за период с 1882 г. по 1892 г. увеличилась добыча золота с 13,31 до 23,38 пудов. В конце XIX века по поставкам меди казахские рудники стали на третье место после Урала и Кавказа.. В казахском крае появилась в конце XIX в. химическая промышленность, представленная Чимкентским сантонным заводом. Интенсивно развивался на казахской земле соляной промысел, что наглядно видно на эксплуатации Баскунчакского промысла: добыча соли в 1867 г. – 54847 пудов, в 1870 г. – 1267994 пуда, в 1880 – 2500000 пудов.

Развитие рыболовства происходило в районах рек и озер, таких, как полноводный Балхаш, Аральское море. В экономику края проникал иностранный капитал. В 1886 г. в Казахстане было 1028 предприятий, в 1895 г.- 2124, число рабочих, соответственно, выросло с 3432 до 5493 человек. В конце XIX века началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (1891 г.): она прошла через ряд городов Казахского края. Такие города, как Петропавловск, Павлодар и др. приобрели торгово-экономическое значение, соединили Казахстан с центром России. Именно в данное время и происходило формирование пролетариата.

3. В годы войны около 1 млн. 200 тыс. казахстанцев ушли на фронт, За боевые заслуги сотни тысяч казахстанцев были награждены медалями и орденами, около 500 человек стали Героями Советского Союза, среди которых две женщины - Алия Молдагулова и Маншук Маметова. Четыре казахстанца стали дважды героями - Талгат Бегельдинов, Сергей Луганский, Иван Павлов и Леонид Беда. Уже после войны Звезда Героя была присвоена выдающемуся полководцу Бауыржану Момышулы. Одно из знамен Победы на стенах Рейхстага в поверженном Берлине было установлено Рахимжаном Кошкарбаевым. Многие казахстанцы сражались в тылу врага в составе партизанских формирований. В годы войны Казахстан дал 30% общесоюзной выплавки меди, 60% марганцевой руды, 50% добычи медной руды, 65% металлического висмута, 70% добычи полиметалических руд, 85% производства свинца.

В 1942г. армия получила от казахстанских комсомольцев 45 новых танков. Уже в 1942-1943 гг. на средства населения строились еще 10 танковых колонн, несколько авиационных эскадрилий, торпедные катера и именные самолеты. Всего за годы войны народ Казахстана на строительство боевой техники внес 480,3 млн. рублей.

За время войны сельское хозяйство Казахстана дало стране 30,8 млн. пудов хлеба, 14,4 млн. пудов картофеля и овощей, 15,8 млн. пудов мяса, 3194 тыс. центнеров молока, 17,6 тыс. центнеров шерсти больше, чем за пять довоенных лет.

 

                                                 Билет № 9

4. Социальное развитие Казахской ССР в 1946-1953 годы.

 

5. Докажите, что «…Кенесары хан был одной из самых сильных пасссионарных (выдающихся) личностей казахской истории» (Л.Н. Гумилев).

 

6. Отметьте на контурной карте территорию расселения племени саков - тиграхауда. Расскажите об археологических памятниках саков - тиграхауда.

 

1.

Последствия войны оказались нелегкими и для Казахстана. На заводах, фабриках и в сельском хозяйстве не хватало рабочих рук. Рабочие и специалисты, эвакуированные в годы войны в Казахстан, вернулись на родину. Многие погибли на фронте. В республике повсеместно стали создаваться школы и училища трудовых резервов. Пополнение шло и за счет демобилизованных воинов. Казахстан оказывал посильную помощь районам, пострадавшим во время оккупации. В 1946-1952 гг. в республике было налажено производство стального проката, искусственного волокна для предприятий черной и цветной металлургии, горнорудной и угольной промышленности. Большое развитие получила черная металлургия. В 1947 году дал свой первый цинк Усть-Каменогорский СЦК, велось строительство угольного разреза Экибастузского бассейна. Были продолжены работы по увеличению мощностей Балхашского медеплавильного завода. Вводились в строй новые нефтепромыслы Эмбенского бассейна. Развивалась легкая и пищевая промышленность. В эти годы в Казахстане создавалась своя мощная индустриальная база. Развитие индустрии в Казахстане стимулировало развитие транспортной сети. Были телефонизированы все районные центры. Изменения в экономической жизни республики привели к росту рядов квалифицированных рабочих.
Изменились условия жизни трудящихся. В декабре 1947 года была отменена карточная система и нормированное снабжение населения продовольственными и промышленными товарами. В этом же году была проведена денежная система. Произошло снижение цен на основные виды продуктов – хлеб и изделия из муки, на мясо, промышленные товары. В результате развития кооперативной торговли снизились цены и на рынке. В целом за годы четвертой пятилетки снижение цен проводилось трижды. Наряду с укреплением покупательной способности рубля проводилось повышение зарплаты трудящихся. Оказывалась социальная помощь инвалидам Отечественной войны, труда, семьям погибших. Назначались пенсии по старости, по случаю утраты кормильца, временной нетрудоспособности. Получали пособия многодетные и одинокие матери. На льготных условиях выдавались путевки в санатории и дома отдыха, пионерские лагеря. В эти же годы были ликвидированы сверхурочные работы, восстановлены оплачиваемые отпуска. За счет капиталовложений государственных и кооперативных предприятий и организаций стало расширяться строительство жилья для населения.

