Этапы создания и произнесения речи



Тема лекции: Пафос, этос и логос как основные категории риторики. Основные этапы создания и произнесения речи

Риторический пафос

Пафос в переводе с греческого языка (pathos)означает возбуждение, страсть, воодушевление и выражает риторическую категорию, соответствующую стилю, манереили способувыражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением. В некоторых источниках пафосом называют эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя(См.: Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественнаялитература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939).

Пафосом принято называть все элементы аргументации, которые эмоционально воздействуют на слушателей.

В истории литературы термин «пафос» имел различные значения: в античной теории он означал свойство души, ее способность чувствовать что-либо. В таком значении понятие пафоса было перенесено в немецкую классическую философию: совокупность страстей, определяющая содержание человеческого поведения. Георг Вильгельм Фридрих Гегель понимал пафос как сущностное содержание человеческого «я». В таком понимании пафосом Ромео является его любовь к Джульетте.

В современном нам понимании термин пафос впервые употребил русский критик В.Г. Белинский. Он перенес акцент со свойств человека на свойства самого текста и применил его не по отношению к герою или писателю, а по отношению к целому произведению или даже творчеству, например, пафос «Мёртвых душ» и «Ревизора» Н. В. Гоголя (по словам самого автора) –  это «видный миру смехсквозь незримые ему слёзы». Иногда встречается употреблениеслова «пафосный» в значении «чересчур эмоциональный, слишком трагический». (В кн.: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Росмэн / Под ред. проф. Горкина А.П., 2006).

Пафос образуется отношением ритора, предмета речи и пропозиций –решения, которое ритор предлагает аудитории.

Различают следующие разновидности пафоса: сентиментальный, героико-романтический и натуралистический (реалистический) пафос. (См.:Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. – Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило, 2010).

Риторический этос – качества ритора, которые дают аудитории возможность доверять ему, и наоборот: свойства аудитории, побуждающие ритора быть этичным (См.:Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010).

Этос –уместность речи. (В переводе с греческого – «характер», «нрав», «душевный склад») — в античной философии обозначал привычки, нравы, темпераменты, обычаи. Этос как более устойчивый нравственный элемент аргументации, часто противопоставляется пафосу, как временному душевному переживанию. Аристотель трактовал этос как способ изображения характера человека через стиль его речи и через целенаправленность как основной признак человеческой деятельности. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи: тема, составляющие части плана речи или отдельные слова. Неуместную речь даже при сильной аргументации (логосе), слушатели могут не воспринять. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками коммуникации (выступления, спора и т.п.).

Таким образом, требования этоса всегда необходимо учитывать, чтобы быть услышанным аудиторией.

Но как быть, если этос противоречит нравственным убеждениям оратора, его представлениям о достоинстве личности, общественном долге? В этом случае оратор/ритор должен сделать нравственный выбор. Уступка ритора нравам, вкусам и потребностям общества, отказ от своей позиции не является правильным выбором ритора как достойного человека в том случае, когда ритор превосходит большинство членов общества по своему нравственному и умственному развитию.

В истории человечества известны случаи, когда противоречие между этосом и нравственным пафосом оратора как достойного человека привело к трагедии в судьбе оратора. Так, Цицерон вынужден был обречь себя на добровольное изгнание. А Сократ был приговорен решением суда к казни отравлением. Он мог спастись, воспользовавшись тем, что его ученики подготовили ему побег, но предпочел выпить чашу с цикутой, чтобы продемонстрировать мужество и верность своим убеждениям. В одном из лучших произведений русской литературы ХХ века – пьесе Эдварда Радзинского «Сократ» – этот факт не только описан, но глубоко психологически мотивирован.Получается, что в подобных ситуациях ритор, желающий остаться достойным человеком, становится жертвой сложившихся в обществе обстоятельств.

 

Риторический логос

Логос (в переводе с греческого «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «намерение») – термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Логосом принято называть словесные средства, использованные выступающим для реализации замысла речи, а также для понимания речи слушателями.

