Цели раунда перекрестных вопросов

Адаптированный вариант

СТРУКТУРА «ДЕБАТОВ» по Карлу Попперу

В игре «Дебаты» участвуют две команды по три игрока в каждой. Игроки в командах называются спикерами. Соответственно команде они называются первый, второй и третий спикеры утверждающей команды: У1, У2, УЗ и первый, второй и третий спикеры отрицающей команды: 01, 02, 03.

 

Перед каждым боем проводится жеребьёвка, которая определит, какая из команд:

1) выбирает тему для дебатов

2) первым начинает речь (становиться утверждающей командой)

 

После жеребьёвки участникам даётся 5-7 минут для подготовки аргументационной базы, при чём делать это тезисно, набросавна бумаге лишь основные моменты.

В ходе игры спикеры поочередно выступают с речами, чтобы продемонстрировать судьям большую убедительность позиции своей команды по сравнению с позицией оппонентов.

Кроме выступлений спикеров, в игре есть раунды перекрестных вопросов, когда спикер команды оппонентов задает выступившему спикеру вопросы для уточнения каких-либо моментов речи или для принижения приведенной аргументации.

Регламент и правила игры предусматривают следующий порядок и время выступлений:

 

Выступающий Время выступления
У1 3 мин
Вопросы 03 к У1 2 мин
01 3 мин
Вопросы УЗ к 01 2 мин
У2 3 мин
Вопросы 01 кУ2 2 мин
02 3 мин
Вопросы У1 к 02 2 мин
УЗ 3 мин
03 3 мин

 

Различают три вида речей спикеров:

Конструктивная речь: У1 и 01.В этой речи представляются и выдвигаются аргументы. Утверждающая сторона дает первичное представление своего блока доказательств, которое определяет структуру всего раунда. Отрицающая сторона вступает в противоречие сутверждающей и представляет свой блок доказательств. В конструктивной речи должны быть представлены все аспекты и аргументы.

 

Опровергающая (развивающая) речь: У2 и 02.В речах этих спикеров опровергаются аргументы, и восстанавливается своя система доказательств после «атаки» оппонентов. Здесь важную роль играют детали: необходимо ответить на все аргументы оппонентов и прокомментировать, насколько эффективно они подтверждают или опровергают тему. В этих речах не допускается введение новых аргументов. Спикеры должны развить уже названные аргументы с помощью доказательств, рассуждений и новых поддержек.

 

Заключительная речь (подведение итогов): УЗ и 03.В этой речи проводится сравнительный анализ игры, поэтому особое внимание обращается на основные противоречия позиций команд. Спикеры как бы подводят итоги дебатам. Для этого УЗ и 03 должны представить себе, что они как бы рассказывают своим друзьям о том, как проходили дебаты, в чем их сильные стороны и почему победа за ними. В этой речи не должно быть новых аргументов.

Но третий спикер только в том случае сможет выполнить свою задачу, если во время дебатов действительно было столкновение позиций. Таким образом, первые два спикера должны обеспечить информационное поле для проведения сравнительного анализа позиций. Третий спикер может сравнивать не только аргументы (совсем не обязательно использовать все аргументы, выдвинутые на игре), но и контраргументы (это может быть одно - два положения) и тем самым показать, почему его команда была убедительнее в своем доказательстве.

Каждая команда имеет право взять на протяжении игры время на подготовку к выступлению - таймаут - не более 2-х минут на каждую подготовку, общая продолжительность таймаута для команды - 6 минут.

 

После боя cвои комментарии даёт экспертное жюри.

Существуют три критерия судейства: cтиль(способ выступления, манера говорить, ораторское искусство), содержание (аргументация и анализ), стратегия (структура выступления и следование общекомандной линии аргументации).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПИКЕРАМ КОМАНД

От чего зависит успех спикеров?