2. В 1837 году под руководством Кенеса-ры Касымулы началось одно из крупных восстаний в Казахстане, охватившее все три казахских жуза. Кенесары вступил на историческую арену как продолжатель дела своего деда Абылай хана.

Султан Кенесары родился в 1802 году. Юный Кенесары с ранних лет научился верховой езде и меткой стрельбе. Был прекрасным охотником, по характеру отличался справедливостью, обладал несгибаемой волей и мужеством. Обладал организаторским и полководческим талантами. Кенесары был человеком энергичным, решительным, обладавшим недюжинным умом. По описаниям современников, он был сухощав, среднего роста и крепкого телосложения. Говорил мало и держался с большим благородством. Умел всегда выслушать собеседника. Отличался гостеприимством. Л. Мейер отмечал, что Кенесары «был храбр донельзя». В религиозном отношении он не отличался излишним фанатизмом. Султан был состоятельным человеком: в личном владении имел до 6 тысяч лошадей и более 2 тысяч голов мелкого скота.

В сентябре 1841 года представители трех жузов избрали Кенесары Касымулы своим ха- ном. Казахское ханство ненадолго было восстановлено.

В условиях незнакомой горной местности казахи оказались в окружении. На созванном накануне последнего сражения Военном совете соратники хана Кенесары предложили ему сделать в одном месте прорыв кольца и дать возможность хану выйти из окружения. Но от него последовал решительный отказ. Кенесары хан не мог оставить своих батыров и спасаться бегством. На это предложение он ответил такими словами, которые присущи настоящему герою: «Если я сам, предводительствуя войском, обращусь в бегство, то уже я не смогу больше быть ханом народа».

Очередное восстание казахов потерпело поражение. Слабо вооруженные отряды хана Кенесары не смогли противостоять хорошо подготовленным и экипированным регулярным частям России. Кенесары попытался действовать на нескольких фронтах: против России, кыргызских манапов и Кокандского ханства, что значительно распылило его силы. Среди султанского сословия, крупнейших родоправителей не было единства.

Ситуация заметно ухудшилась после ухода из стана повстанцев отрядов султана Рустема и влиятельного бия Старшего жуза Сыпа-тая, когда обнажились фланги. Вблизи Токмака в местности Май-тобе в последней неравной битве Кенесары вместе с 30 казахскими султанами и горсткой своих воинов попал в плен. Небольшая часть повстанцев прорвала окружение и сумела спастись. На своем съезде кыргызские манапы решили казнить хана, султанов и казахских воинов. Перед смертью Кенесары еще раз обратился к манапам объединить общие усилия против Коканда и России. Но кыргызы не стали слушать своего почетного пленника.Затем последовала жестокая казнь. Вместе с Кенесары погиб и его брат Наурызбай Касымулы.

 

3.СЕмиречье и Южный Казахстан. Это крупнейший регион заселении сакскими племенами — тиграхауда в Семиречье и массагетов в Приаралье на Сырдарье. Одним из центров расселения саков была Илийская долина. Именно здесь находились некрополи Бесшатыр, Иссыкский, Тур-генский, Кегенский и Алексеевский 4.

Сакская культура Семиречья в своем развитии прошла два этапа: ранний (VIII—VI вв. до н. э.) и поздний (V—III вв. до н. э.). Наиболее полные представления о царских памятниках позднего этапа дает Бесшатырский могильник, относящийся к середине I тыс. до н. э., и курган Иссык.

гильник Бесшатыр находится на правом берегу р. Или, в урочище Шилбыр и состоит из 33 кургана. Все курганы могильника делятся на две группы: большие — диаметром от 45 до 105 м, высотой 6—18 м, средние — соответственно 25—40 м, высотой 5—6 м и малые — 6—20, высотой до 2 м.

