Первые социологические теории



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ УНИВЕРСИТИТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙИ

МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ им.АБЫЛАЙ ХАНА

СРСП

На тему: "Возникновение и становление социологической науки"

Выполнил:

студент 1 курса 106 группы

                                                                 ФММК "Туризм"

БайгабылБейбарс

Проверила:

Климова Т.В.

 

Г. Алматы, 2018 год

Введение

Социология - относительно молодая наука; как профессиональная сфера она оформилась лишь полтора века назад. Но объект ее изучения - общество - зародилось в глубокой древности. Отсчитывая историю этой науки со времен О. Конта, который впервые предложил термин «социология» в 1842 г., мы неизбежно впадем в историческую ошибку: определить науку, выделить ее из среды других и определить ее корни - это разные вещи.
Обществом мыслители интересовались еще в глубокой древности. Они изучали обычаи, нравы, традиции, строение общества, разрабатывали рекомендации по совершенствованию общественного развития. Социология зарождалась и долгое время существовала в качестве составной части философии - социальной философии.

 

 

Содержание

Введение..................................................................3

1. Возникновение социологии........................4

2. Первые социологические теории...............5

3. Французская социологическая школа.......8

Заключение............................................................18

Список использованной литературы..................19

 

Возникновение социологии

 

Великие мыслители древности, античные философы Платон (427 - 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) дали первое и достаточное полное представление о строении общества.
Платон поделил общество на три класса:
1) высший - философы, мудрецы, управляющие государством;
2) средний - воины, охраняющие государство от смуты и беспорядка;
3) низший - ремесленники и крестьяне.
Аристотель считал залогом стабильности государства наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан (средний класс). Он также классифицировал формы государственного устройства и выделял: правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью правителей является общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих.
Следует отметить, что в античное время общество олицетворялось с государством. Через две тысячи лет европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе Н. Макиавелли (1469 - 1527), Т. Гоббса (1588 - 1679), Дж. Локка (1632 - 1704), которых считают непосредственными предшественниками научного этапа социологии.
Этапы социологии (1798-1857)
Основы периодизации социологии заложил О. Конт. Он сформулировал основной закон общественного прогресса - закон трех стадий, согласно которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума.
В истории развития социологии выделяют несколько этапов.
1 этап. Донаучный.
Этот этап, по мнению О. Конта, включает три стадии.
а) теологическая, охватывающая период древности - до 1300 г. и включающая несколько направлений:
• фетишизм - когда люди обожествляли окружающие их предметы;
• политеизм - когда обожествлялись природные явления, многобожие;
• монотеизм - эпоха христианства.
б) метафизическая - с 1300 по 1800 г. - переходная стадия, для которой характерно разрушение старых верований. Важнейшим событиями этой эпохи стали Реформация, Французская революция. Обществу требовалось новая идеология;
в) позитивная - стадия, давшая миру новую идеологию - позитивизм. Наблюдается рост промышленного производства и гармоничное развитие социальной жизни.
2 этап. Начальное развитие научной социологической мысли (40-е гг. XIX - конец XIX в.). Европейское общество окончательно вступает на путь капиталистического развития, наблюдается всеобщее увлечение успехами естествознания и расцвет позитивно-натуралистического мировоззрения.
3 этап. Формирование предмета социологии, завершение процесса оформления ее в качестве науки (конец XIX в. - 20-е гг. XX в.). В европейских университетах появились первые кафедры социологии, социологические научные журналы; началась подготовка профессиональных социологов.
4 этап. Становление и развитие социологии (начало XX - 70-е гг. XX в.). Формирование структурного функционализма - направления, позволяющего упорядочить представления об общественных сферах. Расцвет социологии в США, выход ее на лидирующие позиции среди наук, объясняющих социальные противоречия.
5 этап. Современный (с конца 70-х гг. XX в. - по наше время). Многообразие социологических направлений, в рамках которых функционируют научные школы - объединения ученых, которые закрепляют исследовательские традиции.
Для каждого этапа развития социологии характерны свои особенности, которые мы рассмотрим сквозь призму социологических теорий.

 

 

Первые социологические теории

 

