Этапы разработки социального проекта



Лекция № 1

«Теоретические основы социального проектирования»

План

1. Актуальность, цель и задачи модуля «Социальное проектирование».

2. Основные понятия и специфика социального проектирования.

3. Жизненный цикл проекта

4. Классификация социальных проектов

5. Этапы разработки социального проекта

6. Структуризация проекта

 

1. Актуальность, цель и задачи курса «Социальное проектирование»


В условиях развития современного общества проект является новым типом организационной культуры и основным способом осуществления деловой коммуникации. В последние годы проектная деятельность стала формой получения финансовой поддержки, источником инноваций для учреждений социально-культурной сферы, некоммерческих организаций.

В то же время, способность к проектной, творческой деятельности, продуктивному и свободному преобразованию реальности, являются важными параметрами личности современного человека, которые характеризуют его как активного субъекта общества (творца, деятеля, инициатора социальных преобразований). Многие исследователи (И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская, А.П. Марков) отмечают тот факт, что проектная активность является врожденной характеристикой человека. Поэтому, с одной стороны, проектирование рассматривается как особый вид активности, основанной на умении человека создавать модели, прообразы «потребного будущего» (Н.А. Берштейн) и воплощать их. С другой стороны, как один из механизмов культуры, позволяющий человеку проявлять креативность, социальную активность и раскрывать его творческий потенциал. Соответственно, проектная деятельность становится специфической формой социально-культурного творчества, которая является универсальным средством профессионального, личностного развития и усовершенствования окружающей действительности.

Предлагаемый модуль «Социальное проектирование» ориентирован на формирование проектной компетенции (организаторских, управленческих, коммуникативных знаний, умений и навыков), развитие методологического проектного мышления слушателей.

Задачи модуля:

·
обучение слушателей основным приемам и навыкам социального проектирования;

·
ознакомление слушателей с теоретическими и практическими основами социального проектирования;

·
развитие навыков разработки и реализации социальных проектов.


Миссия модуля состоит в том, чтобы научить слушателей находить, описывать и реализовывать оптимальные алгоритмы, схемы, способы, технологии, методы решения социальных проблем.

Модуль «Социальное проектирование» рассчитан на 24 часа и состоит из двух лекций, двух практических занятий, двух самостоятельных работ, дополнительных материалов и приложений.

В процессе работы с модулем слушателям необходимо ознакомиться с содержанием лекций, изучить дополнительные материалы и выполнить все практические задания и самостоятельные работы. Только после этого модуль будет зачтен. На изучение модуля отводится две недели.

В качестве ожидаемых результатов планируется сформировать готовность слушателей к стратегическому управлению социальными проектами, развить коммуникативные, организаторские, творческие способности.

 

2.
Основные понятия и специфика социального проектирования


Важным аспектом в процессе изучения сущности проектирования является рассмотрение историко-культурных источников развития этого явления. «Человек начал осваивать проектную деятельность уже на ранних этапах развития общества, когда она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских игр. Первоначально проектирование тесно вплеталось в ткань жизнедеятельности, не выделяясь в самостоятельный вид деятельности. «Каждое действие, совершавшееся не инстинктивно, не импульсивно, … а целенаправленно, должно было осуществляться на основе предваряющего его проекта»1. На уровне практического осознания формировалось представление о том, каким в итоге должны быть орудие труда, охотничий загон или жилище»2.

На современном этапе развития общества, который характеризуется подвижностью и изменчивостью, начинает доминировать проектный тип культуры. Он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности и новой образовательной парадигмой XXI века. Это объясняется, тем, что с одной стороны проектная деятельность постепенно превращается в источник развития социально-культурной сферы, а, с другой, проявляется в стремлении активно вмешаться в несовершенство окружающего мира и преобразовать его. То есть проектирование становится способом преобразования и улучшения, конструирования реальности, на основе модели идеального будущего, в рамках религиозных, идеологических, образовательных и воспитательных практик.

Первоначально проектирование как наука развивалось в рамках инженерно-технической деятельности, архитектуры, строительства. На современном этапе своего развития проектирование становится гуманитарной дисциплиной. Важным направлением проектной деятельности является создание моделей общественных явлений и институтов, решение сложных социальных задач.

«Способность к созданию целевых прообразов и деятельностных программ находит отражение в формах конструирования (непосредственной практической деятельности по производству объекта), моделирования (концептуального замещающего упрощения объекта), проектирования (теоретического способа создания технических артефактов и объектов иной природы). Таким образом, проектирование – это ограниченная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым».3

Основу теоретического контекста рассмотрения социального проектирования формируют такие категории и понятия, как «проектирование», «проект», «проектный», «проектная деятельность», «социальное проектирование».

Термин проектирование происходит от латинского слова «projectus», что означает брошенный вперед. В этом контексте проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, которые предшествуют воплощению задуманного в реальном продукте. 4

В современном прочтении проектирование – это деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть.

