Класифікація комп'ютерних мереж



Комп'ютерні мережі можна класифікувати за рядом ознак, у тому числі за територіальним розподілом. При цьому розрізняють глобальні, регіональні та локальні ме­режі.

Глобальні мережіоб'єднують користувачів, розташованих по всьому світу. В них часто використовуються супутникові канали зв'язку, що дають змогу сполучати вузли мережі зв'язку та ЕОМ, які знаходяться на відстані 10—15 тис. км один від одного.

Регіональні мережіоб'єднують користувачів міста, області, невеликих країн. Як канали зв'язку в них найчастіше застосовуються телефонні лінії. Відстані між вузлами мережі становлять 10—1000 км.

Локальні мережісполучають абонентів одного або кількох сусідніх будівель одного підприємства, установи. Локальні мережі набули дуже великого поширення, оскільки 80—90% інформації циркулює поблизу місць її появи і тільки 20—10% пов’язано із зовнішніми взаємодіями. Локальні мережі можуть мати будь-яку структуру, але найчастіше комп'ютери в локальній мережі сполучаються єдиним високошвидкісним каналом передачі даних, що є головною відмітною особливістю локальних мереж. Як канал передачі даних при цьому використовуються: вита пара; коаксіальний кабель; оптичний кабель та ін. В оптичному каналі світловод зроблено з кварцового скла завтовшки в людську волосину. Це найбільш швидкісний, надійний, але і дорогий кабель. Відстані між ЕОМ в локальній мережі невеликі — до 10 км, а при використанні радіоканалів зв'язку — до 20 км. Канали в локальних мережах є власністю організацій і це спрощує їх експлуатацію.

 

2. Пристрої введення.

Клавиатура

Клавиатура является одним из самых «древних» компонентов компьютерных систем. С ее помощью человек «передает» команды и данные компьютеру посредством ввода букв, цифр и специальных символов. С момента своего появления и до настоящего времени клавиатура претерпела лишь незначи­тельные метаморфозы, оставаясь принципиально неизменной. Неоднократные попытки радикально улучшить свойства основного устройства алфавитно-цифрового ввода компьютеров пока ни к чему не привели. Людям оказалось удобнее механи­чески запоминать бессмысленные сочетания типа ЙЦУКЕНГ (или QWERTY), чем осваивать новаторские идеи многочислен­ных изобретателей.

Мышь не отменяет функций клавиатуры, хотя большинство операций можно выполнять с ее помощью. Давно замечено, что профессионалы предпочитают использовать в работе с про­граммными продуктами так называемые «горячие клавиши» — сочетания алфавитно-цифровых и служебных клавиш, вызы­вающие определенные действия программы. Как правило, горячие клавиши помогают существенно ускорить работу по сравнению с обычными «мышиными» приемами работы с интерфейсом программы.

К основным параметрам клавиатуры относятся поддерживае­мый интерфейс, механизм срабатывания клавиш, способ рас­кладки символов и служебных клавиш, форм-фактор служеб­ных клавиш, эргономичность, поддержка дополнительных функций.

Сейчас клавиатуры выпускаются с несколькими вариантами интерфейсов: стандартный разъем DIN5, разъем PS/2, разъем USB, инфракрасный порт, радиоинтерфейс Bluetooth. Поэтому перед приобретением клавиатуры удостоверьтесь, что ее интер­фейс совместим с вашим компьютером. Самым современным решением являются клавиатуры с интерфейсом USB. Лучше приобретать модели, имеющие выходной разъем. Тогда клави­атуру можно будет подключить к компьютеру, а уже к ней под­соединить мышь (естественно, тоже с интерфейсом USB).

Любители работать лежа на диване могут попробовать беспро­водную клавиатуру с интерфейсом инфракрасного порта или радиоинтерфейсом Bluetooth. Хотя она бывает удобной и для обычной работы — все-таки провода «достали» многих пользо­вателей.

Механизм срабатывания клавиш является определяющим фактором как для долгожительства устройства, так и для субъективной оценки удобства клавиатуры. Сегодня основная масса изделий оснащена либо мембранными, либо механиче­скими, либо полумеханическими клавишами. Самое простое устройство имеет мембранный механизм. Формирование сиг­нала обеспечивается замыканием одинаковых токопроводя-щих контактов двух гибких мембран, расположенных на неко­тором расстоянии от клавиш параллельно друг другу.

Обозначения на клавишах могут быть нанесены механическим способом, стойким красителем или наклеены. Последний вари­ант иногда применяется для русской раскладки, а стойкость наклеек не превышает полугода. Встречаются изделия высшего уровня с подсвеченными буквами. В общем случае русская рас­кладка делится на две группы: машинописную и Windows. Лучше выбирать клавиатуры с так называемой Windows-pac-кладкой. Ее легко определить по расположению клавиши «Ё» перед цифровыми клавишами основной группы.

