Философия Фейербаха, его учение о природе и человеке.



Людвиг Фейербах (1804 - 1872) представляет собой удивительное явление в немецкой классической философии. Все ее представители до Фейербаха были сторонниками философии идеализма: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Единственный человек, поднявший философию материализма на уровень немецкой классической философии XIX века был Фейербах. В берлинском университете слушал лекции Гегеля и разрабатывал свою философию будущего. Его не удовлетворяла идея мирового разума, попытка подчинить живую жизнь логике развития Абсолютного Духа. Для Гегеля природа, жизнь – нечто бедное, неживое, неспособное к развитию и только мировой разум, идея придает природе смысл и значение. Фейербах, наоборот, любил природу такой, какой она является без всяких идей. Природа для Фейербаха - сама себе причина.

Главное произведение Фейербаха «Сущность христианства», где он подверг критике одну из мировых религий, раскрыл психологические корни религиозного сознания, показал, что человек все лучшее, что оно себе представляет приписывает к Богу. По Марксу, человек свою собственную сущность отчуждает от себя самого и переносит ее на небо и поклоняется ей. религия по Фейербаху это отчужденное сознание и задача философии в том, чтобы свести религию с небес на землю, показать ее земное происхождение. Фейербах раскрыл психологические и духовные корни религии, но остались за пределами его внимания социальные корни религии, которые уже были раскрыты Марксом и Энгельсом. Выводы Фейербаха из критики религии по своему значению представляют собой вершину материалистической философской мысли XIX века. Не Бог создал человека, учил Фейербах, а человек создал Бога – это первый и главный вывод из его критики религии. Любовь, которую провозгласила религия должна быть внутренней силой человека, соединяющей людей в общество. Обожествлять надо не Бога, а самого человека: «Человек человеку Бог». Вот идеал отношений между людьми. Отсюда и мораль и религия должны быть религией любви между людьми и не революция, а любовь приобретает общество по Фейербаху. Таким образом, Фейербах очень высоко ценит человека и философия должна исходить из природы человека, что учение о человеке – это главная часть философии и потому материализм Фейербаха вошел в историю как антропологический материализм. Последним этого направления был Н.Г. Чернышевский и свою работу назвал «Антропологический принцип философии». Человек по Фейербаху – это часть природы, обладающая чувством и мышлением. Человек – это дитя природы и все лучшее, что в нем есть – идет от природы и мораль надо выводить из природы и из любви между людьми. Природа сформировала человеку 5 органов чувств. Природа по Фейербаху и есть та важнейшая вечная реальность, которая отражается в человеческом сознании. Она существует независимо ни от человека, ни от человечества и человек должен относиться к ней свято, так же как к самому себе. Природа это не средство, а цель для человека, он должен познать свою природу и следовать ее законам. Духовный мир тем богаче, чем полнее человек понимает природу, и человек в большем согласии живет с ней.

В основе социологических и этических воззрений Фейербаха лежит концепция разумного эгоизма. Он считал, что правильно понятый интерес каждого отдельного человека, в конечном счете совпадает с общественным интересом, и, следовательно, между ними нет и не может быть противоречия. Но если эгоизм и альтруизм образуют антропологическое единство (без эгоизма, говорит Фейербах, у тебя нет головы, а без альтруизма у тебя нет сердца), то любовь становится средством осуществления гармонического сообщества. Любящий человек не может быть счастлив в одиночку, его счастье неразрывно связано со счастьем того, кого он любит.

Значение философии Фейербаха в том, что он возродил материализм в немецкой классической философии, дал глубокую критику религии (в смысле понимания ее природы), создал гуманистическое учение о человеке, обосновал отношение человека к природе как к высшей ценности, как к святыне. И это имеет фундаментальное значение для формирования современного экологического сознания. Подверг критике философию Гегеля, стал одним из идейных предшественников философии марксизма и гуманизма XX века.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 3682; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!