Зарождение журналистики в Европе
Вопросы к зачету
1. Формы массовой коммуникации в древних цивилизациях. Протожурналистика.
2. Средневековая европейская культура и массовая информация.
3. Начало печати в Великобритании: предшествующая культура, деятельность первопечатников, цензура Звездной Палаты.
4. Английское Просвещение и журналистика.
5. Борьба СМИ Британии за свободу освещения парламентской деятельности: основные этапы.
6. Газеты Британии в XIX веке. «Таймс» и ее конкуренты.
7. «Борьба за отмену налогов на знание»: демократические движения и их печать.
8. Газетная журналистика Германии на этапе зарождения.
9. Великие немецкие литераторы эпохи Просвещения как публицисты.
10. Роль печати в формировании национального сознания немцев. Печать Германии в первой половине XIX века.
11. Отто фон Бисмарк и режимы печати.
12. Немецкая политическая пресса во второй половине XIX века.
13. Первые французские журналы и газеты.
14. Печать в периоды Великой Французской буржуазной революции.
15. Наполеоновский режим печати. Газета «Монитер».
16. Политический режим и режим печати: французская пресса в XIX веке.
17. «Золотой век» французской печати. Закон «О свободе печати».
18. Ранний период истории американской журналистики.
19. Ведущие газеты и журналы Америки в период 1783-1833 годов.
20. Качественная и массовая пресса Америки в XIX веке.
|
|
21. Пресса США конца XIX века. Пулитцер и Херст.
22. Агентства новостей в западноевропейских странах и США, их влияние на журналистику XIX века.
Билет 1. (Конспект по теме, разбавленный информацией из интернета)
Формы массовой коммуникации в древних цивилизациях. Протожурналистика.
Историю человеческой цивилизации можно понимать и как историю развития коммуникаций. Протожурналистика или пражурналистика– это как раз одна из форм коммуникации. Это состояние журналистики в момент ее зарождения. Ведь понятно, что журналистики в современном понимании слова - как особого социального института - в античности не было и быть не могло. Протожурналистика лишена одного из атрибутов современной журналистики, а именно – массовой коммуникации.
Мы могли бы сказать, что протожурналистика появилась еще в Египте, где для письма использовали папирус и где была достаточно развита книжная культура. Но в Египте грамотными были только представители высших сословий.Поэтому принято считать, что протожурналистика зародилась в Греции. *Греки создали свой алфавит на основе финикийского, у них произошла "демократизация" системы обучения, позволившая постепенно сделать практически всех свободных жителей Греции грамотными.
|
|
Исследователь Куле: «Демократическое государственное устройство полисов, где высшая законодательная власть находится в руках народного собрания, сделало полис «цивилизацией болтовни».
Древнегреческий полис выработал несколько способов передачи социально значимой информации. В основном они были устные.
-на площади агора была коммуникация разного рода – политическая, религиозная, торговая. Прогуливаясь на агоре, греки обменивались новостями и мнениями, вели политические споры, узнавали слухи. Глашатаи оповещали граждан полиса о важных событиях.
- в гимнасиях – проходили спортивные занятия, + решались вопросы общественной жизни, бытовые, политические. Со временем они вовсе стали своеобразными высшими учебными заведениями, где с докладами выступали философы.
+ мастера ораторского искусства: - софисты (Протагор, Горгий) – умели доказывать любой тезис, поражали публику мастерством отвечать на каверзные вопросы без подготовки. Видели свою задачу в том, чтобы подготовить человека к участию в политической жизни полиса.//Протагор: «Человек – мера всех вещей». Этот оратор особенное внимание уделял правильности, четкости употребления слов. Горгий заботился о благозвучии: ритме и рифме.
|
|
- логографы – разъясняли проблемы общественного устройства, их могли нанимать для защиты в суде, они могли написать речь наказания. // Лисий: стилизовал речь под манеру своего клиента. Его речи отличались простотой, краткостью, меткостью характеристик, отсутствием стилистических украшений. Демосфен: начинал с политического ораторства, но его освистали. Он стал работать над собой (море, камни) и добился настоящих высот.
В своих страстных речах Демосфен часто откликался на самые актуальные события, волновавшие соотечественников. Так, например, в речах против македонского царя Филиппа, предпринявшего экспансию в Элладу, Демосфен обрушился с острой критикой на агрессора. Слово «филиппика» стала названием гневного, обличительного выступления, а ораторская проза - одним из источников публицистики.
+ историческая проза: Геродот (между 490-480 – ок. 425 г. до н.э.) и Фукидид (около 460-400 гг. до н.э.)
Геродота называют родоначальником древнегреческой историографии.В своем труде оносмыслил войну между персами и рабовладельческими демократиями, утверждал, что персы – иная цивилизация, восточная деспотия. Победа греков логична, как логична победа демократии. Этот автор стремился к достоверному изложению событий, но он верил, что история определяется и божественной волей, поэтому значительное место в его повествовании занимает мифологический элемент.
|
|
Фукидид, автор «Истории Пелопонесской войны»: утверждал, что историю двигают человеческие страсти, интриги, частные интересы и потребности. В структуре фукидидовской «Истории» значительное место занимают ораторские речи и словесные споры между персонажами, что свидетельствует о влиянии софистики на писательскую манеру Фукидида.
+ письменные каналы (еще не периодика, ofcourse). Это античные книги (рукописные книги писались столбиками, читали их справа налево сверху вниз), ежедневные публичные надписи – основная информация для общественности, часто их писали на стенах домов. Левкомата - беленые деревянные таблички, на которые записывалась эта информация. Записи периодически обновлялись. Сообщаемые факты никак не комментировались.
*Книжная торговля шла, но зачастую книги делались на заказ для отдельных людей.