Проектирование можно рассматривать как:

- специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида услуги;

- научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);

- форму пробуждения инноваций, характерную для технологической культуры;

- управленческую процедуру.

В общем виде проектирование представляет собой форму опережающего отражения дейс­твительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого явления или процесса посредством специальных методов.

К основным функциям проектирования относят (А.П. Марков, В.А. Луков, Н.А. Колесникова, М.П. Горчакова – Сибирская, О.В. Никитенко, Е.М. Бортник):

- инновационность (создание новых объектов, преобразование реальности (социальной, культурной);

- технологичность (строится на основе соответствующих социально-культурных практик и имеет определенную последовательность действий (этапы, методы);

- коммуникативность (процесс проектирования, и этапы реализации проекта носят социально-коммуникативный характер, то есть предполагают коммуникацию, взаимодействие с адресатом в режиме диалога, опираются на активность аудитории проекта, инициируют ее нормативное ответное действие);

- прогностичность (проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, поскольку речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его цель – реализация одного из ва­риантов преобразования объективной действительности, связанная со стремлением придать желаемые свойства проектируемому объекту);

- универсальность (проектные технологии входят в качестве составляющих во все виды социально-культурной практики – организацию рекламной деятельности, PR-меропприятий, шоу-программ и т.д). Проективность характерна для всех культурных форм и сфер человеческого бытия – научного и художественного творчества, управления, социальной коммуникации и т.д. «Человек, имея уникальную способность к символизации мира, оперируя абстрактными понятиями, обращается к невидимому прошлому и воссоздает его, выстраивает модели оптимального будущего». 5

Проектирование как особый вид деятельности имеет свои методы и охватывает целостный процесс создания и отбора замыс­лов, их трансформацию в форме проекта и процедур, обеспечиваю­щих его принятие и адекватное воплощение.

Соответственно центральным понятием, необходимым для анализа различных сторон проектирования, является проект. На философском уровне проект рассматривается как итог духовно-преобразовательной деятельности. На деятельностном, как цель и результат проектирования.

В понятии проект заложен фактор времени, целенаправленность, нормированность изменений, специфика организации деятельности.

Таким образом, проект можно определить как:

·
метод, который позволяет организации двигаться от идеи к действию, структурируя этапы всего процесса;

·
изменение социальной среды, в которой он реализуется;

·
результат коллективной деятельности;

·
то, что обязательно содержит элемент оценки, который устанавливает взаимосвязь между замыслом и действием;

·
то, что имеет образовательное измерение и позволяет получать образование через деятельность;

·
то, что реализуется в определенном социальном, пространственном и временном контексте.6


Проект можно рассматривать одновременно как

- текст, что предполагает выбор языка на котором проект может быть озвучен или визуализирован;

- действие, которое подразумевает, что любой проектный шаг требует приложения энергии и умения преобразовывать;

- произведение, предназначенное для восприятия, прочтения и понимания.

Современные научные представления о проектировании связаны с такими понятиями как «природа проектной деятельности», «алгоритм проектирования», «субъекты проектной деятельности», «предметы (объекты) проектирования», «средства проектной деятельности», «проект как результат совместной деятельности», «культурная коммуникация». Именно они составляют содержательную основу разговора о проектировании в его деятельностном аспекте.

Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана:

- на продуктивности воображения, которое творит субъективную реальность и нормирует (программирует) действия по изменению того или иного объекта;

- силе и свободе творчества;

- стимуле к развитию социальной активности;

- эмоциональном обогащении своей жизни, связанному с ощущением способности к преобразованию действительности.

По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое проектирование — конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование — создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование “второй реальности” с помощью образа, знака, символа и др. По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование “второй природы” из материала “первой”) и др.

Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Социальное проектированиепредставляет одно из проявлений целе­направленной деятельности, когда разрабатываются различные ва­рианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию карди­нально преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуж­дались в детальной проработке и социальном управлении.

Исходные принципы социального проектирования разрабатыва­лись: Я.Дитрихом, Т.Тиори, Д.Фраем, а также отечественны­ми учеными – Н.А.Аитовым, Т.М.Дридзе, И.К.Корниловым, И.И.Ляховым, Ж.Т.Тощенко, А.Г.Раппопортом, Г.П.Щедровицким.

