Работа «Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь»

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Последняя треть ХХ в. – начало XXI в. как особый этап социального развития и как отдельный период развития социологической теории. Причины, факторы и принципы их вычленения.

2. Основные социальные трансформации конца 1960-х – начала 1970-х годов ХХ в.

3. Методологическая саморефлексия социологии конца 1960-х – начала 1970-х годов.

4. Дискуссии о статусе и задачах социологической теории в 1960-х–1970-х: ревизия тезиса о ценностно-нейтральной социологии.

5. Теория «грядущего кризиса западной социологии», оформление «радикальной» и «рефлексивной» социологии.

6. Новые методологические подходы в разработке формальных теорий социального действия и теории общества.

7. Теория «коммуникативного действия» Ю. Хабермаса.

8. Теория «структурации» Э. Гидденса.

9. Теория социального пространства и габитуса П. Бурдье.

10. Системная теория Н. Лумана.

11. Основные идеи и социологические теории, зафиксировавшие «слом» 1960-х–1970-х годов.

12. Метафорика «конца» и «пост» в качестве средства, указывающего новое социальное качество современности.

13. Теории «конца истории» Ф. Фукуямы.

14. «Столкновение цивилизаций» С. Хантингтона.

15. Теории «конца трудового общества», «конца труда».

16. Социологические теории постиндустриального общества. Общая характеристика.

17. Теория постиндустриализма Д. Белла.

18. Теория постиндустриализма А. Турена. Смысл понятия «программируемое общество».

19. Социологические теории информационного общества. Общая характеристика.

20. Теория супериндустриального общества О. Тоффлера.

21. «Общество риска» У. Бека.

22. Теория современного общества Ф. Ферраротти.

23. Теория сетевого общества М. Кастельса.

24. Постмодернистская социология конца ХХ в. Общая характеристика.

25. Теория постмодерна Ж.-Ф. Лиотара.

26. Постмодернистская социология Ж. Бодрийяра.

27. «Общество потребления» Ж. Бодрийяра.

28. Теория постмодерна З. Баумана.

29. Теория постмодерна Дж. Фридмана.

30. Теория позднего модерна Ю. Хабермаса: патологии модерна и процессы «колонизации жизненного мира».

31. Теория радикализированного модерна Э. Гидденса.

32. Теория модерна А.Турена.

33. Социологические теории глобализации. Общая характеристика и главные направления исследований.

34. Теория глобализации Р. Робертсона.

35. Теория глобализации У. Бека.

36. Теории глобализации Э. Гидденса.

37. Методологическая саморефлексия социологии конца ХХ – начала XXI века. Проблемы предмета и метода современной социологии.

38. Теория «конца общества» и «конца социологии» Дж. Урри.

 

36. Теории глобализации Э. Гидденса.

Энтони Гидденс – современный британский ученый (р. 1938 г.); основные работы по глобализации: «Последствия современности» (1990), «Ускользающий мир. Как Глобализация меняет нашу жизнь» (1999), «Третий путь» (1998) и др.

Статья Кимелева и Поляковой+ Гидденс «Последствия модернизациии»

Определение Гидденса. Глоб – это интенсификация распространенных по всему миру соц отношений, которые связывают отдаленные местности таким образом, что местные события формируются явлениями, происходящими за много миль от них, и наоборот.

4 институциональных измерения глоб: мировая капиталистическая экономика, система национальных государств, мировой военный порядок и международное разделение труда. Именно эти измерения составляют процесс, позволяющий говорить об определенном, едином для всего мира качественном состоянии.

Глоб имеет 2 фазы: 1. Ранняя, 19-первая половина 20в. (распростр четырех базовых институтов с Запада по всему миру). 2. Современность, нач с 60х (революция в мировых СМИ, начавшаяся с 60х, появление «невесомой экономики», главными частями котстали знания и фин рынки, развитие мира после 1989 – крушение советсткком-ма, равенство отношений между М и Ж, открывая новые жизн возможности и перспективы.).

Благодаря СМИ появилась возм передавать огромные объемы информации за короткое время, появились глоб финн рынки, работающие 24 часа в сутки. Изменился и образ жизни людей. Поэтому глоб нельзя считать только экономич процессом.

