Рождение науки и бухгалтерского учета как науки в 19 начале 20 века.



Любую науку следует изучать, начиная с ее истории. Ведь не зная истории, трудно понять основы науки, ее методы и средства. На протяжении многих веков история ставила и продолжает ставить различные вопросы перед бухгалтерским учетом. Многие из них остались без ответа. Очень долго люди, занятые хозяйственной деятельностью, в поисках ответа довольствовались методом проб и ошибок. Дух эпохи оказывал огромное, иногда всепоглощающее влияние на содержание и структуру учета. Точно сказать, когда возник учет невозможно. Учет возникал постепенно, долго и неопределенно. Известны эпохи, когда его не было, и мы знаем эпохи, когда он уже существовал. Но разграничить их не только трудно, но и немыслимо. В истории бухгалтерского учёта принято выделять два основных периода – долитературный и литературный. Первый период характеризуется отсутствием учебной литературы, второй – её наличием. В 1494 г. вышла книга Л. Пачоли о бухгалтерском учете (трактат). Началось литературное осмысление бухгалтерского учета. Сто лет назад возникли первые теоретические конструкции бухгалтерского учета (счетоведение). История бухгалтерского учета – это поиск разумных ответов. Иногда он шел успешно, порой приводил к разочарованию, люди впадали в заблуждения, однако, осознав это, начинали поиск заново. История учета – это не путь от победы к победе, а летопись его взлетов и падений. Середина XIX века - вот тот рубеж, когда в различных странах Европы стала развиваться научная мысль. При этом зарождение теории учета коренным образом изменило характер представлений об учитываемых объектах. Первоначально использовался только прямой учет (инвентаризация). Потом возникли документы и объектом учета стали выступать уже не сами факты хозяйственной жизни, а информация о них. Наконец, во второй половине XIX века возникают различные теории учета, позволяющие по-новому истолковать значение того или иного информационного показателя, предопределяя третий концептуальный уровень учета. Первый уровень, в сущности, самый верный, второй— уже отличается от первого, третий - искажает второй, ибо каждая группа лиц, имеющая отношение к хозяйственному процессу, выдвигает свои теоретические взгляды, отстаивая свои интересы, утверждает свою истину. Но истин не может быть много. Истина одна, много ее искажений, много ошибок. Задача бухгалтера-практика: руководствоваться только теми теориями, против которых нет достаточно сильных возражений. Наука о бухгалтерском учете обобщает практику и вместе с тем совершенствует ее.

Учет в домашнем хозяйстве, торговле и в промышленном производстве.

Становление учета лучше всего рассмотреть (по мнению профессора Соколова Я.В.) применительно к пяти типам предприятия: монастыри; поместья; домашнее хозяйство; торговля и ростовщичество; строительство и промышленное производство. Основными приемами в учете всех этих хозяйств были: инвентаризация, контокоррент, смета и коллация (стыкование). Особенности в организации записей были значительными, но сущность учетной системы и ее методологические основы стабильны и неизменны. Монастыри вызвали к жизни довольно сложную систему учета, которая получила наиболее полную форму в XVII веке. В монастырях существовал сложный порядок распределения хозяйственных обязанностей. В Уставной грамоте, кроме распределения обязанностей, предусматривалось:

а) инвентаризация и взыскание недостачи с предыдущего строителя (ревизора);

б) материальная ответственность за все ценности распределялась солидарно с казначеем (ответственный за денежные суммы);

в) казначей хранил ключи от складов, а строитель опечатывал склады;

г) для денежных доходов открывалась специальная книга, заполняемая строителем и казначеем, оговаривалась каждая статья: источники поступления; дата. Такая же книга открывается на расходы.

д) учет муки должен вестись в двух отдельных книгах для прихода и расхода;

е) то же относительно одежды и прочего инвентаря;

ж) заполненные за год книги должны были присылаться архиепископу.

Весьма важным в системе учета XVII века являлось то, что учет прихода всегда был отделен от учета расхода, и при этом: достигался больший контроль за ценностями, в частности, материально-ответственные лица не знали учетных остатков; достигалось большее удобство в хронологической регистрации фактов хозяйственной жизни. Продолжительность отчетного периода колебалась в разных монастырях: время пребывания в должности ответственного лица; год; два раза в год, весной и осенью. Отчетность сопровождалась инвентаризацией, причем ненатуральные остатки сличались с учетными, и, наоборот, учетные с натуральными. Калькуляция, очевидно, тоже зародилась в монастырях. С начала XVIII века значение монастырей в народном хозяйстве снижается, а в 1764 г. их земельная собственность была секуляризована (освобождена от влияния религии).


Дата добавления: 2018-05-02; просмотров: 551; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!