 

Как известно, люди очень часто обращают больше внимания на то, как что-либо было сказано, нежели на то, что было сказано. В книге «Навыки искусства общения» Дэвид Д. Аккер приводит данные о том, что не­зависимо от содержания речи общий эффект выступления определяется сочетанием таких факторов как:

- визуальный контакт, такой как «глаза в глаза»; выражение лица, движения тела при произнесении речи, манеры поведения и т.д. Все это в своей совокупности составляет 55% успеха или провала выступления;

- речевые особенности, в том числе тон и интонации голоса - 38%;

- сам смысл и контекст произнесенных слов - 7%.

К счастью, в дебатах особое внимание обращается все же на преподносимую информацию, но при этом хороший стиль устного выступления является очень важным навыком, который пригодится вам на протя­жении всей жизни.

Лучший способ развивать эффективный стиль устного выступления - практика. Поэтому, после того, как вы познакомитесь с факторами, определяющими успех выступления, выполните упражнения, представлен­ные в конце учебного элемента.

В качестве наиболее важных, определяющих успех выступления, рассмотрим такие факторы, как зрительный контакт, голос, мимика, психологическое самочувствие.

Зрительный контакт

Опытные участники дебатов умеют завоевывать внимание аудитории путем зрительного контакта. Суть его состоит в том, что, выступая, нужно смотреть прямо в глаза судье или слушателям, как в обычной повседневной беседе. Старайтесь уделить внимание всем, слушающим вашу речь, хотя бы на 5 секунд задерживая взгляд на каждом.

Если вам неудобен такой прямой взгляд, тогда смотрите на брови, нос или лоб слушателя. Однако помните, что прямой взгляд говорит об искренности и открытости. Он выражает чувство доверия и дружелюбного отношения к слушателю. Устремленные вверх глаза чаще всего ассоциируются с усталостью и равнодушием.

Старайтесь во время выступления не глядеть все время в свои записи или поверх голов аудитории. Смотрите только на конкретных людей или, в крайнем случае, на конкретное место в комнате.

Голос

Участники дебатов должны научиться управлять своим голосом, чтобы привлекать внимание и интерес аудитории и судей. Постарайтесь избавиться от нервозности. Энергичный, но не слишком напористый, есте­ственный и свободный стиль речи привлекает внимание и интерес судей и слушателей, а изменения тона и интонаций усиливают симпатии аудитории к вам.

Если не использовать возможности своего голоса, вы наверняка произведете впечатление человека робкого, неуверенного или смущенного.

Познакомьтесь с некоторыми советами по управлению голосом.

Скорость:для того чтобы успешно выражать свои мысли, нужно использовать скорость изложения информации. Выступающий должен в некоторых случаях говорить медленно, а в некоторых - быстро.

Ваша настойчивость должна быть выражена быстрой речью. Напротив, когда вы разъясняете сложные моменты, старайтесь говорить мед­леннее. Также полезно делать ударение на важных словах, обращая таким образом на них внимание. Старайтесь избегать запинок и «неровностей» в своей речи. Нужно говорить идеями, а не отдельными словами или предложениями. Нельзя расслабляться до такой степени, чтобы речь станови­лась вялой, но нельзя и тараторить сломя голову.

Пауза:опытные участники дебатов знают цену тишине в речи. Они часто делают паузы до и после изложения основных идей, после сложных моментов. Паузы должны быть достаточно продолжительными для того, чтобы аудитория и судьи восприняли и отреагировали на сказанное и приготовились слушать дальше. Избегайте «озвученных» пауз, то есть сопровождаемых различного рода хмыканиями и вздохами. Хорошо встав­ленная в речь пауза отражает важность идей лучше, чем большинство остальных приемов устного выступления.

Громкость:аргументы хороши тогда, когда их слышно. Нельзя допускать того, чтобы вас переставали слышать. Сила вашего голоса должна быть направлена в аудиторию, а не в ваши записи или в стол. Опытные выступающие умело регулируют громкость голоса для того, чтобы при­влечь внимание слушателей. Для того чтобы выразить напористость, нужно говорить громко, эмоции хорошо выражать мягким голосом. Делайте уда­рение на ключевых идеях.