Форм-фактор служебных клавиш оказывает большое влияние на удобство работы с клавиатурой. К служебным относятся клавиши, которые не предназначены для ввода символов: Enter, Backspace, Esc, Tab, Caps Lock, Shift, Ctrl, Alt и др. В клавиатурах разных производителей расположение и форма служебных клавиш иногда существенно различаются. Многие пользова­тели предпочитают такой форм-фактор, когда клавиша Enter — большая и L-образная, а клавиша правый Shift — укороченная за счет перемещения символьной клавиши.

Под эргономичностью клавиатуры обычно понимают общую субъективную оценку ее удобства в работе. Конечно, существу­ют численные значения некоторых параметров. Например,

стандартной величиной усилия нажатия клавиши считается 55 грамм. Если требуется большее усилие, то говорят, что кла­виатура « жесткая ». Принятая средняя величина хода клавиши до срабатывания — 3,5 миллиметра.

Родоначальником целого класса действительно эргономичных клавиатур следует считать модель MS Natural компании Microsoft. Вслед за ней различными фирмами было выпущено множество эргономичных моделей. В последнее время приоб­рели популярность клавиатуры с трапецеидальным располо­жением клавиш, которые позволяют нажимать клавиши, не поворачивая кисть руки. Ныне необходимым элементом эрго­номичной клавиатуры считается подставка под запястья.

К дополнительным функциям клавиатуры можно отнести как наличие некоторых клавиш, не входящие в стандартный набор, так и наличие прочих элементов, не относящихся к клавишам. Практически повсеместным стандартом стали следующие дополнительные клавиши: вызова меню Пуск операционной системы Windows, контекстного меню (аналог щелчка правой кнопкой мыши). Клавиатуры с такими клавишами часто мар­кируют как Windows 95.

Под маркировкой Windows 98 известны клавиатуры с допол­нительными клавишами управления режимом энергопотреб­ления компьютера — Power O/7 (включения/отключения пита­ния), Standby или Sleep (переход в режим ожидания), Wake Up («пробуждения» системы).

Мультимедийными называют клавиатуры, оснащенные допол­нительными клавишами и устройствами. Обычно ставят кла­виши управления браузером и регулятором громкости. В каче­стве дополнительных устройств часто выступают встроенный микрофон, а иногда и динамики, трекбол, сенсорная панель, порт интерфейса PMCIA и даже светодиоды подсветки клавиш.

К специальным видам клавиатур относятся изделия для сле­пых, где клавиши имеют выпуклые точки, соответствующие азбуке Брайля. Своеобразную группу образуют гибкие клави­атуры, пока находящиеся в стадии экспериментального про­изводства. Наконец, выпускаются специализированные кла­виатуры для игр, с определенным сочетанием клавиш, каждую из которых можно запрограммировать на конкретную функ­цию в игре.

Мышь

Принципиальное устройство оптико-механической мыши не отличается особой сложностью и основано на преобразовании вращательного движения по двум осям через оптический или электрический конвертор в серию цифровых импульсов, про­порциональных скорости передвижения.

Оптическая мышь не имеет движущихся частей и потому отли­чается высокой надежностью. Принцип действия заключается в посылке световых импульсов на подстилающую поверхность (коврик не обязателен!) и регистрации отраженных сигналов. Разрешение (точность позиционирования) оптических мышей достигает 800 dpi.

Сегодня выпускают мыши с интерфейсами СОМ, PS/2, USB, IrDA (инфракрасного порта) и с различными вариантами радиоинтерфейса. В первом случае мышь подключают к одному из разъемов последовательного порта компьютера (обычно СОМ1). Разъем PS/2 применяют на более современ­ных материнских платах, мышь с таким интерфейсом избав­лена от «борьбы» с модемами и другими устройствами за пре­рывания и адреса. Самый современный интерфейс — USB, и сейчас следует ориентироваться на него. Наконец, инфракрас­ный или радиоинтерфейс позволяют оставить мышь «без хво­ста», чтобы ей было удобней бегать.

Сейчас стандартными элементами управления мыши счита­ются две кнопки и колесико прокрутки. Некоторые модели мышей оснащают дополнительными устройствами: кнопками (до четырех), колесиками для горизонтального скроллинга, проверки прав доступа по отпечатку пальца и даже считыва­ния миниатюрных карт флэш-памяти.

Планируя приобретение оптических мышей, следует знать их особенности. В частности, не все модели обладают достаточной точностью позиционирования и приемлемым временем реакции. Некоторые ограничения накладывают интерфейсы. Например, максимальная частота опроса по интерфейсу USB составляет 125 Гц, что считается недостаточным для своевременной реак­ции в динамичных играх. В качестве «игрового» интерфейса более пригоден порт PS/2, допускающий частоту опроса до 200 Гц.

Среди многочисленных моделей мышей отлично зарекомендо­вали себя изделия фирм Logitech и Microsoft (при сравнительно высокой стоимости). Надежны также мыши от компаний Acer viA4Tech. Об изделиях фирмы Genius отзывы противоречивые — встречаются как великолепные экземпляры, так и с залипаю­щими на третий день работы контактами. Дешевые изделия, с хорошим соотношением цена-каяество, продаются под торго­вой маркой SVEN. Специальные «игровые» мыши с механиз­мом обратной связи выпускает фирма Belkin.