Социальное проектирование получило мощный импульс развития в 1920-30 – е годы. Пик интереса приходится на эпоху революций и последующие десятилетия. Перед идеологами того времени стояла глобальная задача – проектирование новой социальной действительности (общественных отношений, новой культуры) и нового человека. Очередной виток экспансии социального проектирования наблюдается в 1980 – е годы. С этого времени проектирование утверждается как особый тип интеллектуальной деятельности, не уступающей по креативному потенциалу науке, художественному творчеству, а по социальной значимости даже более эффективный. Расширяются сферы применения проектных методов, которые начинают использоваться в культурной политике, реформировании образовательных систем. Интерес к социальному проектированию был обусловлен несколькими факторами: во-первых, кризисом традиционных технологий планирования и программирования (об этом свидетельствует провал ряда крупных государственных программ и проектов развития образования, культуры); во-вторых, появлением новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна, которые не могли быть успешно решены традиционными способами и методами; в-третьих, верой в проектирование как силу, способную решить тупиковые проблемы века – экологическую, образовательную, организации новых форм производства, досуга. Проектирование мыслилось как тотальная и всепроникающая сила будущего.7

Социальное проектирование связано не столько с познанием реального мира, сколько с его преобразованием. Его специфика заключается в созидании, конструировании новых социальных институтов, социальных процессов и явлений, кодировании, воспроизводстве и трансляции знаний и опыта, осуществлении социально значимых практических действий.

Социальное проектирование является одной из форм выработки и принятия решения. Выступает элементом процесса управления, обеспечивающим ре­ализацию последующих его стадий (программирования, планирова­ния, практики технологизации и экспериментирования). Отметим, что социальное проектирование допускает многова­риантность решений, исходя из имеющихся социальных, материальных, трудовых и финансово-экономических ресурсов.

Также еще одной важной особенностью социального проектирования является то, что оно может не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.

Таким образом, социальное проектирование – это специфичес­кая созидательная деятельность по научно обоснованному опреде­лению вариантов развития социальных процессов и явлений, а так­же по целенаправленному изменению конкретных социальных институтов. Фактически проектировать означает заниматься пере­бором вариантов и схем будущего действия (выработкой механизма и форм реализации социального прогноза).

В самом общем виде социальное проектирование представляет собой конструирование локализованного по месту, времени и ре­сурсам действия, направленного на достижение социально значи­мой цели.

 

Объективные условия разработки социальных проектов предполагают: ориентацию на конечный результат; концентрирование внима­ния на основной цели; привлечение к выработке идей наибольшего числа творчес­ких, профессионально подготовленных специалистов; обязательный анализ причин несоответствия в решении пос­тавленных задач; оригинальность решений и эф­фективно организованную систему поощрения инициатив; научно обоснованное определение объектов социального проектирования (институтов, процессов и явлений).

Субъективные условия определяются: личностью проектировщика, проект-менеджера, автора-разработчика социального проекта (умение грамотно и нестандартно мыслить, мастерство, заинтересованность и т.п.); гибкостью руководителя-организатора (или лица, принимаю­щего решения) в восприятии новаторских идей и решений.

Социальное проектирование, как правило, направлено насовершенствование функций общественного развития в экономике, социально-полити­ческой и духовной жизни общества; создание условий для эффективной деятельности индивида в конкретной сфере общест­венной жизни (особенно – в трудовой деятельности человека).

Необходимо также отметить, что социальное проектирование направлено на реше­ние проблем, охватывающих в комплексе все социальные аспекты жизни человека, которые различаются по уровням организации об­щественной жизни.

Основные черты социального проектирования могут быть выражены следующими тезисами:

1. Социальное проектирование — один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом. Независимо от того, какого рода объекты проектируются, оно несет на себе черты ценностно-нормативной системы инициатора проекта. Эта система состоит из информации (знаний) и установок в той или иной области жизнедеятельности, позволяющих в ней ориентироваться.

2. Субъектная ориентация социального проекта проявляется в том, что его цели, задачи, содержание, форма предопределены инициатором. Она присутствует (прямо или косвенно) в замысле, постановке целей проекта, концептуализации основных положений.

3. Социальные проекты многообразны по направлениям деятельности, характеру проектируемых изменений, особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации, степени сложности. Эти особенности важно осознать до начала работы по проекту, что позволит с максимальной эффективностью воспользоваться достоинствами каждого из проектных типов и заранее предусмотреть возможные трудности.

4. Каким бы ни планировался конкретный результат социального проектирования, зерном проекта является создание новой социальной ценности (инновации). Нормативно-ценностная система наряду с целеполаганием являются стержнем социального проектирования.

5. Хотя проектные задачи разнообразны, технология подготовки социального проекта как текста типична. Описание проекта целесообразно строить по концентрическим кругам: краткое описание проекта имеет задачей заинтересовать тех, кому проект адресован или у кого запрашивается соответствующая поддержка; более развернутое описание позволяет представить аргументацию проекта; самое подробное описание проекта предназначено для экспертов по разным направлениям (финансовое, кадровое, организационное обеспечение и т. д.), на основе этого описания эксперты формулируют заключение по проекту для принятия управленческого решения.

6. Использование различных методов подготовки проекта не только делает его более продуманным, реалистичным и конкурентоспособным, но и создает благоприятные условия для формирования команды проекта.

7. Социальное прогнозирование и социальная диагностика обеспечивают концептуальную проработку социального проекта, выявляя его жизнеспособность. Социальное прогнозирование ориентирует относительно принципиальной достижимости целей проекта и возможных позитивных и негативных последствий его реализации для общества (сообщества), социальная диагностика ориентирует относительно достаточности ресурсов для достижения целей проекта.