Мимика и жесты

Улыбка, хмурый взгляд, приподнимание бровей и т.п. - все эти проявления отношения содержат в себе определенную информацию. Во время дебатов выражение лица спикера постоянно изменяется, и это невольно влияет на внимание и настроение аудитории. Выступающему лучше все­го не отказываться от своих привычных манер и мимики во время речи. Зачастую новички в дебатах используют во время публичного выступле­ния манеры, несвойственные для них в повседневном общении. Чаще всего - это чрезмерная жестикуляция. Подобные вещи происходят из желания заменить жестами использование голосовых возможностей.

Кроме того, в дебатах следует избегать ненатуральной мимики, которую используют в хореографических и театральных постановках.

Некоторые выступающие бессознательно держатся во время речи за одежду или постоянно взъерошивают волосы. Все это происходит от ощущения дискомфорта и беспокойства. Эти жесты и движения уводят вни­мание аудитории от сути выступления.

Участники дебатов должны научиться контролировать свои манеры и с помощью специальных упражнений и товарищей по команде поработать над корректировкой мимики и жестов.

 

Психологическое самочувствие

Если вы хотите произнести успешную речь - избавьтесь от нервозности. Боязнь публичного выступления имеет много проявлений. Начинающие участники дебатов описывают свои чувства словами: беспокойство, волнение, страх, ужас, паника ... Даже самих этих слов достаточно, чтобы спикер разволновался и почувствовал «ораторскую лихорадку».

Симптомы «ораторской лихорадки» известны всем, кто хоть раз выступал перед аудиторией. Это бешено бьющееся сердце, пересохший рот, увеличившийся до непомерных размеров язык, возникшие неизвестно откуда беспрерывные глотательные движения, бледность или яркие пятна на лице и шее, трясущиеся руки, учащенное дыхание и т.д.

Сильнейшее волнение перед аудиторией переживали многие великие люди. Например, Д.Корнеги пишет: «Когда Марк Твен впервые поднялся на кафедру, чтобы прочитать лекцию, он почувствовал, словно рот у него набит ватой, а пульс такой, как будто он участвует в каком-нибудь состя­зании на кубок».

Дебатеры, подверженные этим состояниям, должны понять, что они просто еще не свыклись со своей ролью выступающего на публике. Они чувствуют себя физически, интеллектуально и эмоционально незащищенными во время выступления перед судьями и аудиторией.

Опытные выступающие знают, что они будут волноваться и считают, что подготовка является действенным средством уменьшения страха перед публичным выступлением. Иными словами, участники дебатов долж­ны так подготовиться, чтобы уменьшить эффект беспокойства.

Во-первых, не надо волноваться о том, что вы будете нервничать. Большинство людей не замечают страх выступающего, тем более, когда их за­дача - понять и оценить представляемые аргументы.

Во-вторых, страх перед публикой - обычная и нормальная реакция. Однако подобные чувства могут по многим параметрам подпортить впечатление от речи. Голос и руки могут дрожать. Речь может звучать скован­но, логика выступления нарушаться. Избавиться от этих неприятностей лучше всего с помощью практики.

Наиболее эффективна в этом отношении репетиция. Опытные дебатеры репетируют свою речь даже после того, как они выучили ее наизусть.

И нужно поставить перед собой цель - научиться распознавать свой страх и жить, участвовать в дебатах, вместе с этим страхом, а не пытаться «забивать» свое беспокойство - это может привести к тому, что волнение еще больше усилится.

Для уменьшения беспокойства полезно сказать себе ...