Джойстик

Главным игровым устройством на компьютере до сих пор явля­ется обычная клавиатура. Однако есть и немалая группа поль­зователей, предпочитающих иметь специализированные ком­поненты — джойстики, — чтобы получить в игре полный контроль над объектом. Для истинных фанатов предназначены совсем уж специализированные устройства: штурвалы, педали, рули и даже целые кабины.

Перечислим несколько терминов, характерных для мира джой­стиков.

Rudder обычно означает устройство управления рулем направления в авиационных имитаторах. В имитаторах другого типа ему могут присваиваться иные функции.

• Устройство Throttle имитирует рукоятку управления тягой (оборотами) двигателя в авиации или педаль подачи топ­ лива (педаль «газа») в наземной технике.

• Переключатель HAT обеспечивает имитацию поворота головы (смену направления обзора) без изменения парамет­ ров движения управляемого объекта. Широко применяется в авиационных имитаторах для кругового обзора. Направ­ления фиксированные, с углом поворота 90° (четырехпози-ционные HAT) или 45° (восьмипозиционные HAT). Пере­ключатели HAT могут быть запрограммированы на обзор в любой плоскости относительно вектора движения объекта. Поэтому для охвата полной сферы некоторые джойстики имеют до четырех переключателей HAT.

Новое технологическое достижение в конструкции джой­стиков (и мышей) — механизм обратной связи (Force Feedback). Его поддержка включена в состав DirectX, начи­ная с версии 5.0. Физически механизм реализован просто — внутри джойстика установлены электромоторы, связанные с рукояткой управления ременными передачами или троси­ками переменной жесткости. Команды на электромоторы поступают в соответствии с событиями, происходящими в игре. Характерными примерами таких событий являются отдача от выстрела, столкновения с препятствиями

 

Білет №27

1. Локальна мережа. Види локальних мереж. Топологія локальних мереж.

Локальні комп'ютерні мережі

Переважна більшість ПК у світі працюють у мережах. Локальні мережі зв'язують комп'ютери на невеликій відстані один від одного, як правило, одного або кількох сусідніх будівель підприємства, установи, офісу. Головна особливість локальних мереж — єдиний для всіх комп'ютерів високошвидкісний канал передачі даних і мала ймовірність виникнення помилок у комунікаційно­му обладнанні.

Основне призначення будь-якої комп'ютерної мережі, в тому числі локальної, — надання інформаційних та об­числювальних ресурсів підключеним до неї користува       ам. З цієї точки зору локальну комп'ютерну мережу можна розглядати як сукупність серверів і робочих станцій.

Серверце комп'ютер, підключений до мережі, що за­безпечує її користувачів певними послугами.

Ці послуги часто називають мережними ресурсами, що розділяються, особливо якщо йдеться про дискову й опера­тивну пам'ять сервера, про підключені до нього пристрої. Сервери можуть здійснювати збереження даних, управлін­ня базами даних, віддалене оброблення і друкування даних та інші функції. Сервер — джерело ресурсів мережі.

Робоча станиця — це ПК, підключений до мережі, через який користувач дістає доступ до її ресурсів.

Робоча станція мережі функціонує як у мережному, так і в локальному режимі. Вона оснащується власною ОС (MS DOS, Windows та ін.), забезпечує користувача базо­вим набором інструментів для розв'язання прикладних за­дач. Робочі станції призначені для інтерактивної роботи користувача.

Найчастіше в локальній комп'ютерній мережі викорис­товують файловий сервер. Він керує ресурсами мережі, за­безпечуючи доступ до них з інших комп'ютерів мережі — робочих станцій. Основним ресурсом, шо надається кори­стувачам у спільне користування, є дискова пам'ять фай­лового сервера. Розділяються й інші ресурси файлового сервера, наприклад підключений до нього принтер. Тому як робочі станції можна використовувати відносно дешеві комп'ютери, що не мають принтера й іноді навіть жорст­кого диска. Якщо основна функція сервера — спільне ви­користання принтера, то його називають принт-сервером. Можуть також бути модемні сервери та ін.

Файл-сервер — це комп'ютер з великою ємністю дис­кової та оперативної пам'яті. Ємність ОЗП файл-сервера » може становити 128, 256 Мбайт і більше, ємність дискової пам'яті — від кількох гігабайтів до кількох терабайтів. Ви­сокі вимоги ставлять до швидкісних характеристик диско­вої підсистеми. Потужні сервери можуть мати особливо надійні та швидкі RAID-масиви жорстких дисків (частина дисків дублює роботу один одного). В мережах, де розв'язується багато задач, може бути кілька файл-сер­верів. Можливим є також застосування як файл-сервера комп'ютерів класу міні-ЕОМ. Файл-сервер працює під ке­руванням спеціальної ОС (спеціальної версії ОС).

Як правило, локальні комп'ютерні мережі реалізують розподілене оброблення даних між клієнтом і сервером. У таких мережах клієнтом вважаються задача, робоча станція або користувач комп'ютерної мережі.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 741; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!