Особенности социологического мышления. Предмет социологии



Nbsp;   ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ “ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СОЦИОЛОГИИ” для студентов 2-го курса отделения социологии 1. Место социологии в системе гуманитарных и социальных дисциплин. 2. Особенности социологического мышления. Предмет социологии. 3. Многообразие “социального”. Уровни социальной организации общества. 4. Макро- и микросоциология: теория и методы. 5. Социологические парадигмы в контексте теории парадигм Т.Куна. 6. Проблема теоретического и эмпирического в социологии. Структура социологического знания. 7. Р.Миллс о «социологическом воображении». 8. Методы социологии. 9. Функции социологии. Области практического приложения социологического мышления. 10. Личность: проблема соотношения индивидуального и социального в психоанализе. 11. Символический интеракционизм о сущности личности и ее формировании. 12. Социальный статус и роли личности. 13. Социализация: сущность, функции и особенности этапов. 14. Понятие социальной стратификации. Исторические типы cтратификационных систем. 15. Концепция социальной стратификации К.Маркса. 16. Концепция социальной стратификации М.Вебера. 17. Функционалистская теория социальной стратификации и ее критика. 18. Сущность и основные формы социальной мобильности. «Открытое» и «закрытое» общества. 19. Наука как социологический феномен. Предмет и проблематика социологии науки. 20. Р.К.Мертон и мертоновская парадигма в социологии науки. 21. Теория парадигм Т.Куна («Структура научных революций»). «Нормальная наука» и «научные революции»). 22. Гендерные исследования и феминистская теория: критика патриархальной культуры. 23. Основные направления феминистской теории о причинах угнетения женщин. 24. Социальный статус и роли женщины в российском обществе: достижения и проблемы. 25. Сущность социологического подхода к девиации. 26. Биологические объяснения девиации. 27. Теория девиантности Э.Дюркгейма. 28. Теория девиантности Р.К.Мертона.    

Место социологии в системе гуманитарных и социальных дисциплин.

К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами, социальные науки - формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное знание. Другой критерий разграничения двух родов наук исходит из того, что для гуманитарных наук главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных главным выступает элиминирование от ценностей культурных и духовных артефактов. Место социологии в системе социальных и гуманитарных наук определяется тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно, включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Интересен пример, данный П.А.Сорокиным при определении понятия социологии, что если имеется "n" разных объектов изучения, то их будет изучать "n" частных наук, к которым присоединится "n+1" наука - социология, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам.

Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая «социальной антропологией». Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека. Предмет социальной антропологии - это ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом проявляется родство социальной антропологии и социологии.

Философия. Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Общим для социологии и социальной философии является то, что они рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. Если философия изучает сущность человека, личности, то социология - личность как социальный тип. Если философия решает общественные проблемы умозрительно, то социология старается решать общественные проблемы на основе научных методов познания действительности.

Политическая экономия. Учение о государстве изучает политическое поведение человека, общественное управление и феномен власти. Эти предметы интересуют также и социологию, поскольку они служат выражением социальных отношений. Политическая социология рассматривает среди прочего политические отношения и движения, различные стороны политической жизни вообще, например, поведение людей на выборах.

Социальная психология и психология. Если главное внимание психологии сосредоточено на внутреннем мире человека и особенностях его восприятия, то социология, в отличие от нее, изучает человека через призму его социальных связей и отношений. Для психологии на первом месте стоит изучение индивидуального "Я", а для социологии - проблемы межличностного взаимодействия "Мы".

История. Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности в их конкретных проявлениях. Если история пытается реконструировать прошлую деятельность людей, обращая главное внимание на ее неповторимость и индивидуальность, то для социологии важнее социально типичное, процесс превращения единичного в особое и всеобщее. Если история преимущественно воспроизводит (описывает и объясняет) социальный процесс post factum, то социология - in factum, Т.е. она способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. В отличие от истории, которая изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, социология изучает в обществе только "социальное". Поэтому объект социологии уже объекта истории.

Таким образом, если частные науки (политология, экономическая теория, юридические дисциплины и т.д.) обращают главное внимание на рассмотрение отдельных сфер и сторон жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов, то в социологии они уже исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, отношений и поведения. В данном случае они включаются в новые связи и отношения, тем самым приобретают характер элементов общества как социальной системы, которая осуществляет воспроизводство определенных типов личности как субъектов деятельности.

Социологию можно сравнить с широким окном в мир. Чем внимательнее мы будем в него вглядываться, тем лучше будем понимать себя и окружающих нас, а значит, сможем глубже осознать, что необходимо изменить в обществе и как лучше это можно осуществить своими силами.

 

Особенности социологического мышления. Предмет социологии

При социологическом анализе общества наблюдаются два подхода: макро – и микросоциологические. Макросоциологический или органистический подход предполагает, что общество – единое целое, структурированное на части. Метод, которым пользуются ученые в рамках такого подхода – философский анализ (индукция, дедукция, анализ, синтез). Микросоциологический или атомистический подход подразумевает, что главное – человек, а общество является суммой индивидов. Метод – эмпирический, т. е. опытный анализ (наблюдения, опросы, эксперименты). Важно уметь сочетать эти два подхода , а достоверные социологические знания являются следствием того, что макро– и микроуровни рассматриваются в тесной взаимосвязи.

В ходе дискуссий, к настоящему времени сложилось многообразие трактовок объекта и предмета социологии. Все эти трактовки делятся на три большие группы:

1) Объект социологии мыслится как общество в целом, а предмет – как закономерности развития общества в виде целостной общественной системы. Начало такому пониманию предназначения социологии положил еще Огюст Конт. Ныне оно воспроизводится многими зарубежными авторами: Дж. Марковичем, Н. Смелзером, Н. Луманом и др.

2) Представители второго подхода полагают, что объектом социологии выступает не все общество, а лишь его особая часть – сфера социальных отношений. Предметом социологии при этом признается специфика закономерностей функционирования и развития этих отношений, их воспроизводства и изменений. В данном случае мы имеем дело с более поздней, сложной и довольно противоречивой системой взглядов на социологическую науку. Сложность и противоречивость данного подхода обусловлена многозначностью понятия "социальные отношения".

3) Главным итогом споров социологов об объекте и предмете социологии стало формирование третьего. Он, с одной стороны, противостоит двум первым, а с другой – аккумулирует их. Согласно ему социология призвана изучать и социальные отношения, и жизнедеятельность всего общества, если под последней понимать не сумму экономической, политической, духовно-культурной и других сфер общественной жизни, а систему взаимовлияний этих сфер друг на друга.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1690; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!