... при подготовке к игре:

- я знаю, что от меня хотят услышать;

- я могу выразить свою точку зрения одним предложением, а основные мысли своей речи - тремя;

- у меня увлекательное начало речи, ясная середина и наводящее на размышление завершение;

- основные положения выступления я написал разными цветами на карточках, чтобы подчеркнуть главное. Я не забыл пронумеровать карточки - это мне поможет, если я их уроню;

- я испробовал свою речь на родителях, дедушке, бабушке, собаке, кошке, соседе, дворнике и зеркале. После их критики я все учел и отрепетировал снова.

...перед игрой:

- я буду помнить, что выступление начинается с минуты, когда я поднимаюсь со своего места. Я собираюсь уверенно выйти на сцену и осмотреть аудиторию, прежде чем начать говорить;

- я глубоко вздохну и начну, достаточно медленно и громко (направив голос на человека в последнем ряду), так, чтобы все услышали эту речь, над которой я столько работал;

- я буду смотреть на каждого слушателя, чтобы донести до них свое выступление;

- я не дам своим рукам приклеиться к кафедре или карманам, я буду жестикулировать и пояснять вещи, которые я говорю;

- закончив, я сделаю небольшую паузу, затем уверенно спущусь со сцены;

- что бы ни произошло, я все равно открою что-то новое в себе и узнаю о других (да при таком отношении понятия «провал» просто не существует!).

- после выступления я отыщу в зале своего знакомого и спрошу, что прошло неплохо и над чем предстоит в дальнейшем поработать;

- каждый раз, оказавшись перед публикой, я совершенствую свое умение выступать.

Цели раунда перекрестных вопросов

Цели бывают: практические,которые предполагают внести ясность в аргументы оппонентов и восполнить пробелы в рассуждениях оппонен­тов, и стратегические,которые предполагают выявить изъяны в кейсе оппонентов, «связывают» оппонента каким-либо высказыванием и помо­гают подготовить опровержение своей команды, наметить стратегическую линию.

Для того чтобы продуктивно использовать короткий промежуток времени, который отводится на раунд перекрестных вопросов, необходимо очень четко представлять, как это время может быть использовано, то есть каких целей можно достигнуть в процессе и в результате раунда перекре­стных вопросов.

Если в речи выступающего оппонента упущено несколько важных пунктов, то можно потратить немного времени, чтобы это восполнить. Такие вопросы могут начинаться словами: «правильно ли я вас понял, что...», «ваша основная идея, как я понял...», «не объясните ли вы...».

Дело в том, что аргумент можно оспорить только тогда, когда он хорошо усвоен, доконца понятен. Кроме того, такие вопросы помогают со­хранить спокойное течение дебатов.

Стратегическиевопросы касаются выявления изъянов, логических ошибок, слабых мест в рассуждениях оппонентов. Эта техника обеспечи­вает опровержение в последующих выступлениях. Поэтому необходимо научиться задавать такие вопросы, которые бы приносили необходимые ответы, то есть те, которые вы ищите. Всегда помните, что вы ищите ин­формацию, которую могли бы использовать в аргументации последую­щего вашего выступления.

Перекрестные вопросы - это инструмент, который помогает вам сформулировать аргумент.

 

А теперь несколько полезных советов для успешного участия в раунде перекрестных вопросов.

 

1. Во время раунда перекрестных вопросов относитесь к оппоненту вежливо и уважительно. Ведите себя таким образом, чтобы показать уважение к оппоненту и судьям. Корректность, выдержка и спокойный тон лишь усиливают отстаиваемую позицию.

2. Лучше направлять свои замечания к судьям, чем друг к другу. Помните, что ваша задача убедить именно судей, а не оппонентов.

3. Сделайте перекрестные вопросы полезным для вашей команды периодом. Задавайте вопросы так, чтобы получить информацию, в которой вы нуждае­тесь.

4. Информацию, которую вы получили в результате раунда перекрестных воп­росов, обязательно используйте в конструктивных выступлениях, чтобы оп­ровергнуть аргумент другой команды.

5. Во время всего периода перекрестных вопросов оставайтесь уравновешен­ным, самоуверенным. Старайтесь убедить судей, что вы хорошо осведомле­ны в данном вопросе.