Глоб это не единый процесс, развив в 1 направлении. Тут сочетание целого ряда процессов, котор могут быть противоречивыми. Первая фаза глоб носила однонаправленный, векторный хар-р, а вторая – более сложная и многоплановая. Нынешний этап явл продолжением экспансии Запада.

Гидденс оценивает глобв целом положительно. Она создает новые шансы для стран и народов, котор были лишены к-л влияния в мире. «Колонизация наоборот» - рост влияния незапад стран Азии, Африки, Лат Амер на события, происход в западном мире, начиная от растущей миграции и распростр нехарактерных для зап мира стилей жизни и ценностных ориентация и заканчивая интеграцией экономик новых индустр стран в мир систему разделения труда.

Глоб означает, что мы живем в едином мире, для котор характерно сущ-ние мир кап хоз-ва, мир систему междунар отношений, межд военного порядка, системы междунар раздел труда. Плюс ко всему, локальные и индивидуальные формы опыта и повседневных взаимоотношений тоже оказвлиение на глоб и сами испытывают ее воздействие. Таким обр, глоб не ограничивается большими соц системами и обр-ниями, но затрагивает самые интимные и личные аспекты нашей повседневн жизни.

Глобализация – извлечение социальных отношений из локального контекста, их включение в глобальный контекст. Современный мир структурируется главным образом рисками, созданными человеком. В обществе сложилась среда риска – угрозы и опасности + угроза насилия над человеком (исходя из институционализации войн) и угроза возникновения чувства бесцельности, бессмысленности человеческого существования (попытка человека соотнести свое бытие с рефлексией общества модерна).

Больше нет общества как связанной системы. Теперь возникла новая проблема – пространственно-временного дистанцирования. Внимание на комплекс отношений между локальной вовлеченностью (обстоятельствами со-присутствия) и взаимодействием на расстоянии (связей присутствия и отсутствия). В современную эпоху уровень пространственно-временного дистанцирования значительно выше, чем раньше, и отношения между местной и отдаленной социальными нормами и событиями становятся "растянутыми". Глобализация относится к этому процессу "растягивания".

Глобализация - интенсификация повсеместных социальных отношений, которые связывают отдаленные районы таким образом, что локальные феномены формируются под влиянием событий, происходящих за многие мили от них и наоборот. Это диалектический процесс.

Природа всех современных институтов глубоко связана с механизмами доверия к абстрактным системам, особенно к экспертным системам. В условиях модерна будущее всегда открыто, но не в смысле обычной случайности, а в смысле социальной практики, связанной с рефлексивностью знания, входящего составной частью в практические отношения.

Существует прямая связь между глобализирующими тенденциями модерна и трансформацией интимности в контексте повседневной жизни. Трансформация интимности ("внутренней жизни")может анализироваться в терминах построения механизма доверия, а личные отношения доверия в таких обстоятельствах четко увязаны с ситуацией, в которой конструирование "Я" становится рефлексивным проектом. Индивид должен выбирать свою идентичность среди стратегий и выборов, предлагаемых абстрактными системами.

Таким образом, Глобализм – интенсивная реакция тех тенденций, которые уже были заложены в самой природе модерна. Г. – сегодняшняя фаза разворачивания единого и универсального проекта модерна. Главное – локальная вовлеченность (соприсутствие) и взаимодействие на расстоянии (связи присутствия и отсутствия).

Работа «Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь»

Введение

Мир, в котором мы сейчас живем стал более «управляемым», но, судя по всему, вовсе вышел из-под контроля - мир ускользает из рук. Более того, воздействие некоторых факторов, призванных, как предполагалось, сделать нашу жизнь более определенной и предсказуемой, в том числе научно-технический прогресс, зачастую приводит к противоположному результату.

Глобализация перестраивает наш образ жизни, и весьма основательно. Она надвигается с Запада, несет сильный отпечаток политического и экономического могущества Америки и приводит к крайне неоднозначным последствиям.

Глава 1.

