Задания для «творческого самоутверждения» школьников



Выполнение нижеприведенных игровых «заготовок» подразумевает художественно-исполнительский результат. Но учителям не следует поспешно приписывать этим игровым упражнениям эксклюзивное развитие творческой активности учеников. Творческая активность является непременным условием игро-дидактических заданий-упражнений каждой из трех категорий. Но те, что представлены здесь, дают исполнителю возможность создать на уроке такой эстетически привлекательный результат, который может стать стимулом для индивидуального и общего развития каждого зрителя-наблюдателя.

3.1. Отгадай термин (предложение)

Смысл задания: одна команда выбирает из текста изучаемого параграфа какой-то термин (или предложение). Выбранная информация сообщается посыльному из другой команды. И он с помощью мимики, жестов, движений и сподручных предметов (т.е. молча) изображает это термин (предложение), чтобы его команда догадалась, что это за термин (предложение) был выбран соседями.

Учебники при этом, как правило, открыты (ученикам лишний раз заглянуть в них полезно). Если выбранное предложение (термин) будет связано с домашним заданием, то получится неожиданная форма его проверки.

 

3.2. Озвучивание иллюстрации и шумы-загадки

Для озвучивания учитель (или сама команда) выбирает иллюстрацию (или схематичную картинку). Чтобы ученики могли исполнять разные партитуры (шум леса, изображенного на картинке, голос кошки, песню бабушки, вой ветра, стук колес и тому подобное), задание озвучить полезно давать большим командам.

Достаточно загадочными оказываются картинки, озвучивая которые, можно сыграть какие-то диалоги. Слова диалога ученики либо находят в тексте изучаемого параграфа, либо придумывают сами.

Отметим, что когда класс видит звукооператорскую работу исполнителей, то возникает смех, который сковывает и исполнителей, и слушателей. Поэтому либо исполнители прячутся за ширму, либо зрители в классе отворачиваются – «закрывают глаза».

Из «шумов» можно сделать загадки-этюды. Исполнители играют этюд. Класс слушает (смотреть нельзя) и пытается определить: что? где? когда?

Многие учебные темы оживают в условиях подобных творческих загадок. Например,

на ботанике:

– перекрестное опыление ветром;

– осенние явления в жизни растений;

на зоологии:

– поведение млекопитающих;

– воздействие человека на природу;

на географии:

– общая характеристика хозяйства определенной страны (черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, ткачество, сельское хозяйство, транспорт);

на физике:

– работа парового двигателя;

– работа двигателя внутреннего сгорания

и тому подобное.

В работе с шумами можно начинать и с индивидуальных этюдов. Но лучше с исполнения группой в 5-6 человек. Коллективный этюд требует собранности, чувства взаимосвязи, серьезности, четкости в работе.

3.3. Костюм-превращение

Это задание в пору использовать на уроках повторения или закрепления пройденного.

Сначала посыльные от команд тянут билетики с именами «персонажей» (изученных терминов), а потом подбирают костюмы из имеющихся деталей одежды. Из того, что под рукой – платки, шарфы, рукавицы, куртки (может быть, вывернутые наизнанку), – создаются «маскарадные» костюмы.

По ходу дела у школьников начинают складываться сюжеты. Какая история-сюжет могла случиться между Слагаемым и Ответом? Какая – между Высотой и Биссектрисой? Важно, чтобы задуманное игралось с минимумом слов, весь упор – на происходящее, на действия каждого из исполнителей.

Например, на физике: какой сюжет мог бы разыграться между Замкнутой Электрической Цепью и Напряжением?

На химии: между Алканами и Ароматическими Углеводородами?

Костюм дает толчок фантазии. Столкновение двух костюмов в одной истории направляет эту фантазию по определенному руслу, в результате чего часто возникает яркий исполнительский эффект.

Обстоятельства (где? когда? как?) сочиняются во время подготовки. Характер персонажа – будь то Биссектриса или Углеводород – определяется, как правило, особенностями движения в том или ином костюме. Так, например, связанные шарфом щиколотки делают походку Электрической Цепи ярко характерной.

В самом начале учителю достаточно ожидать лишь обозначения сюжетов. Но по мере усложнения истории, накопления артистического опыта расширяется сюжет, включается большее число костюмов.

Иногда полезно всем группам предложить единое событие. Например, Таблица Менделеева нашла клад, (или Нечетные Числа, или Катеты). Единое событие может не только разбудить фантазию исполнителей и помочь ученикам сравнивать работу разных группок, но и увидеть в заданном событии обобщение разнообразного и разнохарактерного поведения совершенно различных персонажей.

Интересно, что девочки часто совершенно спокойно берутся за исполнение мужских ролей, а мальчики – женских. Этюд-сценка от этого, как правило, только выигрывает. Но если мальчику не захочется готовиться к роли Биссектрисы Премудрой, то, конечно, ему следует вытянуть еще один билетик. Билетиков нужно готовить к занятию с запасом.


Приложение

 

В.М.Букатов


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!