Как изменилась жизнь древнего человека после того, как он научился добывать огонь.



Освоение огня древними людьми стало переломным моментом в социальной эволюции человека, позволившим людям разнообразить белковую и углеводную пищу появившейся возможностью приготовить её, развить свою активность в ночное время, а также защищаться от хищников.У людей появилась возможность получать тепло (греться), что привело к увеличению выживаемости в холодный период и расширению районов обитания за счет освоения более суровых земель. Люди научились готовить пищу на огне, огонь освещал жилища людей и давал свет в темное время суток. Огонь стал применяться в охоте и обработке земли. С помощью огня люди стали изготовлять более совершенные деревянные орудия труда, обжигая их на огне.

3. Заполните таблицу:

Билет №16

1)Неолити́ческая револю́ция (или «неолитизация») — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 -8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад

2)Развивая свои успехи, в 1725 г. джунгары захватили Туркестан и Ташкент. Традиционной караванной торговле в регионе был нанесен значительный ущерб. Опять, как и в начале XVIII в., основную тяжесть в организации отпора врага ваяли на себя народные батыры Богенбай из рода Канжыгалы и Кабанбай из рода Каракерей, славные подвиги которых были широко известны среди кочевников, отчасти пропагандируемые степными импровизаторами. Успешные действия объединенных сил трех жузов начали давать свои результаты начиная с 1726 года. Если раньше казахское ополчение действовало разрозненно, собираясь в отряды преимущественно по родовым признакам, то начиная с середины 20-х годов XVIII в. казахские батыры действовали сообща, координируя свои военные планы по обширной степной зоне.

3) Общественное сознанеие Казахстана рассматриваемого периода (конец XIX – начало XX веков), было неодназначным, представляло собой сложное явление, находившееся на перепутье истории, впрочем как и общество в целом. Непримиримая борьба шла между идеологией шовинистического колониализма и идеологией свободы и независемости.

Идеи, активно распространяемые казахской интеллигенцией, способствовали пробуждениею казахского общества, оказывали влияние на правосознание, нравственность казахского народа.

 

Билет №17

1) Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство. Родовая община объединяла несколько поколений - родителей, молодых мужчин и женщин и их детей. Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками обычаев, ритуалов (лидеры). Таким образом, родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Семейные общины объединялись в более крупные образования - в родовые объединения, племена, союзы племен. Данные образования также были основаны на кровном родстве. Целью таких объединений были защита от внешнего нападения, организация походов, коллективная охота и др.

2) Причины: усилившийся колониальный, национальный гнет, произвол местных властей, политика русификации, массовое изъятие пастбищных земель у казахов под переселенческие фонды (42млн десятин), мобилизации мужского населения на фронт. Обострение всей совокупности национальных и социальных противоречий вызвала воина. Началась массовая реквизиция скота и фуража, неимоверно возросли налоги, резко ухудшилось положение рабочих в городах, на промышленных предприятиях. В годы войны Казахстан стал местом размещения военнопленных.

Поводом: царский указ от 25 июня 1916 года о мобилизации «инородческого населения» для работ по созданию оборонительных сооружений в районах действующей армии и на тыловые работы. Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 19 до 43 лет. Из Казахстана и Средней Азии должны были быть рекрутированы 400 тысяч человек. К числу «инородцев» относились казахи, кыргызы, узбеки, таджики, туркмены, дунгане, уйгуры. От мобилизации освобождались состоящие на государственной службе, занимавшие руководящие посты в местном управлении, представители духовенства, и др.

3)

Хан Тауке превратил совет биев в важней­ший орган управления с совещательными функциями, были значительно расширены права биев в судебном производстве. Вскоре совет биев стал постоянным учреждением при хане, в зада­чи которого входило решение важнейших вопросов внешней и внутренней политики ханства. Решения совета биев име­ли обязательную силу, даже хан не мог их отменить.

Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Пытаясь установить равновесие между различными группировками, Тауке предоставил бийским советам властные дополнительные полномочия, в частности: 1. Принятие важных государственных и политических решений; 2. Исполнение судебных функций; 3. Осуществление дипломатических и миротворческих инициатив. В совокупности бийские советы исполняли военные, политические и идеологические функции. Одновременно данная мера была направлена на ограничение политического влияния чингизидов. Как правило, Тауке хан проводил ежегодные консультации с биями по актуальным вопросам политики и хозяйства в местечке Култобе.

 

 

Билет №18

1) В раннем палеолите:

Изменениями в климате и биосфере нашей планеты характеризуется ранний палеолит, во время которого можно было бы наблюдать понижение температур и уменьшение испарительного процесса с океанской поверхности. Именно эта причина и послужила интенсивности наступления саванн на территории, не так давно занятые сочными тропическими лесами. В результате Homo оставалось только приспособиться к засушливым условиям саванны и, занявшись поисков новых источников питания, добиться уменьшения в рационе растительной пищи.

   

В среднем палеолите:

Чтобы выжить в ужесточившихся условиях ледникового периода, небольшие группы неандертальцев, объединённых родственными связями, двигаются вглубь Азии и Европы, где ещё остались территории, не захваченные льдами. Шансы выживания значительно возрастают с актуальными изменениями образа жизни. Свою роль в этом вопросе сыграла мустьерская культура, отразившаяся на техниках обработки камня.

В позднем палеолите:

Третья стадия данной эпохи приходится на верхний палеолит, вступивший в свои права 40-50 тыс. лет назад, когда главную роль начал исполнять человек современный. Изменения образа жизни в тот период, можно смело назвать революционными. Со сменой климата, перемены постигли и ареал жизни человека, что проявлялось в уменьшении плотности заселения северных территорий, и уплотнённостью мест поселений на юге. В этом вопросе, также не стоит игнорировать связь с понижением уровня Мирового Океана. Именно этим обстоятельством и объясняется сокрытие свидетельств верхнего палеолита морскими водами.

С наступление позднего периода растёт и число артефактов, дошедших до современности. Но все найденные инструменты уже отличаются специализированными чертами, а в технологиях изготовления прослеживается тяготение к усложнённости. К примеру: около 30 тыс. лет назад в истории появляются копьеметалки и бумеранги, а чуть позднее – луки со стрелами и рыболовные сети. Кроме того, в период верхнего палеолита человек успешно одомашнивает собаку (15-35 тыс. лет назад), обоняние и слух которой облегчают усилия в охране жилищ и охоте.

Немало сделано и на почве совершенствования, как инструментов и оружия, так и методов охоты, строительства, пошива одежды. Всё вышесказанное положено на алтарь увеличения общей численности людей и освоения новых территорий. Притом, поселения позднего палеолита характеризуются организованностью и круглогодичным использованием, что свидетельствует об отсутствии необходимости мигрировать в поисках пропитания. Место единой господствующей культуры занято разнообразием региональных культур.

2)Поводом для восстания стал царский указ от 25 июня 1916 года о мобилизации мужского населения Центральной Азии в возрасте от 19 до 43 лет на тыловые работы в ходе Первой мировой войны. Указ стал лишь последней каплей народного терпения в череде притеснений и несправедливой колониальной политики царизма, десятилетия столыпинских реформ. Национально-освободительное восстание в Казахстане и Центральной Азии 1916 года можно поставить в один ряд с такими историческими событиями как Пасхальное восстание в Ирландии и Великое арабское восстание, которые также имели место быть в 1916 году и также носили национально-освободительный характер. В первые дни июля восстание вспыхнуло в различных городах нынешнего Таджикистана и Узбекистана - Худжанде, Ташкенте, Самарканде, Джизаке, в Ферганской долине.  11 июля 1916 года на жайлау Каркара в Алматинской области состоялся съезд 16 волостей, на котором было принято решение о неподчинении царскому указу.

3) 

 Курултай в Каракумах.

В начале XVIII в. набеги джунгар на казахские земли приобрели угрожающий масштаб. В связи с этим представители всех жузов были вынуждены встретиться и обсудить it дан дальнейших действий. Курултай состоялся в 1710 г. в Каракумах на территории, принадлежащей роду каракесек.

На севере и северо-западе Аральского моря Каракумы граничат с горами Улытау. Здесь и произошла встреча казахских султанов, биев и предводителей родов.

