Отрывок из статьи В.В. Краевского «Воспитание или образование?»



 

«Вопрос, вынесенный в заглавие этой ста­тьи, выглядит несколько странно. В самом деле, разве существует такая альтернатива? Как будто ясно, что образованность – еще не все, что нужно человеку и осо­бенно окружающим его людям. Мало ли образованных хамов? [...]. Эти вопросы кажутся риторическими. [...] Однако дело обстоит не так просто. Необходимость в нем разобраться становится настоятельной хотя бы потому, что сегодня все чаще упрекают педагогов и педагогику в забвении важнейшей категории нашей науки и не менее важной области педагогической практики – воспитания. [...] На довольно длительный период оно (воспитание) факти­чески исчезло из педагогического обихода. Чаще всего его заменяли словом «разви­тие». Вначале такое положение дел было по­нятно и в чем-то оправданно, поскольку открылась перспектива освобождения школьной практики от крайней формали­зации всего педагогического процесса, ос­вобождения творческой энергии педагогов и учащихся. Придираться к неточностям научно-методологического характера каза­лось неуместным. А эти неточности были. Педагогическое руководство, педагогическое воздействие – характеристика любой пе­дагогической деятельности, и уйти от это­го невозможно. Какими бы тонкими ни были нити, связывающие учителя и уче­ника, они не могут исчезнуть совсем, пока существует педагогический процесс. Воспитание плохо не само по себе и не любое, а лишь построенное на основе авторитаризма, нацеленное на индоктринацию и формирующее соответствующие ка­чества у воспитанников. Что касается раз­вития, то это категория психологическая, и преобладающее внимание к ней было одним из факторов, обусловивших появле­ние тенденции к «размыванию» педагоги­ческой науки и забвению накопленного ею немалого запаса знаний о воспитании. Объективно способствовало этому и опре­деление воспитания как «управления раз­витием». [...] Довольно распространенное недоразуме­ние – представление о том, что в недав­нем прошлом воспитание сплошь форми­ровало духовность и нравственность, а эгоизм и собственнические умонастроения современных тинэйджеров – порождение последних, «реформистских» лет [...].

Еще одним следствием отката в проти­воположную сторону выступает недооценка другой педагогической категории – «обра­зование». Столкновение мнений вокруг приоритетности одной из этих двух кате­горий нередко принимает форму бестолко­вого спора о словах. По-видимому, более продуктивным будет онтологический под­ход, при котором сначала определяется область действительности, о которой идет речь, а потом уже выбирается слово, под­ходящее для ее обозначения. В этом слу­чае имеются в виду очень широкие кате­гории, глобальные для педагогической на­уки. Одной из них может быть обозначен ее объект. Вопрос ставится так: что изу­чает педагогическая наука? [...]. В общей форме на этот вопрос дал ответ еще в 1922 г. А.С. Макаренко, ут­верждавший, что объектом педагогического исследования должен считаться не ребе­нок, а «педагогический факт (явление)».

Следующий вопрос: в какой деятельно­сти возникают педагогические факты? Пе­дагогика изучает особый вид деятельности. Эта деятельность целенаправленная, пото­му что педагог не может не ставить пе­ред собой определенную цель: научить тому-то, воспитать такие-то качества лич­ности (гуманность, нравственность, самостоятельность, способность к творчеству и т.д.). Если посмотреть на дело более широко, можно сказать, что это деятель­ность по выполнению извечно существую­щей функции человеческого общества: пе­редавать новым поколениям ранее накоп­ленный социальный опыт. Иногда это на­зывают трансляцией культуры. На этом основании можно определить педагогику как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную, харак­теризующуюся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человече­ских существ к жизни общества. Мож­но обозначить такую деятельность как целенаправленную социализациюличности. Под социализацией понимается процесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, историче­ски накопленной культуры. Этот вид дея­тельности и есть собственный объект пе­дагогической науки.

Здесь, конечно, не имеется в виду то понимание социализации, которое факти­чески отождествляет ее с адаптацией к социуму в его неизменном и неизменяе­мом виде. Речь идет о социализации, организованной таким образом, чтобы вы­пускник школы был в состоянии не толь­ко успешно выполнять предназначенные ему функции в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоя­тельно. Он должен получить возможность не просто приспосабливаться к существую­щей социальной действительности, но и вносить собственный вклад в существую­щий порядок, вплоть до его реформирова­ния. Определение предмета науки зависит от ее теоретического статуса. Если признает­ся наличие у педагогики теоретического уровня, ее предмет можно сформулиро­вать так: это система отношений, возникающих в деятельности, являю­щейся объектом педагогической науки.Например, в системе отношений, характер­ных для обучения, изучаемого одной из педагогических научных дисциплин – дидактикой, ученик предстает как объект преподавания и субъект учения.

