Педагогические идеи Е. Н. Водовозовой.



Идеи и методические рекомендации Е.Н. Водовозовой, касающиеся отношений взрослых и детей, отлично сочетаются с сегодняшними моделями обучения, построенными на основе гуманистического подхода к образованию. Современные исследователи видят гуманистическую природу педагогической деятельности в воспитании индивидуальности, «очеловечивании» ребёнка, формировании и развитии его как личности, обеспечении непрерывной преемственности поколений.

Любовь к ближнему, гуманные чувства и сострадание, заложенные в основу педагогической теории Е.Н. Водовозовой, актуальны в современной гуманистической парадигме образования. Научить детей любить – это, по её мнению, первая заповедь в воспитании.

Е.Н. Водовозова призывала воспитывать в ребёнке такие качества, как забота о людях, любовь к ним, стремление разделить горе и радость товарища, быть чувствительным к горю ближнего, уметь доверяться и доверять другому. Она говорила о важности создания условий для реализации этих качеств в практической деятельности и для свободного развития индивидуальности каждого ребёнка. Самым главным педагог считала «исключить принуждение и насилие над ребёнком», развивать добрые качества, без всяких наказаний.

Взрослому, работающему с детьми, важно найти что-то положительное в каждом ребёнке, вычленить эту позитивную составляющую и усилить своим доверительным отношением. В качестве мотива любви к детям выступает потребность педагога в самореализации личности ребёнка.Воспитатель должен употреблять все усилия, чтобы внушить ребёнку веру в свои силы, надежду на то, что он всё поймет, всё сделает, если только захочет, добросовестно отнесётся к предпринятому труду и усидчиво поработает над ним».

Позиция Е.Н. Водовозовой убедительно доказывает преимущество построения отношений с детьми на гуманных началах. Она считает, что старшим необходимо уважительно относиться к любому суждению ребёнка.

Одним из условий, способствующих продуктивной совместной деятельности, общению и развитию личности в коллективе,Е.Н. Водовозова считала воспитание отношений добра, радости между детьми и между взрослыми и детьми.

По мнению Е.В. Горбылевой, ценность идей Е.Н. Водовозовой заключается в понимании целостного процесса воспитания и формирования личности, чёткого обозначения задач развития в ребёнке определённой культуры, которая «поможет ему стать личностью, способной глубоко сопереживать и прийти на помощь другому, постоянно познающей себя

И способной самоопределиться в жизни сообразно своим способностям и склонностям».

Просветительские идеи  А. Богдановича.

А. Е. Богданович – отец белорусского поэта М. Богдановича, прогрессивный педагог, этнограф, лингвист. К его наиболее известным педагогическим статьям относят «Педагогические воззрения белорусского народа» и «Школьная страда». В них он вскрыл пороки существующей школьной системы, подверг резкой критике постановку начального и среднего образования, осуждал отрыв учебного дела от воспитательной работы. Резко выступал против зубрежки. Считал, что каждый предмет имеет образовательное и воспитательное значение.

Считал любовь к Родине неотъемлемым качеством гармонически развитой личности. Воспитанию любви к родине должен служить родной язык, произведения народного творчества, художественна и историческая литература. Предъявлял к учителю высокие требования и требовал от него эрудиции, авторитета, творческого подхода к педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность и взгляды Я.Коласа.

(Якуб Колас) – яркий представитель белорусской педагогической мысли периода конец XIX - начало XX вв. Анализ биографических данных и Я. Коласа свидетельствуют о том. что он преподавали в начальных школах вышеотмеченного периода. После окончания Несвижской учительской семинарии (1902 г.) Я. Колас приступил к педагогической деятельности на Полесье, вначале в д. Люсино, затем в Пинковичах Пинского уезда., в Верхменском народном училище Игуменского уезда Миской губернии.

Огромной заслугой Я. Коласа как педагога выступает его деятельность по открытию первых национальных белорусских школ в Гродненской и Минской губерниях.Особенностью таких школ являлось то, что преподавание в них осуществлялось на родном языке учащихся.

Я. Колас был глубоко убежден в том, что воспитание любви к родному языку является неотъемлемым компонентом формирования патриотизма у младших школьников. Именно поэтому вместе с преподавательской деятельностью и Я. Колас занимался написанием учебных книг для учащихся-белорусов. «Другое чытанне для дзяцей беларусау» (1909 г.) Я. Коласа активно использовались в качестве учебников в национальных белорусских школах периода конца XIX - начало XX вв.

 Следует отметить, что приведенный на страницах вышеперечисленных книг фольклор, а также произведения самого автора позволяли детям осознать чарующую красоту и неповторимость белорусского края, познакомиться с традициями и обычаями своего народа, а также прочувствовать звучание родной речи, увидеть ее запечатленной в письменном виде. В свою очередь, это содействовало развитию у младших школьников любви к своему народу, природе, Родине, языку. 

Я. Колас ясно осознавал, насколько важную роль в формировании патриотизма у маленького человека играет личность учителя, а потому предъявлял к нему такие требования, как любовь к родному краю, языку и другие. Учитель - это, в первую очередь, «борец за народное счастье, широко образованный и культурный человек, луч света в темной деревне».
Я. Колас по праву считается педагогом-патриотом Беларуси периода конец XIX - начало XX вв. Его идеи о формирования у младших школьников любви к родному языку, традициям и обычаям своего народа и другие и не потеряли своей актуальности и в наши дни. Поэтому знакомство с наследием белорусских педагогов имеет не только исторический, но и практический интерес.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 678; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!