Большой Бесшатырский курган и сейчас поражает своими размерами: диаметр его насыпи 104, высота — 17 м. Под насыпью Первого Бесшатырского кургана находилась деревянная постройка, сделанная из бревен тяньшанской ели. Курганы 'могильника разграблены, но грабители не смогли забрать все. Найдены короткие железные кинжалы-акинаки, остатки колчанов с бронзовыми наконечниками стрел. Датируются могильники V в. до н. э.

одним из замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык, входивший в состав могильника Иссык, находящегося в 50 км восточнее г. Алма-Аты, в предгорьях Заилийского Алатау. Диаметр кургана 60, высота б м. Под земляной насыпью два захоронения — центральное и боковое. атируется курган Иссык IV в. до н. э.

Билет № 10

5) Экономическое развитие Казахстана в начале XX века.

 

6) Определите, какие изменения произошли в обществе в период «Оттепели».

 

7) Какие события объединяют 530г. до н.э., 519г. до н.э. и 490г. до н.э. Определите значение этих событий.

 

1.Вполитической жизни казахского общества исключительную остроту принимает вопрос обезземеливания казахских общин в связи с резким ростом переселения крестьян из Центральной России в конце XIX - начале XX века, особенно в связи с проведением столыпинской аграрной реформы. Только по столыпинской аграрной реформе за 7 лет с 1906 г. по 1912 г. в 6 степных областях Казахстана было пересе­лено из центральных губерний России и из Украины 438 тысяч семей. Для обустройства было изъято из пользования казахских общин до­полнительно около 17 млн. десятин земель. В результате, как отчаянно сообщали о своих бедах центральным властям, в том числе и самому Столыпина казахские общины, у них не осталось земли не только для земледелия, но и для пастьбы скота.

Телеграмму жителей 1,3,4 и 7 аулов Тургайского уезда, в которой они сообщали о своей решимости защищать свои земли Столыпин отписал Тургайскому губернатору с припиской «Благовольте им сооб­щить, что всякое их сопротивление работам переселенческих партий будет подавлено силой» еще одним серьезным последствием столы­пинской реформы для Казахстана является резкое нарушение этноде­мографической структуры населения края.Так, по переписи 1897 г. из 1471, 8 тысяч населения края казахи составляли почти 80 %, а русские и украинцы 532,7, т.е. немногим более 10 %. А в результате массового переселения в Казахстан крестьян из центральных губерний России и Украины удельный вес коренного населения в Казахстане упал сразу почти до половины общей численности.

 

2. Историческое значение ХХ съезда КПСС заключалось в том, что на нем был разоблачен культ личности Сталина. На ХХI съезде КПСС Н. Хрущев провозгласил достижение полной победы социализма и наступлении периода развернутого строительства коммунистического общества.

На ХХII съезде КПСС (октябрь 1961 ᴦ.) была принята третья программа партии.

Х съезд ЛКСМ Казахстана в 1962 году утвердил основное направление деятельности комсомола – шефство над животноводством.

Самой массовой организацией трудящихся, основанной на общности интересов в процессе труда и имеющей целью улучшение условий жизни и труда трудящихся, являются профсоюзы.

В 1954-1956 гг. Советским правительством был проведен комплекс мер, направленных на

устранение изменений централизации и расширения прав союзных республик.

В 1957 году в ходе перестройки управления отраслями по территориальному принципу

были созданы совнархозы. Н. Хрущев делил партийные органы по производственному принципу.

В 1957-1958 гг. у селян изымали КРС с целью увеличения колхозно-совхозного поголовья. К 1960 году Казахстан насчитывал 36,4 млн голов скота. В животноводство Казахстана в 50-е гᴦ. ХХ века в связи освоением целины было направлено 2 тысячи специалистов.

Историческим событием 1954 года для Казахстана стало начало освоения целинных и залежных земель.

Электрификация - главное направление научно-технического прогресса страны в 60-е гᴦ. ХХ века. Символ революционного прорыва в развитии науки – старт с космодрома Байконур в космос первого космонавта человечества Ю.А. Гагарина (12 апреля 1961 года). Это подводило экономику страны к крайне важно сти начать переход к научно-индустриальному производству.

В течение 1954-1958 гᴦ. было введено в эксплуатацию 730 промышленных предприятий. В 1950-х гᴦ. в Казахстане ускоренными темпами развивался желœезнодорожный транспорт. В 1950-е гᴦ. базой снабжения металлом не только Казахстана, но и Сибири, Урала и Средней Азии стал Карагандинский металлургический комбинат.

В результате подписания договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосœе и под водой 5 августа 1963 года на Семипалатинском полигоне перешли к подземным испытаниям. Стоимость одного ядерного взрыва на Семипалатинском полигоне составила 30 млн. рублей.