Теперь можно подумать и о том, как назвать эту деятельность в контексте педагогической науки, пользуясь ее собствен­ными категориями. По традиции можно было бы обозначить ее термином «воспи­тание». Но беда в том, что термин не­однозначен. Различают, по меньшей мере, четыре смысла воспитания: 1) широкий социальный – речь идет о воздействии на человека всей окружающей действи­тельности; 2) широкий педагогический – имеется в виду целенаправленная деятель­ность, охватывающая весь учебно-воспита­тельный процесс; 3) узкий педагогиче­ский – под воспитанием понимается спе­циальная воспитательная работа: 4) еще более узкий – решаются задачи, связан­ные, например, с формированием мораль­но-волевых качеств (нравственное воспита­ние), художественных представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В этом случае термин обозначает участок при­ложения воспитательных усилий.

Такая неопределенность приводит к не­доразумениям. Всякий раз приходится ого­варивать, в каком смысле говорится о воспитании. Например, когда употребляют термин «воспитание» в первом значении, получается, что оно включает в себя об­учение плюс воспитание во втором смыс­ле. Другая трудность заключается в нали­чии синонимов к слову «воспитание», каждый из которых вправе претендовать на статус объекта науки: учебно-воспита­тельный процесс, практическая педагоги­ческая деятельность, педагогическая дей­ствительность, образование. Каждое из этих понятий приемлемо для обозначения объекта педагогики в связи с другими понятиями, как говорят, в определенном контексте. Например, понятие «воспитание» стоит в одном ряду с понятиями «обуче­ние», «методы обучения». Если нужно ус­тановить различия в этом ряду, правомер­но определять объект именно как воспита­ние. «Учебно-воспитательный процесс» со­относится с такими понятиями, как «цело­стность учебно-воспитательного процесса», «образовательная, развивающая и воспита­тельная функции процесса обучения».

Практическая деятельность предстает как объект анализа, когда необходимо сопоста­вить эту деятельность с научной и рас­смотреть в рамках такого сопоставления объекты, средства и результаты двух видов деятельности. Педагогическая действи­тельность – это та часть реальности, которая включена в образовательную дея­тельность, составляет эмпирическую об­ласть для изучающей ее науки, ее исход­ное основание и в то же время выступа­ет как структурный элемент связи педаго­гической науки с практикой. Образование – наиболее общее поня­тие, с одной стороны, вводящее объект педагогики в общий социальный контекст, а с другой – открывающее возможность его истолкования в конкретных понятиях. Так сделано, например, в Законе РФ «Об образовании», где оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства». Здесь образование тракту­ется так же, как воспитание в широком педагогическом смысле. Зато в какой-то степени снимается неоднозначность. Во всяком случае, нет необходимости в этом контексте говорить об образовании в пер­вом или во втором смысле. Образован­ный – не просто обученный, но и вос­питанный человек.

Образованным можно назвать не просто выпускника школы, изучившего науки, там преподаваемые, а человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному вы­бору, индивидуальному интеллектуально­му усилию и самостоятельному, компе­тентному и ответственному действию в политической, экономической, профес­сиональной и культурной жизни. Он уважает себя и других, терпим к пред­ставителям других культур и нацио­нальностей, независим в суждениях и открыт для иного мнения и неожидан­ной мысли. Понятно, что и содержание образования в этом случае не сводится к изучению основ наук, овладению языками и развитию интеллекта. По-настоящему образованный человек может не только действовать внутри наличной социальной структуры, но и изменять ее [...].

Есть еще один довод в пользу термина «образование». У тех, кто употребляет слово «воспитание», подразумевая целена­правленную деятельность, охватывающую весь учебно-воспитательный процесс, воз­никают трудности в общении с зарубеж­ными коллегами, особенно если разговор ведется на английском языке [...]. На английский язык слово «воспитание» невозможно пере­вести так, чтобы сохранились все нюан­сы, о которых говорилось выше. Смысл можно передать лишь приблизительно, несколькими словами, и при этом одним из них будет education – образование: attitude education, value education, т.е. об­разование (формирование) отношений и «ценностное» образование,т.е. формирова­ние у учащихся ценностных отношений. Есть еще глагол to bring up, но он озна­чает не столько воспитывать,сколько ра­стить, выращивать.

