Сконструированные зрительные образы



 

 

Человек конструирует мысленный образ того, чего ему не доводилось

видеть, либо по-новому сочетает хранимые в памяти картины. Он буквально

"выстраивает их в голове". Чтобы выявить соответствующее движение глаз, вы

можете, например, спросить собеседника: "Как выглядела бы эта комната, если

бы стены были ярко-голубые в желтую полоску?"

 

Вспоминаемые зрительные образы

 

 

Человек пользуется мысленным образом, чтобы вспомнить зрительные

картины. Обратите внимание на то, что некоторые люди обращаются к зрительной

памяти, расфокусируя взгляд и глядя вперед, а не вверх; вам может

показаться, что они смотрят сквозь вас, на что-то за вашей спиной. Возможно,

это относится к легкодоступной, "лежащей на поверхности" информации. Чтобы

выяснить, как меняется взгляд собеседника при зрительных воспоминаниях,

спросите его, например: "Вы можете вспомнить, как выглядел ваш лучший друг в

начальных классах?"

 

Сконструированные звуки

 

 

Собеседник конструирует ранее не слышанное звучание либо по-новому

сочетает "известные" звуки. В этом случае ему приходится не воспроизвести

звучание в памяти, а мысленно создать, синтезировать его. Чтобы уточнить

движение глаз собеседника при этом процессе, предложите ему вообразить свою

начальницу, говорящую голосом Утенка Дональда (Один из популярнейших

персонажей американских мультфильмов. -Прим.).

 

Вспоминаемые звуки

 

 

В данном случае человек вспоминает услышанные ранее звуки и голоса.

Чтобы определить изменение его взгляда, задайте вопрос: "Что я только что

сказал?" или "Вы помните голос своей матери?" Впрочем, достаточно просто

предложить ему вспомнить любимую песню.

 

Кинестетика

 

 

Как мы уже знаем, это движение глаз соответствует обращению к чувствам.

Предложите собеседнику: "Представьте себе прикосновение влажной фланели" или

спросите: "Вы когда-нибудь съезжали по перилам?" Эти слова вызовут

представление, основанное на телесных движениях и тактильных ощущениях -

характерных особенностях кинестетической модальности. Кроме того, к этой

категории относятся чувства как эмоциональные переживания - например, в

случаях, когда человека "дрожь берет" или он "чует нутром".

 

 

Рис. 6.1. Сигналы глаз.

 

 

Аудиально-дискретные процессы

 

 

Эти движения глаз указывают на то, что человек ведет мысленный разговор

(внутренний диалог, беседу с самим собой). Чтобы вызвать такую реакцию,

предложите ему, например, повторить про себя слова национального гимна.

Вы можете придумать собственные примеры и получить немало удовольствия,

проверяя с их помощью друзей и коллег. Если вы хотите уточнить конкретные

движения глаз (скажем, просто чтобы убедиться, что они соответствуют нашим

описаниям), воспользуйтесь вопросами, которые достаточно отчетливо выявляют

систему представления, а также процессы конструирования или воспоминания.

Пользуйтесь точными сенсорными предикатами ("видеть", "слышать",

"чувствовать"), а не нейтральными глаголами  ("думать", "вспоминать",

"представить" или "вообразить"). Например, просьба "представить себе березу"

может активизировать все системы представления либо, напротив, ни одну из

них. С другой стороны, упоминание о конкретном цвете определенно потребует

зрительного воображения, а о шелесте сухой листвы на ветру - активизирует

аудиальную систему.

Если вы хотите установить сенсорные предпочтения собеседника, то ряд

вполне нейтральных вопросов довольно быстро поможет вам выявить его ведущую

и первичную системы представления: вам нужно просто внимательно смотреть и

вслушиваться, чтобы понять, какую модальность собеседник использует чаще

всего.

Внимательно наблюдая за движениями глаз собеседников в различных

обстоятельствах, вы научитесь быстро и не колеблясь определять обращение к

различным системам представления, отточив умение улавливать быстрые и

сложные изменения во взгляде. Кроме того, практика поможет вам убедиться в

правильности расчерченной общей схемы движений глаз, вы начнете доверять ей.

