У Поппера мы видим идею развития, роста знания. Акцент на движение знания был выражен в постпозитивизме.

25. 03. 03.

Лекция № 7

Тема: « »

Главная идея ФН: теория подчинена опыту.

Главная проблема: соотношение эмпирического и практического.

Рудольф Карнап.

Лидер течения «логический позитивизм» (неопозитивизм, логический эмпиризм).

Задается вопросом: как быть с философией? Высказывания философии не могут свестись к опыту, они не научны с точки зрения логического эмпиризма, бессмысленны высказывания и люди, которые занимались бессмысленными проблемами. Как разрешить эту проблему?

Карнап вводит понятие «чувство жизни», это понятие близко к понятию «мировоззрение». Чувство жизни есть у каждого человека, у которого есть мировоззрение. Оно проявляется в повседневной жизни (выражается в его делах, поступках).но некоторым людям свойственно стремление выразить свое чувство жизни, заявить о своем мировоззрении в словесной или письменной форме. Лучшим средством выражение чувства жизни является искусство (в частности музыка).

Тезис:Философия заменяет искусство (суррогат, псевдозаменитель – по мнению Карнапа). Кто не может выразить свое мировоззрение искусством, идут в философы, в философию.

Тезис: Философия есть философы, которые ближе к искусству (не в виде научных трактатов, а в виде художественных произведений).

Следующий этап развития связан с постпозитивизмом ( сер. 50-х годов XX века), когда доктрина позитивизма подверглась критике. Зародилось течение, которое выступало против логического эмпиризма.

Карл Поппер (1902-1994) – австриец. Жил в разных странах, начинал как представитель неопозитивизма.

В его деятельности принято выделять два блока идей:

I. Социально – философские идеи (двухтомник «Открытое общество и его враги», статья «Нищета историзма»).

II. Связан с методологией познания, философией науки («Логика и рост научного познания»).

Проблема соотношение, взаимосвязи опыта и теории, эмпирического и практического, как они связаны?

Если высказывания нельзя перенести на практику, опыт, то они не научные. Если воображение не подчиняется наблюдению, то оно не научное.

Тезисы: Теория – опыт

         Наука – не наука  (проблема д е м а р к а ц и и: разграничивание науки и не науки). За пределами науки: обыденные знания, религия и др.

Все предшественники Поппера (сторонники позитивизма) критерием научности считали эмпирические высказывания, эмпирический базис.

В рамках неопозитивизма: знание обладает научным статусом. Если есть факты, которые подтверждаются опытом, то знание обладает научным статусом.

Поппер совершает переворот: отвергает идею подтверждения теории опытом. Он вводит понятие ф а л ь с и ф и к а ц и и (подделка) – делать нечто ложное. Для теории, которая создана, принята в науке, нужно искать факты, которые опровергают, а не подтверждают данную теорию (факты эмпирического знания):

1. теория, по своей логической форме должна допускать возможность опровержения (пример6 завтра будет дождь – можно опровергнуть, будет или не будет – это высказывание не является научным, не допускает опровержения).

2. социальные условия, в которых наука существует, должна допускать возможность ее критики.

Пока нет фактов, опровергающих теорию, наука она живет, работает; если появляется хотя бы один факт, который ее опровергает, она должна быть отброшена от науки.

Как появляется теория? Поппер критикует точку зрения, согласно которой теория получается как обобщение эмпирических знаний. Теория не возникает из чистого опыта, она есть сплав, синтез опыта, фактов и уже существующих теоретических знаний, т.е. теории предшествует проблема.

                       Ф1                    Ф1                                           Ф 1

П        Т    Ф 2    Т*      Ф2       Т**     Ф2    

                       Ф n                   Ф n                                          Ф n

Есть постоянное движение научной жизни. Эта схема не отвечает реальной практике научной жизни.

Отношение к философии Поппера.

Иная позиция, нет нигилизма, как у Карнапа. Философия в прошлом часто опережала науку, была прогнозом для науки (Демокрит – представления об атоме, Поппер – «мостик» между неопозитивизмом и постпозитивизмом).

 

Постпозитивизм.

У Поппера мы видим идею развития, роста знания. Акцент на движение знания был выражен в постпозитивизме.

И. Лакатос – венгр. После 2-й мировой войны – активная жизнь. Учился в МГУ, вернулся в Венгрию и продолжал идеи Поппера (Т   Ф1…Ф2), но если Поппер сравнивал связь с фактами, Лакатос отказывается от теоретического подхода: с фактами должна сравниваться как бы цепочка теорий («пирамида»). Они должны быть связаны между собой, иметь некое жесткое ядро (стержень)

Т1---- Т2 ---- Т3 ---- Тn

В Жесткое ядро входят наиболее общие представления об этом фрагменте действительности, исследуют одни и те же факты. В жесткое ядро входит:

- наиболее общие представления о том объекте (фрагменте), который они изучают;

- законы (закономерности), которые характерны для фрагмента действительности.

Научно-исследовательская программа – совокупность теорий, объясняющих какой-то фрагмент действительности с общим ядром.

Лакатос считает, что непозволительная роскошь отбрасывать теорию из-за одного опровергающего факта, необходимо ее спасти (нельзя не реагировать на новые факты), но реакция должна быть иной, нужно попытаться изменить эту теорию с сохранением жесткого ядра.

 


Т         Ф1 Т* - измененная теория     

 


                        Ф2   Т** и т.д.

 

Защитный пояс теории.      Этот процесс не может быть бесконечным. Т.к. Фn – разрушает теорию Тn и совокупность теорий рушится и можно говорить о возникновении новой научно-исследовательской программы.

Модель Лакатоса: теория стремится продлить свою жизнь. Он более реалистичен, чем Поппер.

Томас Кун (американец). «Структура научных революций» (1970г.) – самая знаменитая книга философии науки в 20–м веке. Ввел понятие – п а р а д и г м а. Проблема соотношения эволюции как в развитии общества, так и в науке обсуждалась давно. Каково их соотношение?

Бэкон говорил, что революция в науке была и будет только одна (Коперник), а все остальное – эволюция.

Юм – считал, что после Ньютона в физике ничего нового не будет.

«Парадигма» - жесткого определения у Куна нет, есть несколько определений.

Парадигма –совокупность фундаментальных научных достижений, теорий, которые признаются научным сообществом.

Парадигма– фундаментальная теория, которая получила научное признание.

Парадигма – совокупность способов деятельности, методов, форм организации.

Научное сообщество – совокупность людей, которые принимают парадигму, если не принимают, то они новаторы (создают новые идеи) или шарлатаны.

В рамках парадигмы происходит развитие «нормальной науки».Происходит решение головоломки (парадигма – пролом в скале; нормальная наука – собирание камней, шлифование стен). Постепенно накапливаются факты, которые не укладываются в рамках каких-то парадигм. (пример: сбор чемодана – не все в него умещается) и тогда происходит то, что Кун называет революцией. Прекращается постепенное накопление знаний, наступает кризис, что ведет к научной революции; прекращается процесс развития науки и наступает кризис, пропадает доверие к парадигме, она разрушается. Научное сообщество делится на две группы:

n ученые, которые борются за сохранение старой парадигмы (можно модифицировать);

n ученые, которые стремятся ее разрушить, борются за новые знания.

Принцип соответствия чаще всего присутствует при смене парадигмы.

 

    

 

 

      

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!