Глобализация

Глобализация как-то связана с тезисом о том, что теперь все мы живем в едином мире, - но каким именно образом, и правильна ли сама эта идея? В ходе дискуссий, возникших в последние годы, разные эксперты высказывают чуть ли не диаметрально противоположные точки зрения относительно глобализации.

СКЕПТИКИ: По их мненнию, все разговоры о глобализации - не больше чем болтовня,. При всех своих преимуществах, проблемах и недостатках глобальная экономика не несет в себе особой новизны по сравнению с предыдущими периодами. Мир продолжает развиваться в основном так же, как он развивается уже много лет.

РАДИКАЛЫ не только считают глобализацию абсолютно реальным явлением, но и утверждают, что ее последствия ощущаются повсеместно. Страны утратили большую часть своего прежнего суверенитета, а политики - большинство возможностей влиять на события.


По-моему, правы радикалы. Сегодня уровень международной торговли намного выше, чем когда-либо раньше, и в ней задействован гораздо более широкий набор товаров и услуг.

И все же мне кажется, что ни скептики, ни радикалы не осознали должным образом суть самого этого явления и тех последствий, что оно нам несет. Обе группировки рассматривают его почти исключительно с экономической точки зрения. А это ошибка. Глобализация охватывает не только экономическую, но и политическую, технологическую, культурную сферы. Больше всего на нее повлияли события, связанные с развитием систем коммуникаций, которые произошли совсем недавно, в конце 1960-х гг.

Глобализация - это не один процесс, а сложное сочетание целого ряда процессов.

Все данные изменения создают нечто беспрецедентное - глобальное космополитичное общество. Мы - первое поколение людей, живущих в этом обществе. Многие из нас ощущают себя игрушкой в руках сил, которые нам неподвластны. Способны ли мы подчинить их своей воле? По-моему, да. Переживаемое нами ощущение бессилия - не признак нашей собственной слабости, а отражение недееспособности наших институтов. Надо реформировать те институты, что уже имеются, или создать новые. Ведь глобализация сегодня - не случайное явление в нашей жизни. Это изменение самих ее основ, что теперь и есть наш образ жизни.

Глава 2.

Риск


Идея риска утвердилась в XVI-XVII столетиях, и ее создателями были западные исследователи, разъезжавшие по свету. Само слово «риск», похоже, пришло к нам из испанского или португальского языка, где оно означало плаванье в незнакомых водах, не нанесенных на карту.
Теперь оно расширилось, охватывая теперь целый ряд ситуаций, связанных с неопределенностью.

Риск - это не то же самое, что опасность или угроза. Понятие риска связано с активным анализом опасности с точки зрения будущих последствий. Оно широко используется лишь в обществе, ориентированном на будущее. Концепция риска предполагает наличие общества, активно пытающегося порвать с собственным прошлым, - а это главная характеристика индустриальной цивилизации нового и новейшего времени.

Чтобы лучше понять происходящее, необходимо выделить две разновидности риска. Первую из них я назову внешним риском. Внешний риск - это риск, причина которого лежит вне нас самих: она связана с неизменными традициями или законами природы. Другую разновидность назовем рукотворным риском, т. е. риском, связанным с нашим познанием окружающего мира (риски, связанные с глобальным потеплением). Непосредственное влияние на них оказывает усиление глобализации.


Разницу между двумя разновидностями риска лучше всего объяснить следующим образом. Можно сказать, что в рамках всех традиционных культур, да и индустриального общества вплоть до самых недавних пор, людей беспокоил риск, связанный с внешней средой - неурожаями, наводнениями, эпидемиями или голодом. Однако в какой-то момент - совсем недавно, нас стало беспокоить не столько то, что может сделать с нами природа, сколько то, что мы можем сделать с ней. Это поворотный момент от преобладания внешнего риска к господству рукотворного.


ВЫВОДЫ.Наша эпоха не более опасна - или связана с риском - чем те, в которых жили предыдущие поколения, но изменился баланс рисков и опасностей. Мы живем в мире, где опасности, созданные нашими же руками, не менее, а то и более серьезны, чем те, что приходят к нам извне. Некоторые из них носят по-настоящему катастрофический характер, как, например, глобальные риски, связанные с экологией, распространением ядерного оружия или возможностью краха мировой экономики. Другие куда более непосредственно затрагивают нас лично - например, это риски, связанные с питанием, здоровьем и даже браком.

