Учение Иогаана Готлиба Фихте (1762 – 1814).

Г.

Лекция № 6

Тема: «Немецкая классическая философия»

1. Гносеология Канта.

2. Этические воззрения Канта.

3. Наукоучение Фихте.

 

Родоначальником немецкой классической философии по праву считают Иммануила Канта (1724 – 1804). Его взгляды сформировались с идей просвещения, его называют главным идеологом немецкого просвещения. 

Просвещение делилось по национальным признакам, но существуют общие черты:

1. Особое отношение к разуму. Разум – двигатель прогресса, разум, обогащенный знанием.

2. Критическое отношение к прошлому интеллектуальному опыту. Просветители негативно относились к исторической церкви.

3. Просветители особую надежду в реализации планов отводили просвещенному монарху – «Солнцу». Просветители впадали в порочный круг, утверждая, что обстоятельства творят человека, а они не могут сотворить человека разумного. Разум творит обстоятельства (противоречия). Выход из противоречия – иметь просвещенного монарха, который своими законами изменяет обстоятельства, сотворяет новый разум.

 

Гносеология Канта.

Творчество Канта разделяется на два периода:

I. Д о к р и т и ч е с к и й - занимается проблемами космологии, создает концепцию развития Вселенной. Суть концепции: Господь создал определенные законы, по которому двигается хаотическое вещество. Вселенная постоянно изменяется. Жизнь существует не только на Земле, но и на других планетах. Чем дальше планеты от Солнца, тем больше разум. Солнце, благодаря движению частиц, будет сильнее нагреваться, что может привести к сожжению Земли. Кант рассматривает вселенную как процесс, как развивающийся организм, в котором происходят изменения. Главные достижения Канта в этом периоде.

II. К р и т и ч е с к и й –основные произведения содержат слово «критика». «Критика чистого разума» (сугубо гносеологическая работа), «Критика практического разума» (мораль), «Критика способности суждения» (синтетическая работа = гносеология + эстетика + …).

 

Гносеология Канта исходит из разделения двух понятий:

· Т р а н с ц е н д е н т н о г о - это то, что недоступно человеку, находящегося по другую сторону познаваемого (вещи в себе). Существует объективный мир, но познать сущность объекта мы не можем.

· Т р а н с ц е н д е н т а л ь н о г о - наряду с уровнем сущностей существует феноменальный уровень – уровень явлений (вещи для нас). Это переход от незнания к знанию (трансцендентальная философия).

 

Следующая проблема философии Канта – «Как возможно познание феноменального уровня»?

Чувственное познание лишь дает форму воздействия на индивида, но не дает информации о мире. Чтобы упорядочить информацию, необходимы общие понятия, которые обладают статусом «всеобщности и необходимости» и носят априорный («доопытный») характер.

Чтобы объяснить, как образуется статус, потребуется ряд понятий:

1. Трансцендентальная эстетика – это первичная форма упорядочивания чувственного. Она анализирует возможность ориентации человека в пространстве и во времени. Это происходит благодаря геометрии и арифметике, которые показывают реальность априорности пространства и времени. Пространство и время в этой форме не носят объективный характер. Наличие пространства и времени помогают человеку в реальном мире.

2. Трансцендентальная аналитика - уровень науки. Значение имеет система категорий. Они дают возможность заниматься научным познанием: количество, качество, отношение, модальность (возможность и действительность). Каждая группа категорий в свою очередь состоит из трех категорий: количество делится на единичное, множественное (противостоит единичному), целокупное.

Аналитика у Канта выходит на уровень рассмотрения космологии мироустройства.

Кант выдвигает учение о космологических антиномиях (два суждения одинаково доказанных).

- Мир имеет начало в пространстве и во времени и не имеет.

- Все простое имеет единичное.

- В мире нет ничего единичного.

- Все происходит согласно причине.

- В мире царит случай.

3. Трансцендентальная диалектика – предметом является разум.

 

Гносеология рассматривает три проблемы:

■ Душа у человека (по мнению Канта) носит двойственный характер: духовное начало («вещь в себе»), но душа связана с телом (феноменальным миром). Доказать бессмертие души и смертность невозможно.

■ Космос. Кант высказывает идею, что существует творческое начало Бога в творении космоса, но оно ни есть беспрерывное вмешательство, заключается в сообщении законов, по которым оно развивается.

■ Бог. Кант критикует рациональное начало Бога, но не отрицает веру в Бога. Вера вытекает из нравственности человека. Единственной опорой нравственного поведения может быть идея загробного воздаяния (существования).

 

Итоги гносеологии Канта.

