Монгольское нашествие. Улусы и Орды



Древний Казахстан

Первобытнообщин. строй. Каменный век

Палеолит 2.5 млн.лет-12 тыс.лет назад

Нижний. Ранн.палеолит-140 тыс.лет назад 1-м чел-ком назвали «Чел-ка умелого» (1,75 млн.лет назад) «Чел-к прямоходящий» это питекантроп (1891 г на Яве) и синантроп (найден в Китае). Древ. Чел-к делал орудия труда (отличало от животных)

В Каз-не чел-к появился 1млн.лет назад (на юге в Каратау). На юге найдены и самые ранние орудия труда и самые древние и многочисленные стоянки. 1-е камен.орудие рубило.Чоппер (галька, заточенная с 1-й стороны).Чоппинг (галька, заточ.с 2-х сторон). Люди объединялись вдля совмест.добычи пищи и защиты от зверей в стадо (1-й чел коллектив).

Сред.палеолит (мустье)- 140-40 тыс.лет назад. Здесь жил неандерталец найден в Германии. 100 тыс.лет назад резк.похолодание.

Верхний. Поздний палеолит - 40-12 тыс.лет назад 35-40 тыс.лет назад появился «Хомо сапиенс» (чел-к разумный) -кроманьонец (найден во Франции). Наскальные, пещерн. Рисунки. Возникла родовая община. Религия. Прячась от зверей чел-к стал обживать пещеры (1-е жилища людей). 1-е занятия древ.людей собирательство и охота. 13 тыс лет назад ледник начал таять

Мезолит (среднекамен.век) 12-5 тыс лет д.н.э. Делают микролиты, лук, стрелы. Чел-к передвигался за стадами животных. Приручена собака. Одомашнивание дик.жив о культуривание растений началось в конце мезолита. Под влиянием солнца формируется современ.растения и животные.

Неолит (новокамен.век) 5-3 тыс лет д.н.э. переход к производящему хоз-ву и труду. Долото превратилось в топор. Наиболее выс.уровня достигла обработка каиня. Глин.посуда (из керамики). Ткац.станок. Стоянка Сексеульская (Кзыл-Ордин.обл).

Энеолит(медно-камен.век)(3-2.8 тыс.г.до н.э)1-й металл-медь. Распад Матриархата и преобладание патриархата. Разделение труда. Стоянка Ботай (сев.Каз-н)

Эпоха бронзы(сплав меди и олова) ( II тыс.до н.э) 1-е находки у с. Андроново (у г. Ачинска в Южн.Сибири). Андрон.культура одна из крупных в Евразии. Памятники от Урала до Енисея от тайги до Памира. Европеоиды. Глав.занят.пастуш.ското-во(оседлое),земле-е (вспомог.роль),рыбалка. Камен.мотыги. Медные и бронз.серпы.. Зернотерки. Жилище Анд-цев прототип юрты (перенос.жил)

Позняя бронза-Бегазы-Дандыбай(12-8 вв.до н.э) в Центр.Азии(уже кочев.хоз-во) завершает Бронзу. Климат суше. Зима суровее лето короче и жарче. На смену Андронов. куль-ре (земледель-скотоводческ) пришла Бегазы-Дандыбай (кочевая). Начал распад-ся первобытнообщин.строй. Появилась частная собственность на скот (пастбища в родовой, общинной). На юге Каз-на оседлые земледельцы.

30 поселений и 150 могильников в Центр.Каз-не. Появились могильники только с одним чел-ком. Тотемизм- древней религия, вера в мистич.связь с животными (покровителем рода). Фигурки женщин из кости- культ мат.-земли, матери рода. Появились жрецы (служители культа)-хранители традиций и знаний. Богатые ювелирн.изделия. Рисуноч.наскальн.письмо пиктография (стоянка Тамгалы). Город Аркаимна границе Челябинск. и Кустанай.области. Наурыз-древ.праздник

Железный век

Ранний-VIII-III вв.до н.э. поздний-III в.до н.э-VI в.н.э. В ранний жел.век широко плавка и обработка цв.мет.

Саки (I тыс до.н.э)-племена ран.жел.в. О них узнаем из: наскал.клинописи Персии и грека рим.трудов (здесь наиболее интересн.свед о саках).Персы называли «великие-мужи» и «труды с резвыми конями», греки –азиат.скифы. «По одежде и образу жизни они похожи на скифов»(Геродот)

Сак.племена :тиграхауда (с острок.шап) жили в Жетысу, у Тянь-Шаня; исседоны ( Центр.Каз-н); парадарайя(заморские) в Приаралье и низ.Сыр-Дарьи; южнее их хаумаварга (варящие хаому).Агриппеи(на сев-западе Сыр-Дарьи) были соседями сарматов( по Геродоту).Аримаспы( в вост.Каз-не)

На севере и стаде было много круп.рог.скота.Земледелие и оседлое ското-во у саков южн.Каз-на.

Большая роль Народ.собрания(участвовали и женщины). Оно выбирало царя (вождя) 3 группы общества –воины,жрецы,общинники-скотоводы(основ.население). Распад певобыт.строя и создание воен.дем-ии. Высока роль женщин (Томирис). Они находились в почетном полдожении. На Томириснапал в 530г.д.н.э. Кир. В 519-518 гг.д.н.э. Дарий I напал на тиграхауда. В этой войне совершил подвиг пастух Ширак. Потом саки наемниками у персов воевали с Египтом и Турций. В IV в.д.н.э. Царь Александр воевал с саками.Саки преградили путь грекам на восток.

С VIII-VII вв.д.н.э у саков «звер. стиль» в искусстве. Талисманы и амулеты в виде зверей.17-летний царевич «зол.чел-к» найден в кургане Иссык. На нем было 4 тыс.зол.пластинок (в виде зверей). В этом кургане древнейшая в Каз-не надпись на серебр.чаше у саков (26 знаками)

Тасмолинская (Тасмола у Екибастуза и Павлодар.обл.) курганы «с усами» в Центр.Каз-не эпохи ранн.железа (усы направлен.на восток). Играли роль маяка (ориентированы по сторонам света). В бол.кургане хоронили чел-ка, в малом –лошадь. Тасмол.куль-ра повлияла на куль-ру саков между Иртышем и Уралом. К ней относят исседонов.