Жить в глобальную эпоху - значит иметь дело с множеством новых ситуаций, связанных с риском. И, возможно, нам нередко понадобится смелость, а отнюдь не осторожность в поддержке научных инноваций и других форм перемен. В конце концов, португальское слово «риск» (а именно из португальского языка оно нами было заимствовано) имеет и такое значение - «дерзать».

Глава 3.

Традиции

Большинство из того, что мы считаем традиционным, уходящим во мглу веков, на самом деле существует в лучшем случае лет двести, а то и гораздо меньше.


Может показаться, что понятие «традиция» существует уже много столетий. Но внешность вновь оказывается обманчивой. Слово «традиция» в его сегодняшнем понимании возникло в Европе в последние двести лет. В Средние века общего понятия традиции просто не существовало. Оно было просто ненужным именно потому, что традиции и обычаи окружали людей повсюду. Таким образом, сама идея традиции - порождение Нового времени.

Традиции не только со временем эволюционируют, но и подвержены резкому, внезапному изменению и трансформации. Если можно так выразиться, они все время изобретаются заново.

Отличительные характеристики традиции - это ритуальность и повторяемость. Традиции неизменно являются принадлежностью группы, сообщества, коллектива. Индивид может следовать традициям и обычаям, но традиции, в отличие от привычек – не относятся к свойствам индивидуального поведения.

В более традиционных обществах, идет процесс «детрадиционализации». На мой взгляд, именно на этой основе формируется глобальное космополитическое общество. Это общество возникает в эпоху, когда природе наступил конец. Другими словами, лишь немногие аспекты физического мира сохранили свой естественный, природный характер - не подверглись вмешательству человека. Но в эту эпоху наступил и конец традициям. Конец традиций не означает их исчезновения, в измененных формах они по-прежнему пышным цветом цветут по всюду. На мой взгляд, было бы разумным признать, что любое общество нуждается в традициях, ведь они придают жизни преемственность и форму.

Глава 4.

Семья


Из всех перемен, происходящих в мире, важнее всего те, что затрагивают нашу личную жизнь - секс, любовные отношения, брак и семью. Сегодня наше восприятие самих себя и характер наших связей и контактов с другими людьми переживают глобальную революцию.

Политики и активисты различных движений беспрестанно ставят диагноз о крушении семьи и призывают вернуться к ее традиционным формам.

 

«Традиционная семья» - это во многом обобщенная категория. В разных обществах и культурах существовало множество разновидностей семейных и родственных связей. Структура семьи в Китае, например, всегда отличалась от ее западных форм. В большинстве европейских стран брак по уговору между родителями никогда не был так распространен, как в Китае и Индии. Тем не менее, во всех «несовременных» культурах семья имела и имеет некоторые общие черты.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАДИЦИОННОЙ СЕМЬИ:
Традиционная семья представляла собой в первую очередь экономическую ячейку; Неотъемлемой чертой традиционной семьи было неравноправие мужчин и женщин; В традиционной семье прав были лишены не только женщины, но и дети. Идея о законодательном закреплении прав детей по историческим меркам имеет относительно недавнее происхождение; За исключением некоторых придворных или элитарных групп, в традиционной семье сексуальность была неизменно подчинена продолжению рода. Отсутствие эффективных средств контрацепции приводило к тому, что для большинства женщин секс неизбежно был тесно связан с деторождением

Теперь сексуальность - это то, что человек открывает в себе, развивает, меняет. Секс, ранее определявшийся только с точки зрения брака и законности, теперь почти не ассоциируется с этим.

 

В традиционной семье супружеская пара была лишь частью, и зачастую не самой главной частью, ее структуры. Связи с детьми и другими родственниками в повседневной общественной жизни имели не меньшее, а то и большее значение. Сегодня именно пара, состоящая в официальном браке или нет, является ядром семьи. Пара заняла центральное место в семейной жизни по мере снижения экономической роли семьи и превращения любви, а точнее - любви и сексуального влечения, в основу заключения брачных уз.