В ходе демократизации общественной жизни, стало возможным возвращение соотечественников в Казахстан из КНР.

Реформы Е.С. Хрущева были обречены на провал, в т.ч. и на территории Казахстана, т.к. в политике проведения реформ отсутствовал научный прогноз.

После 1960г до его отставки, была кукурузная эпопея.

Смещение Н. Хрущева произошло на Октябрьском пленуме ЦК КПСС в 1964 году.

2. В 530 г. до н. э на землю саковвторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала сакская царица Томирис. Преемником Кира стал Дарий I, который в 519 году до н.э. совершил поход против саков, "носящих остроконечные шапки". Известно имя вождя саков Скунха, который оказывал сопротивление персам. В 518 году до н.э. Дарий I опять совершил поход против саков. По сведениям древнегреческого историка Полиена во время похода сак по имени Ширак изуродовал сам себя, представился обиженным соплеменниками, вошел в доверие к персам и завел их в безводную пустыню, где большинство участников похода погибло Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий. Так, в составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийским царем Крезом. При Дарий I саки входили в его могучую гвардию в число так называемых "десяти тысяч бессмертных". Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. В битве при Марафоне в 490 году до н.э. саки находились в центре боевого построения персов.

 

Билет № 11

3. Вхождение Казахстана в мировое сообщество.

 

4. Охарактеризуйте мифологические представления уйсунов об устройстве мира на примере «Каргалинской диадемы».

 

5. Оцените роль города Алматы (Верный) в экономическом и политическом развитии Жетысу (Семиречье) во второй половине XIX века.

 

 

1. На сегодняшний день суверенитет Казахстана признали 120 государств мира. Со 105 из них установлены дипломатические отношения. За рубежом открыто 29 посольств Казахстана, четыре дипломатические миссии, два генеральных консульства и шесть консульств. В Казахстане присутствуют 40 иностранных посольств и миссий, 16 представительств международных и национальных организаций.Республика присоединилась к 54 международным конвенциям, Пактам и Соглашениям, стала полноправным членом 72 международных организаций, в том числе ООН, организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Всемирного банка, Азиатского банка развития, Международного банка развития и реконструкции, Всемирной организации здравоохранения, Юнеско и другим договорам.

Основным направлением во внешней политики, после обретения государством независимости стало вступление Казахстана в международные организации.ООН. 2 марта 1992 года на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, которая стала исторической по своему значению, Республика Казахстан была единогласно принята в члены ООН. Организация Объединенных Наций была создана после окончания Второй Мировой войны 24 октября 1945 года в целях сохранения мира посредством развития международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности. В своей деятельности ООН преследует четыре цели: поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружественные отношения между нациями, осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем и поощрении уважения к правам человека, быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей. ВТО. Казахстан, как и многие другие страны уже десять лет стремится стать членом всемирной Торговой Организации (ВТО). ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. ШОС. В 1996 году в Шанхае (КНР) Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россия и Китай подписали договор по вопросам доверия. Позже к «Шанхайской пятерке» присоединился Узбекистан, и организация стала называться «Шанхайской организации сотрудничества» (ШОС). Члены организации координируют свои усилия по борьбе с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом, расширяя экономическое сотрудничество, совместно осуществляют проект по созданию системы воздушных, автомобильных и железных дорог и трубопроводов. ОБСЕ. Сотрудничество Республики Казахстан с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.

 

Каргалинская диадема

Найденная в Каргалинском ущелье диадема (женское головное украшение) принадлежала племени Усуней.Датировка - I в. до н.э. - II в. н.э.Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см.Главная идея диадемы - изображение модели вселенной. Крылатые кони, изображенные на каргалинской диадеме, символизировали солнце.Каргалинская диадема является ярк Изображения на диадеме связаны с широко распространившимся в Евразии культом богини-матери и бога плодородия Диониса. Греческий культ хорошо соотносился с важнейшим праздником восточных народов — Наурызом, справляющимся в день весеннего равноденствия. «Каргалинская диадема» как бы иллюстрирует описания дионисийских празднеств. Диониса изображали верхом на пантере, реже — на тигре. Главные животные дионисийского культа — олень и козел, медведь. Водоплавающие птицы — гуси-лебеди, изображенные на диадеме, символизировали плодородие.
На «Каргалинской диадеме» изображены также и три сферы мироздания: подземная, куда уходят корни древа жизни, изображения которого имелись на диадеме; земная — место жизни людей и животных, и небесная — обитель богов и птиц. Образ коней на пьедестале, точнее, на вершине гор, символизировал солнце, особую божественную благодать. Распространению этих эллинизированных синкретических образов в идеологии кочевников Семиречья и конкретно района Алматы способствовали связи и контакты по Великому шелковому пути. им примером инкрустации.

