Этическое измерение междунар отнош-й



   Анализируя проблему соотнош-я морали и политики, М. Вебер говорил, что средства и цели с этич т.з. всегда противостоят друг друг другу. Достижение «хороших» целей связано с использ-ем нравственно сомнит методов и средств, с возможностью или опасностью скверных побочн следствий. Ещё труднее проблема морали в междунар отнош-ях. Чьи интересы важнее и выше, интересы своей общности(гос-ва, МПО, НПО, соц гр, предприятие) или интересы более широкой общности(этнич, регионал, религиоз, общедемокр, всемирн). Н. Макавелли допускал возможность нравств-го и просвещ-го повед-я индивидов и соц групп в стабильн и процветающ общ-ве, но настаивал на том, что гос деятель, призванный защищать общие интересы данного общ-ва, не может выполнить свою задачу, не прибегая ко лжи и обману, насилию и злу. Макиав мораль не явл полной противоположностью христианск и демокр морали. Скорее это этика – нравственность, руководств-ся принципом «мы против них», кот требует от чел-ка не следовать абсолют этич правилам, а выбирать наилучшее из того, что позвол обстоят-ва, т.е. выбирать то, что позволяет как можно меньше жертвовать ценностями. Полит идеализм основ-ся на исключении необходимости применения силы для защиты междунар права, считая что для этого вполне достаточно мирового обществ мнения. Полит реализм не выступает против междунар морали. Г. Моргентау – 6 принципов полит реализма, 3 касаются взаимодейств морали и внешн политики гос-ва. Моргентау подчёркивает сущ-е противоречий между универс морал нормами и гос ценностями, настаивает на рассмотрения морал принципов в конкретн обстоят-вах места и времени. Высшая морал добродетель в политике – это осторожность и умеренность. Оморал ценностях нации-гос-ва нельзя судить на основе универсал морал норм. Свои нац интересы выше всего, они пересекаются с нац интересами других(и их надо уважать), конфликт между морал долгом и эффективн полит деят-тью. Арон считает, что следует исходить из учёта последствий полит решения. Действовать из предпосылок конкр ситуации. Т.е. реализм говор(Моргентау, Арон, и, в принципе, М.Вебер), что в междунар отнош-ях по-любому, приходится прибегать к «плохим» средствам. Высшая ценность явл сила гос-ва, средства не имеют знач-я. Гоббс считал также, рассматривая междунар отнош-я как сферу моральн конфликтов, разрешаемых силой. Но роль универсальн ценностей междунар отнош-й постоян растёт и их кол-во увеличивается. Всё важнее становится соблюд-е прав чел-ка. И эти ценности(напр. права чел-ка) оказ всё большее влияние на внешн политику гос-в. Различают 3 уровня (К. Холсти), морал норм: 1) ур-нь целей, провозглаш правит-вом(мир, справедливость и т.п.); 2) Ур-нь методов действия(принципы гос-ва) 3) Все реш-я, приним-мые «здесь и сейчас», именно на этом ур-не проявл реальн приверженность этич и морал правилам.  

Взаимодействие морали и права в современных международных отношениях.

Есть полит, прав и моральные нормы. Полит – правила повед, договоренности. Но они не имеют юрид силы. Релятивны, зависят от интересов.

Межд договоры- прав нормы – требуется ратификация, юрид сила.

Мораль – споры на протяж столетий о возд на политику. Макиавелли- неприменимость морали в пол-ке.Ленин – есть только целессобразность. Кант-противолпол – мораль первична по отн к праву.

Политика возникает как дополнение к морали. Главн соц функции совпад. Шмитт – мораль –«добро-зло», политика – «свой-чужой».

М. Вебер – ввел понятия этика убеждений и этика ответственности. 1-оценка поступков с т.зр. 1 шкалы, раз и навсегда утвержд. 2- с учетом обстоятельств места и времени. 2- важна в сфере политики.

Моргентау, Арон – главные добродетели гос деятелей явл осторожность, взвеш-ть, понимание необх-ти соответствия целей и средств.

Формир норм междунар морали началось одноврем с нормами междунар права. Но мораль опережала право. Работорговля, агрессия, колониализм – счит безнравств, но было законным.

Из этого не след дел вывод о более важном знач морали. Есть недостатки. 1- наруш морали не влечет юрид ответственности.2-субъективны., могут при желании оправдать любые действия.3- общественное мнение, оценивает политику с т.зр.морали и этики. Но не всегда независимо.

Вывод: мораль оказывает определ воздействие на мир политику, но первенство – нормам права.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!