Существует узкое понимание категории логоса. Оно построено на абстрагировании от остальных составляющих речи. С позиции этого узкого понимания логосом можно называть текст, написанный на бумаге и содержащий в себе только логическую цепочку суждений автора.

 

Этапы создания и произнесения речи

· Инвенция (изобретение замысла).

· Диспозиция (расположение частей).

· Элокуция (обличение в словесную форму).

· Мемориа (запоминание).

· Акцио (произнесение).

Инвенция (изобретение)

Основную мысль, к которой можно свести все суждение, принято называть топом. В риторике топ относят к разделу «Инвенция» (изобретение) – на том основании, что его надо найти или придумать, таким образом, риторическое изобретение состоит в нахождении топов.

Топ обычно содержится в большей посылке умозаключения, которая в риторических аргументах может быть опущена, – в таком случае топ подразумевается как общественное положение. Топы подразделяются на общие и частные, внешние и внутренние.

Общим топом называется идея, правило или отношение, которые принимаются в аргументации и не нуждается в обсуждении. Например, целое больше части, любое событие происходит в некотором месте и в некоторое время, ум – хорошо, а два – лучше, закон должен быть справедливым.

Частный топидея или правило, которое признается не обязательно, не всеми и не всегда, например, «знание выше успеха», «человек создан для счастья», «бытие определяет сознание» и т.п.

Топ выражается или содержится в пословицах и поговорках, в законах, в догматических положениях религиозных вероучений, в высказываниях авторитетных лиц, в художественных произведениях, в философских и научных сочинениях, в других произведениях слова– существует множество способов выразить общее место. Конкретное выражение топа не позволяет представить его содержание достаточно определенно. В качестве примера возьмем топ «И жить торопится, и чувствовать спешит». В случае с данным топом не достаточно ясно, о чем следует рассуждать, чтобы раскрыть содержание топа. Кроме того, в каждой формулировке топа содержатся разнородные по смыслу элементы – соотнесенные смысловые категории («служить / прислуживаться») и само отношение этих категорий (противоположное). Примером может служить топ, взятый из речи Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Поэтому в риторике выделяются внешние и внутренние топы.

Внешним топом называются две соотнесенные категории, которые могут образовать суждение, например, «мнение / знание», «истина / справедливость», «закон / благодать». Эти пары категорий отложились в культуре как смысловые единства, которые служат отправными точками мысли. Важно, что закон сополагается именно с благодатью, а мнение – со знанием. Внешние топы являются общепринятыми в том смысле, что смысловая значимость самих этих пар не подвергается сомнению.

Члены или термы внешних топов могут находиться в отношениях и с другими понятиями: «закон/ обычай», «истина / правда», «знание / невежество». В совокупности такие понятия, входящие в общие места культуры, образуют сложную, иерархически организованную систему, которая изучена недостаточно.

Внутренние топы представляют собой отношения смысловых категорий, с помощью которых связываются между собой части внешних топов. Например: «Целое больше части», «Закон – вид правовой нормы», «Вера противоположна неверию».

Внешний топ всегда является общим, а внутренний может быть как общим, так и частным.

Внешние топы в истории аргументации остаются неизменными, а внутренние исторически изменчивы.Внутренние топы отражают представления о здравом смысле людей, живущих в определенный исторический период.Внутренние топы служат основанием связывания тезиса и посылок аргумента.

Приведем примеры, подтверждающие, что топы, которые сложились в системе представлений человека античности и выглядели как вполне убедительные, перестали «работать» в системе представлений человека ХХ-ХХI вв., нашего современника.

Сократ в «Федоне» доказывает бессмертие души, приводя в качестве первого аргумента взаимопереход противоположностей жизни и смерти. Доказательство строится на топе противоположностей: противоположное возникает из противоположного, и взаимный переход их обоюден, поэтому, если смерть возникает из жизни, то и жизнь возникает из смерти. При таком переходе что-то остается постоянным и это душа.

