Социальная структура Древнего Востока.

Древневосточные цивилизации.

1)Древний Восток – ряд стран, на территории которых возникли и развивались на протяжении длительных эпох первые в истории человечества цивилизации. Древний Восток — область культуры, зародившейся в подтропических странах, примыкающих к восточным берегам Средиземного моря, и распространившейся до Индии, Атлантического океана и тропической Африки. Особую роль в развитии Древнего Востока играли великие реки: Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.Возникновение первых государств на Древнем Востоке объясняется благоприятным сочетанием географических и климатических условий. Историки обратили внимание, что первые ранние цивилизации возникли в долинах крупных рек:

1. Древний Египет – Нил

2. Междуречье – Тигр и Евфрат

3. Древняя Индия – Инд и Ганг

4. Древний Китай – Янцзы и Хуанхэ

Впервые разделение окружающего мира на Запад и Восток совершили финикийские мореплаватели. Но всеобщее признание деления мира на Запад и Восток получило в античном мире у греков и римлян. Грань между Востоком и Западом постоянно менялась, но противопоставление сохранялось. Наиболее наглядно это проявилось в распаде Римской империи на две части: Западную и Восточную. В средние века Востоком для христианского мира стала Греция, захваченная турками-османами. В новое время, когда шёл процесс создания европейскими державами, Великобританией и Францией, колониальных империй, большая часть стран Востока попадает в зависимость от метрополий(.Метропо́лия — государство по отношению к своим колониям )Это ещё больше усиливает противопоставление «передового» капиталистического Запада и «отсталого» консервативного Востока.

Исторические рамки.

История цивилизаций Древнего Востока начинается с IV тыс. до н. э., когда развитие и усложнение общества приводит к превращению властной верхушки в господствующий слой и одновременно к небывалому сосредоточению власти в его руках. Завершается история древности для Ближнего Востока условно — походами Александра Македонского (IV в. до н.э.), а для Южной и Восточной Азии она доводится обычно до середины I тыс.н. э.

Трудность разработки единой периодизации Востока связана с неравномерностью развития его отдельных регионов. Ранее других, в IV тыс. до н.э., цивилизация возникла в Египте и Месопотамии. Спустя тысячелетие – в Индии и Китае. Уже после этого в иных регионах. Первоначально эти цивилизации развивались изолированно. Известное единство сложилось лишь к I тыс. до н.э., когда можно говорить о возникновении единой древневосточной цивилизации со сходными закономерностями развития отдельных частей. Это обусловило условное деление истории Востока на следующие этапы: 1) ранняя древность -переход от протогосударства (это ещё не сложившееся политическое образование, представляющее собой союз крупных племен )к территориальному царству, от преобладания общинного хозяйства к доминированию крупных централизованных хозяйств 2) поздняя древность складывание единого государства и тенденции его централизации, доминирование мелких хозяйств, охваченных государственной эксплуатаций; 3) имперская древность -формирования развитого государства в форме восточной деспотии(Форма государства, при которой вся полнота власти принадлежит одному правителю), эпоха подъема товарно– денежных отношений, возникновение частной собственности.

Предпосылки возникновения древнейших цивилизаций.

Первая информационная революция произошла на заре становления первобытного общества и связана она с появлением членораздельной речи. Вторая информационная связана с изобретением письменности. Прежде, чем говорить о цивилизациях древнего востока, нужно сказать о предпосылках становления цивилизации вообще. Предпосылки становления цивилизации стали складываться в эпоху Неолита (нового каменного века)- 4-3 тысячелетия до н.э., они связаны с Неолитической революцией - переход от присваивающих форм ведения хозяйства к производящим. В период неолита происходит 4 крупных общественных разделения труда: 1 выделение земледелия, скотоводства, 2 выделение ремесла; 3 выделение строителей, 4 появление вождей, жрецов, воинов. Некоторые исследователи период неолита еще называют Неолитической цивилизацией. Ее характерные черты: 1 доместикация- одомашнивание животных, 2 появление стационарных поселений, среди которых наиболее известны Иерихон ( Иордания) и Чатал-Хююк ( Турция)- первые в истории поселения городского типа , 3 утверждение соседской общины вместо кровнородственной и общинной собственности, 4 формирование крупных объединений племен, 5 бесписьменная цивилизация.

В конце 4- го тыс. до н.э. неолитическая цивилизация постепенно исчерпала свой потенциал и наступила первая в истории человечества кризисная эпоха" эпоха энеолита (медно - каменный век). Энеолит характеризуется следующими параметрами:

1) Энеолит- это переход от каменного к бронзовому веку

2)Преобладающим материалом становится металл (медь и ее сплав с оловом бронза).

3 )Энеолит- время хаоса, неупорядоченности в обществе, кризиса в технологии-переход к орошаемому земледелию, к новым материалам.

