Средневековый памятник Basilica di San Marco, Собор в Венеции на площади Сан Марко

Вопрос 6

Романское искусство.

«По прошествии трёх лет после тысячного года почти по всей земле, и особенно в Галлии и в Италии, стали перестраивать церкви. Говорили, что мир, скинув с себя рубище старости, оделся белым покровом церквей»,- писал бургундский монах и очевидец.

Тысячный год – особая дата для Европы. В 10 веке европейское население пребывало в состоянии кризиса и ожидании конца света. Накануне страшной даты В Европе замерла любая строительная деятельность. А когда 1000 год миновал, в жизни континента наступил новый период. Люди словно получили отсрочку от смерти и Страшного суда, а значит надежду на будущее.

Началось формирование первого общеевропейского художественного стиля, который получил название романский.

Основной формой церковного здания в Западной Европе является базилика – тип, известный со времён Древнего Рима.

Базилика вытянута по оси запад-восток, её внутреннее пространство разделяется на нефы рядами колонн. Движение верующего от входа к алтарю символически осмысляется как путь души человеческой к Богу. Центральный неф базилики всегда выше и шире боковых. Вбольших базиликах может быть и пять нефов. Каждый неф завершается полукруглой апсидой. В апсиде располагается алтарь.

В восточной части перед апсидой, нефы пересекаются трансептом. На пересечении нефов и трансепта – средокрестии – ставится башня, чаще всего призматической формы. Трансепт по краям также фланкируется башнями. Подобный же комплекс из трансепта и башен повторяется в западной части базилики. Это – вестверк, наследие каролингской архитектуры. Романские храмы имеют большие оконные проемы, поэтому интерьер его довольно суумрачен. Их немногочисленные украшения – это скульптурные композиции над входом и аркатурные пояса (состоящие из маленьких арочек), опоясывающие башни. Ощущение от романского храма – сила и мощь, крепость веры, воплощенная в крепости камня.

Романский храм – чаще всего храм монастырский. Его окружают не городские стены, а поля и холмы, среди которых он высится мощной неприступной громадой. Зачастую храм - единственная каменная постройка на всю округу, и поэтому в дни войн и набегов он может служить крепостью для жителей.

В романскую эпоху возникло множество монастырей. Особенно активное строительство велось в Германии и Франции (в Бургундии). Размеры построек зависели от популярности монастыря у прихожан и его материального благополучия. Примером монастырской церкви является собор аббатства (монастыря) Мария – Лах (Германия, середина 12 в.

Характерной чертой католического мировоззрения в Средние века являлся культ реликвий. Реликвия – свято хранимая и почитаемая вещь, связанная с жизнью Христа, Богоматери, апостолов и святых. Они хранились в церквях и выставлялись для поклонения и всеобщего обозрения паломников.

Паломнические церкви – грандиозные базилики, вмещающие большое количество прихожан и обладающие реликвиями. В планах паломнических базилик появились нововведения. Первым из них был хор с венцом капелл. В хоре восточной части базилики – во время богослужения находились поющие монахи. Хор был окружен обходом, из которого можно было попасть в небольшие помещения капелл, где находились реликвии.

Вторым новшеством было появление на западном фасаде трёх входов – порталов. Через центральный портал входили в храм пришедшие на богослужение – они оставались в центральном нефе. Через боковой непрерывной чередой шли паломники. Не мешая службе, проходили они по боковому нефу, входили в обход хора, в каждую из капелл, а затем через второй неф и второй портал покидали храм. Хор с венцом капелл и трёхпортальная композиция западного фасада – это новшество базилик романского периода. Такими базиликами были: Сен-Мартен в Туре, Сен-Этьенн в Невере, Сен-Сернен в Тулузе.

На смену деревянному балочному перекрытию пришел цилиндрический свод. По причине использования элементов римских построек стиль получил название романский.

Цилиндрический свод в разрезе является полуциркульной аркой. Его боковой распор очень велик, арка словно пытается распрямится (тот же эффект, что при натягивании тетевы лука), поэтому на верхнюю часть стены приходится большая нагрузка. Поскольку стена центрального нефа удерживает цилиндрический свод, окна в ней могут только небольшие. Цилиндрические своды требовали усиления и без того мощных стен дополнительными опорами – контрфорсами.

Помимо паломнических церквей, внушительными размерами отличались романские кафедральные соборы. Кафедральными они называются потому, что там совершал богослужение архиепископ, там находилась его кафедра (собор в Майнце и Вормсе 11-13 вв).