В Зайсан.районе Вост.Каз-на «цар.кур»(долина Шиликты). В 1960г. Изучен сам.большой «Зол.курган» (VIII-IV вв) Шиликты. В кургане №1 нах-ся сам.раннее цар.погреб. в Каз-не «Зол.чел-к-3» (VIII в.д.н.э). Всего в могильнике 51 курган. В VI-III вв.д.н.э торговали(в могилах изд.из Китая и Персии)

Города саков: Бабиш-Молда; Чирик –Рабат(300км от Кызыл-Орды), Здесь найдены железн.доспехи сака. Куль-ра саков юга и севера Каз-на имеют много общего. Из металла сделанного в Каз-не (I-III вв.д.н.э)найдены предметы в Вост.Европе и на Кавказе)

Уйсуны в Жетысу IIIв д.н.э-IVв н.э. Знаем от китайцев(Сыма –Цзянь). Кит.источники упоминают о них с II в.д.н.э.Столица Чигучен на южн.берегу Иссык-Куля. Еврпеоиды. Правитель-гуньмо. Имелось гос-во. Домашние рабы. Жизнь и быт кочевников III-II вв.д.н.э в Каз-не описал в «Ист.записках» Сыма-Цзянь

Кангюи IIIв.д.н.э-Vв.н.э. Знаем от кит.(С.Ц)они сообщают о писан.законах и 2-х ставках (летней и зимней) правителей Кангюев. Жили в бассейне Сыр-Дарьи и предгорьях Каратау. Оседлые земледельцы. Во главе Вел.хан.Верховн.власть передавалась по наслед.Столица –Битянь(у Туркестана). В 46-36гг.д.н.э воевали в союзе с гуннами против Китая. Пытались сохр.контроль над ВШП.Кок-Мордан –центр город.куль-ры Кангюев. Их города предвестники городов ранн.сред. Найдены 1300 монет с ВШП. Возможно было письмо.

Гунны IVв.д.н.э-IIIв.н.э. Китайцы их звали хунну,сюнну. Правитель Шаньюй. Его родня темники. В III в.д.н.э их объединил Модэ(по Гумилеву в209г.д.н.э). При нем они достигли наибольшего могущества. Стали сильней.гос-вом Евразии. Выс.уровня достигло воен.дело.Основ.армии –конница. Выращивали все виды скота. Жили в юртах. С Китаем воевали 300 лет с IIIв.д.н.э китайцы от гуннов стали отгораживаться Вел.Стеной.

55г.д.н.э гунны разделились на сев.и южных. Южные приняли кит.подданство . Северные в кон.Iв.д.н.э.(Чжи-Чжи) двинулись на запад. Соединились с Кангюями в южн.Каз-не.2-ая волна переселения в Каз-н вI в.н.э. Движение гуннов на запад с IIв.д.н.э до IV в.н.э

Они начали Вел.Переселение народов. В 395 г.гунны стояли у Константинополя (солшиц.Вост.Рим.им.). Император обещал платить дань золотом. В 437г. Гунны углубились в Европу. При Атилле(445-453) у гуннов пик могущества. Он соединил племена гуннов Румыний и Венгрий. При нем сложилась воен.дем-я. В 452 г.гунны стояли у Рима.

Рим.империя пережила кризис и не сдержала натиск гуннов. Гунны способствовали распаду рабовладения. Они освободили Европу от Рим.владычества. После смерти Атиллы гунн.союз распался. Верди о гуннах писал оперу «Атилла» . О гуннах писали Марцеллин и Прииск. Полихром.стиль(III-V вв.д.н.э)

Сарматы VIIIв.д.н.э-Vв.н.э. Слово «сармат» с III в д.н.э.С II в.д.н.э савроматы захватили междуреч.Урала и Волги и достигли Причерноморья. О них писали дре.греки и римляне. Язык схожий с скифским(по Геродоту). Кочевые скотоводы. Частично земледельцы. Савроматы-сарматы связывали куль-ру Центр.Азий и Причерноморья. Расцвет воен.дем-ии вопросы внеш. И внутр. Политики в узком кругу вождя и старейшн. У сарматов роль женщин была выше, чем у др.племен.

У сармат начинает преобладать монголоидность. Их число уменьшилось из-за засухи. Уменьшилось кол-во скота и сарматы присоединились к гуннам в Вел.Пересел.народов. С II в д.н.э заработал Вел.Шел.путь. Ист.антропология-отрасль ист.науки,исследует внеш.черты облика людей. Реконструкцию черепов Жетысу М.Герасимов.

Средние века

3 периода: VI-IX вв.-ранее средневековье(каганаты тюрков, тюргешей, кимаков и др), X-XIVвв..XV-XVII вв.(образование каз.хан-ва)

Тюркский период (VI-XII вв)

Каганаты- раннефеод.гос-ва этноним «тюрк» в кит.источниках с 542 г.

Тюрк.каганат (552-603 гг)- 1-е феод.гос-во в Каз-не. В 552 г.борьбу тюрок против жужан (авар) возглавил Бумынь. Он и основал новое гос-во. Ему присвоили титул Елхан. Тюрки платили дань жужанам железом (плавили с V в.). В 553 г. Мукана вновь базбивает жужан. Ему платили дань Китай. Победив жужаней тюрки стали единоличными властительями востока Вел.степи.

Истеми возглавил поход 10 туменов на запад и покорил согдийцев. Эфталиты Ср.Азии оказали упорн.сопротивление тюркам. В VI в. весь Каз-н попал под власть тюрок. В 568 г.тюрки и Византия установили торгово-дипломат. союз против Ирана. Это привело к раширению торговли через Вел.Шелк.путь. В 570-е гг. тюрки достигли Черного моря. В 570-80-е гг.данником тюрок стал Китай. Каганат, протянувшись на значит.часть Евразии, стал мощным гос-вом наряду с Ираном, Китаем, Византией.