Рим - наследник культуры Древней Греции. Как и Эллада, не знал института цензуры, хотя слово цензор восходит к латинскому «censor» — оценщик. Цензором в Древнем Риме называли выборного чиновника, который каждые пять лет проводил перепись граждан и имел право, оценив их деловые и моральные качества, корректировать списки всадников и сенаторов, вычеркивать из списков недостойных и включать туда новые имена.
В Риме было свободное волеизъявление, но – нельзя было клеветать,
- нельзя было распространять сочинения и говорящие речи, где ставились под сомнения религиозные представления греков и римлян.
+ анналы– рукописные перечни хроники за год, важнейшие события официальной жизни.
Анналы vs исторические летописи греков => в первых лаконичное, фактологическое изложение, часто писались на табличках. Писали анналы хронисты.
1ые издания римлян:
Acta Senatus – «Сенатские ведомости» - сообщали о событиях в Сенате, говорили о протоколах и т.п. (Тиберию не нравилось, что о нем рассказывали в издании, поэтому его закрыли).
Actadiurna – «Ежедневные ведомости», в них записывались официальные известия, но рассчитанные на более широкую аудиторию (казни, несчастные случаи, военные события, похороны, чудеса и т.д.)
*Диурнарии – люди, которые помогали писать, собирали информацию в «Ежедневные ведомости», прообразы журналистов.
+ также были традиции ораторского красноречия. // Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.) – «О времена, о нравы!» - произносил политические речи, воздействовал на слушателей, используя разные приемы: афоризмы, остроумные сентенции, броские концовки фраз, нагнетание вопросительных и восклицательных конструкций.
Билет 2. Средневековая европейская культура и массовая информация.(конспект + интернет)
Средние века – период между Античностью и Новым Временем с 5 по 15 вв.
Выделяют три периода: раннее Средневековье (с 5 по 10-11 вв.); высокое (классическое) (с 10-11 по 14 вв.); позднее (14-15 вв.).
Особенности: -христианское сознание: гуманность и мудрость идей Христа и жестокость его земных последователей. В первые века Средневековья господствовал страх, ожидание конца света и страшного суда, христианские заветы часто толковались неверно,
- бескнижная культура. Она опиралась на устные проповеди и увещевания, а не на печатное слово. Царила культура сказок, мифов, молитв, волшебных заклятий,
- билингвизм (латынь и родной язык). «Мужицкий язык» – так называли национальные языки, языки народов Европы. Латынь хорошо передавала абстракции, народная речь – конкретно - образные, наглядные представления.
Конкретно по письму: - появляется бумага (египтяне писали на папирусных свертках) – в 1 веке в Китае, в 14-15 вв. в Европе; изготавливают ее из тряпья,
- мнение, что пишущий излагает волю Бога,
- центр книгопроизводства – монастыри,
- узкие специальности: рубрикаторы – выписывают красные строки и делают заголовки, иллюстратор выполняет рисунки, скрибы или переписчики составляют текст.
Коммуникационные формы: - господствующий жанр в риторикеСредневековья - церковное красноречие,
- новая форма – университетская лекция (первые университеты в 12 веке); это шаг вперед по сравнению с проповедью, т.к. опора на знания, обращение к фактам реальной жизни,
- средневековый театр– возрожден Римской католической церковью. Сюжеты в основном библейские + театрализация церковных служб + приспособление языческих и народных праздников к церковным нуждам,
- смеховая культура – стихи и песни школяров, лирика бродячих певцов. Они разносили вести о важных событиях, высмеивали вельмож, лживость монахов, повествовали о героях, войнах, бедствиях. В 9-11 вв. это было своеобразное «независимое» СМИ. Стали популярны фаблио – занимательные, веселые, сатирические стихотворные новеллы. В них выражались умонастроения народа.
Зарождение журналистики в Европе
1. Рукописные газеты – еженедельные, т.к. почта передавалась раз в неделю.
В Англии – «News Letters», в Венеции - «gazzeta» (от названия мелкой венецианской монетки). Появились специалисты по сбору и распространению письменной информации, специальные цехи писателей новостей (Novellanti – в Риме, Scrittori d'avviso – в Венеции). Но! Непостоянство распространения + узкая аудитория (к пр, в Германии финансовая империя Фуггеров - газета лишь для членов этого банковского дома) + газеты долго идут
Книгопечатание
Первую попытку предпринял в Китае в 1040-х гг. купец Пи Шен. Его технология: из куска глины вырезал иероглифы, обжигал на пластине, составлял текст, красил его смолой => оттиск,
потом пытались печатать корейцы: 1392 год – использовали медные литеры,
в Европе печатанием занялись в 15 веке. В Германии станок изобрел Гуттенберг (1445-1447 гг.), в Италии – Конрад Свейнгейм и Арнольд Аннари.
Главное, что изобрел Гутенберг – печатный станок.Он впервые механизировал печатный процесс. Помещенную в специальной рамке форму, составленную из отдельных литер, он устанавливал на гладком и ровном столе между двух массивных столбов, в перекладине между ними ходил винт, который опускал гладкую доску и плотно прижимал бумагу к намазанной краской форме.
3. Брошюры – (16-17 вв) рукописные или печатные. Обычно были посвящены одному событию, не были периодичными, акцент на иллюстрации (пр., «баллады новостей», «газеты-репродукции»).
4. Газеты. 1609 (1605?) - Германия, Страсбург, газеты называют так, как текст. Пр.: «Relation: AllerFurnemmen». Имя издателя не указывалось. Новости располагались не по важности, а по мере поступления в редакцию, печатались без рубрик и комментариев, + уже в то время писали о сенсациях («утки»).
1609г. – Аугсбург – еженедельная газета, издавал Лука Шульте.
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 589; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!