8. Реализация социальных проектов имеет общие черты в организационно-управленческом аспекте. Для управления социальным проектом обычно используется комбинация «чистых» типов управленческих структур: функциональной, матричной и проектного управления. Контроль как способ обратной связи, необходимой для реализации проекта в соответствии с его целями, осуществляется на всех этапах работы. На завершающем этапе контрольная функция соединяется с подведением общих итогов работы над проектом.8

Сегодня социальное проектирование рассматривается как процесс формирования гражданского общества в ходе разработки стратегического плана развития определенной территории. С этой точки зрения социальное проектирование представляет собой специально организованная деятельность по актуализации потенциала саморазвития общества и выражается в конструировании социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.

Поэтому в основу социального проектирования, как правило, закладывают такие параметры, как: противоречивость социального объекта; многовекторность развития социального объекта; невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость); многофакторность бытия социального объекта; наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта; субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования; факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Целью социального проектирования является внесение изменений в социальную среду человека. Эти изменения задаются в идеальной форме (модель, проект, программа) и осуществляются в последующем процессе реализации проекта.

При разработке проектов следует учитывать, следующие особенности развития социальных объектов, характеризующихся:

А) внутренними ресурсами, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи;

Б) общественными структурами, испытывающими значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочтительного варианта будущего развития.

3.
Жизненный цикл социального проекта


Смысл жизненного цикла вполне понятен. Все мы рождаемся, растем, взрослеем, стареем и когда-нибудь умираем. Это настолько общее понятие, что его часто используют в самых разных сферах. Так, например, в маркетинге данное понятие используется для объяснения того, как возрастает, а затем сокращается объем продаж продукции на рынке. У проектов, тоже есть свое начало и завершение. Кроме того, у них бывают периоды роста, то есть этапы, когда потребление финансов и других ресурсов увеличивается. Они сменяются периодами стабильности, а затем спада, во время которых объем используемых ресурсов тоже изменяется. В простейшем случае жизненный цикл проекта включает в себя начальную, промежуточную и заключительные фазы. Когда мы говорим о жизненном цикле применительно к людям, то из названий различных этапов нам понятно, что происходит в каждый из них, например, детство, юность, зрелость, старость.

Понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для руководителя проекта, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности, используемые методики и инструментальные средства.

Жизненный цикл проекта образует полная совокупность ступеней развития проекта – от возникновения идеи до полного своего завершения. ЖЦП принято разделять на фазы, фазы – на стадии, стадии – на этапы. Для различных проектов количество фаз, стадий и этапов различно. Поэтому четкого регламента и общепринятого подхода к определению ступеней развития проекта нет в связи со значительным разнообразием проектов. Стадии проектов устанавливаются для каждой фазы проекта отдельно в зависимости от класса проекта (моно-, мульти – или мегапроект). Этапы проектов зависят от условий, определяющих разработку и реализацию проекта, обычно при реализации проекта этапы определяет заказчик или инвестор проекта. Количество этапов зависит от длительности (продолжительности) проекта, условий финансирования и отчетности по проекту и других условий, соблюдение которых необходимо согласно подписанному договору или контракту.

Процесс осуществления проекта протекает во времени: он имеет начало и конец, требует в течении этого времени определенных затрат.

Название этапов, которые мы будем использовать применительно к жизненному циклу проекта, тоже будут со всей очевидностью говорить о предпринимаемых на их протяжении действиях.

Концептуальный этап подразумевает функцию инициации проекта. На этом этапе идея проекта находит «текстуальное» воплощение, проводится изучение проблемы (формулирование целей, задач проекта, внутреннего потенциала команды), поиск источников финансирования. Эффективное исследование темы и фондов поможет спланировать выполнение проекта и его бюджета. Формулируется идея проекта, в общем плане определяются его задачи, анализируется осуществимость, составляется первичная смета расходов, намечаются конкретные способы реализации и сроки. По завершении данного этапа мы сравниваем наш находящийся пока еще в зачаточном состоянии проект с другими проектами или же оцениваем его с точки зрения установленных правил. Предстоит принять решение – да, или нет, приступить или не приступить к проекту. Положительное решение приведет к следующему этапу жизненного цикла проекта – планированию и разработке.

Этап разработки (планирования) проекта включает дальнейшее прорабатывание деталей проекта и определение его конечных результатов, распределение обязанностей и утверждение сроков, уточнение объема расходов и временных рамок. По завершении данного этапа должны быть приняты решения относительно того, кто получит главные контракты на проведение работ по проекту. Планирование в том или ином виде производится в течение всего срока реализации проекта. В самом начале жизненного цикла проекта обычно разрабатывается неофициальный предварительный план - представление о том, что потребуется выполнить в случае реализации проекта. Решение о финансировании проекта в значительной степени основывается на оценках предварительного плана. Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации. Определяются ключевые точки (вехи) проекта, формулируются задачи (работы) и их взаимная зависимость. На этом этапе часто используются системы для управления проектами, предоставляющие руководителю проекта набор средств для разработки формального плана: средства построения иерархической структуры работ, сетевые графики и диаграммы, гистограммы ресурсов. Как правило план проекта не остается неизменным, и по мере осуществления проекта подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации.

