Цель воспитания как конкретно-историческое явление



В истории человеческого общества глобальные цели воспитания изменялись и изменяются в соответствии с философскими концепциями, психолого-педагогическими теориями, с требованиями общества к образованию. В мировой практике имеются в настоящее время различные взгляды на цели воспитания, образования.
В США выработана в 20-е годы и сохраняется, частично изменяясь, концепция адаптации личности к жизни, согласно которой школа должна воспитать эффективного работника, ответственного гражданина, разумного потребителя и доброго семьянина. Школа прививает учащемуся ценности общества. В 80-е годы возникли такие программы, как «воспитание в целях выживания», «воспитание в духе мира» и другие. Это говорит о различных подходах к определению целей воспитания и об их зависимости от общих концепций, моделей воспитания.
Гуманистическая, либеральная педагогика преимущественно в Западной Европе (тоже с первой половины 20 века) провозглашает целью школы воспитание автономной личности с критическим мышлением и самостоятельным поведением, формирование человека, реализующего свои потребности, в том числе высшую потребность в самоактуализации, развитии внутреннего «Я».

Проблема целей в воспитании состоит в том, что глобальные цели формулируются декларативно, слишком вообще, как педагогические кредо, часто переходя в философско-этические рассуждения. Это затрудняет разработку программ и процессов воспитания, а также возможность проверки результатов воспитания. Решение проблемы предлагается направлением «педагогическая технология», по которому цели воспитания должны формулироваться диагностично, как было сказано, в словах, описывающих планируемые действия ученика (см. ниже).

Мировая и национальная культура как методологическая основа в определении цели воспитания.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосозидания.

Самость как отражение внутреннего плана развития личности, прежде всего психофизического, характеризует глубину индивидуальности личности. Она обусловливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных психических состояний, которые осуществляются с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации.

Социумность отражает внешний план развития личности, и прежде всего социальный. Она имеет такие параметры, как широта и высота восхождения личности к социальным ценностям, нормам, обычаям, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основеличностных качеств. Социумность достигается с помощью адаптации, самоутверждения, коррекции и реабилитации и проявляется в актах самореализации личности.

Гармония самости и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений об ее "Я", которое развивается и реализуется во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром. Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития личности.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.

В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни.

Список использованной литературы

Лихачёв Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Учеб. пособие для студ. педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 2000. – 523 с.

Педагогика: Учеб. пособие / В. Г. Рындак, Н. В. Алёхина, И. В. Власюк и др.; Под ред. проф. В. Г. Рындак. – М.: Высш. шк., 2006. – 495 с.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / [С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.]; Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 512 с.

Педагогика. Тесты и задания… / А. А. Полякова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 159 с.

Подласый И. П. Педагогика. - Минск, 2006. – 631 с.

Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие… - М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 1154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!