 

2. Весной 1854 года отряд Перемышельскогозаложил фундамент укрепления Верный. Укрепление было возведено на месте средневекового поселения Алматы, служившего перевалочным пунктом на Великом Шелковом пути. Возведение Верного повлияло на жизнь кыргызов. В1855 годукыргызский род бугы принял подданство России. Через укрепление Верныйраспространялось экономическое и политическое влияние России в долинах рек Чу и Талас. В районе Татарской слободки в 1858 году была построена первая водяная мельница. В 1858 году начал работать пивоваренный завод,положивший начало местной промышленности.

Значение укрепления Верный. Верный стал одним из центров сосредоточения переселенцев в Семиреченском крае. Росло его культурное значение. Верный посещали известные ученые-путешественники: Г.Г. Семенов-Тянъ-Шанский, Н. Пржевальский, И. Северцев, знакомились с историей местного народа, его жизнью и бытом. В 60-х годах XIX века здесь некоторое время жил Шокан Уалиханов.

Возведение укрепления Верный ускорило присоединение в 50-х годах XIX века южных областей Казахстана и кыргызских земель к России.

 

Билет № 12

В Государственные символы Республики Казахстан.

В Расскажите о центрах городской культуры кангюев.

 

В Объясните почему в 70-80-ые года XVIII века в Младшем жузе: «…противоречия Нуралы хана с царской администрацией…. не были столь значительны ….по сравнению со все более обострявшимися в этот период противоречиями между ханской властью, крупными феодалами и широкими народными массами…».

 

1. Государственный Флаг Республики Казахстан Ныне действующий флаг принят в 1992 году.Автор-Шакен Ниязбеков представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которым - парящий орел. У древка - национальный орнамент в виде вертикальной полосы. Изображение солнца, его лучей, орла и национального орнамента - цвета золота. Соотношение ширины Флага к его длине - 1:2.

Государственный Герб Республики Казахстан(утв. 4 июня 1992 Ж.Малибеокв и Шота-АманУалиханов) имеет форму круга и представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Справа и слева от шанырака расположены изображения мифических крылатых коней. В верхней части расположена объемная пятиконечная звезда, а в нижней части - надпись "Қазақстан". Изображение звезды, шанырака, уыков, мифических крылатых коней, а также надписи "Қазақстан" - цвета золота.

Государственный Гимн Республики Казахстан(Авт. слов Нажимеденов и Назарбаев, музыка Калдаяков, с янв. 2006)представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных настоящим Конституционным законом.

2. Поселения и го­рода кангюев располагались по берегам рек и ка­налов. Городское поселение Алтынасар занимало площадь 16 гектаров. Стены жилищ возводились из сырцового кирпича и смазывались глиной. На одной из стен центральной комнаты были найде­ны фрески с изображением цветов, а сама стена была покрашена красным цветом. На левом берегу реки Арысь, на площади 100 кв. км, было обнаружено около 20 различных по размеру курганных насыпей. Это бугры-тобе размером от 0,5 до 100 гектаров и высотой от 3 до 20 метров. Среди них — городища Кок-Мардан и джувантобе на арыси, сидак в туркестанском оазисе и группа городищ в низовьях Сырдарьи, где сохранились остатки цитаделей̆ с резиденциями правителей̆ и храмов. Город состоял из малых и тупиковых улиц. Встречаются одно- и двухкомнатные дома.

Было исследовано поселение Костобе рядом с городищем Пушык-Мардан. Здесь было обнаружено городское поселение первой половины 1 тыс. н.э. Археологические памятники кангюев археологи делят на 3 группы: Кауншинская культура (Приташкентский оазис); Отрар- Каратауская культура (от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас); Жетыасарская культура (долина рек Куандарьи и Жанадарьи);

3.

В 1748 году ханом Младшего жуза стал Нуралы, сын хана Абулхаира. Новый правитель был первым казахским ханом, которого царская администрация официально утвердила в должности. Ему было назначено жалованье в размере 600 рублей в год. Он был обязан предоставлять в Оренбург своих сыновей в качестве аманатов. Зависимость нового хана от царского правительства привела к падению его авторитета в глазах степняков и усилению сепаратизма со стороны отдельных султанов жуза.

Отсутствие единства в Младшем жузе привело к тому, что в период правления Нуралы царское правительство приступило к усиленному укреплению пограничной линии.

