Упражнение «Умение давать инструкцию»



Этот этап работы строится на замечательных упражнениях. С различными вариациями здесь воспроизводится следующая ситуация: один из участников группы получает в руки лист с изображением некой геометрической композиции. Его задача: никому не показывая изображение, описать его так, чтобы слушатели могли представить описываемую картину и воспроизвести её.

Работу желательно построить в несколько этапов.

1-й этап. Доброволец садится напротив группы и пытается словесно описать геометрическую композицию, имеющуюся в его распоряжении. При этом он может отвечать на вопросы и помогать себе объяснениями, жестами. После того, как слушатели закончили рисовать, их изображения сравниваются с оригиналом. Обсуждаются трудности, которые возникли у слушателей и рассказчика, приёмы, которые он использовал для облегчения задачи слушателей, сильные и слабые стороны выбранной им стратегии изложения.

2-й этап. Та же процедура, однако доброволец не может использовать жесты. Он по-прежнему видит, как работают под его руководством другие люди, и может отвечать на его вопросы.

3-й этап. Похожая ситуация, но рассказчик сидит спиной к остальным членам группы, которая полагается только на качество его устного изложения.

4-й этап. Работа в парах. У всех членов группы появляется возможность попробовать себя в роли рассказчика. При изложении они сидят лицом друг к другу и могут пользоваться жестами. Очень подробно обсуждают использованные приёмы изложения, подходы к построению текста (сравнения, движение от частного к общему и наоборот, использование художественных образов, математической терминологии и др.)

Упражнение «Остров сокровищ».

Участники разбиваются на пары и садятся спина к спине. Они договариваются, кто из них будет партнёром А, а кто – партнёром Б. У каждого лист бумаги и карандаш.

Партнёр А начинает делать набросок острова сокровищ: общий силуэт, особо важные географические детали ландшафта, место, где будет спрятано сокровище. Во время рисования А рассказывает Б, что тот должен нарисовать на своём листе, чтобы получить как можно более точную копию карты острова.

Партнеры могут разговаривать, но не могут видеть планы друг друга. Когда работа закончена, группы собираются вместе, показывают свои планы и обсуждают процесс коммуникации.

Особое внимание при обсуждении необходимо уделить следующим вопросам:

а) насколько партнёр А обращал внимание на трудности, которые могли возникнуть у партнёра;

б) на чём партнёр А концентрировал своё внимание: на рисование своего плана или на передаче его своему партнёру Б;

в) какие приёмы использовал партнёр А для того, чтобы помочь второму человеку в решении его задачи.

Если тема кооперации и грамотной трансляции инструкции очень важна для данной группы, в этот блок заданий можно добавить ещё одно упражнение – «Картина путешествий».

Группа делится на команды по четыре человека. Один становится руководителем процесса, трое - художниками. Они будут творить с закрытыми глазами под руководством «зрячего» руководителя, который видит, слышит, может разговаривать, но не имеет права прикасаться ни к материалам, ни к самим художникам.

Задание каждой группе – создать коллективное произведение под общим названием «Картина путешествия». Это путешествие может быть взято из опыта одного из участников, а может и полностью придуманным. Команда художников делает картину вместе; руководитель даёт указания, стремясь придать произведению эстетический вид.

Каждая команда получает большой лист (например, формата А3), тюбик клея и 10 листов разноцветной бумаги. Ножниц нет, необходимые элементы не вырезаются, а отрываются руками. На всю работу отводится 30 минут. Команда сама решает, сколько времени отвести на планирование, сколько – на создание «шедевра».

Заключительная часть. Высказывания по кругу.

 

Потерпевшие кораблекрушение

Цель: Упражнение используется для исследования процесса принятия решения группой; учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи; предоставляет информацию относительно паттернов коммуникации, руководства и доминирования в группе и может внести вклад в сплоченность членов группы (Pfeiffor & Jones, 1975, р. 31-32).

Необходимое время: 1,5 часа.

Материалы: Копии инструкций, большие бумажные листы и карандаши.

Подготовка: Руководитель должен иметь навыки исследования группового процесса.

Процедура: Каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.

ИНСТРУКЦИЯ:

Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли.

Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот...

Ваша задача - классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.

  Секстант.
  Зеркало для бритья.
  Пятигаллоновая канистра с водой.
  Противомоскитная сетка.
  Одна коробка с армейским рационом США.
  Карты Тихого океана.
  Подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной).
  Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси.
  Маленький транзисторный радиоприемник.
  Репеллент, отпугивающий акул.
  Двадцать квадратных футов непрозрачного пластика.
  Одна кварта пуэрто-риканского рома крепостью 80°.
  Пятнадцать футов нейлонового каната.
  Две коробки шоколада.
  Рыболовная снасть.

 

После того как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего задания. Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:

1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.

2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких методов "уменьшения конфликта", как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи.

4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений.