Изменения в общей сумме характеристик взгляда станут для вас немаловажным

индикатором сенсорных предпочтений других людей, и вы сможете пользоваться

им для подстройки и установки раппорта.

 

СИНЕСТЕЗИЯ

 

 

Иногда ваши наблюдения могут привести к выводу, что собеседник, судя по

всему, одновременно пользуется двумя системами представления. Например,

движения его глаз указывают на преобладание визуальных процессов, но в речи

он пользуется кинестетическими предикатами, что подтверждается также языком

тела. Случаи, когда две и более системы представления используются в унисон,

мы называем "синестезией". К примеру, некоторые звуки могут вызывать у

человека телесные ощущения или цветовые ассоциации. В других случаях яркие,

эмоционально насыщенные воспоминания могут приводить к сочетанию неприятных

кинестестических ощущений с приятными зрительными образами. При этом сам

человек редко понимает, почему у него возникают именно эти чувства.

Чтобы заговорить на "языке" такого человека, вам, возможно, придется

воспользоваться смешанными предикатами. В приведенном выше примере вы можете

сказать: "Я вижу, что вы чувствуете". Хотя эта фраза выглядит странной с

точки зрения грамматики, человек с визуально-кинестетической синестезией

прекрасно вас поймет, что, в свою очередь, поможет установке раппорта.

У людей с синестезией часто очень хорошая память, так как при

воспоминаниях они обращаются к большему набору сенсорных "записей". Верно и

обратное: люди с выдающимися способностями к запоминанию обычно пользуются

сразу несколько системами представления, даже если это не естественная

синестезия. Конечно, память отражает и богатство их реальной,

мультисенсорной жизни. Сходным образом, то есть в мультисенсорном режиме,

проявляется и живое воображение.

С интересным примером этого явления мы столкнулись в 1996 году, когда

по заказу английского телевидения работали над записью интервью с принцессой

Дианой, - не подозревая, естественно, что всего год остался до ее

трагической гибели. Деликатный характер вопросов этого интервью, которое

касалось принца Чарльза и других членов королевской семьи, мог обернуться

возникновением самых непредсказуемых конституционных проблем в Британском

королевстве, так что упомянутое интервью было событием весьма немаловажным.

Выступая в роли "нейролингвистических экспертов", мы по видеозаписи

отслеживали движения глаз принцессы Дианы и пытались определить характер ее

мыслительного процесса. Как и следовало ожидать, мы обнаружили, что ее

глазные движения вполне укладываются в ту самую схему, которую вы изучили

сегодня.

Мы выяснили, что принцесса Диана демонстрирует    синестезию

аудиально-дискретной и кинестетической систем. Это значит, что при мысленном

разговоре с собой у нее пробуждались кинестетические ощущения, а при

обращении к кинестетическому представлению она погружалась во внутренний

диалог: одно неизменно сопутствовало другому. Таким образом, особенно частым

было перемещение взгляда влево вниз. Это указывало на то, что

аудиально-дискретная система в данном случае постоянно сопровождает

кинестетические язык и физиологию. Интересно, что мы при этом - хотя это

разочарует жадных до сенсаций журналистов - не заметили никаких свидетельств

сконструированных представлений, которые обычно связывают с ложью.

Синестезия встречается чаще, чем можно было бы предположить . Человек,

обладающий этой особенностью, считает ее нормой, пока ему не придется

удостовериться, что далеко не все мыслят сходным образом. Один "синестетик"

из числа участников нашего семинара внезапно понял, почему справляется с

подсчетами в уме намного лучше других: он "видел" каждую операцию в ярких

красках, "классифицируя" яркие и тусклые цвета соответственно как "простые"

и "более сложные" для вычислений, - то есть проделывая путь более чем

необычный.

 

СЕГОДНЯШНИЙ УРОК:

 

РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 447; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!