Этап реализации проекта принимает на себя главный пик активности, когда осуществляется основная часть запланированных мероприятий – налаживание эффективного контроля и проверки. С их помощью можно определить, что сделано или не сделано, что должно быть сделано или задействовано и что нужно будет сделать или использовать в оставшееся время. После утверждения формального плана на руководителя проекта ложится задача по его реализации. По мере осуществления проекта руководитель должен постоянно контролировать ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми. На практике отклонения между плановыми и фактическими показателями случаются всегда. Поэтому задачей руководителя является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений. Например, если отставание от графика выходит за приемлемый уровень отклонения, может быть принято решение об ускорении выполнения определенных критических задач за счет выделения на них большого объема ресурсов (естественно, в пределах выделенного финансирования).

 

Этап завершения – это когда проект подвергают проверке или анализу, а команду, работающую над ним распускают. Проект заканчивается, когда истекает его срок и достигнуты поставленные перед ним цели. Иногда окончание проекта бывает внезапным и преждевременным, как в тех случаях, когда принимается решение прекратить проект до его завершения по графику. Когда проект заканчивается, его руководитель должен выполнить ряд мероприятий, завершающих проект. Их конкретный набор зависит от характера самого проекта. Если в проекте использовалось оборудование, надо произвести его инвентаризацию и, возможно, передать его для нового применения. В случае подрядных проектов надо определить, удовлетворяют ли результаты условиям подряда или контракта. Особое внимание руководитель проекта должен обратить на подготовку заключительного отчета.

 

4.
«Классификация социально-культурных проектов» 9


Многие люди периодически осуществляют проекты, причем не только на работе, но и в своей повседневной жизни. Вот некоторые примеры: проведение исследований, написание книги, внедрение новых технологий, подготовка к юбилею, ремонт в квартире. Все эти виды деятельности имеют между собой целый ряд общих признаков, делающих их проектами:

 

·
они направлены на достижение конкретных целей;

·
они имеют ограничения по времени, результатам, задачам и целям, требующимся ресурсам;

·
они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

·
все они в определенной степени неповторимы и уникальны.


В общем случае, именно эти четыре характеристики отличают проекты от других видов деятельности. Каждая из названных характеристик имеет важный внутренний смысл, поэтому рассмотрим их более подробно.

 

1.
Направленность на достижение целей. Проекты всегда нацелены на получение определенных результатов – иными словами, они направлены на достижение целей. Именно эти цели являются движущей силой проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы эти цели были достигнуты. Проект обычно предполагает целый комплекс взаимосвязанных целей и задач. Например, основной целью проекта может быть разработка информационной системы управления организацией. Промежуточными целями (подцелями) могут быть разработка базы данных, разработка математического и программного обеспечения, тестирование системы. В разработке базы данных, в свою очередь, также могут быть выделены цели и задачи более низкого уровня – разработка логической структуры базы данных, реализация базы данных с помощью СУБД, загрузка данных.


Тот факт, что проекты ориентированы на достижение цели, имеет огромный внутренний смысл для управления ими. Прежде всего он предполагает, что важной чертой управления проектами является точное определение и формулирование целей, начиная с высшего уровня, а затем постепенно опускаясь до наиболее детализированных целей и задач. Кроме того отсюда следует, что проект можно рассматривать как преследование тщательно выбранных целей, и что продвижение проекта связано с достижением целей все более высокого уровня, пока, наконец, не достигнута конечная цель (для данного проекта).

 

2.
Ограниченность по времени, результатам, задачам, целям, требующимся ресурсам. Эта важная характеристика проекта позволяет контролировать ход его реализации за счет наличия этапов с четко обозначенными измеряемыми результатами каждого из них; четко знать количество необходимых ресурсов для достижения целей проекта. Этим проект координально отличается от программы, которая намечает направления и описывает шаги по осуществлению деятельности в этом направлении. Программа, как правило, долгосрочна, трудно поддается контролю, поскольку не имеет четких указаний, что и когда должно быть сделано.


Проекты выполняются в течение конечного периода времени, у них есть более или менее выраженные начало и конец. Проект заканчивается, когда достигнуты его основные цели. Значительная часть усилий при работе с проектом направлена именно на обеспечение того, чтобы проект был завершен в намеченное время. Для этого готовятся графики, показывающие время начала и окончания этапов и задач, входящих в проект. Отличие проекта от производственной системы заключается в том, что проект является однократной, нециклической деятельностью. Таким образом ограниченность проекта означает, что проект должен содержать:
- четко поставленные цели и измеряемые задачи;

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- конкретные измеряемые предполагаемые результаты;

- план-график выполнения работ по проекту;

- конкретное и точное описание, сколько и какие именно средства необходимы для реализации проекта.