Более того, царские власти пошли на дальнейшее усиление запретов к кочеванию казахов на правобережье Жайыка. С целью недопущения степняков на правый берег реки царизм нередко практиковал осенние выжигания травы («палы») на левобережной стороне. Подобные запреты объяснялись рядом причин. Царизм никак не хотел иметь в своем тылу трудноконтролируемую вооруженную массу кочевников. Изначально внутренняя часть приграничной российской территории предназначалась для заселения российским населением, в первую очередь казачеством, а в последующем — переселенческим крестьянством. Наконец, между казахами с одной стороны, и башкирами, калмыками — с другой, существовали давние земельные противоречия, которые могли усугубиться в случае появления первых в междуречье Жайыка и Волги

Билет № 13

24 Государство хуннов.

 

25 Определите причины переноса столицы в Астану.

 

26 Объясните сущность политики Российской империи по отношению к исламу в XIX в.

1.Гунны

Эпоха гуннов охватывает IV в. до н.э. - III в. н.э.

По китайским источникам, сло­во «хунну», или «сюнну», т.е. «гунн» происходит от названия реки Орхон в современной Монголии. В III веке до н.э. кочевые племена объединил Моде. Китайцы называли прави­теля гуннов шаньюй. По сведениям уче­ного-востоковеда Л.Н. Гумилева, это произошло в 209 году до н.э. Китай платил гуннам дань шелковыми тканями, хлопком, рисом.

Го­сударство гуннов строилось по военному принци­пу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья. Вторыми лицами государства пос­ле шаньюя были «туменбасы» - темники - сыновья правителя или близ­кие родственники. Они возглавляли 24 рода и подчинялись лично шаньюю. У каждого темника было по 10 000 вооруженных всадников. Три раза в годвсе вожди, военачаль­ники собирались у шаньюя и обсуждали государственные дела.

Основным занятием было кочевое скотоводство, часть гуннов вела оседлый образ жизни и развивала земледелие. Гунны жили в юртах.

По сведени­ям китайских хроник, в IV-III вв. до н.э. гуннские племена объединились. Войны гуннов с китайцами растя­нулись на более чем 300 лет. В III в. до н.э. правители Китайского государ­ства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену.

Наибольшего усиления гунны достигли во II-I вв. до н.э., при правлении шаньюя Моде. Гунны победили основателя династии Хань Лю-Бана и подчинили китайцев своей власти. Таким образом, была создана могущественная держава гун­нов, простершаяся от озера Байкал до Тибета, от Вос­точного Туркестана до реки Хуанхэ.

В середине I в. до н.э., или точнее в 55 году до н.э. Гуннское государство разделилось на южных и северных гуннов. Южные гунны попали под власть династии Хань. Северные гунны в конце I в. до н.э., чтобы сохра­нить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны заключили с кангюями мир­ное соглашение.

Начало второй волны массового передвижения гуннских племен на запад относится к I в. н.э. Движение гуннских племен с востока на запад, на­чавшееся во II в. до н.э. растянулось до IV в. н.э.

Движение гуннов на Запад привело в движение все другие народы и получило название Великое переселение народов.

В 445 году Аттила (400-453 гг.) объединил разрозненные племена гуннов в Румынии и Венгрии. При нем государство гуннов достигло могущества.

О государстве гуннов оста­вил записи рим­ский историк Прииск, побывавший в 448 году в ставке Атти­лы.

Гуннские ювелиры умели напа­ивать на изделия золотые шарики – зернь, узо­ры в виде витых проволочек – скань, вставки цветных камней - инкрустация. Ученые называют такой стиль полихромным.

2. Перенос столицы Казахстана из Алма-Аты в Астану (10 декабря 1997 г. ) — третий по счёту перенос столицы в Казахстане. В отличие от предыдущих, данный перенос был инициирован властями самой республики. Он также стал первым и единственным переносом столицы на постсоветском пространстве, значительно повлияв на социально-экономическую жизнь в стране.
Само решение о переносе столицы из Алма-Аты в Астану было принято Верховным Советом РК 6 июля 1994 г. Активным сторонником переноса столицы в Астану (ранее. Целиноград/Акмола) стал президент республики Нурсултан Назарбаев. 15 сентября 1995 года он подписал указ «О столице Республики Казахстан» , в котором дал распоряжение образовать Государственную комиссию для организации работы по перемещению высших и центральных органов власти в город Акмолу.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ:
Наиболее часто озвучивались следующие официальные причины переноса столицы: Алма-Ата географически находится на крайнем юго-востоке республики; всилу своего предгорного положения, она уже исчерпала возможности дальнейшего развития; она довольно опасна в сейсмическом плане; её дальнейший рост опасен в экологическом отношении. Астана же позиционировалась как удобно расположенная в центре республики, хотя на самом деле она находится в Северном Казахстане.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ:
В прессе и аналитике появились и другие, этно-демографические причины переноса столицы, которые редко озвучивались властями самой республики. В начале 90-х годов из провозгласившей суверенитет республики активно эмигрировало русское и другое русскоязычное население. Эмиграция снимала часть возросшей межэтнической напряжённости в казахстанском обществе, но риск сецессии преимущественно русскоязычного Северо-Восточного Казахстана сохранялся. При этом численность сельского казахского населения, равно как и его миграционная подвижность внутри республики продолжали расти при том что Алматы была уже физически неспособна вместить всех внутренних мигрантов. В этих условиях власти стремились переориентировать потоки казахов-селян в город с большей перспективой роста, а также быстро дерусифицировать преимущественно русскоязычный северный регион.

