Деловые и профориентационные игры.



В последнее время профориентационные и деловые игры получили достаточно широкое распространение особенно в профессиональном просвещении. Устоявшегося определения понятия «игра» нет. По мнению Д.Б. Эльконина, «слово «иг­ра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова» (26). Один из наиболее автори­тетных специалистов по игре Й. Хейзинга выделяет две ос­новные функции игры: 1 — соревнование и 2 — представ­ление, а сама «игра» определяется им как «действие, про­текающее в определенных рамках места, времени и смысла, по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной полезности и необходимости» (23). При этом указывается, что игра прочно вош­ла во все сферы общественной жизни и культуры, являясь важнейшим условием человеческого развития. Т. Харрис (22), наоборот, говорит об игре скорее как о выполнении некоторых заранее заданных ситуацией ролей, которые часто препятствуют творческому проявле­нию личности. Интересное определение игры дает Ф.В. Широков, говоря о ней как об «ожившей модели объ­екта» (24).

Основными характеристиками игры можно обозначить:


  • условность (двухплановость) игрового действия;

  • занимательность процедуры;

  • подвижный и разнообразный характер игровой процедуры;

  • эмоциональная и событийная насыщенность;

  • определенная система игровых правил и ограничений и др.


При разработке специальных игровых средств целесообразно стремиться к реализации следующих принципов:

 


  • принципа состязательности,

  • принципа проблемности,

  • принципа совместной деятельности,

  • принципа диалогического общения и взаимодействия.


Обладая богатыми активизирующими возможностями, игра позволяет в условной форме моделировать основные составляющие различных видов трудовой деятельности, но самое главное, что игра позволяет проигрывать в вообра­жении сам процесс выбора профессии и построение даль­нейшей профессиональной судьбы.

Разработанные для целей профориентации игры условно можно разделить на три вида:

- игры, в которых осуществляется знакомство оптантов с миром профессий, профессионально-трудовой тематикой, систематизация соответствующих представлений и т.д.;

- игры, связанные с самопознанием, самооценкой индивидуальных, профессионально-важных особенностей, свойства, качеств и т.д., связанных с выбираемой либо привлекающей профессией;

- игры, моделирующие типичные ситуации, с которыми человек сталкивается в процессе профессионального самоопределения, становления и развития.

Среди специфических профориентационных игр особо следует отметить профориентационные игры Н.С. Пряжникова, доктора пед. наук, преподавателя факультета психологии МГУ.


Консультационные активизирующие методы.

К ним можно отнести:

- открытые и закрытые вопросы;

- техники активного слушания (повтор, пересказ, резюме);

- проблемные вопросы и задания;

- специальные индивидуальные профориентационные методики (прежде всего, имеется в виду бланковые и карточные методики Н.С. Пряжникова, такие как «Человек-Судьба-Черт», «Профессьянс», «Карьера» и др.);

- методы индивидуальной психотерапии (прежде всего, имеются в виду психотерапевтические школы гуманистического направления, в которых принцип активности и «интернальности» клиента являются основополагающими: методы гештальтерапии, клиентоцентрированный подход Роджерса и др.).
Тренинги

Применяются в основном для решения таких задач, как развитие профессионально-важных качеств, профессиональных умений и навыков, познавательных процессов (память, внимание и т.п.). Тренинги личностного роста используются для актуализации и глубинного решения проблем, связанных с профессиональным самоопределением и развитием.

 

Тренинги общения. Применяются для развития коммуникативных умений и навыков, что особенно важно для профессий и должностей, связанных с работой с людьми, а также для освоения коммуникативных навыков поведения в конкретных ситуациях (при приеме на работу, при сдаче экзаменов, при деловых контактах ).

Группы общения

В профориентации в основном используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия при групповых формах профориентационной работы. Своеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали клубы ищущих работу и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы.

Широко применяются психологами организаций для интенсификации процесса социально-психологической адаптации, для улучшения социально-психологического климата в коллективе.

Методы групповой психотерапии ( НЛП, гештальттерапия, логотерапия, трансактный анализ и др.)

Используются для решения «глубинных» проблем, связанных с профессиональным самоопределением и профессиональным развитием.

В России наибольшее распространение среди активных профориентационных методов получили активизирующие методики известного специалиста в профориентации, доктора педагогических наук МГУ Н.С. Пряжникова. Разработанные им игры и активизирующие методики поражают разнообразием форм, оригинальностью, высоким активизирующим и коррекционным эффектом.

