Упражнения для самостоятельной работы и
Последующего анализа
Упражнение 6
Ряду студентов предварительно дается задание подготовить реферат на определенную тему:
Темы рефератов
1. Развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.
2. Эволюция конфликтологических идей в античной философии.
3. Проблема конфликта в средневековой философии и в философии эпохи Возрождения.
4. Проблема конфликта в философии Нового времени.
5. Проблема конфликта в классической немецкой философии.
6. Особенности развития теории конфликта в марксистской философии.
7. Современные проблемы развития конфликтологии.
Приложения
Приложение 1
Древнегреческие и древнеримские философские
Учения о противоположностях
В Древней Греции возникает философское учение о проти-воположностяхи их роли в возникновении вещей. Анаксимандр (около 610—547 до н. э.) утверждал, что вещи возникают из по-стоянного движения «апейрона» — единого материального нача, приводящего к выделению из него противоположностей.
Гераклит (кон. VI — нач. V вв. до н. э.) сделал попытку вскрыть причину движения, представить движение вещей и явленийкак необходимый, закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Борьба всеобща и «все происходит через борьбу и по необходимости, — писал он. Древнегреческий философ Гераклит считал, что в мире все рождается черезвражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непременное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть «отец всего и царь всего»…
|
|
К этому периоду относятся первые обобщения, касающиеся роли такого социального конфликта, как война, Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, а Платон (ок. 428—348 до н. э.) рассматривал ее как величайшее зло. По его мнению, некогда существовал «золотой век», когда «люди любили друг
дpyгa и относились друг к другу доброжелательно». Тем не менее, в «идеальном государстве» Платона имеются воины, готовыевыступить в поход в любое время.
Гераклитупротиворечил и Геродот (ок. 490—425 до н. э.). Он утверждал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру. Ведь во время войны отцы хоронят детей, во времяже мира — дети отцов».
Философ-материалист Эпикур (341-270 до н. э.) также считал, что негативные последствия столкновений вынудят когда-то людей жить в состоянии мира.
Подобные утопии обнаружили притягательную силу и привлекали внимание вновь и вновь.
Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы античности, как Платон и Аристотель (V—IV вв. до н. э.). Они полагали: человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого — общества; заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. По мнению Аристотеля, источники распрей состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.
|
|
Мыслители прошлого, осознавая неизбежность конфронтации в общественной жизни, уже тогда пытались определить критерии «справедливого» и «несправедливого» насилия. В частности, Цицерон (106—43 до н. э.) выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне», которая могла вестись для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага («О государстве»). Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345—430) добавил к условиям Цицерона «справедливость намерений» ведущего войну.
Курбатов В.И. Конфликтология
/В.И. Курбатов. – Изд-е 2-е. –
Ростов-на-Дону: Феникс,
2007. – С. 5-6.
Приложение 2
Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 381; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!