Теории конфликта второй половины ХХ века
В середине XX века теория позитивно-функционального конфликта стала основой книги Льюиса Козера «Функции социального конфликта» (1956), в которой автор обосновал и положительную роль конфликта. Л. Козер в этой работе, которая является классикой современной конфликтологии, следуя за М. Вебером, подчеркнул всеобщность и универсальность конфликтов в обществе и дал глубокое обоснование позитивной роли конфликта в нем. Основные положения Л. Козера следующие:
1) постоянным источником и причиной современных социальных конфликтов является дефицит ресурсов, не только материальных, но и политических, ресурсов власти, престижа, которые существуют в любом обществе, поэтому пока существует
общество, будет напряженность, будут конфликты, особую роль
будет играть борьба людей за власть, за престиж и уважение;
2) хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в
недемократическом и демократическом обществе различна: в
тоталитарном обществе, которое расколото на враждующие лагеря, конфликты носят разрушительный характер; в открытом
обществе конфликтов больше, так как люди открыты, но конфликты ведут не к разрушению, а к созиданию;
3) конструктивные и разрушительные результаты глубоко
принципиально различаются между собой, смысл конфликтологии, ее цель — ограничить негативные последствия конфликта и добиться оптимальных, позитивных результатов.
|
|
Льюис Козер, предлагая понимать под конфликтом «борьбу ценностей и претензий», усматривал в нем некую социальную напряженность между тем, что есть, и тем, что должно быть, в соответствии с чувствами, взглядами, интересами определенных социальных групп и индивидов. Конфликты, по его мнению, выполняют важные функции, они необходимы как способ, которым общество время от времени разряжает напряженную обстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами. В любом конфликтном противоборстве заложен позитивный потенциал.
В конце 50-х годов немецкий социолог Ральф Дарендорф обосновал новую теорию социального конфликта, которая распространилась под названием «конфликтная модель общества». Она зафиксирована в основном труде ученого — «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе».
Дарендорф утверждал, что общество в каждый момент своего существования меняется на всех уровнях, поэтому любое общество испытывает и все виды разноуровневых конфликтов. Этот ученый рассматривал марксизм как одно из серьезнейших направлений в развитии наших представлений о действительности, и его теория подверглась влиянию последнего. В частности, он взял за основу понимания классового конфликта марксовскую теорию превращения «класса-в-себе» в «класс-для-себя».
|
|
Он полагает, что конфликты в принципе неустранимы из общественной жизни, они вездесущи. Однако люди имеют возможность для регулирования конфликтов, упреждения «социальных потрясений». Для этого важны три условия:
- наличие ценностных установок, признание различий и противостояния конфликтующих;
- уровень организации — чем выше степень организованно
сти, тем легче достичь согласия и исполнения договоренностей;
- взаимоприемлемость определенных правил, соблюдение которых позволяет сохранять или поддерживать отношения
между сторонами, участвующими в конфликте.
Структурный функционализм как направление исследования конфликта был сформулирован и обоснован Толкоттом Парсон-сом (1902—1979) в работе «Структура социального действия», в которой конфликт рассматривается не как следствие, а как причина дестабилизации общества, как социальная аномалия. Поэтому главной задачей становится поддержание бесконфликтного существования общества. Схема действия, основанная на рациональном понимании субъектом своих собственных интересов, представляется Парсонсу недостаточной. В состав исходных элементов социального действия — цели, средства и условия действования — он вводит и понятие нормы, которая проистекает из веберовского понимания действия. Если субъект действия учитывает в своих намерениях и целях реакцию других, то само это учитывание становится своего рода нормативным требованием к формулировке целей.
|
|
Толкотт Парсонс рассматривал общество как систему отношений между людьми, связующим звеном которой являются нормы и ценности. Он следовал следующим положениям:
а) любая социальная система представляет собой относительно устойчивую и хорошо интегрированную структуру;
б) каждый элемент этой системы имеет определенную функцию, внося тем самым вклад в поддержание ее устойчивости;
в) функционирование социальной структуры базируется на
ценностном согласии членов общества, которое обеспечивает необходимую стабильность и интеграцию.