На этом курултае особую роль сыграл хан Тауке. Он и раньше был известен как мудрый правитель, крупный организатор и выдающийся дипломат. Особенно сведущ он был в казахско-джунгарских отношениях, превосходно знал стратегию и тактику борьбы против джунгарских завоевателей, лично участвовал в нескольких сражениях с ними. Султаны Каип и Абулхаир тоже внесли ценные предложения по обсуждаемым вопросам, поддержанные большинством участников курултая. Известные батыры Богенбай, Жаныбек Шакшакулы, Есет выступили за объединение родовых ополчений, до сих пор защищавших территории своих родов, в единое ополчение всех трех жузов. Основным на курултае был вопрос о взаимоотношениях с Джунгарским ханством. Мнения разделились. Одни, ссылаясь на военное превосходство джунгар и в целях сохранения народа, предлагали подчиниться им и стать их вассалами. Многие начали склоняться к этому мнению. В этот решающий момент вперед вышел Богенбай батыр и, вынув меч из ножен, бросил его к ногам старейшин. "Мы должны отомстить врагу. Победа или смерть! Лучше умереть в бою, чем видеть слезы наших отцов и матерей, жен и сестер, слезы наших детей", — сказал он. После слов батыра было принято решение до последней капли крови сражаться против захватников. Был составлен новый план сражений. Главным советником здесь выступил хан Тауке. Богенбай батыр был избран главнокомандующим казахского ополчения.

 

 

Билет №19

1) С самого начала XVII в. Казахские ханства переживали глубокие потрясения, вызванные дальнейшим обострением внешнеполитического положения. Хану Тауке на время удалось преодолеть междоусобицы, восстановить спокойствие в жузах с помощью усиления влияния биев, тем самым, обезопасив кочевья казахских родов от внешних вторжений. Этому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что он в своём распоряжении имел, по свидетельству источников, около 80 тыс. воинов. Однако борьба за власть и сепаратизм султанов вскоре нарушила единство, чем незамедлительно воспользовались соседи. С юга казахов теснили среднеазиатские ханства – Бухара, Хива; с юго-запада совершали набеги волжские калмыки, поддерживаемые яицкими калмыками; с севера нападали сибирские казаки; на кочевья за Яиком претендовали башкиры.

Но наиболее грозная опасность нависла над казахским народом с востока, со стороны сильного и агрессивного военно-феодального Джунгарского ханства. Борьба между казахскими и джунгарскими владыками продолжалась более века. В основе её лежало соперничество из-за пастбищ. По мере роста численности поголовья скота кочевники вынуждены были расширять необходимую для скотоводческого производства территорию.

Богенбай-батыр (1690-1775 гг.)

Богенбай-батыр — прославленный полководец, батыр эпохи правления Абылай-хана. Богенбай-батыр снискал в свое время среди казахских воинов огромный авторитет и уважение, за что в народных легендах его прозвали "Канжыгалы Богенбаем".

 Кабанбай-батыр (конец XVII - середина XVIII вв.)

Кабанбай (годы рождения и смерти неизвестны) - казахский батыр, один из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководцев казахского ополчения в XVIII в. В устном народном творчестве его называли Каракерей Кабанбай. Кабанбай-батыр был бием рода каракерей племени найман.

Абулхаир-хан (1693-1748 гг.)

Хан Младшего жуза Мухаммед Абулхаир Гази Баха-дур-хан, прямой потомок Чингисхана в 15-м поколении.

В 1710 г. на народном собрании в Каракумах юный Абулхаир был избран ханом и командующим армией Младшего жуза, а предводителем войска назначен известный батыр Богенбай.

Райымбек-батыр (1705 г. - дата смерти неизвестна)

Райымбек — казахский батыр.

Умбетей-жырау (1706-1778 гг.)

Умбетей Тлеуулы - казахский жырау. Умбетей прославился как жыршы, став верным соратником жыршы Богенбай-батыра.

Сырым Датулы (1712-1802 гг.)

Сырым-батыр — казахский батыр, организатор и руководитель антиколониальной, народно-освободительной борьбы казахов в 1-й половине XIX в.