Первые цивилизации вырастают из тех земледельческих обществ, где была высокая производительность земледелия и высокие темпы социального развития. Это происходит в 3-4 тыс. до н.э. в Месопотамии, где складываются Шумерская, Аккадская, Вавилонская и Ассирийская цивилизации, в Египте, в Индии и Китае все они принадлежат к типу речных цивилизаций.

3. Многие цивилизации Старого Света родились в долинах рек Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие. Эти реки играли огромную роль в жизни людей. Потому, что плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия, также реки связывали воедино разные районы страны и давали возможность для торговли внутри и с соседями.Также реки давали возможность для постройки ирригационных сооружений, но это не мог сделать один человек или даже семья, для этого были нужны усилия всех, поэтому многие племена объединялись для постройки этих сооружений. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения — каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей. Здесь в середине IV тысячелетия до н. э. появляются первые политические структуры в форме городов-государств

4 . Хозяйственную основу стран Древнего Востока составляло поливное (ирригационное) земледелие, представлявшее собой соединение ирригационных сооружений и поливных работ с примитивной техникой обработки земли. Землю обрабатывали сначала мотыгой и примитивным плугом. Сеяли пшеницу, ячмень, лен. Сельское хозяйство носило специализированный характер. Например, в Египте Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний – скотоводства, садоводства и виноградоводства. Отличительной чертой восточного типа хозяйства являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Правители и общинная знать занимали господствующее экономическое положение. В царских, храмовых и частных хозяйствах трудились рабы и зависимые общинники. Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность – вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Посредством общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играл второстепенную роль, имел «домашний характер». Рабы исполняли в основном обязанности слуг.Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режимом орошения, - все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государством. Древневосточное государство, таким образом, возникло вследствие необходимости объединения сил земледельцев – общинников для строительства оросительных систем. Для стран Древнего Востока характерна высокая степень централизации экономики. Централизованно распределялась основная масса произведенного продукта. Чиновники учитывали урожай и количество скота. Общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент  из государственных хранилищ.

 Верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие информацию по управлению ирригационными системами.

Все эти особенности сохранялись на Востоке очень долго и получили название «азиатский способ производства». Восточные общества – это жесткие иерархические общества. Собственность и власть в древневосточных государствах были слиты воедино. На вершине пирамиды находился правитель. Его абсолютная, деспотическая власть освящалась религией.

 Успехи хозяйственного развития способствовали росту торговли. Вывозили зерно, скот, украшения, глиняную посуду, материалы. С началом эксплуатации завоеванных территорий купцы покупали там медь, золото, эмаль, слоновую кость, кожу, шерсть, древесину.

Ирригационный характер земледелия оказал существенное влияние на организацию всего уклада жизни древневосточных обществ и даже отразился на создании специфической, характерной только для Востока, формы государственного устройства – деспотии(Форма государства, при которой вся полнота власти принадлежит одному правителю)

Для восточного общества были характерны следующие черты:

1) патриархальность. Ее сохранению способствовало господство натурального хозяйства, устойчивость государственных форм собственности на землю, крайне медленное развитие индивидуальной частной собственности;

2) коллективизм. Древневосточные цивилизации можно отнести к цивилизациям земледельческого типа. Хозяйственная деятельность в этих регионах была возможна только при наличии сложных ирригационных систем, регулирующих режим стока великих рек. Для их создания и использования необходимы были большие коллективные усилия людей. Нельзя сбрасывать со счетов особую роль коллективной взаимопомощи, поддержки и в повседневной жизни;

3) общинность. Своеобразие общественного строя древневосточных государств создавалось прежде всего его социальной базой — общиной. Своим консерватизмом, своей отчужденностью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в политику община способствовала превращению центральной власти в деспотию. Подавление человека, его личности, воли начиналось уже в пределах общины, к которой он принадлежал. В то же самое время общины не могли обходиться без организующей роли центральной власти;

4) традиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что основы социальной структуры, государственности и права древневосточных обществ пережили века;

5) религиозность. Религия определяла образ жизни человека. Человек был ориентирован на духовное самосовершенствование;

6) пестрый социальный состав. Его можно дифференцировать в границах трех групп:

– господствующий слой (чиновничество, придворная и служилая аристократия, военачальники, жрецы и др.);

– свободные мелкие производители (крестьяне, ремесленники);

– различные категории лиц, лишенных средств производства (подневольные работники, в том числе рабы).

Итак, для восточной модели хозяйственного развития характерны следующие черты:

1)Рабы не составляли главную производительную силу общества, то есть производством материальных благ в сельском хозяйстве и ремесле занимались люди, считавшиеся свободными.

2)Земля находилась не в частной, а государственной или государственно – общинной собственности.