В основе гос-ва самое больш.тюркоязычн.племя теле(от него потом возникает «тюрк»). Основа хоз-ва кочевое и полукочевое ското-во. Из Китая тюркам шло 100 тюков шелка в год. В V-VII вв. тюрки сжигали умерших, пепел хоронили. Междоусобицы ослабили каганат.

Согдийцы (вост.иранцы) вVI-VIII вв.бежали в Жетысу (от арабов-мус.) попали под власть тюрк.каганата. Они сыграли ключев.роль в становлений город.куль-ры в Жетысу (основали многие города) и постепенно тюркизировались (переняли язык и обычаи). В VI-VIII вв.тюрки стали основным населением Жетысу. Тюрки научились у согдийцев оседлости, земледелию, торговле, согдийцы у тюрок- скотоводству.

Распадкаганата в 603 г. На Западно-Тюркский (603-704 гг) и В.Т.К (603-756 гг) от Или и Чу до Аму-Дарьи, Иртыша и Волги. 1-й правит. Тардуш. Столица и зим. Ставка Суяб(на Чу). Лет.ставка-Мынбулак. Ядро гос-ва и система упр.каганатом- «он ок будун» («10 племен»). Жили они от Каратау до Джунгарии. Расширение границ и усиление полит.господ-ва Зап-Тюрк. Каганата в 1-й половине VII в. В 627 г. Зап.тюрки помогали Византии (это было свидетельством их могущест.). Селифы- собирали налоги и назначались из числа мест.жителей.

Деяния Бильге-кагана и Культегина по воссозданию В.Т.К. отразились в кам.письменах. В 682 г. После войны с Китаем в Монголии восстановит свое гос-во В.Т.К. Из-за междоусобиц и ослабления З.Т.К. в сер.VII в. в Жетысу вторгся Китай. Отпор китайцам дадут уже тюргеши.

Судьи –буруки и тарханы. Ябгу, шад, эльтебер –из рода кагана. Беки- наместники. Основ.население- карабудун («чернь» общинники скотоводы). Они несли повинности. Например «кровного долга» -прохождение воен.службы. Вассалами тюрок были и оседлые таты из Жетысу. У тюрок были и рабы (из военнопленных).

Тюргеш.каганат (704-756 гг) 1-е сведения о тюргешах в Кит.летописях. Ряд побед Ушлик каган над империей Тан в кон. VII нач.VIII вв. привели к возвышению тюргешей. Он и основал династию и гос-во свергнув в 704 г. в Жетысу зап.тюрков. Ставки Бол.Орды- Суяб, Мал.Орды- Кунгит (на Или). Пастбищами владел каган . Он и распределял землю. Простолюдины,не получившие земли, в знак протеста откочевывали в др.места. В Таразе выпускались 1-е тюргеш.монеты.

Арабы вторгаются в Каз-н в нач.VIII в. Помимо арабов тюргешам угрожал Китай. При кагане Сулу (хор.дипломат) гос-во укрепилось. Он вел войну на 3 стороны. С зап. Против арабов (за смелость звали его «бодливым»), с востока и юга против Китая и В.Т.К. В 748 г.китайцы ворвались в Жетысу и разрушили Суяб. В 751 г. В грандиозной 5-дневной битве у Атлаха кит.армия была разбита арабами и тюргешами. Глав.роль в победе за конницей карлуков, перешедший в битве на сторону арабов. После этого китайцы покинули Жетысу.

Арабо-кит. нашествия и междоусобицы ослабили тюргешей. Развернулась борьба за тюргеш.наследство между карлуками и Китаем. Каганат был захвачен карлуками.

Карлук.каганат (756-940 гг) 1-е сведения о карлуках в IV в. (они тогда входили в племя тюрков). В VII в. о них говорят кит.хроники. Прежде карлуки были 1-м из племен Тюркского и Вост.тюрк.каганатов. Иногда их называют «древ.тюрками».

Уйгуры разбили карлуков и те ушли в Жетысу. Воспользовались упадком тюргешей, создали здесь свое гос-во ( в предгорьях Джунгар Алатау и средней Сыр-Дарьи).Правили здесь около 200 лет. Столица –Суяб. Правители-джабгу. Эльтебер –вожди племен. Для борьбы с Китаем в 766-775 гг. завоевали на востоке Кашгарию. В нач.IX в. карлуки разбиты уйгурами, но в 840 г.в союзе с кыргызами они побеждают уйгур. В 20-й борьбе с уйгурами карлуки победили. Карлуки были язычниками и мусульман.династия Саманидов объявила им «свящ.войну» (джихад), захватив Испиджаб и Тараз. Начинается постепен.переход в ислам (из христианства-несторианства, буддизма, тенгризма и др.). Но все 2 века карлуки сопртивлялись арабам-мусульманам.

Воспользовавшись тяжким положением карлуков, наместники Кашгарии восстали захватили Баласагун и свергли карлук. Уже при Караханидах карлуки наконец-то массово перейдут в ислам 25 гор-ов было у карлуков (по книге «Худуд аль-Алам»)- Кулан, Атлах, Талгар, Балык и др. В долине Чу и Таласа появились города Кулан, Мирки, Балык.

Огузы (кон.IX-нач.XIвв). Самые ранние сведения о них у Аль-Якуби. Столица Янгикентна Сыр-Дарье. В VII в.ядро огузов формируется в Зап.Жетысу-между Исск-Кулем и Чу(по М.Кашгари). Затем их карлуки вытесняют на Сыр-Дарью. В упорн.борьбе теперь уже сами огузы вытесняют с Сыр-Дарьи печенегов (дальше на запад). Вскоре огузы в союзе с хазарами подчинили печенегов между Волгой и Уралом (по «Огуз-наме»). А затем уже с хазарами огузы начали борьбу за пастбища и торг.пути Причерноморья. В это время они жили от Сыр-Дарьи до низовьев Волги. Скотом торговали со Средней Азией и Китаем. Расцвет гос-ва при Шахмалике. В 1041 г. он захватил Хорезм.

