Социализация: сущность, функции и особенности этапов



Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р.Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие "адаптация".
Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации "Я-концепции", самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.
Эти два подхода в определенной степени разделяются и отечественными социологами, психологами и педагогами. Хотя приоритет чаще отдается первому (И. С. Кон, Б. Д. Парыгин, А. В. Мудрик и др.).

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Тенденция социальной типизации личности и позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.
Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и преобразование не только самой личности, но и общества. Тенденция автономизации личности характеризует социализацию как процесс саморазвития и самореализации личности, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых, в том числе и личного, индивидуального опыта.
С понятием саморазвития личности связывают процесс, который направлен на преодоление противоречий в стремлении к достижению духовной, физической и социальной гармонии. Самореализация выступает как проявление внутренней свободы, обусловленной осознанием своих духовных и физических возможностей, и как адекватное управление собой в изменяющихся социальных условиях.

Обе названные тенденции социальной типизации и автономизации личности, объясняющие социализацию, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, самовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой - реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.
Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.
Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

 

14.Понятие социальной стратификации. Исторические типы cтратификационных систем.
Неравенство — это проживание людей в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ресурсам. Для описания системы неравенства применяется понятие «социальной стратификации». На основе неравенства создается иерархия сословий и классов. Признаки социальной дифференциации:

1) половозрастные характеристики;

2) этнонациональные характеристики;

3) вероисповедание;

4) уровень доходов и др.

Причиной неравенства является неоднородность труда, в результате которого происходит присвоение одними людьми власти и собственности, неравномерного распределения наград и поощрений. Концентрация власти, собственности и других ресурсов у элиты способствует образованию социальных конфликтов.

В западных обществах сокращение социальной дистанции происходит через средний класс (мелких и средних предпринимателей, преуспевающей части интеллигенции, рабочих предприятий, мелких собственников), который является гарантом стабильности.

Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и т. д. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи — расизм, по полу — сексизм, по этнической принадлежности — этнона- ционализм, по возрасту — эйджеизм. Социальное неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т. е. делить общество на слои (от «stratum» — «слой», «facere» — «делать»). Четыре главных измерений стратификации — доход, власть, образование и престиж. Страта, таким образом, социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Страта включает одинаковый слой людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж. В 20-х гг. ХХ в. П. Сорокин ввел понятие «стратификация» для описания системы неравенства в обществе. Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично — с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее — у основания. Основы теории стратификации были заложены М. Вебером, Т. Парсонсом, П. Сорокиным и др.

 

Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного общества и в то же время представляет его социальный портрет. Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

В социологии существует несколько подходов к изучению социальной стратификации:

1) «самооценочный», когда социолог предоставляет право респонденту отнести самого себя к группе населения;

2) метод «оценки», при котором опрашиваемым предлагают оценить социальное положение друг друга;

3) здесь социолог оперирует определенным критерием социальной дифференциации.

Исторические типы

Примитивные общества

В примитивном обществе критерием упорядочивания и стратификации служитестественный фактор – возраст, пожилые люди (старейшины) получают больший доступ к власти и соответственно обладают большим престижем. Такие общества не обеспечивают абсолютного равенства, но вследствие всеобщего распределения (каждому хоть что-то, но достается), являются равнообеспечивающими, в них нет нищих, сирот или пенсионеров. Поскольку нет собственности на имущество (есть только тотемическая собственность на территорию группы), то нет и имущественных различий. Обладание властью (вождь) или монополия на знание (шаман) не воспроизводит различие в благосостоянии (у вождя племени индейцев Чироки только перьев в головном уборе побольше), но даже если различия появляются, то они не закрепляются в следующем поколении. Признается только статус приобретенный (сила, ловкость, хитрость, мужество, отвага).