 Аблай хан (1713-1781 гг.)

Аблай, Абилмансур - хан Казахской орды - один из выдающихся государственных деятелей в истории казахской государственности. До 1743 г. был султаном Среднего жуза. После смерти хана Абулмамбета Аблай становится ханом Среднего жуза.

 

2)Выражением родства с природой был и тотемизм – представление о кровнородственной связи определенного человеческого коллектива и определенного вида животных, реже растений. Тотем (на языке североамериканских индейцев оджибве от-отем, буквально – его род) – мифологический первопредок, прародитель рода. С тотемом связаны многие ритуалы и табу (запреты, санкционированные первопредками, т. е. имеющие сакральное значение), прежде всего табу на убийство тотемного животного. Тотем был важнейшим средством консолидации первобытного коллектива, осознававшего себя происходящим от общего первопредка и в этом смысле родственной группой. Принадлежность к одной тотемной группе обусловила и второе по значимости табу – на убийство сородича. Тотем и табу выступали исторически первыми формами социальной регуляции поведения людей. В первобытной культуре существовало много запретов, связанных с различными сферами жизни и деятельности людей: пищевые и сексуальные запреты, табу на некоторые слова, например, название животного перед охотой. Одним из важнейших был также запрет на брачные отношения внутри родового коллектива – обычай экзогамии. Происхождение его не совсем понятно, многие исследователи связывают его с необходимостью консолидации коллектива, вынесения брачных отношений за его пределы – ведь это вечный источник конфликтов между людьми. Брачно-семейные отношения первобытного общества – весьма сложная система дуально-фратриальных союзов. Но и она также явилась продуктом исторического развития первобытного брака. Многие мифы, да и более поздний эпос свидетельствуют о многообразных его формах и сложной структуре. Первобытная культура далеко не так примитивна, как представлялось исследователям XVIII-XIX веков, когда она и начинает изучаться. Это особый тип культуры, которому присущи многие уникальные черты и свои шедевры. К ним можно отнести богатую мифопоэтическую картину мира, наскальную живопись, каменные сооружения – мегалиты.

3) Родь в революциях: Февральская революция была правильно понята и с радостью встречена казахами потому, что, во-первых, она освободила их от гнета и насилий царского правительства, а во-вторых, подкрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту — управлять самостоятельно. Но то, что вторая революция показалась казахам непонятной, объясняется просто: у казахов нет капитализма и классовой дифференциации, даже собственность у них не так разграничена, как у других народов. Наводила же ужас на казахов Октябрьская революция своими внешними проявлениями. На окраинах большевистское движение сопровождалось насилиями, грабежом, злоупотреблениями и своеобразной диктаторской властью, говоря короче, движение на окраинах часто представляло собой не революцию, а полнейшую анархию.

 

 

Билет №20

1)Локальными центрами восстания стали: Сыр-Дарьинская область – Турар Рыскулов (руководитель); Уральская область – Сейткали Мендышев; Акмолинская область – Сакен Сейфуллин; Семипалатинская область. Особенностями каждого главного очага восстания можно назвать следующие моменты: Тургайский центр – самый организованный, здесь были созданы органы военного управления, четкая связь между районами, признанным лидером стал А.Иманов. Семиреченский очаг восстания отличился слабой связью между группировками и организацией, в каждом уезде были избраны ханы, лидеры отдельных выступлений не смогли объединится под одно крыло, большая часть руководящего состава представлена была административными лицами. Чу-Таласский центр примкнул к освободительному движения народов Средней Азии, здесь ведущие позиции заняли представители духовенства. Самым крупным центром восстания стала тургайская степь.

2. Объединяясь в коллективы - стада по несколько десятков мужчин, женщин и детей в каждом, первобытные люди преодолевали житейские трудности в борьбе с природой, побеждали инстинкт животной единоличности. Они сообща собирали дары природы (съедобные плоды, корни растений, грибы, птичьи яйца, насекомых, моллюсков и т.д.), охотились на диких зверей и птиц, осваивали каменные или земляные пещеры как жилища - убежища от непогоды.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2647; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!