3)Между государством и общинниками – земледельцами сложились отношения подданничества – отсутствие прав при безусловном несении повинностей в пользу государства.

4)Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», то есть полного бесправия подданных перед лицом государства. Именно поэтому такой тип общества называется «обществом восточного рабства».

5)Общины отличались устойчивостью, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы земледелия.

6.

Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин привела к возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока. Государственная власть утвердилась на Древнем Востоке в специфической форме "восточной деспотии". Понятие "восточная деспотия" характеризовалось рядом признаков. Это - монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. Причиной появления этого аппарата было активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, прежде всего, организация системы искусственного орошения. Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном счете - всего земледелия и другого производства (ремесленники обслуживали прежде всего, дворцы и храмы), государство стало рассматривать орошаемую землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Фактически земля в древневосточных государствах делилась на два сектора . Государственный сектор, где располагались хозяйства, принадлежавшие непосредственно деспоту и зависимому от него, как правило, жречеству. На этих землях работали арендаторы и рабы. Второй сектор - общинно-частный. Земля находилась в наследственном владении многочисленных общин, которые платили поземельный налог в пользу государства. Но после выплаты налога и выполнения натуральных повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи .

Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства - правителя-деспота. В условиях развитого деспотизма правитель считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной и судебной, - но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов. Обожествление личности царя-деспота - важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя хеттов. В древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти. Монарх считался как бы живым воплощением богов на земле, носителем их воли и единственным законным представителем.Он получал право на полномочия, которые религиозными представителями приписывались богам.

Государственный строй восточной деспотии представляет собой следующую систему:

1)Во главе его стоит царь: фараон в Египте; или лугаль в Вавилоне; государь (раджа) в Индии; царь (ван) в Китае.

2)В состав центрального управления входят следующие чиновники : визир, казначей, начальник царских работ  - в Египте; управитель царского дворца, «управитель реки», верховные жрецы, визир - в Вавилоне; пурохита (главный советник и жрец царя), верховный судебный чиновник, командующий армией - в Индии; министры, сборщик налогов, главный судья, командующий войском - в Китае.Большую роль в государственном управлении Индии играл совет при царе - паришад. В него входила военная и жреческая знать, а также главные администраторы. Паришад был совещательным органом при царе для решения важных вопросов внутренней и внешней политики.3)Аппарат подавления состоял в Египте -из армии и полиции; в Вавилоне-судебные органы - из царских судов, общинных судов, храмовых судов ;в Индии, Китае- царских судов, общинных судов

4) Местное управление было сосредоточено в руках номархов и их чиновников - в Египте; царских наместников - в Вавилоне; провинциальных чиновников - в Индии; под контролем государственных инспекторов в Китае.

Социальная структура Древнего Востока.

Восточное общество было строго иерархично и организовывалось по типу пирамиды. Вершину пирамиды занимал правитель, обладающий освященной богами властью. Ниже его располагались знать, жрецы, высшие чиновники.. В период Нового царства жрецы становятся господствующим сословием в обществе. Храмы и жрецы становятся собственниками огромных земельных богатств. Звание жреца стало наследственным. Многочисленный аппарат чиновников следил за управлением и функционированием государства. Воины, служащие в составе постоянной армии, обеспечивали внутренний порядок в государстве и его защиту от внешних врагов.Основную часть общества составляли крестьяне-общинники. Сельская община являлась основной производственной единицей общества, а основной ячейкой общины была большая патриархальная семья. В ходе процесса приватизации появляется имущественное неравенство и, вследствие этого, зависимые категории населения. Зависимость могла выступать в форме арендных отношений на землю.В городах жили торговцы и ремесленники; Ремесленники часто попадали в зависимость, оказываясь в составе государственного или храмового хозяйства. Среди торговцев выделяется привилегированная прослойка купцов, занимающаяся транзитной торговлей с другими странами.В самом низу общества находились рабы. Источником получения рабов был, в первую очередь, захват военнопленных и лишь позднее — долговое рабство. Как уже говорилось, рабство было патриархальным, раб входил в состав большой патриархальной семьи.

8.Жрецы в странах Древнего Востока

Религия играла в жизни общества того времени громадную роль. Согласно представлениям того времени, боги распоряжаются всеми сторонами жизни людей. Только жрецы-(служители божества) благодаря известным одним им религиозным ритуалам могли общаться с ними и обеспечить их благоволение к людям. Отсюда уважение и столь заметная роль жрецов в жизни древневосточных обществ. Практически повсеместно главным жрецом страны являлся правитель.

Жрецы участвовали в организации земледельческих работ, так как кроме непосредственного отправления религиозного культа они выполняли несколько других важных обязанностей. К ним относится и наблюдение за небесными светилами и календарем, в движении которых видели божественное установление. Важность календарных наблюдений для правильной организации земледельческих работ уже отмечалась.