Теперь для нас более важен не вопрос «женаты ли вы?», а «есть ли у вас с кем-нибудь отношения?».

Если с точки зрения статистики брак по-прежнему остается нормой, то смысл брака для большинства людей полностью или почти полностью изменился. Брак означает, что у пары стабильные отношения, и она намерена укреплять эту стабильность, раз публично заявляет о своих обязательствах друг перед другом. Однако брак уже не является главной, определяющей основой совместной жизни.

Положение детей в сложившейся ситуации представляет большой интерес и выглядит несколько парадоксальным. В традиционной семье наличие детей приносило экономическую выгоду. Сегодня в западных странах, наоборот, воспитание ребенка ложится на родителей тяжелым финансовым бременем. Решение иметь ребенка стало более четким и конкретным, чем раньше, и определяется оно психологическими и эмоциональными потребностями.

Идея «чистых отношений»- это отношения, основанные на эмоциональном контакте, когда ценность самих этих контактов является достаточной основой для продолжения отношений.


Динамика чистых отношений совершенно отличается от более традиционных разновидностей социальных связей: она зависит от активного доверия - человек раскрывается перед другим. Откровенность - основное условие близости. Чистые отношения носят безоговорочно демократичный характер. Хорошие отношения - это отношения равных, где каждый партнер имеет одинаковые права и обязанности. При таких отношениях партнеры уважают друг друга и желают друг другу самого лучшего. Беседа или диалог - вот основа, на которой эти отношения действуют. Лучше всего они развиваются, если люди не скрывают друг от друг слишком многого - необходимо взаимное доверие.

Равноправие полов - не просто важнейший принцип демократии. Оно необходимо для счастливой и наполненной жизни. Многие из перемен, происходящих с институтом семьи, носят неоднозначный характер и связаны с большими трудностями.

Глава 5.

Демократия

Демократия - вероятно самая мощная и вдохновляющая из идей XX в. Сегодня в мире осталось совсем немного государств, не называющих себя демократическими. Демократия - это система, связанная с реальным соревнованием политических партий в борьбе за власть. В демократическом государстве проводятся регулярные и честные выборы, в которых каждый гражданин имеет право принять участие. Эти права на участие в демократическом процессе сочетаются с гражданскими свободами - свободой самовыражения и дискуссии, а также свободой создавать политические группировки и вступать в них.

Конечно, некоторые страны, вступившие на путь демократии, еще далеки от полной демократизации или, кажется, остановились на полдороге. Одним из многочисленных примеров в этом отношении является Россия.

И все же с 1960-х гг. демократия продвинулась вперед почти настолько же, что и за предыдущие сто лет. Почему?

Одно из возможных объяснений предлагают сторонники идеи о торжестве западной модели – сочетания демократии со свободной рыночной экономикой. Оно заключается в том, что остальные системы управления просто не прошли испытания на прочность. Демократия победила, потому что она лучше всех. Просто большинству стран, не относящихся к Западу, понадобилось некоторое время, чтобы это понять.


В поисках лучшего ответа нам следует разгадать загадку, которую я назову парадоксом демократии. Парадокс демократии заключается в том, что, пока она, распространяется по всему миру, в зрелых демократических государствах, которые остальной мир должен, казалось бы, брать за образец, растет разочарование в демократических процессах. В большинстве западных стран уровень доверия к политикам за последние годы снизился. Меньше людей, чем раньше, принимают участие в выборах, особенно в Соединенных Штатах. Все больше людей, особенно среди молодежи, заявляют, что их не интересует парламентский политический процесс. Почему же граждане демократических стран испытывают разочарование в демократической системе управления и в то же самое время именно эта система завоевывает все новые позиции по всему миру?

Объяснение кроется в тех переменах, которым и посвящена данная книга. Жизнь все большего числа людей во всем мире утрачивает характер рока - относительного постоянства и предопределенности.

 Люди действительно во многом утратили прежнее доверие к политикам и традиционным демократическим процедурам. Однако они не утратили веры в демократические процессы. В ходе опроса, недавно проводившегося в США и крупнейших странах Западной Европы, более 90% населения заявили, что одобрительно относятся к демократической форме правления.


 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 897; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!