В соборах сложилась новая система организации внутреннего пространства: каждому пролёту центрального нефа в ширину соответствовали два пролёта боковых.Это придавало интерьеру храма четкий ритм. Такая система получила название связанной. В соборах применялись крестовые своды в центральном нефе. Крестовый свод образован двумя цилиндрическими сводами, пересекающимися под прямым углом. Так как распор в крестовом своде приходится на четыре угла, а не на всю плоскость стены, окна можно было сделать достаточно большими.

Декора в романских храмах немного: это скульптура порталов и резные капители колонн. Скульптура порталов была для жителей своеобразной «Библией для бедных». Большинство из них оставалось неграмотными, а грамотные не все могли позволить купить себе книгу. Иллюстрация всей Библии на порталах была невозможна, поэтому изображалась сцена Страшного Суда – основа мировоззрения. Ярким примером скульптуры является портал церкви Сен-Лазар в Отёне (Франция, 12 век). В центре композиции находится изображение Христа Судии. Его фигуру окружает светящийся ореол – мандоррла, которую поддерживают четыре ангела. Вверху Дева Мария и апостолы. Ниже справа и слева – рай и ад. Небесный Иерусалим представлен в виде аркад. Главное событие «Взвешивание души».

Ужасающие подробности изображены на портале собора в Конке. Романские рельефы очень выразительны.

В интерьере скульптура представлена резными капителями колонн с рельефными композиции на сюжеты Библии – повествовательные капители.

 

Соборный комплекс в городе Пиза. Страна: Италия, город: Пиза

Четыре великолепнейших шедевра, из которых наибольшую известность получила Пизанская башня, которую знает, пожалуй, каждый живущий на земле, находятся на огромной площади Пьяцца деи Мираколи. Название этой площади в переводе означает Площадь Чудес.

Знаменитый комплекс на не менее знаменитой площади включает себя:

· Пизанскую башню

· Пизанский собор

· Кладбище Кампосанто

· Баптистерий Сан-Джованни

Вначале, в ознаменование победы над сарацинами, на площади был возведен красивейший собор. Пиза, бывшая весьма богатым городом, не жалела средств на постройку, поэтому его великолепные фасады и роскошные интерьеры до сих привлекают туристов, пленяя их воображение. После на площади появился Баптистерий Сан-Джованни, постройка которого заняла более ста лет. По своему облику он не менее великолепен и велик.

Кладбище Кампосанто, что переводится как святое поле, впервые упоминается в начале XIII века, когда архиепископ Убальдо Ланфранки привез из Иерусалима святую землю, положенную в основание кладбища. Строилось оно еще дольше, чем Баптистерий – почти 200 лет. Кладбище знаменито фресками XIV-XVвеков, древнеримскими саркофагами и превосходными скульптурами.

Самое известное здание соборного комплекса, Пизанская башня, по совместительству колокольня, была заложена в 1173 году, а окончилось строительство в 1284 году. Свой наклон она получила из-за того, что мягкий грунт под ней оседал неравномерно. Инженер Бонано Пизано пытался выправить ее силуэт, но эти попытки не только не принесли успеха, но и еще больше накренили колокольню. На сегодняшний день прекрасная башня, выполненная в белом мраморе, отклоняется от вертикали на 5 метров.

 

Средневековый памятник Basilica di San Marco, Собор в Венеции на площади Сан Марко

Древний Сан-Марко – собор в Венеции, который по праву признан выдающимся памятником искусства Средневековья. Красивейшее здание, появившееся в IX веке, волнует людские сердца, заставляя их биться сильнее при виде редчайшего примера византийской архитектуры в Европе. В 1987 году достопримечательность была внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Изначально планировалось, что в базилике собора будут находиться мощи святого Марка, которые в 829 году были спасены итальянскими торговцами от осквернения мусульман и привезены в город на воде из Александрии. Как свидетельствует легенда, странствующему апостолу пришел во сне ангел, объявивший, что после смерти он обретет покой в Венеции, и купцы выполнили его последнюю волю. Когда святыня прибыла в город, апостол получил статус его покровителя.

В 832 году появился первый вариант собора, который через 150 лет был серьезно разрушен пожаром, однако останки святого не пострадали. Позднее базилику отреставрировали, и она вновь радовала прихожан. Ее первоначальный архитектурный облик был достаточно аскетичен. Строительство современной базилики началось в 1063 году, и уже в конце столетия здание было освящено.

В архитектурном облике базилики, сложенной из кирпича, присутствуют элементы всех видов стилей. Мрамор отличного качества был привезен из Константинополя, греческие барельефы, готические капители составили чудесный цельный ансамбль. Благодаря уникальному таланту строителей в мире нет подобного шедевра, способного конкурировать по красоте и величию с Сан-Марко.

