ИДЕЯ ЕДИНСТВА ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ (МОНТЕСКЬЕ)
§ Шарль Луи де Монтескье — крупнейший теоретик государства во французском Просвещении. Главный его труд — «О духе законов».Монтескье рассматривает возникновение политически организованного общества как исторический процесс;
§ закономерности общественной жизни он раскрывает через понятие общего духа нации. Согласно его учению на общий дух, нравы и законы нации воздействуют причины двух групп, физической и моральной:
— физические причины:климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения и т.п. Они определяют общественную жизнь на первых порах, когда народы выходят из состояния дикости;
— моральные причины воздействуют на законодательство, вступают в действие позднее с развитием цивилизации. Это принципы политического строя: религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи.
§ Монтескье утверждал, что свобода есть право делать все, что дозволено законом, он проводит мысль о закономерном развитии всех явлений. Законы суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей,
и все, что существует, имеет свои законы;
§ учение Монтескье о законах имеет социально-политический характер, далеко от научного понимания законов общественного развития;
§ ученый детально определяет виды власти, их организацию, соотношение, выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Его учение о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями.
|
|
4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ (О.КОНТ, Г. СПЕНСЕР, А. ДЕ ТОКВИЛЬ)
а) ступенью в развитии социологических знаний XIX в. послужило социальное познание XVII-XVIII вв. Важнейшей стала идея возможности предвидения развития социальных событий и социальных прогнозов. Наука подходит к пониманию специфики общества как особого предмета и объекта познания;
б) Огюст Контввел в употребление понятие социологии, имея в виду научное изучение явлений общественной жизни. Контовская позитивная философия - это переходная система между метафизикой XVIII в. и методологией науки XIX в.:
— по форме социология близка к философии истории.
Социология — наука о человеке и обществе;
— спецификой социологического подхода к общественной жизни является теоретическое исследование законов социальных явлений с помощью общенаучного метода, а не философской рефлексии, т.е. отражение, исследование познавательною акта, взаимное отражение единого;
—согласно Конту,общественные явления в совокупности составляют общественный организм. На передний план он выдвигает понятие «система»,которое и сей час является одним из центральных в социологии;
|
|
—Конт говорил,что он открыл теоретический закон действенности эволюции, социальной и интеллектуальной. По Конту, социальный закон— это закон трех стадий исторического развития: теологического, метафизического, позитивного;
—закон трех стадийисторического развития одновременно есть и законом развития всего человечества;
—социологический позитивизмстал доминирующим названием социологии XIX в. Его основные концепции разрабатывались также Гербертом Спенсером и Анри де Токвилем.
в)произведения Токвиля — это социография раннебуржуазного общества. Он был одним из первых ученых, использующих метод сравнения различных политических систем (США и Франции):
— он сформировал мысльо том, что революция происходит тогда, когда начинающиеся улучшения их положения пробуждают их стремления и надежды, степень удовлетворения которых явно не достаточна.
г) идеи либерализма обосновалс позиций социологии Герберт Спенсер. Он выдвинул идеюо том, что государство по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов, что человеческое сообщество —
уникальная форма порядка (организация), высшая по сравнению с органической в биофизическом мире.
|
|
· он различает три основных типа институтов:
— продолжающие род(брак й семью);
— экономические;
—регулирующие(религия, политические системы, мораль, социальная структура общества).
· на основе изучения развития органического мира Спенсер приходит к идее существования эволюции в биологическом мире и формулирует принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы
раньше Дарвина на семь лет;
· в системе социологии он рассматривает эволюцию как единство двух взаимосвязанных процессов — интеграции.
· Спенсер выделяет два типа эволюции:
—простая. Сущность ее состоит в количественной интеграции элементов;
—сложная — когда происходят разнообразные изменения, возникают новые качества, свойства, происходит переход от однородности к разнородности;
· он отмечал, что обществу - продукту эволюции, свойственны разнородность массы и координация взаимодействия между составными элементами.
Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 472; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!