Философская система взглядов и метод познания в философии Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился и жил в Германии, явился одним из создателей немецкой классической философии. По словам В. Соловьева Гегель «философ по преимуществу». Основные труды Гегеля: «Феноменология духа», «Философия природы», «Философия истории», «Философии права», «Философия искусства», «Наука логики» – их он объединяет в «Энциклопедию философских наук», создает целостную систему взглядов на мир и разрабатывает диалектический метод познания, диалектику, как «логику мышления» и «теорию развития». Гегель смотрел на философию как на науку всех наук, раскрывающую самые глубокие законы духовной жизни человека и человечества, законы развития объективного мира, законы развития мирового разума. По решению основного вопроса философии система взглядов Гегеля представляет собой систему объективного идеализма, т.е. первичной сущностной силой бытия и развития по Гегелю является абсолютная идея, «мировой разум», от которой зависит все реальное бытие. Этот мировой разум проходит три ступени своей эволюции. На первой ступени он существует в форме природы.
Основные ступени философии Гегеля:
1. воплощение в природу Мирового Духа;
2. история;
3. самопознание.
Мировой Дух, постигнувший сам себя, называется «Абсолютная идея».
Ступени в философии Гегеля:
1. Идея Мирового Разума, который правит миром, побуждает мир к развитию и сам развивается, т.е. является активной духовной силой. Природа сама по себе по Гегелю развиваться не может, только Мировой Разум побуждает ее к развитию.
|
|
Философия, как учение о Мировом Разуме является наукой наук, а конкретные науки и конкретные факты только повторяют, иллюстрируют философию.
2. Идея Тождества бытия и мышления Гегель выражает эту идею в своем афоризме: «Все действительное разумно, все разумное – действительно», т.е. разумная идея неизбежно станет действительностью, а действительное только тогда действительно когда оно разумно, соответствует мировому разуму и это значит, что жизнь надо строить разумно и в ней нет ни одной сферы, где не было бы возможным тождество Мирового Разума.
В философии Гегеля идеи европейского рационализма получают наиболее глубокое обоснование (Декарт «Я мыслю – значит, я существую»). Под действительным Гегель понимает не все существующее, а то, что исторически необходимо.
3. Идея о том, что мир и человеческое мышление развиваются по законам диалектики, источником развития является внутренние противоречия, присущие всем духовным и материальным явлениям, борьба противоположных сил и тенденций, способность вещей превращаться в свою противоположность (впоследствии в марксизме «Закон единства и борьба противоположностей»). Наиболее глубокими противоположностями Гегель считал количество и качество, а отсюда вытекает его идея о том, что превращение количественных изменений в качественные тоже является одним из всеобщих законов развития и этот закон получил свое подтверждение во многих открытиях естествознания, особенно в открытии периодической системы элементов Менделеева.
|
|
Закон отрицания-отрицания. И мышление и мир по учению Гегеля развиваются путем отрицания отрицания. В мышлении известна так называемая «Гегелевская триада», согласно которой любая мысль утверждает себя следующим образом: она формируется или высказывается сначала как: утверждение (тезис) – его отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). «Снятие» означает, что первые две стадии развития преодолены, но одновременны, сохранены, воспроизведены вновь в новом качестве. Абсолютный дух, также как и все в мире, проходит эту триаду в своем развитии – тезис, антитезис, синтез: сначала чистые логические сущности, затем природа, и наконец, человеческий дух и его проявления.
Но не следует эту традицию абсолютизировать, так как в реальном процессе могут быть большее количество ситуаций, но как частный случай она имеет право на существование. В учении отрицании отрицания плодотворным является идея о том, что внутри сущности каждой вещи скрыта ее собственное самоотрицание, все живое таит в себе свое собственное отрицание. Разработка Гегелем законов и категорий диалектики является одним из великих открытий в его философии.
|
|
4. Идея о том, что вся история человечества – это не хаос, и не проявление воли великих людей, а объективный закономерный процесс воплощения абсолютного разума в культуру, цивилизацию, в господство. Немецкое господство того времени Гегель тоже считал воплощением «абсолютного разума», поэтому власти приветствовали философию Гегеля, но тогда еще не понимали, что в ней таиться глубокий революционный смысл. Она допускала насилие над реальным миром, если она разумно, словно она допускала революционного преобразования общества, т.е. по духу она была революционной философией, в ней обосновывалась идея, что все действительные гибели достойно, если оно становится не разумным.
Мировой разум в человеческой истории имеет ярко выраженную цель – свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре основных периода всемирной истории :восточный мир (Китай, Индия, Египет), греческий мир, римский мир, германский мир. Страны Востока не знают свободы, они знают, что свободен один человек, да и тот деспот. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена – ведь свободны только некоторые те, кто не в рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга исторических эпох свидетельствует о том, что дух неуклонно движется к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или иного народа, который своим характером, государственным строем, искусством, религией, философией способен наиболее полно представить, выразить требования мирового духа.
|
|
5. Особенно революционным был способ мышления, который обосновывал Гегель – это мышление требовало разрешения внутренних противоречий, оно требовало глубокой критики существующего положения, оно выражало точку зрения развития и преображения мира, однако Гегель применял эту точку зрения исходя из идеалистического понимания мира. Мировой разум, воплощаясь в природу и в общественную жизнь, познает сам себя, приходит к абсолютной истине и к абсолютной идее, к абсолютному совпадению мышления и бытия, после которого развитие становится невозможным, выше абсолютной идеи в мире ничего нет и быть не может, поэтому система взглядов на мир оказывается консервативной, завершенной.
Впоследствии Маркс и Энгельс опираясь на идею, что диалектика Гегеля оказывается в противоречии с тем методом познания, который он разработал. К Маркс и Ф.Энгельс разрешили это так: приняли диалектику Гегеля и попытались ее совместить с материализмом.
Значение философии Гегеля в том, что в ней была возрождена и разработана система объективного идеализма, зародившаяся еще в философии Платона. Гегель поднял философскую мысль на такую высоту, на какой была она у древних – Сократа, Платона, Аристотеля. Он создал диалектическую логику, обосновал диалектический метод мышления, довел идеалистическую философию до высшей ступени ее развития, показал творческие возможности разума, попытался осмыслить историю, как воплощение мирового разума в реальную жизнь и действительно создал «энциклопедию философских наук» как он и задумал. Однако фигура человека в философии Гегеля была полностью подчинена мировому разуму. Гегель отдает предпочтение не отдельному человеку, а объективному ходу истории, который пользуется человеком, как средством для достижения своих высших целей, а высшей целью истории Гегель считал духовную свободу и творческую силу разума.
РР
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 961; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!