Тема педагогического события как элемент композиции



АНО ВО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии и педагогики

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине

РЕЖИССУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

                                            на тему:

«Композиция, структура речи, мастерство публичного выступления как возможность достижения метапредметных результатов.Начало педагогического взаимодействия как элемент его композиции»

(экзаменационный билет №48)

 

выполнила студентка 4 курса группы 544-н

очной формы обучения

Николаева К.А

 

Работа оценена – «ОТЛИЧНО+»(ссылки, «ё» - ?).

 

Москва

2017 г.

Введение

Композиция педагогического события -взаиморасположение ивзаимозависимость всех его элементов, обусловленные содержанием и характером, педагогическими целями и задачами и ведущие к логической и образно-эмоциональной завершенности формы и содержания.

Этапы педагогического события, композиция, структура речи:

1) экспозиция - это то, чтопредшествует общению, подготавливает общение,пристройка;

2) пролог –начало целеполагающего общения, заявление «интриги»;

3) завязка –начало взаимодействияс целью разрешить«интригу»;

4) развитие действия - основные события взаимодействия;

5) кульминация -разрешение«интриги», самого яркое и интересное событие, главное событие;

6) развязка - выход извыводы послеобщения;

7) эпилог -рефлексия.

 

Такая структура необходима в любом произведении, в том числе педагогическом. Она задаёт внутренний порядок, некую опредёленность.

КромепятиИзобозначенных элементов, в логике построения произведения не всегдамогут присутствоватьэкспозицияпрологи эпилог, которые содержат повествование о событиях, предшествующих основному действию и последующих за ним.

Характеристика этапов композиции педагогического событияв соответствии с композицией, структурой речи

Название этапа Общая характеристика этапа Цель и задачи этапа
I Экспозиция Пролог Мотивация на предстоящую деятельность.Актуализация духовного, жизненного опыта учащегося, необходимая для восприятия урока как личностно значимого события. Соединение уже имеющегося опыта с предстоящей деятельностью. Настрой на коммуникацию,напряжённую интеллектуальную и духовную работу. Концентрация на деятельности. «Присоединение» педагога к ученикам. Создание педагогически целесообразной атмосферы.
II ЭкспозицияПролог Мотивация на предстоящую деятельность Актуализация духовного, жизненного опыта учащегося, необходимая для восприятия урока как личностно значимого события. Соединение уже имеющегося опыта с предстоящей деятельностью. Введение учащихся в содержание конкретного учебного занятия, внеклассного мероприятия, знакомство их с целью и сверхзадачей деятельности.  
III Завязка Создание «толчка», нахождение катализатора деятельности. Завязка ставит передучениками неожиданнуюсложную задачу деятельности, создаёт ситуацию интеллектуального затруднения, эмоционально стимулирует предстоящую деятельность. Обозначение проблемы прямо или косвенно: через эпиграф, имя урока, формулировку темы, оценку явления и др. Интрига учащихся проблемой, темой, интересным фактом, явлением, подходом к ним.
IV Развитие действия до кульминации Ряд сменяющих друг друга заданий, вопросов, упражнений, в процессе выполнения которых происходит углубление представлений о предмете, процессе, явлении; совершенствуются учебные умения и навыки. Организация деятельности учащихся с использованием диалогических методов, сотрудничества, сотворчества всех субъектов педагогического процесса с опорой на импровизацию, гибкую сцену мизансцен.
V Кульминация Самый яркий момент развития,  действия, смысловой и эмоциональный центр урока, момент наивысшего творческого подъёма,  откровения, понимания, веры в свои силы, открытия личностных смыслов, желания познавать новое, совершенствовать себя и деятельность. Предоставление учащимся возможности прожить момент кульминации не торопясь, фиксирование различных форм проявления кульминации: желания высказаться, внезапно наступившей тишины, всплеск дискуссии.
VI Развитие действий после кульминации Удовлетворение потребностиучащихся в индивидуальном размышлении, домысливанииколлективного или личного открытия.   Организация индивидуальной творческой работы, которая поможет каждому выразить своё отношение к произошедшему, устно - ввиде высказывания, формулировке вывода по проблемеурока или письменно - ввиде сочинения, отзыва, рецензии, синквейна.
VI VII Развязка Подведение итогов урока, формулирование выводов. Вписывание новых знаний, способов деятельности, опыта в систему уже имеющихся. Выделение вновь возникшихвопросов, проблем, обозначение домашнего задания.    
VII VIII Эпилог Анализ, рефлексия, которыемогут проходить как в классена уроке, так и после него. Этап способствует осознаниювнутренних перемен и открытий, интеллектуального и эмоционального роста, выработкесамокритичности, восприимчивости к мнению других, способности увидеть себя в отражении разных мнений. Организация рефлексивной деятельности (направленнойна самого педагога, на деятельность класса на уроке, на результаты творческой деятельности учащихся), взаимооценка и самооценка деятельности каждого. Настрой на будущее взаимодействие.

Любой урок, внеклассное мероприятие выстраиваются композиционно с точки зрения энергии и эмоционального состояния участников. Композиционная структура прослеживается не только в рамках отдельного урока, но темы, четверти, учебного года.

Тема педагогического события как элемент композиции.

Формулировка темы в учебнике предназначена для чтения.Она обозначена строгим, нередко сухим, трудным для пониманияучащихся научным языком и содержит отсылку к нормативномувнеличностному знанию; с позиции педагогической режиссурыурок — это живое действие, его природа совершенно иная, нежелиприрода чтения или слушания информации. Задача педагога-режиссёра — не ознакомить учащихся с информацией, а организовать взаимодействие, активное исследование, коллективныйпоиск решения проблемы. В этом контексте тема урока

это суть проблемы, над которой все участники урока будутработать, тот вопрос, которой они будут решать.

Формулировка темы предопределяет готовность учащихся копределённым действиям, степень их участия и активности в происходящем на уроке, поэтому для педагога поиск вариантов формулировки темы — это определение главной интриги урока, педагогического жанра урока, направленности режиссёрского действия.Если тема урока «Закон Ома», то предполагаемые действия учащихся — ознакомление с уже открытым законом. На уроке они влучшем случае узнают, что сделали другие. И никакой интриги тутнет. Если же тема «Загадка силы тока», например, то действия учащихся направляются на поиск разгадки зависимости силы тока отнапряжения и сопротивления. Им самим нужно будет экспериментальным путём составить формулу зависимости.

Таким образом, ужесама формулировка темы задаёт необходимость вовлечения учащихся в процесс создания собственного, самостоятельно осмысленногознания.

 

Варианты названий тем урока

Традиционный вариант темы Возможный вариант темы
«Южная Америка» «О чём могут рассказать карты?»
«Звукоподражательные слова» «Как рождается слово?»
«Система координат» «Морской бой…»
«Феодальное землепользование» «Нет земли без сеньора»
«Где наземле теплее» «Цветик-семицветик»

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 452; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!