 В союзе с киевским князем Святославым огузы разбивают в 965 г. хазар. Огузы вместе с Древн.Русью пытались котролировать торг.пути из Европы в Азию (через Мангыстау и Устюрт). В кон.X в. князь Владимир в союзе с огузами поход на булгар на Волге. Часть печенегов и кангоров (по языку индоевропейцы и финноугры) вошли в состав тюркоязычн.огузов.

Правитель –джабгу(ябгу), его жена-хатун, наследник-инал, его советники-коль еркины. Власть наследственна. Глава войска-сюбаши. Наставник наследника-атабек. Огуз.гос-во-«воен.дем-ия». Народн.собрание раз в год. Впоследствии из-за усиления аристократии «коль еркины» стали собирать совет знати (канкаш). Срасцветом огуз.общ-ва власть перешла к Великому и Мал.курултаю (по эпосу «Огуз-наме»).

Войны, рост налогов вызвали недовольство народа. Огузов с берегов Арала и Сыр-Дарьи вытеснили и погубили в XI в.кыпчаки. Сельджуки (входившие в состав огузов) ушли в Вост.Европу и Мал.Азию (положили начало туркам).

Караханиды (942-1212 гг). Находились в Жетысу и в части Вост.Туркестана (отИспиджаба до Кашгара). Столица Баласагун (потом Кашгар). Верх.власть у кагана. Основал гос-во хакан Сатук-Богра хан (власть наследственна). Он принял ислам. Его сын Мусса Богра-хан в960 г. сделал ислам гос.религией. Караханиды 1-е гос-во принявшее ислам. Икта-зем.надел. Иктадар-землевладелец, собирал налоги и нес воен.службу у кагана. Вакф-земли религиозн.учреждений. С них налоги не взымались. Занимались коневодством. За счет оседания обедневших скотоводов росло число городов и город.население.

В 999 г.караханиды захватили Бухару (столица Саманидов) и Маверанахр. В XI-XII вв.занимали земли от Мав.до Жетысу и Кашгар. В 1130-годах с востока в Жетысу вторглись каракитаи. Караханиды стали зависимы от киданей. В 1141 г. в Катванской битве (у Самарканда) они разбили Караханидов и сельджуков. После этого Караханиды разделились на 2 хан-ва :Восточное в Жетысу и Вост.Туркестане (столица Орда, позже Кашгар) и Западное в Мавераннахре (столица Узгенд, затем Самарканд). Граница между ними по Сыр-Дарье. Обе части стали вассалами каракитаев. В 1212г. Хорезм-шах захватывает Зап.хан-во и хан найманов Кучлук Восточное.

Кимаки (кон IX-нач XIвв). В нач. VII в.сформировались в северо-зап.Монголии (по кит.летописям). В сер.VII в. отошли на север.Алтай и Иртыш. Освободились от др.племен в 656 г. после распада Зап.-Тюрк.каганата. После разгрома в 840 г. Уйгур.каганата, часть его племен отошла к Кимак.гос-ву. Частично оттеснили огузов. В XI в. занимали северо-восток и центр Каз-на. Столица- Имакия. Правитель каган (джабгу стоял на 2-ступ.ниже). Его власть наследственна. Такой же была «власть 11 наместников». За службу они получали новые уделы. Тенгризм в X в.ислам.

Перс.историк Гардези (XI в) писал о 7 ким.племенах. Среди них наиболее могучие сами кимаки и кыпчаки (самое круп. и сильное племя под контролем кимаков). В XI в. кимаков атакуют Караханиды. Это, а также междоусобицы с кыпчаками, стало причинами упадка кимаков.

Кыпчаки (1-я пол. XI в-нач.XIII в.). О них писал Карпини. В XI в. земли кимаков вошли в Кыпчак.каг. т.е. к ним отошли основ.земли Каз-на (кроме Жетысу).

Дешт-и-Кыпчак («Степь кыпчаков» у арабов) между Алтаем (Иртышем) и Волгой. Русские их звали «половцами», венгры (и европейцы)-«команами».Хан избирался из племени «ельборили» (хан.династия). Войско делилось на Правое (более сильное) и Лев.крылья . Ставка (Орда) Прав.крыла на Урале (у Сарая), Левого-в Сыгнаке. Общ.строй кыпчаков продолжал уклад кимаков. Рубрук пишет о айране кыпчаков. Показатель обеспеченности –кол-во лошадей. С сер.XI в.кыпчаки мигрируют на запад до Волги и вступят в контакт с Русью, Византией, Венгрией. Волга станет границей между Западными и Вост. кыпчаками. Кочев.кыпчаки стремились к захвату городов южных Каз-на и Руси. Препятствием продвижению кыпчаков сюда станут огузы. В нач.XIII в. кыпчаки воевали с Хорезмом за Приаралье (господствуют здесь с XII в.) и присырдарьинские города. Хорезм навязывал кыпчакам ислам. Монголы остановили это соперничество и прервали формирование кыпчак.народности.

Каракитаи (1152-1212 гг) связаны с племенем киданей. Так называли их мусуль.истор. По кит.источникам они потомки киданей, создали империю Ляо (924-1125) от Тих.океана до Алтая. Скорее всего монголоязычны. Глава-Гурхан. В 1125 г. Ляо была разбита и гурхан Елюй-Даши откочевал в Жетысу (там ослабевшие Караханиды). В 1141 г. кидани в Катуанской битве (у Самарканда) разбили сельджуков и Караханидов. Караханиды стали вассалами буддистов киданей (платили дань). Вскоре кидании подчинили и Хорезм. Налог.гнет и грабеж киданей стали причиной восстания против них.

У Баласагуна кидании основали свою ставку Гуз орду. Пригранич.племена кидании обязаны нести погранич. службу. Право наследования власти имели и женщины. Против жестокой налог.политики киданей в Жетысу поднимались восстания. В 1208 и 1212 годах кидании были разбиты найманами. А затем и Хорезма. Гурхан киданей попал в плен в 1212 г. к найманам Кучлука. Смешались с тюрками (тюркизировались).