За этот период времени, в течение которого применяется технология управления проектами, был разработан целый ряд методик и инструментов, призванных помочь руководителям проектов управлять этими ограничениями. Для того, чтобы справиться с ограничениями по времени, используются методы построения и контроля календарных графиков работ. Для управления денежными ресурсами используются методы формирования финансового плана (бюджета) проекта и, по мере выполнения работ, соблюдение бюджета отслеживается, с тем, чтобы не дать затратам выйти из-под контроля. Для выполнения работ требуется их ресурсное обеспечение, и существуют специальные методы управления человеческими и материальными ресурсами (например, матрица ответственности, диаграммы загрузки ресурсов).

 

3.
Координированное выполнение взаимосвязанных действий, целостность. Проекты сложны уже по самой своей сути. Они включают в себя выполнение разнообразных взаимосвязанных действий. Основные части проекта и их содержание должны находиться в логической связи друг с другом и обосновывать друг друга. Например, цели и задачи проекта должны напрямую вытекать из решаемой проблемы, смета расходов должна опираться на описание того, какие конкретно затраты необходимы для реализации проекта, что, в свою очередь, должно полностью соответствовать описанному плану действий по проекту. В отдельных случаях эти взаимосвязи достаточно очевидны (например, технологические зависимости), в других случаях они имеют более тонкую природу. Некоторые промежуточные задачи не могут быть реализованы пока не завершены другие задачи; некоторые процессы могут осуществляться только параллельно, и так далее. Если нарушается синхронизация выполнения разных задач, весь проект может быть поставлен под угрозу. Если задуматься над этой характеристикой проекта, становится очевидно, что проект – это система, т.е. целое, складывающееся из взаимосвязанных частей, причем система динамическая, и, следовательно, требующая особых подходов к управлению. Проект обязательно содержит в своей основе целостную картину того, что должно быть достигнуто. Это позволяет еще до начала проекта оценить эффективность затрачиваемых на его реализацию средств.

4.
Уникальность. Проекты – это мероприятия, в известной степени неповторимые и однократные. Вместе с тем, степень уникальности может сильно отличаться от одного проекта к другому. Если организация занимается внедрением систем мониторинга экологического состояния окружающей среды и реализуете десятый проект с использованием одной и той же технологии, степень уникальности проекта зависит от особенностей региона и базовой площадки, на которой внедряется система. С другой стороны, если организация разрабатывает уникальный прибор или технологию, она безусловно имеет дело с задачей весьма уникальной. И поскольку прошлый опыт может в данном случае лишь ограниченно подсказывать, чего можно ожидать при выполнении проекта, он полон риска и неопределенности.


Социальное проектирование – это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.

На практике выделяется две большие группы проектов:

 

1.
Проекты, которые ориентированы на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности;

2.
Тип проектов, которые своей доминирующей задачей имеют экспорт собственных культурных образцов в «чужой» культурный контекст.


Соответственно выделяются следующие разновидности проектов:

- социальные проекты;

- программы историко-культурной направленности;

- оздоровительные программы;

- социально-педагогические проекты.

Также существует понятие «нормальный» проект, который обладает следующими характеристиками:

- масштаб (размер) проекта;

- сроки реализации;

- качество;

- ресурсное обеспечение;

- место и условия реализации проекта.

Если эти признаки равноправны – это идеальный проект. Но в реальности доминирует один из факторов. Согласно этим доминантам выделяют следующие типы проектов: по характеру проектируемых изменений, направлениям деятельности, особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации.10

 

i.
Типы проектов по характеру проектируемых изменений. Подготовка и осуществление социальных изменений.


А. Инновационные проекты. Задача инновационных проектов – внедрение принципиально новых разработок. Например, Интернет.

В. Поддерживающие проекты. Их еще называют реанимационные, реставрационные проекты. Решают задачи экологического характера, в том числе и в рамках экологической культуры. Проекты чаще всего направлены на сохранение и использование культурного достояния. Проектирование новой социальной инфраструктуры. Сохранение различных обрядов, праздников, ритуалов, действий.

II. Типы проектов по направлениям деятельности.

1.
Образовательные проекты. Задачи – предоставление образовательных услуг, совершенствование самой системы образования.

2.
Научно-технические проекты. Своими последствиями затрагивают общественную жизнь (Интернет). Имеют поисковый, экспериментальный характер. Например, выставки. Изобретение приобретает статус экспоната – и соответственно, приобретает новое содержание.

3.
Культурные проекты. Как правило, это художественные, символические, экзотические проекты. Их основная черта – проекты вплетены в ткань социальной жизни.