6. Научиться задавать вопросы и отвечать на них поможет только практика. Нельзя научиться плавать, сидя на берегу. Постарайтесь научиться задавать хорошие вопросы и затем использовать ответы на них с максимальной вы­годой для своей команды.

7. Если вопрос плохо сформулирован, попросите, чтобы его задали еще один раз.

 

Кроме того, многочисленные исследования в области общения сви­детельствуют о том, что выступающие чаще всего отвечают на поставлен­ные вопросы так, как им удобнее или как получится. Никто, конечно, не может навязывать «обязательные» формы ответа, но тем не менее есть требования, соблюдение которых позволит более убедительно отвечать на вопросы.

1. Ответ должен быть правильным и точным.Если у вас нет полной уверенности в том, что ответ будет правильным и точным, нужно пря­мо и честно признаться, что сейчас на данный вопрос, исчерпываю­щий ответ вы дать не можете. Известный афоризм гласит: «Лучше сказать «не знаю», чем сказать, не зная». За такое признание вас не осу­дят, но желательно его обосновать. В отдельных случаях вы можете высказать личное мнение, подчеркнув при этом, что оно является толь­ко вашим. Ни при каких обстоятельствах нельзя отвечать на авось или выдавать за истину собственные домыслы.

2. Ответ должен даваться по существу заданного вопроса.Для реали­зации этого правила необходимо, прежде всего, понять смысл вопро­са, отчетливо представить себе, о чем хочет узнать собеседник, с чем он не согласен или что ему не ясно. Следовательно, вам необходимо выслушать вопрос и вдуматься в него. Не следует отвечать, не выслу­шав вопроса до конца, каким бы длинным и многословным он ни был. Если вопрос сформулирован туманно, следует переспросить собесед­ника, что конкретно его интересует. Иными словами, чтобы ответить по существу, вам надо четко знать, о чем именно вас спрашивают. Однако этого недостаточно. Надо стремиться понять не только суть вопроса, но и уловить его оттенки и тонкости. Это поможет вам дать необходимый, попадающий прямо в цель ответ.

3. Ответ должен быть понятен аудитории.В процессе осмысления ва­шей речи у тех, кто вас слушает, возникает естественная необходи­мость что-то уточнить, выяснить, а иногда и просто понять какие-то моменты. Бывает так, что выступающий отвечает на вопросы правиль­но и по существу, но пользуется понятиями и словами, хорошо знако­мыми и привычными ему, не учитывая, что они могут быть совершен­но неизвестными и непонятными слушателям. Меткую характеристи­ку таким ораторам дал Э.Рейлих: «Он умел хранить секреты. Ни одно из его выступлений нельзя было понять». Не уподобляйтесь таким ораторам, тем более при ответах на вопросы. Здесь речь должна быть простой, понятной и доступной. Фразы не должны быть излишне длин­ными, с многочисленными придаточными предложениями и деепри­частными оборотами. Иностранные слова и специальные термины также сведите к минимуму.

4. Ответ, по возможности, надо дать в живой форме.Как известно, после нескольких выступлений слушатели бывают немного утомле­ны. Это необходимо учитывать. Поэтому выступающему нельзя отве­чать монотонно, смотреть в одну точку или куда-то в сторону. Ответы на вопросы - это диалог с собеседником, живое общение с ним. Не следует бояться шуток, вызывающих улыбки или даже смех аудито­рии. Полезно приводить больше примеров, ссылаться на собствен­ный опыт, обращаться к опыту аудитории, пользоваться пословица­ми и поговорками. Однако все это нужно использовать к месту и по делу, чтобы ответы на вопросы не превратились в развлекательное представление.

5. Ответ должен быть кратким.Следует помнить, что ответы на вопро­сы - это не лекция. В них не должны освещаться заново все вопросы речи, анализироваться все точки зрения и т.д. В ответах надо сооб­щать лишь окончательные сведения, общие выводы, собственное мне­ние по данному вопросу. На некоторые вопросы иногда достаточно ответить просто «да» или «нет».