Огюст Конт резко противопоставил социологию философии. Получив математическое и естественное образование, О. Конт считал, что социология должна стать точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергая спекуляции и вымыслы.
Назвав социологию «социальной физикой», Конт считал ее единственной наукой, способной открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Он настаивал на изучении и исследовании взаимосвязей и фактов больших систем. Внешними видами систем он полагал общество и человечество.
Социологическая теория Конта состояла из двух частей: «социальная статика» - изучает общество как устойчивую систему; «социальная динамика» - изучает общество как развивающуюся целостность, систему. Эти две составляющие социальной реальности соответствуют двум частям главного лозунга контовского учения: «Порядок и прогресс».
Для социальной статики высшая цель - обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики - законов прогресса.
Социальная статика - это социальная анатомия, изучающая относительно устойчивое строение социального организма.
Социальная динамика - это социальная физиология, изучающая его функционирование в движении.
Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам. Основными элементами строения общества О. Конт называет индивида, семью, государство и религию. Семья, по мнению ученого, составляет ту простейшую единицу, из которой складывается общество. Семья, племя, нация, государство - все это фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству.
Государство - это блюститель общественного порядка, выразитель «общественного духа», стоящий на страже социальной солидарности и борющийся против тенденции коренного расхождения идей, чувств и интересов в обществе. Изучение общества, по мнению О. Конта, социология совершает при помощи четырех методов: наблюдение, эксперимент, сравнение, историзм.
Применяться эти методы должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Отсюда и позитивизм - от лат. позитивус - положительный. Сам О. Конт термину «позитивный» придавал пять значений: реальный, полезный, достоверный, точный, организующий.
О. Конт считал социальную динамику теорией прогресса, который, прогресс, проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека непрерывно улучшать во всех отношениях условия своего существования, развивать свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь. Главный закон социального прогресса - это закон трех стадий, которые проходят в своем развитии все общества: теологическая; метафизическая; научная стадия.
В своем творчестве О. Конт руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, считал просветительство важнейшим делом. Для решения проблем общества необходимо создать точную и объективную науку. Став достоянием людей, ее законы помогут им правильно и разумно строить свои взаимоотношения.
Подчеркивая значимость социологии, О. Конт поместил ее перед математикой, физикой и биологией, а ее преобразующую роль считал столь же важной, как и роль религии.
Органическая теория Г. Спенсера
Английский социолог Герберт Спенсер (1820 - 1903) создал учение о социальной эволюции - органическую теорию.
Получив инженерно-ремесленное образование, Г. Спенсер обратился к изучению философии и социологии. Большое влияние на него оказала теория эволюции Ч. Дарвина. Основываясь на положениях дарвинизма, Г. Спенсер сравнил общество с биологическим организмом, его отдельные части (государство, церковь, образование и т. п.) - с частями организма (сердцем, нервной системой):
• экономическая жизнь в обществе подобна обмену веществ в организме;
• правительство аналогично головному мозгу;
• телеграфные провода - это нервная система организма;
• торговля выполняет функции кровообращения.
Уподобляя общество живому биологическому организму, Г. Спенсер обращает внимание на их сходство: а) как живет организм, так и общество в процессе роста и развития увеличивается в своей массе; б) в ходе развития и то, и другое усложняется; в) по мере развития их части приходят во все большую зависимость друг от друга; г) и то, и другое продолжает жить как целое, хотя составляющие единицы (в организме - клетки, в обществе - индивиды, люди) постоянно заменяются новыми.
Г. Спенсер первым применил в социологии понятия «структура» и «функции», связав изменения общества с изменениями его частей и выполняемых ими функций: изменилась экономика - меняется социальная структура общества.
Он вывел основной закон социального развития - закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Правительство не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться.
Сравнивая общество с живым организмом, Г. Спенсер выделил различия между ними: общество существует для блага своих членов, а не члены для блага общества. В этом выводе проявляется либерализм Спенсера. Он выделил два типа общества.
1. Военное общество.
Характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь подчинена дисциплине, и даже церковь похожа на военную организацию. Индивид принудительно подчинен социальному целому.
2. Промышленное (индустриальное) общество.
В этом обществе преобладающими являются промышленность и торговля, зарождается политическая свобода, а социальная организация становится более гибкой. Власть рассматривается как выражение воли индивидов, их соединение становится добровольным.
Г. Спенсеру принадлежит идея о дифференциации и интеграции общества. Суть ее состоит в том, что общества развиваются от простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, к сложному обществу с совершенно не схожими между собой элементами. Чем больше разнообразия между частями общества, чем сильнее их дифференциация, тем неумолимее действует встречный закон интеграции частей.
Учение К. Маркса
Немецкий философ и социолог Карл Маркс (1818 - 1883) получил разностороннее образование и вместе с Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) разработал концепцию общественно-экономической формации, основанием которой послужило материалис­тическое понимание истории. Такое понимание истории исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается прежде всего в ней самой, а не находится вовне.
Марксистская теория общества признает воздействие на его развитие многих факторов. Производственные отношения - это базис, но на ход исторического развития воздействуют политические формы классовой борьбы и ее результаты - государственный строй, формы права, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения. Анализ производственных отношений позволил Марксу выявить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественной формации.
Общественная формация - это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Специфический способ взаимодействия основных структур (экономической, социальной, политической и идеологической) той или иной общественной формации придает ей характер особого социального организма.
На основе выработанного ими подхода К. Маркс и Ф. Энгельс исследовали историю становления и развития основных общественных формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической. Также были изучены классы и социальные группы современного им общества - пролетариат, буржуазия, крестьянство - и выявлены важнейшие особенности их социального положения и интересов.
Являясь сторонниками революционного пути изменения общества, К. Маркс и Ф. Энгельс заложили основы особого направления в социальном анализе - критическая социология. В их понимании противоречия и конфликты - важнейшие факторы социальных изменений, движущая сила социального прогресса.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!