М. Вебер – основоположник теории социального действия



Свою концепцию Вебер называл понимающей социологией. Он считал, что целью социологической науки является анализ социального действия и обоснование причин его возникновения. Пониманием в данном контексте обозначается процесс познания социального действия через смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Таким образом, предмет социологии составляют все идеи и мировоззрения, детерминирующие поведение человека. Вебер отказался от попыток использования естественно-научного метода в анализе и считал социологию «наукой о культуре».

Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Так, Вебер выделяет 2 признака социального действия:

1) осмысленный характер;

2) ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

- целерациональное – когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики;

- ценностно-рациональное – определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий: капитан последним покидает тонущий корабль;

- традиционное – определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими: крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды.

- аффективное – определяется эмоциями.

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

 

Стратификационные процессы в Казахстане

Социально-экономическая трансформация казахстанского общества привела к появлению новых социальных классов и групп, которых не было при социализме. В современном казахстанском обществе можно выделить политиков, государственных служащих, менеджеров, предпринимателей, интеллигенцию, рабочих, фермеров и крестьян. Эти отличающиеся друг от друга группы различаются между собой по таким характеристикам, как уровень квалификации и образования, занятость в частном или государственном секторе экономики, а также неформальная экономическая деятельность (например, занятие натуральным хозяйством или самозанятость).

Новые социальные группы могут быть далее ранжированы и отнесены к более широким социальным статусным и классовым группам на основе таких детерминантов, как доход, владение собственностью (включая землю), образование, политическое влияние, образ жизни, потребление и социальный престиж вида деятельности. Эти детерминанты могут быть использованы и для измерения экономической и социальной дистанции между группами. Во многих случаях более высокий уровень дохода и потребления соответствует более высокому уровню образования и социального престижа. Однако, в специфических условиях транзитного посткоммунистического общества высокий образовательный уровень и социально престижная работа (например, преподаватель вуза, исследователь или деятель искусства) может по-прежнему означать высокий социальный статус, несмотря на низкий доход и ограниченное потребление.

Перераспределение дохода и собственности и рост неравенства в Казахстане привели к социальной поляризации, которую можно определить как расширяющуюся социально-экономическую дистанцию между группами, в частности между высшим и низшим слоями социальной структуры. Однако, кроме роста экономической дистанции между группами, социально-экономическая трансформация также ассоциируется с формированием новой социальной иерархии в бывших советских республиках. Резкое изменение социальной иерархии может быть рассмотрено как мобильность из одной группы в другую, с горизонтальным и вертикальным (восходящим и нисходящим) направлениями.

Указанные изменения произошли достаточно быстро, а потому процесс социальной стратификации не приобрел еще в Казахстане и других постсоветских странах своего законченного вида. Доступная исследователям статистика и социологические опросы не предоставляют возможности дать четкое определение появившимся в результате трансформации социальным группам. Можно, конечно, опираться при исследовании социальной структуры Казахстана на получившие широкое распространение представления о победителях и проигравших в результате реформ, однако не следует забывать об их ограниченных аналитических возможностях.

Формирование новой социальной структуры сопровождалось тем, что целый ряд групп, которые занимали высокое и почетное положение при социализме, не смогли сохранить его в условиях трансформации социального порядка. Эти группы потеряли не только доход, но и свой социальный статус и политическое влияние, переместившись в результате на нижние ступени социальной лестницы. К числу потерявших социальный статус можно, например, отнести бывшую «рабочую элиту», тех рабочих средней квалификации, которые были заняты в советское время в тяжелой промышленности или военно-промышленном комплексе, заводы и предприятия которых не смогли вписаться в новые рыночные условия. К ним же можно добавить и инженерно-технических работников таких заводов и фабрик, которые остались не у дел при переходе к рынку.

В то же время значительная часть управленцев советского периода, особенно те, кто по своей должности принадлежал к партийно-советской и хозяйственной номенклатуре, сумели вполне адаптироваться к новым условиям и сохранить свой высокий статус и доход. Это относится в первую очередь к тем представителям хозяйственной элиты, кто на момент начала реформ находился в среднем или молодом возрасте. Для пожилых людей, даже из числа прежней элиты, реформы обернулись, как правило, потерей политического влияния, а вместе с ним и потерей статуса и дохода.

В нашем обществе к средним слоям общества, которое еще не приобрело четких контуров социально-слоевой структуры, можно отнести тех, кто по своим социальным позициям, безотносительно к какой-либо определенной социальной группе, занимает срединное положение в социальной вертикали. Для определения срединного положения группы можно выделить следующие основные критерии: определение качества семейного бюджета в среднем в течение года (т.е. уровень дохода), общая удовлетворенность социальным положением, самоидентификация, некоторые повседневные практики (интерьер, досуг, отношение к спорту, здоровью, манера речи, круг общения и т.д.). Таким образом, основываясь на вышеперечисленных критериях, можно описать модель среднего класса казахстанского общества.

Представители среднего класса – люди с высшим образованием, работающие в образовательной, экономической, управленческой сфере. Это люди, которые регулярно следят за своим здоровьем, многие из них занимаются спортом, посещают спортивные секции, осознавая необходимость поддержания в форме своего тела, причем зачастую друзья, круг общения подталкивают к таким мероприятием. Можно отметить, что это люди, уверенные в себе, имеющие свою неповторимость, индивидуальность. Эти люди осознают и понимают важность самоидентификации с средним классом, понимают значимость того, как они выглядят в глазах других. Данные представители среднего класса в основном пришли в средний класс из советского среднего класса.

Что касается уровня дохода – то для казахстанского общества трудно определить те границы, которые среднему классу, существующему в западных обществах.

Также для представителей среднего класса характерным является аполитичность или же приверженность к проправительственным партиям и организациям. В казахстанском обществе еще очень размыты границы социальной структуры, средний класс неоднороден по своей структуре (в нем можно выделить, по крайней мере, три уровня), в определении принадлежности к среднему классу значительная роль отводиться экономическому критерию.

В Казахстане между богатыми и бедными есть прослойка, которую объединяет только наличие среднего уровня доходов. Это примерно 60 % населения. Условно и обобщенно эту большую группу можно назвать средним слоем. Несмотря на аморфность у среднего слоя есть свое ядро, которое является более сформированным, более плотным и активным. Это ядро можно назвать основой формирования среднего класса. Оценки его объема колеблются от 15 до 30 % от всего населения. Это экономически активные группы: предприниматели, собственники (малый и средний бизнес), топ-менеджеры, управленцы в крупном и среднем бизнесе, профессионалы и эксперты высокого класса, чьи навыки и опыт признаны и востребованы обществом и рынком (и это выражается в их стабильном и высоком доходе).


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 490; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!