Особое значение и невиданный размах культурные компоненты в рамках национальных и городских праздников, международных фестивалей, спортивных соревнований приобрели в 80-90 – е годы XX века. Крупнейшие театральные представления на открытие и закрытие Олимпиады в Москве (1980). Участие лучших оперных певцов (М. Кабалье, Л. Паваротти, П. Доминго) в церемониях открытия международных спортивных мероприятий, включение в эти церемонии новых, специально к случаю написанных музыкальных произведений, создание грандиозного костюмированного действа, живых панно. Все это свидетельствует о появлении новых черт коммуникационных особенностей в современном мире, которые проявляются через социально-культурные проекты.

Хэппенинг (англ. happening – происходящее) – сценическая разновидность поп – арта, представляющая собой импровизационное театральное действие, у которого нет определенного сюжета, нет заранее написанного сценария. Исполнитель просто живет и реагирует на происходящее. Активное участие зрителей. Изображение повседневной действительности.

Перфоманс (англ. performance – представление, действие) – вид концептуального искусства 60-70 годов XX века. Перфоманс основывается на изображении переживаний, состояний сознания, а средство изображения – человеческое тело, жесты, поведение художника. Изображаются как правило, философские идеи.

Включение лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в социальной реабилитации, в культурные проекты (балет инвалидов-колясочников).

Характер интеллектуальных и духовных поисков.

Типы проектов по особенностям финансирования. Выбор модели финансирования. Социальные проекты – проекты со смешанным финансированием.

А. Инвестиционные проекты. Инвестиция – это вклад собственности в дело с целью извлечения прибыли. Характерны детально разработанный бизнес-план, документация. Значимость проекта. Его реализация – это получение максимальной прибыли. Показатели коммерческой и экономической эффективности.

Инвесторы: государство, органы местного самоуправления (бюджетное финансирование).

Б. Спонсорские проекты.

Спонсоринг – экономическая деятельность. Спонсор преследует выгоду. Спонсор предоставляет средства на поддержку проекта, если это может стать формой его рекламы или презентации. Один из каналов формирования паблисити спонсора. Договор о спонсоринге – взаимная ответственность сторон. Проект должен вызывать большой интерес в общественности.

В. Кредитные проекты. Кредит – способ финансового обеспечения. Получение финансовых средств возможно только при условии предоставления гарантий кредитному учреждению (залог собственности). Развернутое финансово-экономическое обоснование.

Г. Бюджетные проекты. Значительная часть проектов осуществляется в рамках государственной социальной политики и решения местных задач. Такие проекты финансируются из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципального учреждения, субсидий.

Грант предоставляет собой фиксированную денежную сумму, которую владелец средств (грантодатель) передает безвозмездно исполнителю обусловленных работ или услуг (грантополучателю). Отчет об израсходованных средствах.

Например, меры поддержки проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений, предусмотренные Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995). Конкурс проектов (программ) по десяти направлениям деятельности. Победитель получает грант, имеющий соответствующее назначение:

- грант «Константин Циолковский» (идеи и технологии, имеющие практическое назначение);

- грант «Михаил Ломоносов» (образование и интеллектуальное развитие детей);

- грант «Великая княгиня Елизавета Федоровна»- создание учреждений, центров, отделений в рамках системы социальной службы для детей;

- грант «Лев Яшин» - укрепление здоровья молодежи и детей, формирование здорового образа жизни;

- грант «Екатерина Дашкова» - развитие СМИ, для молодежи и детей;

- грант «Петр Чайуовский» - художественная культура;

- грант «Вл. Вернадский» - экологические проекты;

- грант «Афанасий Никитин» - развитие молодежного и детского туризма;

- грант «Александр Невский»- патриотическое воспитание молодежи;

- грант без названия (творческий поиск молодежных и детских объединений в различных областях человеческой деятельности).

Д. Благотворительные проекты. Финансирование имеет форму меценатства. П.М. Третьяков (1832-1898).

IV. Типы проектов по их масштабам.

Показатели:

- число людей, групп организаций, на которых рассчитан проект;

- кадровые ресурсы проекта;

- финансовые средства и материальные ресурсы проекта;

- структура проекта, формы организации, отчетности и т.д.;

- временные и территориальные затраты.

А. Микропроекты – форма предоставления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих. Франкфурт-на-Майне: родители и дети ухаживают за пришедшими в негодность детскими игровыми площадками.

Б. Малые проекты – не предусматривают слишком большого числа потребителей, достаточно просты в употреблении, не требуют крупного финансирования. Упрощенная процедура проектирования и реализации.

В. Мегапроекты – целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов.

Показатели:

1.объем капиталовложений от 1 миллиарда долларов;

2.необходимость смешанных форм финансирования;

3.трудоемкость – 2 млн. человека-часов;

4. длительность реализации – 5-7 и более лет;

5.участие других стран, дополнительные затраты на инфраструктуру;

6.влияние на экономическую и социальную среду региона или страны.