Ханства найманов («8» поемен на монг.яз.) и кереитов (западнее найманов) населяли восток и Центр.Азии (центр и запад Моголии). Найманы между Хангаем и Орхоном (здесь столица Балыкты) и Алтаем (Иртышем и Тарбагатаем). Ставка кереев Битобесначала у горы Хан-Тенгри (под Улан-Батором). Потом на реке Орхон. Перс.историк Рашид-ад-Дин о кереях высокая куль-ра, имели древнетюрк.письмо. У кереев было 8 аймаков. Шерби у жалаиров отвечал за внутр.политику. Нукеры-войны наман, кереитов, жалаиров.

С X в. проникают в Каз-н. В 1007 г.приняли христианство несторианского толка. Найманы достигают расцвета при Даян-хане, кереиты при Куршакуз-хане. Но Чингизхан и кереи разбили найман. В 1201 г. опасаясь возвышения Чингизхана кыргызы, меркиты, найманы и др. созвали курултай. Но в 1204г. Чингизхан повторно и окончательно разбивает найман (Даян-хана). Кучлук хан (сын Даян-хана) бежит в Жетысу. Здесь в 1212 г. найманы подчинили каракитаев. В Жетысу Кучлукпреследовал мусульман. Это вызвало межрелигиозное противостояние.

Культура Тюрков

Вел.Шелк.путь (сер.II в.д.н.э-XIV в.н.э). Длина 7тыс.км. Север ветка ВШп через Жетысу и юг Каз-на. Одна из дорог шла в Жетысу (глав.ворота пути на восток). Южн.Каз-н стал воротами Пути на запад. Другая через Туркестан и низовья Сыр-Дарьи, в обход Арала и Черн.моря шла до Европы. Города Жетысу (более 100), возникшие вдоль пути, сформировались на месте зимовок. Все основ.города Жетысу ср.веков лежали вдоль ВШп. Города ВШп часто стояли на границе кочевого и оседлого миров. Заинтересованность во взаимной торговле расширяло отношения городов и кочевников.

Город.куль-ра юж.Каз-на складывается в VII-VIII вв. Глав.торг.центры ВШп в Южн.Каз-не Тараз и Испиджаб ( по Кашгари в VI в.Сайрам). Эти города (а также Сауран) были самыми крупными в Каз-не. Испиджаб 1-м из круп.политико-эконом. центров Юж. Каз-на. Росло число городов и росли их размеры. Города росли за счет рабада и за счет оседания кочевников.

В X-XI вв.на развитие город.куль-ры в Каз-не повлиял ислам. В X-XI вв.рост числа городов и развитие оседлой куль-ры в Каз-не. Ярморочн.торговля IX-XII вв.наиболее интенсивно в приграничных с кочевниками городах. Тараз –«место торговли мусульман с тюрками». Суяб- круп.торг. город долины Чу.

Жетысу в VIII-IX вв.-центр производства серебра. Серебр. Клад из Отрара говорил о межд.торговле в Каз-не в ср.века. Главы городов выпуском монет почеркивали свою независимость. В X-XII вв.-«серебр.кризис»-дирхемы из меди покрывают серебром. При Караханидах ходили все виды дирхемов.

В городах ВШп были Караван –сараи. В Испиджабе караван-сараи с комнатами для торговли тканями-тимы. Из Китая тюркам шли шелк, бумага, зеркала. С Ближ. и Сред. Востока- ковры, жемчуга, стекло и др. Китай вывозил шелк на продажу, но технологию его производства держал в тайне. Тем не менее, Согдиана стала его изготавливать и стала конкурентом Китая. А торг. колонии согдийцев встречались даже в городах Вост.Китая. Вдоль кара.путей строили сардобы-колодцы с куполом. ВШп способствовал торговле и дипломат.отношениям Востока и Запада. Торговые, культур.связи ВШп были прерваны в XIII-XIV вв. нашествием монгол. Центр города –хисар. Города в X-XII вв. росли за счет рабадов, где жили бедные простолюдины пригородов. На окраинах жили бедные земледельцы.

Цитадель-укреп.часть города. Жатаки-оседлые (по Кашгари). В Отраре найдены руины 2-х бань (XI-XII вв). Они отапливались жаропроводящими каналами . В бани Тараза вода шла с гор. До 1960-х гг. работало баня в Туркестане. Тандыр (печь) стоял справа от входа в дом. Очаг у всех народов символ единства семьи и изобилия народа. Терроката- керамика из цвет.обожжен. глины. Тюрк.луки –составные.

Религия. До ислама в ранн. средневековье тенгризми культ предков. Тюрки почитали небо (Тенгри), Умай (богиня очага, здоровья, детей, плодородья), Кок-бори (Волка), Ер-Суб-Земля-Вода. Эрклиг-бог смерти, владыка подземн.мира. Аруахи-духи предков. С приходом тюрок стали возводить Балбалы (камен.скульпторы) на могилах знатных людей.

В VII-VIII вв. появились намогиль.камен.плиты с надписями. Обряд «очищения» -прохождение между кострами. Иногда даже скот прогоняли между кострами. От сглаза бойтумары (оберегали). Вешали на шею детей или молодняка скота. Дын-могилы доисламского периода в виде юрты. Тюрки в V-VII вв. умерших сжигали. Будд. Храмы в Акбешиме и Суябе (VII-VIII вв.). Миссионеры буддизма- согдийцы. С сер. I в.д.н.э по ВШп из Индии через Ср.Азию и Вост.Туркестан шел буддизм. Оссуарии- глин.сосуды с костями умершего у зороастризма.