 После того как группа проранжировала 15 предметов в зависимости от их важности, посмотрите правильный порядок классификации, приведенный в Приложении к данному упражнению.

Здесь вы можете сравнить данные индивидуального ранжирования с данными, к которым пришла группа в результате согласия. Затратьте дополнительно какое-то время для обсуждения процесса принятия решений. Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появились паттерны лидерства? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Оптимально ли использовались возможности группы? Какие действия предпринимали участники группы для "протаскивания" своих мнений? Как улучшить принятие решения группой?

В качестве варианта один или несколько наблюдателей, не принимающих участия в групповом процессе, могут предоставить после выполнения задачи обратную связь о групповом или индивидуальном поведении.

Приложение к упражнению "Потерпевшие кораблекрушение"

Согласно "экспертам", основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухгаллоно-вая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как пятигаллоновая канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

1. Зеркало для бритья.

Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена долларовым банкнотом и спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3. Пятигаллоновая канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

    4. Одна коробка с армейским рационом США. Обеспечивает основную пищу.

5. Двадцать квадратных футов непрозрачного пластика.

Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть.

Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации "синица в руке лучше журавля в небе". Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

8. Пятнадцать футов нейлонового каната.

Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Плавательная подушка.

Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.

10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

11. Одна кварта пуэрто-риканского рома крепостью 80°.

Содержит 80% алкоголя - достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.

12. Маленький транзисторный радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

13. Карты Тихого океана.

Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка.

В Тихом океане нет москитов.

15. Секстант.

Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

 

 

    ВЕЧЕР ВЕСЕЛЫХ ЗАДАЧ — несколько познава­тельных игр-обозрений, переходящих одна в другую и составляющих своеобразную игровую сюиту. Участники этой сюиты, объединенные в небольшие команды (не бо­лее 10 - 15 человек в каждой), выполняют творческие за­дания и по очереди выступают со своими решениями-экспромтами. В сюиту могут входить игра в оркестр; эстафета веселых задач; кольцовка песен.

    Вечер веселых задач — это смотр смекалки, творче­ской фантазии, умения быстро ориентироваться в обста­новке, включаться в коллективную работу и радость ок­ружающих. Каждый вечер веселых задач может стать маленьким праздником коллективного творчества. Участ­никами такого вечера могут быть как сверстники (звез­дочки одной октябрятской группы, звенья одного или нескольких пионерских отрядов, учащиеся одного или

нескольких старших классов), так и ребята разного возраста, например, пионерские звенья в содружестве с подшефными октябрятскими звёздочками.

Разновозрастный состав команд, активное участие взрослых вовсе не препятствие, а, напротив, важное условие успеха, стимул для более полного раскрытия познавательных способностей и младших, и старших, для об­мена знаниями и интересами, для взаимного увлечения творческим поиском, юмором, жизнелюбием, товарище­ством.

    Ход вечера.

    Вечер открывается игрой в оркестр. Все участники садятся по кругу небольшими группами (или постоян­ными микроколлективами — звездочками, звеньями, или тут же объединившись — по желанию или по жребию и т. д.), и каждая группа выбирает себе один из инструментов оркестра — симфонического, духового, народных инструментов, джаза: скрипку, трубу, барабан, пиани­но и т.д. (при этом очень важно, чтобы в каждой группе были и младшие, и старшие ребята, и взрослые).

    Оркестром руководит дирижер. Он неожиданно для участников показывает какой-либо группе игру на их инструменте. Группа в ответ на это должна показать дирижеру «нос». Когда дирижер показывает группе «нос», оркестранты этой группы, наоборот, должны показывать дирижеру игру на своем инструменте. Если же группа, к которой обратился дирижер, ошиблась и показала не то, что нужно, она получает коллективный фант (даже если ошибся только один из членов данной группы).

    Этот поединок дирижера с оркестром продолжается до тех пор, пока каждая группа не получит фант, а еще лучше — 2 фанта. После того, как все фанты взяты, ве­дущие назначают каждому фанту определенное задание. При этом еще раз следует подчеркнуть, что свой фант (или два фанта) выкупает вся группа.

    Когда все задания розданы, всем группам (командам) даётся 15 - 30 минут на решение творческих задач. По окончании этого времени ведущие собирают вместе всех участников игры и начинаются выступления команд — пo кругу или в любом порядке, но с передачей какого - либо символическою предмета – эстафеты (эстафета весёлых задач или весёлых экспромтов). Команда, последней принявшая эстафету и показавшая своё решение, получает право назвать тему для кольцовки песен.

    Примеры творческих заданий для эстафеты весёлых задач.

    1. Придумать и разыграть мимическую сценку ( или серию сценок) на предложенную тему ( «На рыбалке», «Приём у врача», «Учитель и ученик» и др.).

    2.Сочинить стихотворение по рифмующимся словам (буриме), например:

    …порою

    …горою

    …толкает                                                                   

    ... мечтает

    Исполнить это стихотворение в какой-либо сценке.