 

3. Параллельно с насаждением христианства царизм проводил политику ослабления ислама. Царское правительство считало ислам препятствием на пути распространения православной веры. Казахам запрещали учиться в странах Востока, например, в Турции. Деятельность мулл ставилась под контроль царизма. В 1867—1868 годах религиозные дела коренного населеная были подчинены министру внутренних дел. В каждой волости было разрешено иметь только по одному мулле. Среди кочевников муллой мог быть только казах, подданный Российской империи. Муллы утверждались и увольнялись военным губернатором. Строительство мечетей производилось с разрешения генерал-губернаторов. На право преподавания местным жителям грамоты и устройства при мечетях школ муллы должны были получать разрешения уездного начальника. Содержание мечетей и школ при них осуществлялось за счет самих местных обществ. Вакуфы были категорически запрещены.

Билет № 14

В Сарматы.

 

В Объясните, какую роль играло Кульджинское соглашение в развитии русско-китайской торговли через Казахстан.

 

3. Оцените взаимоотношения Казахстана с региональными и международными организациями.

 

1. Сарматы населяли западные регионы нашей страны в VIII в. до н.э. -V в. н.э. Памятники сарматов сосредоточены в Западном Казахстане, в долинах Урала, Илека,Эмбы. Название племени «сармат» встречается в трудах древних авторов с IIIв. до н.э., когда сарматы начали распространять власть на соседние племена. В начальный период истории, с VIII в. до н.э., их называли савроматами. О них оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки Диодор, Плиний Стaрший, Полибий. По мнению Геродота, савроматы говорили на языке, схожем с языком скифов. Сав­роматы были родственны даям, массагетам и исседонам. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в 1 тысячелетии до н.э. Арало-Каспийский регион был населен племенами дахов (даев), саков-массагетов. В 248-247 гг. до н.э. Арсак (Аршак), из дайского племени апарн, завоевал часть Парфии и Гиркании, основал династию Аршакидов. По некоторым гипотезам, дай являются предками адаев - одного из племен Младшего жуза На берегах Каспия жили племена каспиев. В древние времена Каспийское море называли «Гирканское», поэтому каспиев иногда называют гиркани. Резкое уменьшение численности сарматов в III в. до н.э. -I в. н.э. ученые объясняют усилением засушливости климата и повышенной суровостью условий жизни. Это вынудило савромаго-сарматов присоедиениться к гуннам. При раскопках археологических памятников Устюрта - Байте, Терен - найдены погребения людей, каменные жертвеники, 30-40 каменных столбов с антропоморфными изображениями (идолы). Даи-массагеты поклонялись огню и Солнцу. Во время расцвета военной демократии важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. В сарматском обществе женщины были равны в правах с мужчинами, входили в военное сообщество племени. Военная Демократия сарматов была равна как для мужчин, так и для женщин. Сарматы занимались как кочевым скотоводством, так и земледелием.

Ученые-археологи обнаружили в могильнике Бесобакурган с захоронением женщин-жриц. Одним из хорошо исследованных памятников савроматов является могильник Сынтас,в кургане захоронены сразу три савроматских воина. При раскопках позднесарматского могильника Аралтобев Атырауской области были раскопаны 3 кургана.

2. Кульджинское соглашение

Для усиления экономических связей и развития караванной торговли через Казахстан, Россия ускорила подписание соглашения с Китаем Кульджинского соглашения 25 июля 1851 г.
За несколько лет русско-китайская торговля через Казахстан увеличилась в 4 раза.
Причиной подписания Россией Кульджинского соглашение с Китаем:

Развитие торговли через Казахстан.

Предотвратить влияние на Цинскую империю Англии.