Исламизация. Исламизация с VIII в. в Южн.Каз-не с X в. Мечети с 2-й пол. IX в. в Южн.Каз-не с X в. С X в. исламизация кимаков. В соответствии с кононами в X-XII вв. развивается архитектура зданий (мечети, бани и др.). Мавзолей- надгробные монументы. Мавзолей Коркыта(Кзылорд.обл.).Мавзолей Бабаджи- Хатун (X-XI вв) и Айша-Биби (XI-XII вв) и Тараза- свидетельство выс.ур.архитектуры. Мавзолей Кара-хана в Жабыле (Таразе). Мавзолей Арыстан-бабау Отрара на Сыр-Дарье. По погребениям IX-XIII вв.можно проследить укрепление в Каз-не ислама.

После принятия ислама балбалы перестали строить. До ислама вещи покойного хоронили вместе с ним. Теперь это запретили. Причиной быстрого распр-я ислама было то, что суфизм был близок шаманизму тюрок. Исламизация Каз-на повлияло на науку и знания.

Писменность. Руническая (тайная) 35 букв-рун (на основе родовых тамг). Тамга-письмен.знак родового имени тюрок. Древнетюрк.алфавит с VI в.(сер.Iтыс.н.э.,V в.д.н.э). Послы Зап.тюрк доставили в Византию послание со скиф.письмненами. Вместе с рунами в VI-IX вв. использовали согдий.письмо 1-е и круп.камен.стелы с письменами найдены на р.Орхон. Посвящены они деяниям Бильге-кагана и Куль-Тегина. Круп.тюрк.рунич.тексты на камен.стеллах истор.дастаны «Культегин» и «Таньюкок»- основ.памятники древнетюрк.лит-ры (написаны в Вост-Тюрк. каганате). Найдены руны и на р.Талас. Древнетюрк.шрифт (орхоно-енисейские руны) использовался до XII в. Письмена «Таньюкок»-1-е яркие образцы тюрков. К лит-ре VIII-IX вв. относит-ся «Коркыт-Ата» и «Огуз-наме». Передаваемые устно, в XI в. их записали. 1 из вариантов записан перс.ист. Рашид-ад-Дином.

Исламизация привела к исчезновению рун. Тюрки перешли на арабицу. Вместе с исламом к тюркам проникает араб.язык. С X в. в Южн.Каз-не книги стали писать на араб.языке из-за распр-я ислама. Лит-ра и наука перешли на араб.язык.

Мыслители. В X-XII вв. у тюрок появились известные науч.труды и литер.произведения. Это было шагом вперед в развитии духов.куль-ры.

Фараби (870-950 гг) из округа Отрар. Писал араб.письмом, учился на кып.яз. 1–й ученый Востока, известный миру «2-й Учитель» (после Аристотеля).

Ю.Баласагуни (1021-75 гг) автор «Кутадгу билик» («Благодат.знания»), одного из 1-х светских трудов на тюрк.яз. Здесь много сведении об истории и общ-полит.жизни, обыч., традициях, религии. За этот труд каган Караханидов дал ему титул «гла.визиря».

М.Кашгари (1030-90 гг) автор «Диуани-лугат-ат тюрк» («Словаря тюрк.наречий»)- изучал топонимы, историю, этнографию тюрок. Внес вклад в языкознание. Был первопроходцем в изучении тюрк.языков был Кашгари (по Баскакову). Кашгари (по Кононову) доказал что тюрк.яз не ниже арабского.

Ахмед Игунеки (предводитель мудрейов) –автор дастана на тюрк.яз. «Дар истины». Жил при Караханидах.

Х.А. Йасауи/Ясави (1103-67 гг) из Сайрама. Долго жил в Туркестане (Йасы/Яссы). Сын известного ученого. Ученик Арыстан баба (VII-VIII вв) и учитель поэта Сулеймана Бакыргани(Хаки ата). Учился в Бухаре. Основал суфизм(аскетич. и мистич.ислам), мыслитель, поэт и проповедник ислама у кочевников. Автор «Диуан-и-Хикмет» («Книги о премудорости»). Написана тюрк.яз.араб. буквами. Здесь он проповедует смирение, аскетизм, и т.д. Мавзолей Ясави в Тур-не заново выстроен в XIV в. Тимуром. Внутри него огром.котел. Купол мавзолея Ясави к XVIII в. был полуразрушен и восстановлен в XIX-XX вв. Рядом с ним мавзолей Рабиги Султан Бегим.

Монгольское нашествие. Улусы и Орды

Основал Монгол.империю Чингиз-хан (1155-1227 гг) из племени боржигитов. В детстве носил имя Темучин. Он воспитывался при дворе хана Кереитов. В нач. XIII в. монголы и кереиты дружили (по «Тай.истории монгол»). Отец Есугей –багатур погиб когда сыну было 9 лет. В 1206 г. на курултае монгол.знати в междуречье Онона и Керулена Темучин првозглашен Чингиз-ханом. Жена из племени конырат(их брак положил начало чингизидам).

Империя Чингиз-хана была построена на военно-адм.принципах. Вся Монголия делилась на 3 крыла (аймаков). Крылья делились на 95 туменов по 10тыс.воинов. 1000 воинов состояла из сотен, сотни из десятков. Чингизхан принял основ.закон «Яса».1-я его часть слова Чингиза и рецепты управления страной. По «Ясе» высший орган власти Курултай (1 раз в год летом). На нем решали важные гос.дела (ведение войны и т.д).

В 1211-15 гг. монголы вторглись в Китай. Здесь они заимствовали метательные и стенобитные орудия. О жалаирах, покоренных Чингизханом писал хивин.историк Абулгазы в «Тюрк.летописи». В это время в Жетысу и Юж.Каз-не воевали мусульмане караханиды и буддисты каракитаи, найманы. Используя это межрелигиозное противостояние монголы в 1218 г. вторгаются в Жетысу. Джебэ-нойон  запретил грабежи в крае. Уставшее от войн население не сопротивлялось монголам. Без боя сдался Баласагун, прозванный монголами «Гобалык» («Кроткий»).

«Отрар.катастрофа» 1218 г. глава Отраракыпчак Каир-хан заподозрил в могол.караванах шпионов. Людей казнили, товар разграбили. Чингизхан получил повод для войны. В 1219 г. 150 тыс. монгол направились к Сыр-Дарье. Отрар Кайр-хана отбивался 6 месяцев, но его взял Чагатай. Просуществует Отрар до XVII в.