Роскошное убранство собор получил в период между XII и XIV веками. Элементы декора относятся к разным временам и привезены из других стран. Форма собора представляет собой греческий крест. Строители Венеции, экономически и политически связанной с Византией, многое переняли от мастеров мощной империи, в том числе и конструкцию здания, увенчанного пятью куполами, напоминающими фонарики.

Величественный Сан-Марко славится на весь мир уникальным золотым алтарем, признанным самым богатым среди тех, которые дошли до наших дней. В верхнюю часть ярчайшего элемента убранства храма вставлены миниатюрные медальоны, выполненные в технике перегородчатой эмали. Дорогие пластины были вывезены из Константинополя и являются величайшей ценностью. Украшенные драгоценными камнями и золотом, они признаны подлинным произведением искусства.

Алтарная часть отделена готическим иконостасом из темно-красного мрамора, привезенного из Константинополя, от центрального нефа. Его венчает огромный крест, а по обе стороны преграды расположились 14 скульптур: 12 апостолов, изваяние Девы Марии и апостола Марка. Здесь же находится специальный навес над престолом, носящий название "киворий". Под ним хранятся мощи апостола, перенесенные в 30-х годах XIX века из крипты, в мраморном саркофаге, который поддерживается с помощью четырех алебастровых колонн. На каждой из них высечены рельефы с изображениями Девы Марии и Иисуса Христа.

В ее центре установлена часовня, украшенная ажурной плитой из мрамора, под которой ранее хранились мощи апостола Марка. В 1835 году их перенесли в главный алтарь храма.

В левой части базилики расположен алтарь Мадонны, а рядом с ним построена капелла Исидора, где хранится саркофаг с останками святого.

В правом крыле находится баптистерий, предназначенный для крещения младенцев.

Мозаичные полотна на стенах и куполе вызывают чувство восхищения. Многие из них выполнены в XIII веке, а самое раннее датируется IX столетием. Роскошные композиции созданы итальянскими мастерами, работавшими со стеклом и камнем. Считается, что венецианских художников познакомили с искусством мозаики византийцы, часто посещавшие город.

Красочные мозаики на стенах базилики рассказывают о жизни Иисуса, повествуют о святых-покровителях города. В центре купола собора расположилась композиция "Вознесение Христа", а на арках – эпизоды из Нового Завета.

Собор Сан-Марко можно назвать настоящим музеем венецианского и византийского искусства, где собраны бесценные художественные произведения.

История квадриги

Над входом в базилику находится знаменитая четверка мчащихся коней, которых отлили из бронзы греческие скульпторы в IV веке до нашей эры. Квадрига сначала служила украшением триумфальной арки в Риме, позднее несколько столетий она красовалась на воротах ипподрома в Константинополе.

В XIII веке венецианский дож Энрике Дандоло, вытащивший страну из экономического кризиса, захватил столицу Византийской империи, а в качестве трофея вывез скульптуру, которую позднее, по приказу Наполеона, отправили в Париж, где она около 18 лет простояла на площади Карусели. После разгрома армии Бонапарта квадрига вернулась в Венецию, и по решению властей ее водрузили над главным входом базилики. В военные времена скульптуру с удивительной историей снимали и прятали в укрытиях.

Сегодня бронзовые кони собора Сан-Марко в Венеции находятся в музее базилики, а архитектурный памятник венчает прекрасно выполненная копия, появившаяся в 70-х годах прошлого века.

Атриум

Через центральный вход посетители попадают в атриум, стены которого отделаны мрамором и мозаикой, восхитившей до глубины души художника Сурикова. Полотна повествуют о событиях Ветхого Завета, а каждый день творения Богом мира обозначен белоснежным ангелом. Здесь же расположена украшенная каменным кружевом гробница догарессы (жены дожа) Фелиситы Микиель.

Феодальные замки до сих пор привлекают восхищенные взгляды. Многие замки феодалов Средневековья охраняются государствами.

Отношения между феодалами не всегда были добрососедскими, нередки были случаи вражды между ними, попытки завоевания территорий. Владение феодала должно было быть хорошо укрепленным и защищенным от нападения. Собственно функции его рассмотрим в следующей части.

Основные функции замка

Само определение «замок» подразумевает архитектурное сооружение, которое совмещает в себе хозяйственную и оборонительную задачи.

1. Военную. Сооружение не просто должно было защищать обитателей (самого хозяина и его семью), но также и слуг, сослуживцев, вассалов. Кроме того, именно здесь дислоцировался штаб военных операций.