Рассмотрим игры Н.С. Пряжникова в соответствии с его классификацией активизирующих методик:

1. Профориентационные игры с классом.

2. Игровые упражнения и задания (групповые и индивидуальные).

3. Схемы анализа и самоанализа профессионального и личностного самоопределения.

4. Карточные профориентационные методики (групповые и индивидуальные).

5. Карточные бланковые методики для работы с микрогруппой.

6. Настольные профконсультационные игры.

7. Бланковые игры-шутки для работы с классом.

8. Активизирующие опросники личностного и профессионального самоопределения.


Профориентационные игры с классом

Предназначены для работы с учащимися 7-11 классов. По своему содержанию и активизирующим возможностям уступают деловым играм и психотерапевтическим процедурам, но, в отличие от них, рассчитаны на реальные условия работы в школе ( ограниченность временем урока, необходимость работы с целым классом). При проведении профрориентационных и психологических курсов целесообразно, по мнению автора, выделять на эти игры 25-30 % всего времени урока.

Игры: “Пришельцы”, “Три судьбы”, “Остров”, “Спящий город”, “Угадай профессию”.
Игровые профриентационные упражнения и задания

Обычно используются в работе с подгруппами (8-15 человек) или с микрогруппами (6-8 человек).Большинство игровых упражнений основаны на довольно эффективной процедурной модели, когда учащиеся рассаживаются в круг и по очереди выполняют упражнения (“Самая-самая”, “Профессия на букву”, ”Эпитафия” и др.). Другой вариант проведения игровых упражнений - разыгрывание ситуаций, где моделирутся различные элементы профессионального общения.


Карточные профконсультационные методики

По признанию автора возникли как попытка соединить интригующую форму карточной игры (раскладывание пасьянса, карточные ходы между игроками), высокоэффективные операциональные возможности карточных технологий и содержательные моменты профессионального самоопределения и планирования жизни. Главные достоинства карточной технологии - предметность поисковых действий, наглядность, возможность оперативного составления из карточек моделируемых объектов, в качестве которых может выступать профессия, жизненный и профессиональный путь. Карточные методики можно разделить на две группы: информационно-поисковые (ИПС) и игровые карточные технологии. В индивидуально-поисковых методиках оптант по определенным правилам составляет из карточек образы своих профориентационных проблем и подбирает пути их решения (“Стратегия”), а также образы наиболее привлекательных профессий (“Карманный компьютер”, “Формула”). Так как эти методы внешне напоминают раскладывание пасьянса, автор назвал их “профессьян-сами”. В отличие от бланковых методик главным преимуществом карточных технологий является возможность оперативной корректировки совершаемых выборов. Эти корректировки составляют важное условие данных методик, поэтому профконсультант должен постоянно озадачивать оптанта с помощью “провокационных” вопросов, повышая тем самым уровень осознанности и самостоятельности его действий.

В игровых карточных технологиях сделана попытка смоделировать основные этапы человеческой жизни (“Человек-судьба-черт”, “Страшный суд” и др.), а также основные этапы профессионализации (“Карьера”). Важным активизирующим приемом данного метода является специально организуемый игровой “спор” консультируемого с “правильными ответами”, указанными на обратной стороне карточек в зашифрованном виде, а также введение “призов” и “наказаний” за успешность такого спора (“хорошие” или “плохие” качества-карточки и “хорошие” или “плохие” события-карточки). Важной особенностью карточных игр является их высокая динамичность, позволяющая охватывать моделируемую жизнь в целостности, а не зарываться в обсуждении частных вопросов. Необходимо также отметить, что карточные технологии, в отличие от карточных ИПС, занимают достаточно много времени : от 40 мин. до 1,5-2 час. при индивидуальной работе и от 2 до 3,5 часов в групповых карточных методиках.

Особой группой активизирующих методов являются схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения. С одной стороны, эти схемы могут выступать как некоторые теоретические модели, а с другой стороны – как самостоятельные методики. Психологический смысл их использования заключается в возможности максимально обобщенного рассмотрения наиболее сложных вопросов, касающихся принятия решения и планирования перспектив развития самоопределяющегося человека. При этом само обобщение связано с некоторой утратой, как, например, в географических картах, где невозможно отразить все детали местности, но зато обобщение дает качественно новое видение объекта, способствующее лучшей ориентации в нем. По сравнению со многими другими формами работы схемы позволяют сложное представить в простой и понятной (наглядной) форме. Но некоторые схемы (например, ценностно-нравственного плана) следует подавать в ненавязчивой форме. Важно даже просто иметь их в своем арсенале и использовать только тогда, когда без схемы проанализировать какой-то важный для клиента вопрос не удается. Можно также специально создавать такую проблемную ситуацию, когда у участников занятия появляется желание самостоятельно построить некоторую обобщенную модель для рассмотрения интересующей их проблемы.