Следует обратить внимание и на большую экономическую роль этого сословия в жизни стран Древнего Востока. Большие земельные дарения храмам сделали храмовые хозяйства крупнейшими собственниками земли во всех без исключения странах.

Ошибочно было бы рассматривать жреческое сословие как однородное. Только верхушка пользовалась властью и владела богатствами. Большая часть жречества не имела собственности и полностью зависела от храмового хозяйства, в котором часто и работала.

Роль религии и мифов в духовной жизни Древневосточных государств.

В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Религиозные представления выражались в мифах.Человек представлял себя частью природы. Это подтверждали мифы многих народов, в которых рассказывалось, что человек произошел от разных частей природы: плоть- от земли, кровь- от воды, кости- от камней, дыхание- от ветра и т. д. Природу человек наделял человеческими чертами. Древний человек не мог анализировать природные явления, он природу просто обожествлял и стремился воздействовать на нее с помощью многочисленных сложных обрядов.Одной из древних форм религии является тотемизм– вера в сверхъестественные связь между племенем и каким- либо животным, птицей и т. д.Важнейшее значение в системе мифов имел образ потусторонней жизни. Смерть воспринималась как переход в иной мир, мало чем отличавшийся от земного.

Но с развитием человека появляется рациональное мышление- мышление основанное на законах разума и научных достижениях. Большую роль в развитии рационального мышления сыграло появление письменности и накопления научных достижений. Постепенно это привело к перевороту в духовной жизни человечества→ появляются новые представления об окружающем мире. Именно в это время появляются религии спасения(буддизм, индуизм, конфуцианство) – они основаны на разработанной этике, с помощью которой можно освободиться от грехов, перестроить себя и жизнь таким образом, чтобы она отвечала высоким требованием божественной справедливости. Бог теперь олицетворяет не силы природы, а справедливость и высший идеал доброты. Для того, чтобы получить благоволение, нужно не к магии прибегать, а совершенствовать себя или окружающий мир.

Рабство

Рабство, как социальный институт, в большей или меньшей степени присуще всем обществам Древнего Мира. В государствах Древнего Востока оно имело специфические черты, отличавшие его от античного рабства в Древней Греции и в Древнем Риме.

Долгое время в научной литературе раб определялся как человек, лишённый прав собственности, работающий в силу внеэкономического принуждения, жестоко эксплуатируемый. В современном понимании рабства, раб — это человек, относящийся к сословию рабов, то есть признанный рабом действующим правом, являющийся собственностью других людей, коллектива или даже божества, не обязательно лишённый собственности и не обязательно жестоким образом эксплуатируемый.

Специфика древневосточного рабства

В сравнении с государствами античного мира на Древнем Востоке рабы составляли относительно незначительную часть общества, и удельный вес рабского труда был незначителен, то есть основная масса материальных благ производилась не рабами, а людьми, эксплуатируемыми в иных формах. При этом само сословие рабов было менее однородным, чем в античных государствах. Рабство в основном носило домашний, патриархальный, характер.Кроме того, в государствах Древнего Востока разрешалось порабощать членов своей семьи и общины.В древневосточных государствах рабы в определенных случаях выступали субъектами права. Так, у военнопленных сохранялись некоторые права свободного населения, они могли владеть недвижимым имуществом, вести самостоятельное хозяйство, вместе с общинниками должны были платить налог. Экономическое положение государственных рабов было ближе к положению царских земледельцев и ремесленников, чем к положению рабов античного мира.

Вместе с тем государство Древнего Востока в целом не было свободным, и этим мало отличалось от рабов. Если в системе мировоззрения античности рабству противопоставлялась свобода, то в остальном древнем мире рабству противопоставлялось господство. При этом господин мог выступать, в свою очередь, чьим-то рабом (в том числе и божества).

Источники рабства на Древнем Востоке

1. Военный плен

2. Пиратство и разбой

3. Порабощение за преступления - долговая кабала, которая могла быть вечной или ограниченной (как, например, в законах Хамураппи)

4. Самопродажа в рабство

5. Естественное воспроизводство

отличительные черты собственности на землю:

1)Жёсткая монархия

 2)отсутствие частной собственности

3)очень широкий полит аппарат

4)Переход от потребляющей экономики (занятия охотой, рыболовством,собирательством плодов и растений) к производящей экономике(скотоводство и земледелие )

5) Рост урбанизации (рост количества городов и численности городского населения).

6)Доминирующим фактором хозяйства является ирригационное земледелие. Почва исключительно плодородна, но земля нуждается в орошении или осушении

7)экономическая основа жизни — корпоративная и государственная форма собственности, основной метод управления — принуждение.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 9969; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!