Упорное сопротивление оказал Сыгнак (на Сыр-Дарье). Ашнас и др. В 1219-20 гг. присырдарьинские города были захвачены монголами. В низовьях Сыр-Дарьи города взяты Жошы. После монгол число городов в Жетысу уменьшилось с 200 до 20. В битве на Калкемонголы разбили кыпчаков (половцев) и русских.

Огромные тер-рии , захваченные в Евразии в XIII в. монголами, Чингизхан поделил между 4 сыновьями. Земли к востоку от тИртыша до Вост.Европы вошли в Улус Жошы- самый большой улус в Каз-не ( Вост.Дешт-и-Кыпчак, Приаралье, нижняя Сыр-Дарья). В Улус Чагатая (2-го сына Чингизхана) в XIII сер XIV вв. вошли Южн.Каз-н Жетысу, Ср.Азия, Вост.Туркестан. Столица Алмалык. В Улус Угэдэя (3-го сына) вошли Зап.Монголия и Алтай, Тарбагатай и верховье Итрыша. Тулуй- младший сын Чингизхана. Он получил Монголию. Столица всей Монгольской империи Каракорум. Уже тогда в Европе и Китае монгол называли «татарами». Сами монголы были в меньшинстве, большую часть армии составляли кыпчаки. Рубрукпрошел из Жетысу в Монголию. Монголоидность племен Каз-на взросла еще в VI-IX вв. Рост монголидности было одним из последствии монгол.нашествий. Хотя сами монголы среди тюрков Каз-на растворились, переняли язык и обычаи.

Улус Жошы (Джучи). Сын и приемник Джучи- Батый (1227-55 гг) после 7 лет похода (1236-1242 гг) на запад, в Восточную Европу основал Золотую Орду (сер.XIII-сер.XV вв.). Так называли улус в рус. летописях в кон.XVI в. При Батые Орда простиралась от Алтая до нижнего Дуная. Сев.Кавказ, Крым, Русь стали зависимыми от Улуса и платили дань. Русс.князья признали свою зависимость и получили в Орде ярлык (право на княжение). Батый поделил улус на правое и левое крылья. Большое внимание он уделял развитию городов. Сначала столицей был Сарай-Бату (в низовьях Волги, у Астрахани) затем Сарай-Берке ( у Волгограда). Даруги собирали налоги. С Берке(1255-66 гг) Орда стала независимой от Монголии. Он перестал участвовать в общемонголь.курылтаях . При Берке укрепились связи с султаном Бейбарысом(Египет). Берке лично принял ислам, но не навязывал его населению. Ислам Берке использовал для укрепления связей с мусульман.странами. Менгу-Темир (1266-1280 гг) в 1271 г. Совершил поход на Византию (мешала связям с Египтом). Визант.император заключил с Ордой мирный договор, который способствовал торговле с городами Средиземноморья.

При Узбеке и Джанибеке в 1-й пол. XIV в.Орда достигла расцвета и пика могущества. При Узбеке (1312-42 гг) в 1312 г. ислам стал гос.религией. Орда стала ислам.гос-ом. 2-я пол XIV в. усиление междоусобиц в Орде (в «Вел.смуту» в 1357-80 гг. сменилось 20 ханов ). В 1380 г. потомок Жошы Тохтамыш воспользовался разгромом Мамая на Куликовом поле Дм.Донским и захватил власть в Орде. В 1382 г. он сжег Москву. Между Тимуром и его бывшими ставленником Тохтамышем началась война (благодаря чему Русь освободилась из-под ига Зол.Орды). В 1389, 1391, 1395 гг. Орда была разбита Тимуром, а столицы сожжены. Вскоре экономика Зол.Орды пришла в упадок.

Тимур правил в Ср.Азии 35 лет(1370-1405 гг) и выдвинулся в феод.усобицах в Мавереннахре. Из тюркизированного монгольского племени барлас. Империя эмира Тамерлана ( столица Самарканд). Прежде чем покорить Зол.Орду Тимур обрушился на Ак Орду и Моголистан. Могуществу Тимура угрожало объединение Зол.Орды и Ак Орды Тохтамышем.

В кон.1380-х гг. Ак-Орда и Моголистан заключили союз против Тимура. В кон. XIV-нач.XV вв. в Каз-не уменьшилось население, в упадке хоз-во из-за походов Тимура. Тимур почеркивая единство ислам.народов сторит мавзолей Х.А.Яссауи (и для укреп.своего авторитета). Умер в Отраре во время послед.похода на Китай.

Ак-Орда (XIII-нач.XV вв) в Вост.Дешт-и-Кыпчаке на землях улуса Джучи. 1-е центр.гос-во после монгол. Во главе ханы рода Орда Еджена. Родоначальник Орда-Еджен правил вместе с бием Мойкы-Уйсун. Столица Сыгнакна средней Сыр-Дарье. 1-й хан Сасы-Бука. Со 2-й четв. XIV в. Ак-Орда отделяется от Зол.Орды. Огланы- называли «узбеками». Появление этого этнонима связано с ханом Узбеком.

Бурный рост городов при Ерзене. Тохтамыш с помощью Тимура пытался захватить Зол.Орду и Ак-Орду. Походы Тохтамыша и Тимура ослабили Орду. Послед.хан Барак(1423-28 гг).

Моголистан ( сер.XIV-нач.XVI вв.1348-1514 гг). Возник в итоге распада улуса Чагатая на востоке улуса (в юго-вост.Каз-е). Столица Алмалык. Население-«могулы». Глав.племена дулаты (в XV в. в Юж.Каз-не), уйсуни (в XV в.в Жетысу), канлы ( в XV в. жили от Каратау до Жетысу). Часто вместо уйсуни (преобладали в Моголитсане) употребляли слово «дулат». Жалаиры в XV в. тоже жили в Жетысу. Коныраты в XV в.жили от Туркестана до Каратау.

