Развитие представлений о пространстве и времени в естествознании



Пространство и время в античной натурфилософии

Понятия пространства и времени играют важнейшую роль в человеческом мышлении [42]. Эти понятия настолько фундаментальны, что на определенной ступени развития культуры, в древних мифологических, религиозных и философских системах они рассматривались как генетическое начало мира. Отношение к пространству и времени в Древней Греции было тесно связано с представлениями о структуре материи. Полярность мнений по этому вопросу в значительной степени была обусловлена отношением к реальности пустого пространства, пустоты. Атомисты (Левкипп, Демокрит) придерживались мнения о пустоте, как о необходимом условии движения атомов: пустота – это «сцена», на которой «атомы разыгрывают пьесу Бытия». Если бы пустота отсутствовала, то атомы оказались бы вплотную прижатыми друг к другу и не могли двигаться.

Противоположное мнение о существовании пустого пространства высказывали древнегреческие континуалисты (Анаксагор, Аристотель). Не отрицая категории пространства, как вместилища материи, они, тем не менее, не допускали возможность существования пустого пространства, в котором отсутствует материя. Такое «атрибутивное» представление о пространстве (в отличие от рассмотренного выше «субстанционального» подхода древних атомистов) имело множество сторонников в истории естествознания. Например, древнегреческий философ Зенон так доказывал невозможность существования пустого пространства: «если все существующее существует в пространстве и само пространство существует, то где существует последнее?».

Не меньшее внимание уделяли древнегреческие философы категории времени. В частности, Аристотель утверждал, что время немыслимо, не существует вне движения, но оно не есть и само движение. Распознать время, метризовать его (т.е. принять какую-то шкалу времени) можно, лишь наблюдая какое-либо движение. Континуальный подход к понятию времени проявлялся у Аристотеля в его рассуждениях о «делимости» времени. В отличие от атомистов, считавших, что время, как и пространство, имеет дискретный характер, Аристотель придерживался концепции непрерывного времени: «Время непрерывно через «теперь» и разделяется посредством «теперь». Между любыми моментами «теперь» пролегает длительность, подобно тому, как между точками – линия».

Абсолютное пространство и абсолютное время

В классическом естествознании

Развивая атомистическую доктрину материи, Ньютон ввел в созданную им механику в качестве непрерывных составляющих этой доктрины абсолютное, не зависящее от материи, пустое пространство и абсолютное, не зависящее от пространства и от материи, время. Абсолютное пространство, считал Ньютон, по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным, являясь пустым вместилищем материальных объектов. Важно отметить, что согласно такому представлению, абсолютное пространство выступает фактически не как протяженность, а как абсолютное условие существования и движения материальных объектов.

Абсолютное, истинное, математическое время у Ньютона – это время, которое само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. При таком подходе абсолютное время предстает как объект весьма парадоксальный. Во-первых, рассмотрение течения времени связано с представлением времени как процесса во времени, что логически неудовлетворительно. Во-вторых, трудно принять утверждение о равномерном течении времени, ибо это предполагает, что существует нечто, контролирующее скорость потока времени. Более того, если время рассматривается «без всякого отношения к чему-либо внешнему», то какой смысл может иметь предположение, что оно течет равномерно?

Следует отметить, что абсолютное время Ньютон назвал не только истинным, но и математическим. В этом пункте заключено важное отличие представления о времени Ньютона от воззрений его предшественников. До Ньютона истинное время понималось по-разному – иногда это была просто длительность, иногда – бесконечное время, а иногда и сама вечность. Это время потом получало метризацию (масштаб) с помощью периодических природных движений, и таким образом становилось сопричастным Природе. У Ньютона появляется математическое время, длительность которого задается линией евклидовой геометрии, а ритм – натуральным рядом чисел. Математическое время, таким образом, есть непрерывная, монотонно возрастающая функция в промежутке (-∞,+∞).

 


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 472; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!