Вопрос ІІІ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ



СОЦИОЛОГИИ

Для современной социологии Запада характерна неоднород­ностьсферы предмета исследования, многообразие и противоре­чивость теорий, идей, суждений об обществе, политике, поли­тической власти. Утверждаются и приобретают широкое распрост­ранение социологические школы:неопозитивизма, прагматизма и политического реализма, модернизма социальных систем и др.

а) Неопозитивизм в социологии— теоретико-методологическая ориентация в социологии, опирающаяся на философское положение логического позитивизма;

· основные принципы неопозитивизма:

—социальные и политические явления подчиняются законам, общим для всей действительности;

—методы социального исследования должны быть та­кими же точными как методы естествознания;

—субъективные аспекты человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение;

—истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процессов;

—все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;

—социология должна быть свободна от ценностных
суждений и связи с идеологией.

·  неопозитивизм в социологии не представляет единой школы.

 

б)   Школа прагматизма и политического реализма возник­ла и распространилась в США. В современных условиях прагматизм в социологии выступает в форме эксперимен­тального натурализма,соединяющего субъективный идеализм с антимарксизмом (Сидней Хук) или в фор­ме неопрагматизма, объединяющего прагматизм с семантическим идеализмом (Чарльз Моррис);

в)Теория модернизации (модернизм)— совокупность рас­пространенных на Западе в политологии и социологии концепций общественно-экономического и политичес­кого развития. Эти концепции объясняютпроцесс пере­хода от стабильного традиционного к непрерывно меняющемуся современному индустриальному и постин­дустриальному обществу.

суть модернизмасостоит в том, что не отвергая в целом
поведенческий подход к изучению общества, к политике, стремится преодолеть крайности и недостатки;

важные для модернизмафилософско-исторические представления становятся более абстрактными, формально-рациональными по сравнению с очень конкретными отношениями досовременного общества;

методологической основойсоциологических исследований является системный анализ и структурный функционализм.

СОЦИОЛОГИЯ СТРАТИФИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ (П. СОРОКИН)

а) одним из видных представителей неопозитивизма есть
Петирим Александрович Сорокин американский социолог русского происхождения. Он критиковалгосподствующую в США эмпирическую тенденцию и развивал идею«интегральной» социологии, охватывающей все социальные аспекты широко понятой культуры;

б) социальная действительность рассматриваласьСороки­ным в духе социального реализма, обусловившего существование сверхиндивидуальной реальности;

в) в труде«Система социологии» (1920) он формулирует
теоретические основы реализма
— теории «социальной
стратификации» и «социальной мобильности»;

основой политического и социологического реализмаП.Сорокин считал социальное поведение. Он проанализировал иерархическую структуру организованной социальной группы и сделал вывод, что внутри группы
существуют слои, выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам;

он считал,что для определения социального положения человека необходимознать его семейное положе­ние, гражданство, национальность, отношение к ре­лигии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение;

П. Сорокиным разработана проблема социальной мобильности, т.е. переход от одной социальной позиции к другой как  по вертикали, так и по горизонтали.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ

а) Франкфуртская школа – течение в общественной мыс­ли, обозначенное по месту нахождения Института со­циальных исследований. Основание этой школы при­ходится на 30-е годы XX ст.;

б) основными представителями школы являются: М Хоркхаймер, Т.Адорно. Г. Маркузе, Ю. Хабермас;

в) анализ философских мировоззренческих и методологи­ческих оснований социальной теории привел представи­телей Франкфуртской школы к поиску методов позна­ния уникальных, неповторимых явлений социальной
действительности:

— в сферу социологического анализа были включены общие проблемы культуры в их связи с политической практикой, делался акцент па «гуманистическую» ориентацию с ее интересом к проблемам человеческой личности;

—представители школы выступили оппозицией доминиру­ющим ориентациям западной социологии — в особен­ности это касалось позитивистских и неопозитивстских социологических концепций;

—это обстоятельство нашло отражение в названии, которое дал ей М.Хоркхаймер «критическая теория»;
Г. Маркузе ввел термин «критическая теория общества», в дальнейшем теоретические выкладки этой школы стали называться критической социологией;

г) М. Хоркхаймер и Г. Маркузе выступили против традиций, которые сложились в обществоведении того времени в целом и в социологии в частности. Они счи­тали, что наука об обществе раскололась на отдельные
дисциплины, частной наукой стала и социология:

в результатепотеряно целостное представление об общественной жизни. Причины этого они видят в утвер­дившейся естественнонаучной модели познания, про­возглашенной единственно научной;

представители Франкфуртской школы считают,что позитивизм раздробил целостную «тотальность» на про­тивоположные и взаимоисключающие «субъект» и «объект» познания»;

—«критическая теория» призвана преодолеть эту раздробленность, сделав предметом анализа всю человеческую и внечеловеческую деятельность;

д) близким по духу «критическим социологам» оказался анализ общественной жизни, осуществленный К. Марк­сом.В статье М.Хоркхаймера «Традиционная и крити­ческая теории» критический подход Маркса распрост­раняется на всю систему наук об обществе;

—критическое отношение к существующим наукам об обществе прямо связывается франкфуртцами с крити­кой реалий современного им «позднекапиталистического» или «индустриального» общества;

в своейкниге «Диалектика просвещения. Философские фрагменты» Т.Адорнопровел историко-философский анализ предшествующей культуры, начиная с гомеров­ских времен и сделал вывод, что печальный итог, к которому пришла человеческая цивилизация — резуль­тат «духа просвещения»;

в целом результат«просвещения» характеризуетсякак отчуждение человека и человеческой цивилизации. Итоги просвещения– это разрыв единой природы на субъект и объект, отрыв социальных отношений от природных и перенос в социальную сферу антагонизма, – в результате– складывание антагонистических социальных отношений; раздвоение человеческой субъективности на телесную и духовную сущности;

идя от критики «традиционной теории»,образа науки, характерного для их времени, и основываясь на прин­ципах однозначной социокультурной детерминации теоретических представлений, франкфуртцы приходят
к критике реалий современного общества.


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 414; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!