Основатель династии ханов Могул-на молодой чагатаид Тоглук-Тимур. Но фактически страной правит эмир (глава) рода дулат Пуладчи. Он сыграл важную роль в основании Моголистана возведя на трон 1-го хана Тоглук-Тимур пытался установить свою власть во всем улусе Чагатая. Хан правил по улусной системе. За главой дулатов был закреплен титул улусбеги (наслед.титул улус.бека). Улусбегипомогал править хану.

Тоглук-Тимур сделал ислам гос.религией. насильно обращал в ислам население. В кон.XIV в. на Моголистан напал Тимур. А в 1390-е годы он подчинил его себе. Хан Хизр-Ходжа признал себя вассалом Тимура страна распалась на уделы. Уменьшилось население, столицы сожжены, хоз-во в упадке (скотоводство). Чаще всего обороняться приходилось против Тимура Ак-Орда и Моголистан ослабли. Но при Мухаммад хане Могол-н вновь стал независимым от Тимуридов. С XV в. на них нападают ойраты. В «Тарих-и-Рашиди» Мух.Хайдара много свед.о Моголистане.

Ногайская Орда. «Мангыт.Юрт» (по имени самого больш.племени). Мангыты появились в Каз-не с монголами. Возникла после распада Зол.Орды и ослабления Ак-Орды на северо-западе Каз-на (между Волгой и Уралом). Столица –Сарайчик(в низовьях р. Урал) Орда основана Едиге-Бием.

При нем она начала обособляться от Зол.Орды. Едиге не чингизид (не мог быть ханом), но фактически правил Ордой в 1396-1411 гг. Едиге имел титул «беклар-беги» («вел.бек») и имел неограниченную власть. В течении многих лет правил Зол.Ордой. Окончательно Орда обособилась как самостоятельное гос-во в в 1-й пол.XV в.(при его сыне Нураддине). Во главе улусов и тюрк.племен мурзы. В нач. XVI в.Орда пришла в упадок. В 1550-х Орда распадается на части. В 1580 г. казаки разрушили Сарайчик. Часть ногайцев вошла в Млад.жуз.

Зап.Сибирь (имя от этнич.группы «сыпыр»). Здесь обитали тюрк.племена (доминировали кереи Мл.жуза). После монгол.нашествия Зап.Сибирь вошла в Улус Жошы. Сибирь станет законными наследием Шайбанидов. После распада Зол.Орды здесь возникло Сибирь.хан-во (Туменское). Столица Чинги-Тура (Тюмень). Пушнина и охотничьи птицы хан-ва ценлись на мировом рынке. При КучумеШайбаниде хан-во усилилось, а в Зап.Сибири распр-я ислам. Язычники сопротивлялись.

Ханство Абулхаира Шайбанида (1428-1468 гг) «гос-во Кочев.узбеков», «узбек. Улус», «Улус Шейбани». Возникло после распада Ак-Орды на месте Вост.Дешт-и-Кыпчака после ожесточенной междоусобицы потомков Жошы. Абулхаир потомок Шейбани (5-й сын Жошы) правил 40 лет (1428-1468 гг). Это было гос-во одного хана. Тер-рия от Яика до Балхаша от Арала до Тобола и Иртыша. Ставки: Тара, Орда-Базар (с 1446 г. столица Сыгнак). Кочевые узбеки на деле были кочевыми казахами. А основное население хан-ва кыпчаки.

В 1457 г. у Сыгнака был разбит ойратами, заключил тяжелый для себя мир и откочевал в степь Вост.Дешт-и-Кыпчака. Похоронен в мавзолее Кок-Кесене у Сыгнака (здесь целый некрополь ханов рода Шейбани).

Найманы в XV в. жили от Ишима до Улытау. Аргыны на Иртыше в Центр.Каз-не. Кереи в XV в. жили от Тобола до Жетысу.

Экономика. В 1269 г. курултай на р. Талас запретил налоги с оседлых горожан выше нормы. Поэтому к кон. XIII в. наступило возрождение городов и сель.хоз-ва. Уже в сер.XIII в. наступает оживление город.жизни (заработал монет.двор. в Отраре).

Одна из ветвей ВШп шла вдоль Сыр-Дарьи из Отрара в Зол.Орду. Другая ветвь шла по сев.Приаралью в Жанкент. Еще одна ветвь вела из Сыгнака через Аксумбе в Центр.Каз-н. В Шаш путь шел из Испиджаба (здесь он делился на 2 ветки) к XIII-XIV вв.ВШп исчезает из-за монгол.нашествии и освоения морск.торг.путей. Через Юж.Каз-н, Жетысу, Ср.Азию путь шел проходил до XIV в. Возрождение Пути начинается во 2-ой пол. XVII в. Ташнау- санитарно.гигиен.уст-во дома.

Культура. В XIV-XV вв. в Каз-не почитали Ислам и Тенгри (шаманизм). Жырау- сказатели, поэты-исполнители эпоса, представители уст.поэзии. В XIV-XV вв. уст.поэзия развивается на кып.яз. Например, «Кодекс-куманикус» и «Огуз-наме». «Кодекс-куманикус»-образец фольклора и памятник кыпчак.языка, словарь кыпчак.языка для европейцев знавших латынь и прибывших в Зол.Орду. Самый распр.жанр уст.лит-ры. Эпос «Кобланды батыр» о борьбе кыпчаков с калмыками. Кюй «Аксак Кулан» создан в Зол.Орде. Из Жетысу в Монголию в XIII в. проследовал Рубрук.

Причина быстрого распр-я ислама (суфий.толка)-близость шаманизму.В XIV-XV вв. сосуществовали ислам и шаманизм. «Хосров и Ширин», «Жусип и Злейха» книги о любви. В «Шынгыснаме»(сер.XVI в.) история Юж. и Зап.Каз-на XIII-XIV вв.и династии хана Жошы (Джучи). Мавзолей Алаш-хана (X-XI вв.достроен XIV-XV вв) на р. Каракенгир в Центр.Каз-не.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 468; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!