Мы видим, что в эпоху античности здравый смысл предполагал в качестве обязательного представление о переходе противоположностей друг в друга.С точки зрения нашего современника, такой переход не является обязательным.

Кебет дополняет доказательство Сократа другим аргументом, основанным на топе «предыдущее последующее». «Постой-ка, Сократ, подхватил Кебет, твои мысли подтверждает еще один довод, если только верно то, что ты так часто, бывало, повторял, а именно, что знание на самом деле не что иное, как припоминание: то, что мы теперь припоминаем, мы должны знать в прошлом, вот что с необходимостью следует из этого довода. Но это было бы невозможно, если бы наша душа не существовала уже в каком-то месте, прежде чем родиться в нашем человеческом образе. Значит, опять выходит, что душа бессмертна».

Два топа, приводимые в аргументации противоположности переходят друг в друга, и последующее невозможно без предшествующего проецируются, соответственно, на категории жизни и смерти как противоположные и на категории знания и припоминания как предыдущие и последующие применительно к состояниям чего-то в человеке, что под эти категории подходит. Это «что-то», обладающее способностью жизни, движения, самосознания и памяти, является душой. Таким образом, оба внутренние топа применительно к предмету аргументации душе устанавливают соотношения внешних топов. Душа живет, движется, мыслит, знает, помнит; живое возникает из мертвого, а мертвое из живого; последующее состояние предполагает наличие предыдущего.

Следует подчеркнуть, что мы имеем дело с риторической (диалектической) аргументацией, которая была убедительной во времена Платона потому, что мир и человек мыслились в категориях тех самых топов, которые использует Платон; современному мышлению, которое принимает иные топы, аргументация Платона может поэтому представляться неубедительной. И современный автор, чтобы обосновать то же положение о бессмертии души, изберет иные внешние топы, например, живое возникает только из живого.

Внутренние топы остаются прежними. (См. в кн.:Волков А. А. Основы риторики).

Аргумент содержит сложно организованную систему топов. Система топов, заложенная в замысле аргумента, может быть развернута в схеме и редукции.

Имеется положение, которое нужно обосновать, например, бессмертие души. Обосновать положение, значит найти другое положение, истинность или правильного которого очевидна для аудитории, и свести доказываемое положение к принимаемому так, чтобы оно вытекало из принимаемого либо необходимым образом, либо в соответствии с требованиями здравого смысла, которые также принимаются аудиторией. Мысль, к которой сводится положение, и является топом.

В схеме аргумента топ обычно выступает в виде большей посылки умозаключения. Если умозаключение имеет сложную форму, например, эпихейремы, в которой посылки, обосновывающие основной вывод, в свою очередь, являются выводами умозаключений, приходится отыскивать несколько топов, причем таким образом, чтобы они были совместимыми как по содержанию, так и в отношении представлений аудитории, к которой обращена аргументация.

Диспозиция (расположение) –раздел риторики, который содержит рекомендации к построению речи, т.е. к композиции.

Сущность композиции.

Композиция применяется к риторической аргументации. Риторическим аргументом (в дальнейшем просто аргументом) называется завершенная словесно оформленная мысль, которая оценивается аудиторией как истинная, правильная, уместная и приемлемая.

Аргумент состоит из положения суждения или предложения, которое обсуждается, и обоснования доводов, суждений, которые подтверждает положение, делают его ясным, очевидным или приемлемым для аудитории.

Чтобы правильно построить аргумент, нужно решить три задачи: найти идею, которая рассматривается как истинная или общепринятая, сблизить положение с этой идеей, предложить основания такого сближения и связать доводы с положением.

Соответственно, обнаруживаютсятри смысловые части аргументатоп, схема и редукция. Топ общая идея, к которой приводится положение и на основе которой строится аргумент. Редукция сведение значений термов (частей суждения)  к значению топа. Схемасостав, связь и последовательность положения и доводов аргумента.

Отсюда следует, что топ может относиться и к разделу изобретения, и к разделу композиции.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 673; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!