V. Типы проектов по срокам реализации (временные рамки осуществления проекта).

А. Краткосрочные проекты (1-2 года). В социальной сфере осуществляются в особых условиях (разворачивание пунктов психологической помощи населению после природной или технологической катастрофы);

Б. Спонсорские проекты (3-5 лет) ООН, ЮНЕСКО. Состоят из множества проектов.

В. Долгосрочные проекты (10-15 лет). Существенные социальные преобразования строятся с учетом долгосрочного прогноза. Скорость социальных изменений велика – невозможно прогнозировать ситуацию в нужном диапазоне.

Г. Престиж-проекты. Феномен престижного потребления. Особый стиль поведения. Навязывают форму поведения, стиль жизни.

Д. Псевдопроекты – видимость проекта. Форма которой прикрывается какое-то другое содержание, не представленное в самом псевдопроекте. Проекты – фикции (использование проектной формы как маскировки). Квазипроекты – обладают признаками настоящего проекта, но планирую нововведения, которые на самом деле таковыми не являются.

Проекты отличаются по сфере приложения, составу предметной области, масштабам, длительности, степени сложности, составу участников, влиянию внешней среды, ожидаемым результатам и прочим признакам. К социальным проектам относятся реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев населения и многое другое. Специфика социальных проектов может быть определена следующим образом:

- цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов;

- количественная и качественная их оценка существенно затруднена;

- сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению;

-расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований;

- ресурсы выделяются по мере потребности;

- из всех типов проектов социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.

 

5. Этапы разработки социального проекта


Социальный проект – это последовательность мероприятий и акций, целью которых является предупреждение, минимизация или разрешение проблем, обусловленных дефицитами социально-культурной интеграции, адаптации, реабилитации, социализации, инкультурации и самореализации личности. Созданная на основе анализа ситуации последовательность взаимосвязанных мероприятий, действий и акций, обеспеченная в нормативно-правовом, экономическом и кадровом отношении, должна обеспечить изменение ситуации и создать условия, способствующие разрешению противоречий и трудностей личного развития; оптимизации социально-культурной и социально-психологической среды обитания человека.

Этапы разработки социального проекта

 

1. Характеристика аудитории проекта, то есть анализ проблем и ресурсов целевой и контактных групп. Социальный проект всегда имеет аудиторию, которая задает всю логику проектирования. Причем аудитория является здесь носителем специфических социально-культурных и личных проблем. Характеризуя аудиторию, необходимо выявить наиболее существенные личные и социально-культурные проблемы; определить их источники и установить причинно-следственную связь; обосновать возможности разрешения (или предупреждения) в рамках разрабатываемого проекта. Процесс и результат проектирования гораздо продуктивнее в том случае, если мы изначально представляем себе типичные проблемы, потребности и интересы конкретных социальных групп и социально-культурных общностей, умеем использовать эту информацию в процессе инструментального оснащения проекта. Проблемное поле социального проектирования представляет собой некоторое множество групп и общностей, в которые включен человек в силу жизненных обстоятельств и необходимости выполнения социальных ролей. Каждая из этих групп выступает носителем типичных жизненных проблем, отличающих ее от других групп, то есть именно проблема выступает в качестве дифференцирующего признака аудитории проекта, позволяя четко очертить его границы.


Основным параметром анализа аудитории являются личностные проблемы, которые возникают в системе «человек-среда» и носят характер субъективных переживаний. Именно они определяют, наряду с социально-культурной проблематикой, цели и задачи проекта, виды и содержание деятельности.

Осознание личностью или группой какого-либо противоречия как проблемы стимулирует социокультурную активность по изменению ситуации, порождающей ее, поиску новых форм, средств и способов взаимодействия с социальным и предметным миром, что позволяет рассматривать носителя проблем в качестве аудитории проекта. Характеризуя аудиторию проекта, необходимо выделить наиболее актуальные социально-психологические и социально-культурные проблемы и обосновать средства и способы их разрешения (или предупреждения) в рамках разрабатываемого проекта. При этом средства оптимизации той неблагоприятной ситуации, в которой находится аудитория проекта не связаны жестко с характером проблем –все зависит от замысла проектировщика, социально-педагогического потенциала тех видов социально-культурной деятельности, которые составляют его содержание, а также соответствующих ресурсов, необходимых для практической реализации проекта. В процессе выработки моделей проектного решения учитываются также социальные и социально-культурные проблемы, типичные для аудитории проекта. Они особенно важны для конкретизации целевой и содержательной частей, для поиска социальных сил, заинтересованных в поддержке проекта – острота социально-культурных проблем повышает общественную значимость проекта и делает более реальным и эффективным привлечение дополнительных источников финансирования. Ориентация на решение социальных проблем – это способ повышения общественной значимости проекта (а следовательно, повышение статуса и формирование имиджа его инициаторов, привлечение внимания СМИ, властей, дополнительные возможности получения средств как из бюджета, так и из внебюджетных источников).

 


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 6494; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!