Восприятие движения и времени



Восприятие движения (отражение во времени направления, скорости перемещения воспринимаемого объекта, определение взаиморасположения объектов относительно субъекта). Восприятие движения осуществляется в результате взаимодействия нескольких анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового. При восприятии движения субъект отражает:

- характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание);

- форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, зигзагообразное);

- направления движения (вверх, вниз, вправо, влево);

- продолжительность движения (краткое, длительное);

- темп движения (быстрое, медленное);

- ритм движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющиеся, плавное, прерывистое);

- амплитуду движения (максимальное/минимальное, отклонение от положения равновесия).

Восприятие времени – как отражение длительности, скорости, темпа и ритма. Специального анализатора для восприятия времени пока не обнаружено, возможно его не существует. В отражении времени участвуют все анализаторы. В оценке временных интервалов участвуют слуховые и кинестетические ощущения:

Восприятие длительности - отражение скорости протекания временного отрезка события или явления, которое зависит от эмоционального состояния субъекта: при положительных моментах время недооценивается, при отрицательных – переоценивается.Восприятие последовательности (сукцессивности) и одновременности (симультанности) – связано с представлениями о настоящем, прошедшим и будущем, отражающими объективные повторяющиеся природные процессы.

Восприятие темпа – отражение скорости, с которой одни стимулы в процессе протекания отрезка времени заменяются другими. Восприятие ритма – отражение равномерного чередования стимулов в процессе протекания отрезка времени;

 

Иллюзии восприятия.

Иллюзия восприятия – полное или частичное искажение отражаемой от реальных объектов информации. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов при изменении привычных условий деятельности, а также при сильных эмоциях. По мимо наиболее распространённых зрительных, существуют слуховые, вкусовые, иллюзии запаха, вестибулярные, тактильные.

Зрительные иллюзии (ошибки оценки, смещение, контраст) во многом объясняются целостностью восприятия: высота объекта из-за закона перспектив всегда воспринимаются меньше, чем на самом деле, поправка, которую на основании опыта вносит субъект, приводит к переоценке длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными.

Слуховые иллюзии проявляются, если источник звука находится перед глазами или за спиной субъекта, создается иллюзия, что он звучит со всех сторон, для того, чтобы точно локализовать его, необходимо повернуться боком.

Вкусовые иллюзии – если налить три стакана воды и в средний насыпать полчайной ложки соли, то вода в первом стакане покажется пресной, во втором объективно соленой, а в третьем – очень свежей и вкусной. Восприятие не изменяется, если вместо соли насыпать сахар.

Иллюзия вестибулярные – резкая остановка кресла-барани при вращении в нем человека с закрытыми глазами, вызывает у человека иллюзию продолжения вращения, но в противоположном направлении.

Иллюзии тактильные – прикосновение с закрытыми глазами, скрещенными указательным и средним пальцами к кончику собственного носа создает иллюзию наличия двух носов; прикосновение к тыльной стороне кисти раздвинутыми менее чем на 20мм ножками циркуля создает иллюзию одного, а не двух касаний, в то время как на кончиках пальцев два острия ощущаются на расстоянии в 1мм. Первую иллюзию можно объяснить тем, что наружные поверхности двух соседних пальцев никогда не касаются одновременно одной поверхности, вторую – тем, что рецепторы располагаются на разных поверхностях тела с неодинаковой густотой.

 

Слуховое восприятие.

Способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: - громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; - высоту, соответствующей частоте, - тембр, или "окраска" (для сложных звуков), который соответствует структуре звукового спектра.

Громкостьюназывается субъективное ощущение, позволяющее слуховойсистеме располагать звуки по шкале от тихих до громких звуков. Громкость звука связана, прежде всего, с давлением звука. Обычно, чем больше звуковое давление, темгромче звучит акустическая система. Однако, это не всегда так. Громкость такжезависит от частоты, спектрального состава, длительности звука и его локализации впространстве. Термин громкость иногда заменяют абсолютной громкостью,относительной или субъективной громкостью - это все одно и тоже.

Высотой звука называется субъективная количественная мера его ощущения,для которого главным параметром раздражения является частота.Высотойобладают только чистые тоны и периодические звуки,причем у последних высотаопределяется частотой основного тона. Высота может в некоторой степени меняться отгромкости звука, его спектрального состава и длительности.Музыкальный строй. В музыке система звуков, отобранных по высотномупризнаку, называется звукорядом или музыкальным строем.Существуют два видамузыкальных строев: слуховой отбор (ладовый, народный) и теоретический строй(расчетный). Второй является общепризнанным. В основе этого строя лежитособенность: при любом абсолютном значении частоты звука Fодинаковыеотносительные изменения частоты создают ощущение одинакового прироставысоты. Например, изменение частоты со 132 до 264 Гц и с 524 до 1048 Гц.

Тембром звука называется его особая окраска, позволяющая отличить данныйзвук от других звуков такой же высоты и громкости. Тембр – это субъективнаякачественная характеристика звука. На тембр оказывают влияние следующие факторы:

Спектр звука.Музыкальные звуки являются периодическими колебаниями, спектркоторых дискретен и содержит кроме основного тона ряд обертонов (гармоники).Количество обертонов и соотношение их амплитуд является наиболее важным фактором, определяющим тембр звука

Временные факторы.Другим физическим фактором, определяющим тембр,является длительность атаки (нарастания) звука и длительность его затухания. Приэтом обертоны и основной тон могут иметь разные длительности атаки изатухания. Звук фортепиано характеризуется короткой атакой и длительнымзатуханием, тогда как для органа наоборот. Поэтому тембр этих инструментовсовершенно различны.

Вибрато.Очень существенное влияние на тембр имеет вибрато. Этим терминомобозначается небольшая амплитудная или частотная модуляция основного тона звукаили его обертонов, происходящая с частотой не выше 10...12 Гц. Чаще всего такая

модуляция осуществляется механическим способом, например, колебаниями пальца,прижимающего струну.

Созвучие.Интересные особенности тембра возникают при одновременномвоспроизведении целой группы звуков. Например, унисонное звучание. Под этимпонимают одновременное воспроизведение несколькими музыкальнымиинструментами звуков одной и той же высоты. В этом случае никогда нет полноготождества звуков всех инструментов.

 

Тактильные ощущения.

Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения. Наибольшая острота тактильной чувствительности характерна для частей тела, активно осуществляющих двигательные функции. Это кончики пальцев рук и ног, кончик языка. Гораздо менее чувствительны живот, спина, внешняя сторона предплечья.Как отмечает Л.М. Веккер, ощущения прикосновения или давления возникают лишь тогда, когда механический разделитель вызывает деформацию поверхности кожи. При действии давления на участок кожи очень малых размеров наибольшая деформация происходит именно в месте непосредственного приложения раздражителя. Если же давление производится на поверхность значительной площади, то в этом случае оно распределяется неравномерно: наименьшая его интенсивность ощущается во вдавленных участках поверхности, а наибольшая – по краям вдавленного участка. При опускании руки в воду, температура которой равна температуре руки, давление ощущается только на границе погруженной в жидкость части поверхности, то есть именно там, деформация этой поверхности наиболее значительна. Необходимо отметить, что интенсивность ощущения давления обусловлена скоростью деформации кожной поверхности.

 


Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 459; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!