    3. Сочинить маленький рассказ по данному началу (например: «На площадке выстроились две команды...» или «До полета оставалось 5 минут..»). Прочитать этот рассказ приемом эстафеты (каждый член команды по очереди произносит одну фразу) или инсценировать его.

    4. Придумать и изобразить скульптурную группу на

    представить несколько сцен из повестей Гайдара, чтобы зрители отгадалиэти произведения;

    драматизировать сюиту песен о жизни в пионерском лагере.

    Главное, всё было сделано экспромтом, ребята были увлечены и старалисьвыступить как можно лучше.

    Отлично было выполнено задание «На приеме у зуб­ного врача». Исполнители появились в довольно стран­ном, но соответствующем сюжету виде: с перевязанными щеками,подбородками и даже... почему-то глазами. Ребятамочень понравился в главной роли Олег Павлович,который, наверное, впервые предстал перед ними не как строгий директор, а как увлеченный общей игрой, остроумный и жизнерадостный человек.

    Ребят просто потрясло участие учителей в панто­мимической сценке на тему «Балет будущего».

    — Эх, костюмы бы сюда, вот здорово бы получи­лось! - шептали  ребята в восторге.

    «Выхожу один я на дорогу»,— кажется, такие зна­комые слова! А попробуйте-ка представить их панто­мимой! Но бригада, получившая эту задачу, с честью вышла из трудного положения: встав с двух сторон, повернувшисьдруг к другу лицом ирасставив руки, ребята изобразили телеграфные столбы вдоль дороги. Слава Винокуров выходит на эту самую «дорогу» в виде старого, опытного абрека, вглядываясь вдаль, вытаски­вает блестящий «кинжал» и движется навстречу судьбе...

    Итак,«хождение в народ», очень сложный народ 8 – го класса, вопреки историческому опыту, оправдало самые дерзкие надежды. Кажется, начисто были выметены скукаи скепсис из сердец подростков, и уже трудно было отличить «народ» от тех, кто «ушел в народ».

Разыгрывание скетчей

 

Цель. Упражнение используется для отработки коммуникативных умений в группе, а также для овладения навыками высказывания и принятия обратных связей.

Необходимое время: 1 час.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Три члена группы добровольно вызываются участвовать в упражнении. Каждый доброволец выбирает один из коммуникативных стилей, описанных семейным терапевтом Вирджинией Сатир (Satir, 1972).

1. Умиротворяющий - угождающий и соглашающийся человек, непрестанно извиняющийся и старающийся любой ценой не вызвать волнения. Умиротворяющий чувствует свою бесполезность, выглядит беспомощным.

2. Обвиняющий - противоположен умиротворяющему, упрекает, провоцирует, считает других виновными. Обвиняющий действует высокомерно и объясняет объективными причинами свои недостатки. Говорит громким, властным голосом, мышцы лица и тела напряжены.

3. Человек-компьютер - ультрарассудительный, спокойный, холодный и собранный человек, избегающий выражать чувства, демонстрировать эмоции и переживания. Говорит монотонно, абстрактно, выглядит негибким и зажатым.

4. Уводящий в сторону - высказывает нерелевантные и приводящие в недоумение суждения. Позы тела кажутся неуклюжими, интонации могут не соответствовать словам.

Добровольцы, демонстрируя определенный коммуникативный стиль, включаются в дискуссию друг с другом. Остальные члены группы наблюдают взаимодействие; такая форма выполнения упражнения получила название "круглый аквариум". Через пять минут наблюдателей приглашают прокомментировать свое восприятие дискуссии. Затем добровольцы делятся с группой впечатлениями, возникшими в данной ситуации. Экспериментируя с альтернативными способами общения, участники могут научиться подходить друг к другу в более соответствующей и менее защитной манере.

Теперь повторите процедуру с тремя новыми участниками. Постарайтесь дать каждому члену группы возможность поучаствовать хотя бы один раз.

Другие коммуникативные умения могут быть исследованы в скетче в той же форме "круглого аквариума": несколько участников демонстрируют различные виды поведения, в то время как остальная группа наблюдает. Упражняйтесь в описании поведения, выбирая четверых или пятерых участников, которые принимают на себя конкретные роли в изображаемом взаимодействии на данную тему. Руководитель может попросить одного участника защищать позицию, прямо противоположную своей; другого - поддерживать доминирующего члена дискуссии; третьего - попытаться изменить тему дискуссии; четвертого - опровергнуть идеи доминирующего участника. Количество ролей, которые могут быть приняты, зависит только от вашего собственного воображения и воображения руководителя.

Дискуссия между четырьмя или пятью участниками может предоставить группе данные для отработки умения описывать поведение, избегая ярлыков и приписывания мотивов. Продолжайте так до тех пор, пока каждый член группы не получит возможность принять участие в скетче.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!