Откуда мы узнаем об этих регуляторах?



Предмет, задачи курса. Изначально история как самостоятельная наука не существовала. Она была органичной частью такой научной дисциплины, как философия. Исторические дисциплинарные методы при этом автоматически использовались в философских исследованиях, сама же история не имела своих целей и задач в достижении познания определенных событий, явлений и фактов. То есть как наука история, скорее, несла роль вспомогательной дисциплины в контексте философии. Но с течением времени история начинает выделяться из философской научной системы, приобретает конкретную дисциплинарную самостоятельность и уже понимается как наука о законах исторической жизни человеческих сообществ. В конце XVIII - начале XIX вв. история государства и права становится самостоятельной областью научного познания. Так как функцией любой науки является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний, то и наука истории государства и права не сводится просто к описанию фактов и событий исторического прошлого, имеющих отношение к государству и праву. Как и любая другая наука, находящаяся в контексте истории, она ставит своей целью выявление исторических закономерностей развития исследуемых предметов. Предметом курса является процесс становления и эволюции правовых и государственных структур, выявление их специфики и своеобразия, с одной стороны, и общих закономерностей развития - - с другой. Важно не только выявить тенденции развития права и государственного строя мира, но и грамотно аргументировать их. Таким образом, курс изучает два важнейших явления социальной истории: государство и право в их взаимосвязи. История государства и права зарубежных стран исследует возникновение, становление и развитие институтов государства и права в их основных исторических формах, анализирует содержание государственно-правовых процессов, развивающихся во времени и в пространстве. Целью преподавания данной дисциплины является формирование у студентов исторического способа восприятия таких институтов, как право и государство, ознакомление их с основными системами, способами и методами регулирования публично-правовой и частноправовой сфер жизнедеятельности. Дисциплина изучает исторические формы государства в сочетании с соответствующими системами и институтами права. Исследовательской областью историко-правовых наук являются конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в четкой хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве. Изучение науки истории государства и права зарубежных стран помогает учащимся создавать свои собственные суждения и прогнозы о тех процессах и явлениях, которые происходят в современном мире как в собственном государстве, так и в зарубежных странах. Одной из главных задач предметаистории государства и права зарубежных странявляется создание необходимых условий и предпосылок для лучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических учений, государственное и международное право, и других юридических дисциплин (цивилистики, уголовного права и процесса). Задачей курса также является более широкая подготовка студентов в вопросах истории государства и права, выработка у них юридического взгляда на исторические явления. Особое место в кругу задач преподавания дисциплины занимает рассмотрение исторических форм и типов государства, их особенностей применительно к отдельным странам Европы, изучение основных правовых памятников, повлиявших на становление современной государственно-правовой культуры. 2. Понятие мононормы как социального регулятора.Государственное образование появилось всего около четырех тысяч лет тому назад. А вот социальная эволюция человечества насчитывает более пятидесяти тысяч лет. Задолго до того, как возникла государственность, существовали уже некоторые нормы общения между людьми, регулирование, власть, управление. В науке это все эти отношения называют мононормами. Но что это? Мононорма – это традиционно-бытовой регулятор, зачаток морали и права.

Виды регуляторов

Мононорма - это единое, общее для всех правило поведения (либо совокупность норм и правил). Першиц, выдающийся отечественный историк и этнограф, выделил следующие виды отношений:

1) семейные и брачные;

2) разделение труда по половому признаку;

3) правила ведения войны и охоты;

 4) разделение пищи по половому признаку и социальной иерархии;

5) разрешение конфликтов между отдельными членами общины.

Мораль первобытного человека

Мононормы первобытного общества характеризуются тем, что не существовало разделения прав и обязанностей по видам норм – моральным, религиозным. Зачастую общество регулировалось определенными формами табу (запретов), которые были восприняты доисторическими людьми как догмы (предписания), исходящие от духов или богов (сил сверхъестественных). Обязательным было то, что эти нормы закреплялись магическими и религиозными санкциями. Для зарождающейся в то время морально-правовой системы была характерна так называемая «тотемная» форма, то есть какое-то животное или растение объявлялось священным. Тотемизм - это вера в то, что между племенем и определенным видом растения/животного или даже предмета существует сверхъестественная родственная связь. Вследствие этого людям запрещалось убивать данное животное (или же срывать растение). В каком-то роде такая мононорма – это первобытный прообраз «Красной книги» как экологического регулятора.

А что можно было?

Мононорма - это способ регулирования, зачастую безусловный, который берет начало еще с древних времен. В доисторическую эпоху среди разных методов воздействия на только-только начинавший формироваться социум были в основном запреты. Но существовала небольшая доля и дозволений (разрешений), зачастую позитивных. Например, запрещался инцест (кровосмешение) и нарушение разделений функциональных обязанностей в племени/общине. В то же время была разрешена охота на определенных участках на некоторые виды животных. Позитивное регулирование общественных отношений состояло в обозначении целей: рационализация приготовления пищи, строительство жилищ, изготовление орудий труда и так далее. Но все же эти нормы не выделяли человека из окружающей его природы. Они только способствовали созданию эффективных методов присвоения элементов природы (например, получения огня или разведения домашних животных).

Откуда мы узнаем об этих регуляторах?

Для первобытного человека мононорма - это общеплеменная обязанность и необходимость. В наше время можно найти отголоски этих правил и запретов в обычаях, обрядах, мифах, ритуалах. Обычай – первый исторический регулятор отношений между племенами и отдельно взятыми людьми. Именно обряды закрепляли веками выработанные полезные и рациональные модели поведения, которые затем передавались через поколения и отражали интересы всех членов племени в равной мере. Обычаи менялись очень медленно, что вполне соответствовало тем темпам развития, которые были стандартны для общества тех времен. Соблюдение предписанных ритуалов было обязанностью каждого отдельно взятого члена общины, которая затем выливалась в прочную привычку. Именно непререкаемость племенных обычаев становилась опорой для общности интересов членов племени, их равенства, отсутствия противоречий между интересами.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!