Общая логика практического применения схем подразумевает следующий порядок: 1) озадачивание (создание мотивационной основы рассмотрения данного вопроса); 2) краткое знакомство со схемой; 3) рассмотрение с помощью схемы нескольких типичных задач-ситуаций (желательно – заготовленных заранее); 4) только после освоения схемы на задачах - использование каждым схемы для оценки собственной ситуации (для самооценки).

К схемам общей оценки ситуаций самоопределения относятся: схема уровней сформированности ЛПП; схема различения внешних и внутренних выборов; схема альтернативного выбора и построенные на ее основе методики уточнения выбираемой специальности («УВС») конкретных учебных заведений:

«УВС-УПК» и «УВС-СПТУ».

К методикам ценностно-нравственной оценки ситуаций относятся: поле ценностных ориентации; «нравственный перекресток»; схема принципиального различения зависти и чувства справедливости; схема принципиального различения стереотипов: Труженика, Лентяя и Бездарности; схема «расплаты достижений» и другие.

В отличие от вышеописанных карточных систем схемы методики позволяют моделировать проблемы профессионального и личностного самоопределения в более простой форме. В игре “Или-или” участники передвигают фишки по игровому полю, совершая выписанные на карточку ходы, связанные с выбором или отказом от тех или иных составляющих профессионального, жизненного и личностного развития. По сделанным (в виде карточек) выборам в конце и определяется, какой профессиональный и жизненный стереотип удалось реализовать участнику. В игре-шутке “Тудема-сюдема” участники составляют из карточек образы своего счастья, в шутливой игре “такой-сякой” участники совместными усилиями выстраивают на игровом поле образы друг друга.

Основные трудности карточных методик связаны с необходимостью изготовления карточек. Поэтому автором были разработаны бланковые карточные профориентационные игры.


Бланковые карточные профориентационные игры

В этих играх карточки готовят сами участники (по 8-12 штук каждый), а все результаты игровых действий отражают в специальных бланках. Важным элементом этой процедуры является то, что каждый игрок, заполняя свой набор карточек (например, соотнося качества человека с различными профессиями в игре “Комплимент”), дополнительно задумывается и сам выступает в роли эксперта. В этой игре учащиеся оценивают друг друга, передавая специальные карточки с выписанными на них качествами (делают своеобразные комплименты), а затем по этим же карточкам соотносят себя с теми или иными профессиями (на которых в ходе предварительной подготовки уже должны быть выписаны связи качеств с профессиями). В игре “Сударь-государь” каждый игрок выполняет роль руководителя государства. После совершения внешне- и внутриполитических игровых действий определяется, какие категории населения ( интеллигенция, военные, учащиеся, журналисты, бизнесмены, рабочие и т.п.) данного государства процветают, а какие страдают и деградируют. Игра “Медоворот” предназначена для медицинского профконсультирования. Карточки в игре все время идут по кругу(отсюда название), а учащиеся отбирают карточки с наиболее привлекательными для себя профессиями. В игровых бланках каждый игрок отмечает соответствующие изменения в отношении состояния своего здоровья, т.е. как бы прогнозирует, как отобранная профессия улучшает или ухудшает те или иные характеристики здоровья.


Бланковые игры с классом организуются таким образом, чтобы профконсультант имел возможность играть с каждым в отдельности и со всеми одновременно. При этом у всех игроков имеются свои игровые бланки, в которых они отражают все свои ходы и результаты. Часть игр (“Бизнес-риск-мен”, “Я-компаньон”) моделируют некоторые особенности предпринимательской деятельности в России. В игре “Мода” актуализируется проблема престижности профессий, каждый игрок прогнозирует изменение престижа профессий в будущем. Игра построена таким образом, что участники сталкиваются с неожиданными для них изменениями статуса професий. В игре “Торг” моделируются некоторые законы и аспекты профессионального и жизненного самоопределения, например, “плата” за успех.
Активизирующие опросникиотличаются от традиционных методов психодиагностики тем, что в данных опросниках акцент делается не на постановке точного диагноза, а на активизации и развитии процесса самопознания. Все опросники построены на самооценивании.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!