Архаические общества

Архаические общества, как правило, кастовые общества. Каста представляет собой абсолютно замкнутую социальную группу, характеризующуюся общей профессией или занятием, наследуемым статусом и обоснованную в общественном сознании религиозными догмами («не по воле людей, а по воле богов»). Португальцы, которые в 15-16 вв. были самыми отважными мореходами, очень удивились, когда увидели в Индии такую социальную организацию. В Индии такая система почему-то хорошо сохранилась с древнейших времен, поэтому ее пример показателен. Сами индийцы не имеют слова «каста», а обозначают такую группу словом «варна»: существуют четыре касты или варны – «брахманы», т.е. люди знания; «кшатрии» - воины; «шудры» - крестьяне; «вайшьи»- торговцы и ремесленники; система гораздо сложнее в действительности, есть еще много разных по характеру и значимости групп. Переход из одной касты в другую абсолютно невозможен, браки между членами разных каст тоже. Удивительно, что официально такая система сохранялась до 1950 года.

Древние общества

Древние общества, во всем своем многообразии – Греция, Рим, Египет, Вавилон, оставили более сложную и разнообразную, чем кастовую, систему стратификации. Их система упорядочивания строилась на основе обладания правами и свободами(как видите, это гражданский критерий, религия уже немного в стороне). Люди делились на свободных и несвободных, в зависимости от обладания гражданскими (общественными и государственными) правами. В системе рабства (сначала патриархального, потом классического) заключался огромный шаг вперед в социальном порядке общества. Впервые в истории появляется возможность включить чужих в свое общество и свою семью.

Рабство построено на понятии собственности, раб принадлежал хозяину как и другие орудия производства. Но раб был таким дорогим товаром, что обращаться плохо с ним мог только умалишенный, например, в Древнем Риме рабу была положена бутылка вина каждый день – недостижимая задача для современных профсоюзов. Ничего аморального в рабстве в классическую эпоху не видели – ведь члены семьи и всякие домочадцы также принадлежали главе семьи, а статус свободного рабочего был ниже, чем статус раба. Но рабство как система стратификации имела несколько фатальных недостатков – не было системы воспроизводства рабства (рабам не разрешалось иметь семью), поэтому, когда заканчивались военные походы, заканчивался и источник рабов; рабы не были заинтересованы в эффективном труде (всякую технику они ломали, чтобы только не работать), поэтому необходима была целая армия надсмотрщиков, а техника в эпоху начала Римской империи была выше, чем в эпоху упадка.

Средневековое общество

В средние века европейские христианские общества сформировали сословную систему стратификации.

Сословное деление, пожалуй, самое сложное, оно основывалось на многих критериях – обладания правами и обязанностями, по отношению как к государству, так и к другим людям (отношения вассала и сюзерена); происхождение (знатное и незнатное); вид занятия; образование и т.д. Выделялись два главных сословия – аристократия и крестьяне, но и много дополнительных (духовенство различных видов, ремесленники, торговцы, и т.д.) Но сословное деление обеспечивало основополагающий принцип равенства – все равны перед Богом, каждый имеет право на жизнь (поскольку она дается только Богом) и собственность (крестьяне имели землю либо в коллективной, общинной, либо личной собственности). Сословное деление обеспечивало невиданную ранее мобильность – межсословные браки были разрешены.

Современные капиталистические общества

 Поскольку современные общества отличаются более всего от всех досовременных, то и система их стратификации отличается. Нет теперь никакого наследуемого статуса в социальном порядке, положение человека случайно. Если раньше разорившийся дворянин оставался дворянином, то разорившийся капиталист превращается сразу в бедняка. В основу стратификации положен экономический критерий – либо доход, либо собственность. Собственность, особенно на средства производства – вот ключевой критерий, она обеспечивает и доход. К.Маркс считал, что в современном обществе всего два класса – бедные (пролетарии) и богатые (буржуазия), хотя присутствуют и другие слои – деклассированные элементы (бродяги, или бомжи в российской терминологии). Классы обеспечивают специфический образ жизни, формируют классовое сознание, и самое главное, отношение к другим. Основное достижение классового общества – невиданная социальная мобильность.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 935; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!