2. Административную. Замки феодалов были своеобразными центрами, откуда осуществлялось руководство землями.

3. Политическую. Государственные вопросы также решались во владениях сеньора, отсюда отдавались поручения управленцам на местах.

4. Культурную. Атмосфера, царящая в замке, позволяла подданным составить представление о последних веяниях моды - будь то одежда, направления в искусстве или музыка. В этом вопросе вассалы всегда ориентировались на своего сеньора.

5. Хозяйственную. Замок был центром для крестьян и ремесленников. Это касалось и административных вопросов, и торговли.

Прототипы феодальных замков:

Первые строения подобного рода появились в Ассирии, потом эту традицию перенял Древний Рим. Ну а уже после феодалы Европы - в основном Великобритании, Франции и Испании - начинают строительство своих замков. Нередко можно было увидеть такие строения и в Палестине, ведь тогда, в XII веке, в самом разгаре были Крестовые походы, соответственно, отвоеванные земли необходимо было удерживать и защищать посредством возведения особых сооружений.

Внешнее описание

Перед тем как разобрать структурные элементы, представим, как выглядел в общем замок феодала в Средние века. Первое, что бросалось в глаза, – это ров, опоясывающий всю территорию, на которой стояло монументальное сооружение. Далее шла стена с небольшими башенками для отражения врага.

 

В замок вел всего один вход – подъемный мост, далее – железная решетка. Над всеми прочими строениями возвышалась главная башня, или донжон. Во дворе за воротами также располагалась необходимая инфраструктура: мастерские, кузница и мельница.

Место для строения выбиралось тщательно, это должна была быть возвышенность, холм или гора. Высота холма составляла в среднем от пяти до десяти метров, были сооружения и выше данной отметки. Особое внимание уделялось породе, из которой делался плацдарм для замка. Как правило, использовалась глина, также в ход шел торф, известняковые породы. Брали материал изо рва, который копали вокруг возвышенности для большей защищенности.

Чтобы на какое-то время замедлить наступление потенциального противника, а также сделать затруднительной транспортировку орудий осады, необходим был глубокий ров с водой, опоясывающий холм, на котором располагались замки. Также нередки были случаи, когда в дно монтировались бревна или колья, что мешало переправе. Для владельца замка, его семьи, подданных и гостей был предусмотрен перекидной мост, который вел непосредственно к воротам. Ворота были снабжены специальной тяжеловесной решеткой, имеющей вид деревянного каркаса с толстыми железными прутьями. По необходимости она опускалась, чтобы задержать неприятеля.

Пожалуй, самой уязвимой частью ворот являлась калитка – острая необходимость в её охране возникала в темное время суток, ведь вход в замок на ночь закрывался. Таким образом, можно было отследить всех, кто посещает территорию в "неурочное" время.

Внутренний двор

Пройдя контроль охранников на входе, посетитель попадал во внутренний двор, где можно было наблюдать настоящую жизнь в замке феодала. Здесь находились все основные хозяйственные постройки и кипела работа: тренировались воины, кузнецы ковали оружие, ремесленники изготавливали необходимые предметы быта, слуги выполняли свои обязанности. Также здесь находился колодец с питьевой водой.

Донжон

Элемент, который всегда бросается в глаза, когда смотришь на замок, – донжон. Это самая высокая башня, сердце любого жилища феодала. Располагался он в самом недоступном месте, а толщина его стен была таковой, что разрушить это строение было очень сложно. Эта башня обеспечивала возможность наблюдения за окрестностями и выполняла функции последнего убежища. Когда враги прорывались через все линии обороны, население замка укрывалось в донжоне и выдерживало длительную осаду. Вместе с тем донжон был не только оборонительным сооружением: здесь, на самом высоком уровне, проживал феодал и его семейство. Ниже – слуги и воины. Нередко внутри данного сооружения находился колодец.

Самый нижний этаж – огромный зал, где проходили пышные пиршества. За дубовым столом, который ломился от всевозможных яств, восседала дружина феодала и он сам.

В донжоне хранились запасы оружия, продовольствия и питья на случай осады. Продукты держали на самом высоком этаже, чтобы семья феодала была обеспечена и не голодала.

Среднестатистические параметры таких сооружений: 12 м в высоту и 3 м в толщину. Венчали стену в каждом ее углу смотровые башни, в которых дежурили часовые и лучники. В районе замкового моста также были специальные места на стене, чтобы осажденные могли эффективно отражать атаку нападающих.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 472; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!