Правила оратора

 

Верьте в произносимое.

Внушать что-либо аудитории можно лишь тогда, когда сам глубоко веришь в то, что говоришь. Вера в истинность и важность того, что говорится в данный момент, вызывает у оратора сильные эмоции, которые через нервно-мышечный механизм отражается в голосе, обуславливая его тембральные характеристики. Страстная эмоциональная речь выступающего вызывает у аудитории эмоциональное возбуждение и тормозит привычные критические реакции слушающего. Постепенно слушающий перестает критически относится к содержанию речи оратора и принимает его точку зрения, даже если она и противоречит сложившимся ранее понятиям или устремлениям.

 

Внешний вид выступающего. Когда вы выступаете перед аудиторией, ваш внешний вид должен быть безукоризненным. Это не значит, что вы должны походить на модель известного журнала. Нет. Вы можете не блистать последним новинками моды, НО! Ваша одежда должна быть в полном порядке. Пусть это будет простой костюм – но чистый, отглаженный, гармонично подобранный.

Не стоит поправлять что-либо из одежды, когда вы уже встали перед аудиторией – не затягивайте галстук, не трогайте прическу – все это делается заранее. Если вы этого не успели – сделайте вид, что эта небрежность – нарочное дополнение к вашему стилю (все в пределах разумного, естественно).

Выбирая, что одеть на выступление, учитывайте формат мероприятия. На дружеский вечер и на научную конференцию не оденешь один и тот же костюм. Если выступление проходит по неофициальному мероприятию, где все слушатели – ваши друзья, то форма одежды зависит только от вашего вкуса. Если выступление проходит для широкой публики – не одевайтесь слишком броско. Не подбирайте яркие аксессуары, отвлекающие внимание. Люди пришли послушать вас, а не полюбоваться на ваши украшения. Лучше выберите классический стиль.

Прическа также должна соответствовать формату мероприятия и общему виду выступающего. Основные правила хорошего внешнего вида: аккуратность, чистота, сдержанность, выдержанность стиля.

 

Владение голосом. В выступлении одним из самых важных видов оружия является ваш голос. Давно известно, что информация усваивается на 40 % именно по речевым особенностям выступающего. Все остальные пункты – внешний вид, мимика, жесты, даже собственно содержание выступления не привлекут внимание слушателей, если ваше выступление будет однообразно проговорено на одном дыхании.

Прежде всего, не зависимо от тембра голоса, он должен быть сильным и уверенным. Голос не должен дрожать (обычно это достигается путем тренировок дыхания и голосовых связок.Но об этом отдельно). Владение интонациями, расстановка смысловых ударений - вот что привлекает и завораживает слушателей. Хотя и тембр важен. Обычно люди более восприимчивы к мягкому, теплому голосу – то есть не сильно высокому, бархатистому. Однако людей, от природы обладающих таким даром очень мало. Большинство выступающих также нарабатывают подходящий тембр во время тренировок.

Тренировать голос нужно ставя себя в различные ситуации – вот вам грустно, вы злитесь, уже сочувствуете, и т.д. Здесь необходимо побыть актером, поиграть различные роли, запоминая, какие интонации, какие расстановки и ударения делаются под влиянием различных эмоций.

 

Речевые приемы. На самом деле их достаточно много. Причем большинство из них оратор применяет не задумываясь, просто чувствуя, что и где необходимо. Но чтобы достичь такого профессионализма необходимы тренировки и практика выступлений. К речевым особенностям можно отнести интонацию, риторические вопросы, паузы, громкость речи.

Интонация способствует привлечению внимания. Именно интонация – ее повышение, изменение помогает выделить наиболее значимые моменты выступления, заинтересовать, я бы сказала, заворожить слушателя!

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 435; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!