По Парсонсу, возможность конфликта заложена в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. В конфликт может перерасти несоответствие, определенная напряженность, складывающаяся при социализации между внутренними физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях.
|
|
Результатом исследований Элтона Мэйо стали рекомендации руководителям индустриальных предприятий:
- ориентироваться в большей степени на людей, нежели на
выпуск продукции;
- идти смелее на замену индивидуального вознаграждения
групповым (коллективным);
- дополнять экономическое стимулирование социально-
психологическим, имея в виду поддержание благоприятной моральной атмосферы, повышение удовлетворенности работой, следование демократическому стилю руководства;
- использовать такие средства повышения производительности, как «гуманизация труда», «групповые решения», «просвещение служащих», паритетные отношения с профсоюзами.
Французский социолог Ален Турен предлагает отказаться от иллюзорных, по его мнению, попыток анализировать роль субъектов вне всякого отношения к общественной системе или от описания социальной системы без действующих лиц. Он полагает, что свойство человеческих систем заключается в выдвижении изменении собственных, целей, что дает основание ориентироваться на социологию действия, на анализ механизмов самопроизводства общественной жизни.
В начале 60-х годов американский социолог Кеннет Боул-динг, написавший в 1963 году работу «Конфликт и защита. Общая теория», предпринял попытку создать универсальное учение о конфликте — «общую теорию конфликта». Первоначальную предпосылку появления конфликта он усматривал в природе человека, в его извечном стремлении к борьбе. Ученый выделил две модели конфликта — статическую и динамическую. Статическая модель подвергает анализу все стороны конфликта и отношения между ними. Динамическая модель рассматривает конфликт через изучение интересов сторон. Можно сказать, что эта теория находится на стыке социологии и психологии.
Боулдинг попытался изложить общую теорию конфликта. Исходная посылка его теории: борьба людей с себе подобными является естественной формой человеческого поведения, но, опираясь на человеческий разум, нравственность человека можно совершенствовать и смягчать. Для этого нужно уяснить общие элементы и общие образцы развития, присущие всем конфликтам, именно эти общие знания помогут уладить конфликт в любом его специфическом проявлении. В основе — описание двух основных моделей конфликтов:
1) статистическая модель: конфликт — специфическая система, первым элементом которой являются стороны (люди, животные, объекты), второй элемент — отношения между сторона
ми. Конфликт — конкурентная ситуация, в которой стороны
стремятся занять позицию, не совместимую с желаниями другой стороны;
2) динамическая модель: строится на известной современной
концепции поведенческой психологии (бихевиоризм) — человек ведет себя по принципу «стимул реакция». Динамика конфликта — проявление общих поведенческих реакций человека
в условиях противоборства.
По Кеннету Боулдингу, основу «социальной терапии» по «снятию», предотвращению конфликтов составляют три момента:
1) понимание причин возникающих противоборств;
2) разумный выбор согласованных способов их устранения;
3) нравственное совершенствование людей.
В 1962 году появляется работа Н. Смелсера «Теория коллективного поведения», в которой развиваюся некоторые мысли Парсонса (Смелсер, кстати, был другом и соавтором последнего). Здесь ученый рассматривает те формы коллективных действий, которые обычно рассматриваются как иррациональные. К их числу относятся разного рода возмущения, бунты, формы коллективного помешательства, паники. Коллективное поведение он определяет как «мобилизацию на основе некоторых убеждений, которые по-новому определяют социальное действие».
Курбатов В.И. Конфликтология
/В.И. Курбатов. – Изд-е 2-е. –
Ростов-на-Дону: Феникс,
2007. – С. 16-21.
Приложение 8
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1004; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!