Таким образом, окончательного, обще­принятого решения сегодня нет. Приводят свои аргументы и сторонники взгляда, со­гласно которому наиболее широким поня­тием, обозначающим педагогическую дея­тельность, а, следовательно, и объект на­шей науки, должно быть воспитание.Они ссылаются главным образом на традиции. Действительно, если по-прежнему ограни­чивать образование формированием лишь интеллектуальной стороны личности и считать, что в него не включается другой аспект, связанный с формированием у че­ловека эмоционально-ценностных отноше­ний и соответствующего поведения, при­дется искать все это вне образования. Тогда замена термина будет выглядеть как ущемление прав педагога, сведение его функций к бездуховному, лишенному чело­веческих эмоций интеллектуализму, «натас­киванию» на учебный предмет, в свою очередь сводящемуся к основам науки. Но сегодня образование и входящее в него обучение вовсе не ограничиваются только рациональной стороной, а предполагают развитие всей гаммы человеческих чувств.

С нашей точки зрения, если все это принять во внимание, правильнее будет утверждать, что объектом педагогической науки следует считать образование. Прав­да, образование изучают также и другие науки, каждая по-своему: педагогическая психология, философия образования, со­циология образования. Но педагогика – это единственная специальная наука об образованиив ряду научных дисциплин, представители которых могут исследовать те или иные стороны образовательной деятельности. Только педагогическая наука изучает образование в единстве всех со­ставляющих его частей, и лишь для нее образование – собственный объект изуче­ния.

С изменением идеологических ориенти­ров произошли сдвиги и в педагогическом сознании. Они не могли не затронуть представления о той отрасли науки, где находит отражение педагогическая действи­тельность и где обосновываются проекты образовательной деятельности. В связи с изменениями в образовании возникла идея смены парадигмы науки, изучающей ее, педагогики. Термин «парадигма» и производные от него (парадигмальный, полипарадигмальный, парадигмальные на­правления, гуманистическая парадигма) все чаще употребляются в разговорах об об­разовании и педагогической науке. По-ви­димому, пора выяснить, что на самом деле имеется в виду. Чтобы оценить обо­снованность и обозначить границы воз­можного применения положений, выдвига­ющихся в русле упомянутой идеи, необхо­димо дать хотя бы самый краткий обзор современного состояния дел в российском образовании в условиях его перманентного реформирования.

Главное состоит в том, что запущен механизм развития и саморазвития систе­мы образования. При всех трудностях постсоветского периода многое сделано для того, чтобы образование стало дей­ственным фактором становления граждан­ского, открытого общества.Несмотря на рецидивы «отката» к прошлому, на попытки вернуться к однажды преодолен­ным стереотипам мысли и действия и на присущую сфере образования инерцион­ность, остаются действенными принципы гуманизации и демократизации, вариа­тивности, альтернативности, многоукладности, развивающего характера об­разования и др. [...]. Обязательно ли перемены в образовании должны повлечь за собой смену парадиг­мы науки, в которой они отражаются и обосновываются? Все трактовки понятия парадигмы в обшей методологии науки объединяет то, что оно относится не к объекту науки, а к самой научной дея­тельности: парадигма – модель научной деятельности как совокупность теоре­тических стандартов, методологических норм, ценностных критериев.Другие определения конкретизируют это общее представление: «теория (или модель поста­новки проблем), принятая в качестве об­разца решения исследовательских задач», «признанные всеми научные достижения, которые в течение определен­ного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообще­ству».

Учет этих характеристик парадигмы как методологической категории поможет дать достаточно определенный ответ на сфор­мулированный выше вопрос. Главная проблема – в способе и характере суб­станционального наполнения парадигмы, а не ее структурной реорганизации.Выше были перечислены главные направ­ления изменений в образовании. Конкрет­ные формы их реализации не являются чем-то совершенно новым для педагогики. Имеются в виду усиление внимания к ребенку, уважение к его личности; созда­ние благоприятных условий для развития способностей детей и возможностей само­определения; последовательная индивидуа­лизация учебного процесса; повышение статуса гуманитарных учебных дисциплин и т.п. Отображение в науке этих позиций, изу­чение возможности их реализации в педа­гогическом процессе и обоснованиепеда­гогических систем, ориентированных на личность ученика, не требуют смены са­мой модели, т.е. структуры и логики педагогического исследования, так как, например, при замене одного костюма другим не требуется каждый раз менять шкаф. Остаются неизменными методологи­ческие характеристики: проблема, тема, обоснование актуальности, объект и пред­мет исследования, его цель и задачи, ги­потеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики. Таким образом, смены парадигмы педа­гогической науки в том смысле, в каком она понимается в современной методоло­гии науки, т.е. как модели научнойдея­тельности, не происходит. Но это не зна­чит, что в принципе модель всегда оста­ется неизменной. Однако нужно разобрать­ся в том, что именно моделируется. В данном случае меняется не модель науки, не парадигма педагогики, а модель прак­тической образовательной деятельности, можно сказать, модель образования. Что это значит?