По соглашению права таможен известных центров караванной торговли с Китаем (Троицк, Оренбург, Семипалатинск, Усть-Каменогорск) были расширены.
В 1855 г. торговые отношения Китая и России были временно прерваны по причине разграбления торговых факторий русских купцов местными жителями в Чугучаке.
После событий в Чугучаке (1855 г.) торговля российских купцов ограничивалась городом Кульджой.

3. Казахстан с первых дней независимости дал понять, что его не устраивает роль объекта или пространства, на котором разворачивается очередной раунд «большой игры» других держав. Вместе с Россией Казахстан образует ядро таких организаций, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и Организация договора о коллективной безопасности. Оба государства выступают с близких позиций в вопросах функционирования Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Казахстан сумел выйти на уровень равноправного партнерства с Россией. Достаточно напомнить, что в крупномасштабные проекты на Каспии Российская Федерация и Республика Казахстан собираются вкладывать примерно равные капиталы (и это при очевидной разнице экономических потенциалов). Кроме того, Казахстан настоял на радикальном пересмотре сложившегося взаимодействия двух стран в сфере освоения космоса.

 

Билет № 15

 

2 Традиционные ремесла казахского народа.

 

3 Охарактеризуйте мифологические представления саков об устройстве мира на примере головного убора «Золотого человека» из кургана Иссык.

4 Заполните схему «Причины голода в Казахстане в 1931-1933 годы».

 

1. В народных промыслах казахов преобладало в прошлом валяние войлока – их древнее достояние, связанное с кочевым скотоводческим хозяйством. Войлоком покрывали юрту, застилали им пол, утепляли стены. Из него делали әбдіреқап – чехлы для сундуков, аяққап – настенные сумы для посуды, кебенек – войлочные плащи, байпақ – войлочные чулки, типа валенок, қалпақ – войлочные шляпы, жабу – попоны, терлік, тоқым – подстилки, тебіңгі – потники боковые для седла и другие изделия. . Казахи издавна умели выделывать шкуру и кожу животных. Из кожи изготавливали обувь, посуду, делали конскую сбрую, ремни. Шкуры в основном шли на пошив одежды.

Домашние предметы казахов соответствовали условиям кочевого и полукочевого образа жизни. Для удобства во времени кочевок в основном использовались войлочные чемоданы, сумки для посуды, чехлы, покрывала, также тканные сумки для различных целей: дорба – для хранения одежды и белья кесе кап, аяк кап – для хозяйственной утвари, коржын – переметная сумка с двумя отделениями: для вещей и продуктов. Все эти предметы выполнялись искусно, с большим количеством украшающих элементов. Кузнечные мастера изготавливали из железа инструменты для хозяйства: балта, устара, шеге, кулып, для охоты – мылтык (винтовку), кылыш (сабли), селебе (полусабли) и т.д.

Зергеры – ювилиры-серебряники – искусно выполняли все виды украшений, а также украшения серебром разные вещи – жуген (узда), ер (седла) и другие предметы. Обработка дерева также была одним из достаточно развитых ремесел. Из дерева мастера делали остовы юрт, изготавливали деревянные части седел, также принадлежности для дома- кровати, сундуки и т.д

 

2. В 1969 году группой казахстанских ученыхпод руководством Кемаля Акишевича Акишева

был обнаружен уникальный археологический комплекс иссыкского могильника.Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров — подземного мира — низа; середины — земли, и верхнего — неба. У мира было четыре стороны — правая, левая, передняя и задняя.
Примером символического представления саков о космосе является головной убор сакского царя из Иссыка. Орнаменты на нем разделены на три вертикальных яруса. Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери»: тигры, козлы. На вершинах — птицы, крылатые тигры. Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, по представлениям саков, окружавший мир со всех сторон.
Орнамент символизирует трехчастную организацию мира снизу вверх: подземный мир — земля — небеса. На четырех крестообразно расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей — охранителей сторон света; востока и запада, севера и юга. Впереди головного убора имеется солнечная эмблема — символ всего космоса в целом: четыре крылатых коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути. Переднюю сторону саки считали восточной стороной света, заднюю — западом. Возложение такого колпака-короны осмысливалось как передача вождю власти над всем мифологическим Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной, ее центр, и все символы на его одежде это мифологическое представление.
В целом, сакский, или сакско-скифский «звериный стиль» сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.

 

3. В результате проведения силовой коллективизации сельского хозяйства, в Казахстане 1930-1932 гг. разразился голод. Причины голода:

1. Скопление огромного количества скота на ограниченной территории

2. Ограниченность пастбищных угодий

3. Недостаточная обеспеченность кормом скота.

К февралю 1932 г. в Казахстане 87% хозяйств колхозников и 51,8% единоличников полнос­тью лишились своего скота.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 439; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!