1. Радикально выступает против созерцательности познания (пассивности). Человек познает лишь то, что вкладывает в природу.

2. Утверждает и доказывает объективное существование мира и человека. Вещь в себе – не познаваема. Агностицизм Канта отличается от агностицизма Беркли и Юма (мы не знаем источники ощущений).

3. Кант в определенном мире является родоначальником систематизации рационального. Кант разработал систему категорий. Для него категориально априорный понятийный аппарат очень важен. Форма априорных понятий задана, но содержание априорных понятий зависит от человека, от его активности.

 

Этические воззрения Канта.

1-ая точка зрения. Кант начинает произведение «Критика практического разума» с критики предшествующих этических теорий. Моралисты пытаются вывести мораль из общества, социальных отношений.

2-ая точка зрения. Религиозная. Мораль - дар Бога людям.

Обе эти концепции не объясняют природы морали, она автономна, не зависит от внешних источников и находится внутри человека. Основа морали – добрая воля. Всегда есть выбор между добром и злом и, соответственно, существует ответственность за собственные поступки.

Проблема: Что же является моралью? Кант приходит к выводу, что моральный поступок должен быть бескорыстным, основываться на чувстве доброй воли, а не на чувстве любви и благодарности. Что является моральным поступком, а что – не моральным? Счастье не может быть критерием нравственности, критерием может быть только чувство долга. Наиболее ярким критерием моральности является п р а в и л о  к а т е г о р и ч е с к о г о и м п е - р а т и в а. «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства». Категорический императив должен быть дополнен тезисом: «Нельзя к людям относиться как к средству, а только как к цели».

Возникает проблема, почему люди, которые достигают успеха («элита»), не являются образцами нравственного поведения? А люди нравственного поведения …? Если существование человека ограничивается только земными пределами, то разрешить противоречие невозможно, но есть высший разум – Бог и загробное воздаяние. Продолжительность загробной жизни бесконечна, а жизнь – конечна, так же как и воздаяние.

Кант был сторонником правового государства (во главе с сильным монархом), но не республики. Мораль должна помогать человеку не только быть нравственным, но и устанавливать нормальные отношения между людьми. Идеалы буржуазии «Живи сам, дай жить другим. Будь свободен и не нарушай свободу других людей».

 

Учение Иогаана Готлиба Фихте (1762 – 1814).

Взгляды Фихте формировались под влиянием французской революции. Фихте родился в семье ремесленника. Фихте поразил помещика своим высказыванием: «Вещи в себе сковывают свободу человека», за что получил деньги на обучение. Фихте – ученик Канта. Кант предложил Фихте написать работу, которую впоследствии Фихте назвал «Критика всякого откровения». Это произведение вышло анонимно.

Фихте обращался к немецкой нации с письмами, в которых говорит о предназначении нации, об их избранности.

 

Учение Фихте.

Главная проблема – проблема гносеологии (познания).

Фихте говорит, что все предшествующие философии исходят из догматизма, и только наукоучение - подлинная наука.

С чего начинается наука?

1. «Я» познает «я». Познание начинается с себя, и происходит с осознания человеческой личности. «Я» - это не значит замкнутый индивид, это способность любого человека. Пример: ребенок только тогда становится личностью, когда впервые говорит о себе «не Иоганн хочет есть», а так: «Мама, я хочу есть». Ребенок, заявляющий о своем Я, - это уже личность.

2. «Я» познает «не я». «Не Я» - это внешний мир.

3. «Я» познает «я» и «не я». Это происходит после того. Как мы познаем определенный мир. «Я» - это то, что делает человека человеком, это духовная субстанция, которая может мыслить, которая отличает людей от других существ. На этом уровне происходит синтез, определяется новая выработка нового знания.

Познаем себя --------- внешний мир ---------- синтез

Философия Фихте оказала существенное влияние на последующее развитие немецкой классической философии, особенно на раннего Шеллинга и даже Гегеля, а также на формирование философско-этических взглядов романтизма – своими идеями творческой активности духа, учением о гении, об иронии и др. Философию Фихте остро критиковали и его современники (Кант, Гегель), и все последующие философы за субъективизм и за чрезмерную самоуверенность автора в абсолютности своей правоты. Сравнивая свои взгляды с воззрениями своих предшественников и современников, Фихте писал: «У меня столь безудержное воображение, что оно позволяет всему моему духу непостижимо возвыситься над всеми вещами. Я принял более благородную мораль и вместо того, чтобы заниматься вещами, вне меня сущими, стал заниматься больше самим собой».

Фихте одним из первых построил теорию познания с диалектических позиций.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!