Одним из благотворных следствий обо­значенных выше инноваций, направленных на отход от практики индоктринации, на гуманизацию, т.е. «очеловечение» образова­ния, оказалась замена учебно-дисциплинар­ной модели взаимодействия педагога и воспитанника личностно ориентированной моделью, утверждающей взгляд на ребен­ка как на личность. Отвергается манипулятивный подход к детям. Однако в сознании многих замена од­ной модели образовательной практикидругой оказалась связанной с представле­нием о смене парадигмы педагогической науки, которая как раз и призвана кон­струировать теоретические модели. По­смотрим, к чему приводит такое смеще­ние методологических представлений. В явной или неявной форме выдвигается предположение, что объектом педагогиче­ской науки теперь должна стать личность воспитанника, а не образовательный про­цесс, не содержание и методы образова­ния. Но подобное смещение методологи­ческой ориентации не может способство­вать повышению качества и эффективно­сти работы. Существует очень большое различие между ориентацией на личность ученика в практике, с одной стороны, и в науке – с другой [...].

Обзор сложившейся сегодня ситуации, на наш взгляд, не дает оснований для вывода о необходимости смены парадигмы науки об образовании в том смысле, каком понимается парадигма по определе­нию, приведенному выше. Однако пара­дигма науки вообще и педагогической на­уки, в частности, не может быть неизме­няемой в принципе. Как и все на свете, она развивается, подлежит эволюции. Слу­чаются и революции, о чём пишетТ. Кун в книге, на которую мы здесь ссылались.

Какими же факторами может быть обу­словлена смена подходов и характеристик способов получения научных знаний в области образования? Прежде всего, эти факторы определяются не столько измене­ниями в самой образовательной деятельно­сти, сколько общим направлением движе­ния познающей мысли в данной сфере. Применительно к педагогике это означает движение к созданию нормативно-мето­дологических и теоретических ориенти­ров для концептуального и проектиро­вочного освоения различных аспектов и разделов образования,которое реализуется в исследовательской работе [...]. Продвижение в понимании всего ком­плекса вопросов, связанных с образовани­ем, является частью глобального социаль­ного процесса смены рецептивно-отра­жательного подходак мышлению и об­разованию человека другим, который на­зывают конструктивно-деятельностным.Проявления этого процесса глубоки и раз­нообразны: отказ от жестких авторитар­ных схем, связанных с манипулированием учащимися и установкой на запоминание готовых знаний; ориентация на всесторон­нее развитие; проблемное обучение: все то, что называют личностно ориентирован­ным образованием, связанным с освобож­дением творческой энергии каждого чело­века, находящегося в системе педагогиче­ских отношений. Такой переход предполагает внимание к философскому, методологическому и теоре­тическому осмыслению педагогической на­уки и практики. Для педагога-исследовате­ля конструктивно-деятельностная пози­ция формируется в процессе овладения методологической культурой, в содержание которой входят: методологическая рефлексия (умение анализировать соб­ственную научную деятельность), спо­собность к научному обоснованию, кри­тическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования [...].

В настоящее время, можно выделить два направления возможной трансформации парадигмы педагогической науки. Пер­вое – возрастание роли междисциплинарных исследований в образовании и повышение интегративной функции педагогической науки. Одна научная дисциплина не в состоянии охватить все сложные со­циальные условия и факторы, определяю­щие развитие образовательных систем. Второе, тесно связанное с первым, – повышение теоретического уровняи определение статуса педагогики как един­ственной науки, специально изучающей образование [...].

 Любые суждения о столь непростом вопросе, как парадигма науки, должны быть основаны на обстоятельном анализе [...]. Еще предстоит исследовать ряд важных проб­лем, к числу которых можно отнести, в частности, вопросы: каковы характер и механизм влияния трансформации объекта изучения на способы исследования и на парадигму науки в целом? Как соотносят­ся общая ситуация в науке и положение в данной конкретной научной дисциплине? Как сдвиги в парадигме научного позна­ния в целом отражаются на логике, структуре и характеристиках исследования в данной области? Считать ли парадигмой научные подходы и направления? Имеются в виду, например, системный и деятельностный подходы применительно к педагоги­ке или парадигмальные направления, та­кие, как либерально-рациональное, культур­но-историческое, глобально-историческое [...]» (Краевский, В.В. Воспитание или образование? / В.В. Краевский  Педагогика. – 2001. – № 3. – С. 3–10).

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1614; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!